Как появился Ямал: краткая история округа

Ямал – это уникальное место на нашей планете. Здесь сочетаются традиции коренных народов и новейшие промышленные разработки. В этом году Ямало-Ненецкому автономному округу исполняется 93 года. Однако его история уходит корнями на сотни лет назад – первые упоминания о коренном населении относятся к XI веку. Тогда новгородские купцы уже знали о жителях северных земель. Правда в рассказах путешественников и торговцев было много слухов и фантастических описаний. Говорили, будто через Обь можно пройти по спинам осетров, которые в ней плавали, а белки падают на землю, как дождевые капли. Началом создания государственности в этих краях принято считать основание Обдорской крепости казаками в 1595 году. Тогда Обдорский острог стал самым северным русским поселением. Много лет спустя ему дадут название Салехард, и он станет административным центром Ямало-Ненецкого автономного округа. Какое значение имела Обдорская крепость для всего русского государства? Чем платили дань царю местные жители? Как развивался регион в XX веке? Какой вклад внесли люди Ямала во время Великой Отечественной войны? И какой ЯНАО сегодня?

В начале XII века вся территория вокруг русла нижней Оби была частью «волостей подданных» Великого Новгорода. После его падения земли перешли во владение московским князьям. С 1502 года они именовались как еще и Югорские и Обдорские. В 92-м году XVI века царь Федор отправил поход в земли великой Оби. Его целью было покорение этих территорий. Поход был успешным, ведь через три года на заветной земле казаки основали Обдорскую крепость. А уже в 1601-м году появился еще один острог – Мангазея. Он стал значимым местом. Здесь велась торговля и сюда же привозили ясак со всей Сибири от реки Лены до Енисея. Ясак – это натуральный налог, который платили местные народы в казну русскому царю. Благодаря присоединению северной земли Россия наладила торговые связи, в том числе и с другими государствами, расширила свою территорию и получила весомый дополнительный доход. Так, в 1660-м году из Сибири в бюджет страны поступило более 600 тысяч рублей, что составило почти треть всей доходной части. Ежегодно зимой в Обдорске проводили традиционную ярмарку. На нее приезжали ненцы, ханты и купцы из Архангельской, Енисейской и Тобольской губерний. Торговали пушниной, рыбой, костью мамонта, лодками, одеждой и другими товарами. К началу ХХ века из Обдорска ежегодно вывозилось на продажу до 200 тысяч пудов рыбы, это более трех тысяч тонн, и около 50 тысяч шкурок пушных зверей – песца, лисы, белки, горностая и других.

События, происходившие в России и мире в XX-м веке не могли не затронуть Ямал. Новая государственная власть распространяла свое влияние на всю страну, поэтому коснулось оно и народов Севера. Так были открыты фактории Яр-Сале, Щучье, Шурышкары и другие. Они необходимы были для организации торговли и продовольственного снабжения. Кроме того, началась активная ликвидация неграмотности и организация медицинской помощи. Появились первые избы-читальни, школы, фельдшерские пункты и больницы. В декабре 1930 года были созданы восемь национальных округов. Одним из них был Ямальский округ с центром в селе Обдорск, входивший в состав Уральской области. Спустя три года, 20 июня Обдорск переименовали в поселок Салехард. На тот момент в округе проживали более 45 тысяч человек, из них свыше 15 тысяч – кочевники. Основой экономики региона оставались оленеводство, рыбная промышленность и заготовка пушнины. Последняя выросла в 10 раз с 1931-го по 1940-й год. К тому же начали осваивать растениеводство и выращивать картофель и овощи. Спустя 10 лет после образования Ямальского округа в нем уже действовали 28 интернатов для детей, 46 школ, 10 библиотек, а также работали дома ненца, красные чумы и культурные базы. 

Во время Великой Отечественной войны сотни тонн рыбы и мяса с Ямала отправили на фронт. Кроме того, коренные жители пожертвовали более 100 тысяч оленьих шкур, меха, валенки и полушубки, одеяла и другие теплые вещи. После окончания войны большое внимание уделялось усилениею технического оснащения в рыбной промышленности и охотничьем промысле. К тому же начали развивать звероводство. Появились фермы, где выращивали песцов, лисиц и норок. Особенное внимание занимал вопрос транспорта. Так, еще в конце 30-х годов удалось наладить прямую авиасвязь с Омском. Однако постоянные пассажирские рейсы самолетами Ан-24 запустили с 1964 года. На них можно было долететь в Тарко-Сале, Тюмень, Тазовский. А еще через 4 года начались полеты и в Москву. Железная дорога появилась в Лабытнанги в 1949-м. По рекам курсировали пассажирские суда, строились крупные механизированные причалы. В 1964-м в регионе появилось собственное радио, а в 1968-м – телевидение. В 60-х годах помимо школ, в регионе уже работали и другие социально-значимые учреждения: дома культуры и сельские клубы, народные театры и музыкальные школы, библиотеки и свой краеведческий музей.

Во второй половине прошлого века на Ямале начались геологоразведочные экспедиции. Именно они определили будущее всего региона. Поиски углеводородных месторождений привели к обнаружению огромных запасов нефти и природного газа. 14 апреля 1962 года в Тазовской тундре забил первый газовый фонтан. Еще пять крупных месторождений нашли в течение двух лет – с 1964 по 1966. А следом одну за другой открыли три нефтегазоносные площадки. Газ, добытый из Медвежьего месторождения, пустили по трубопроводу из Надыма в Пунгу в 1972-м году. А через 6 лет начал функционировать газопровод Уренгой-Надым. На сегодняшний день из запасов ямальской земли добыто более 11 миллиардов кубометров голубого топлива. Благодаря его огромным запасам Ямал прославился на весь мир.

На сегодняшний день в Ямало-Ненецком автономном округе проживают более 500 тысяч человек. Здесь одновременно ведется активная разработка месторождений и уделяется особенное внимание сохранению экологии и культуры коренных народов. Для жителей создают всю необходимую инфраструктуру, чтобы у них была возможность комфортно жить, получать необходимое медицинское обслуживание, учиться и развиваться в суровых природных условиях. Здесь развивают туризм, строят дороги и аэропорты, наращивают промышленные мощности.

Лига историков

13.8K постов50.8K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Для авторов

Приветствуются:

- уважение к читателю и открытость

- регулярность и качество публикаций

- умение учить и учиться


Не рекомендуются:

- бездумный конвейер копипасты

- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации

- чрезмерная политизированность

- простановка тега [моё] на компиляционных постах

- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты

- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)


Для читателей

Приветствуются:

- дискуссии на тему постов

- уважение к труду автора

- конструктивная критика


Не рекомендуются:

- личные оскорбления и провокации

- неподкрепленные фактами утверждения