Историческая байка: почему в последние годы резко выросло количество "оригинальных" мессершмиттов

Историческая байка: почему в последние годы резко выросло количество "оригинальных" мессершмиттов Авиация, Техника, Самолет, Истребитель, Мессершмитт, Вторая мировая война, История, Рассказ, Видео, Мат, Длиннопост

Я часто повторяю эту историю в комментах под тематическими постами, возможно, когда-то делал отдельный пост про неё, но давно не обновлял свои воспоминания. Предлагаю поднять источники и рассказать её заново и во всех излишних подробностях.


Вилсон Коннел "Конни" Эдвардс, родом из Техаса, летал на самолётах ещё с подросткового возраста, получил свой лётный сертификат в 1951 году. Выполнял секретные полеты по контрактам для государственных учреждений в 1950-х и 1960-х годах, в основном в Центральной и Южной Америке. Налетал 20 000+ часов, перепробовал десятки самолётов, таких как B-17, B-24, B-25, B-26, AT-11, JU-52, C-46, C-47, C-54, Spitfire, Mosquito, P-38, P-40, P-51, P-63, F4U-4, FM-2, F-6, F-7, TBM, AT-6, F-104, F-18, Albatross, PBY, Sunderland и другие. Большая часть этого списка рано или поздно оказывалась в его личном владении и хранилась на ранчо. В том числе и многомоторные морские самолёты базировались посредь сухого и жаркого Техаса, как бы каламбурно это ни выглядело. 100 000 квадратных футов (9290 квадратных метров) занимали ангары, в которых Вилсон хранил свои летаблы. Неудивительно, что он был одним из постоянных и самых интересных гостей на местных авиашоу, ибо кто его знает, что он пригонит в этот раз. Да и не только местных - известен случай, когда он на Каталине пересёк Атлантический океан, чтобы побывать в Великобритании, и так же улетел своим ходом обратно.


Эдвардс на съёмках "Битвы за Британию".

Историческая байка: почему в последние годы резко выросло количество "оригинальных" мессершмиттов Авиация, Техника, Самолет, Истребитель, Мессершмитт, Вторая мировая война, История, Рассказ, Видео, Мат, Длиннопост

Самолёты эти Конни покупал на свои деньги - помимо немаленьких заработков в ЦРУ (или кто там ему спецзадания поставлял), он родился в семье владельца крупного нефтяного бизнеса. Глядя на батю, тоже сделал себе компанию, занимающуюся услугами, связанными с нефтянкой. И вообще, у него чуйка на деньги была гораздо лучше, чем у отца. На землях, которые покупал Эдвардс, внезапно обнаруживались леса красного дерева или полезные ископаемые типа той же нефти или Texas stone (очень дорогой окаменелой древесины, которая идеально подходит для облицовки бохатых домов, таких, как замок, который отгрохал себе наш герой). Часть самолётов, которые он скупал, по прошествии лет оказывалась редкими и ценными экземплярами. Продавал он их редко, но иногда знатно наваривался на перепродаже. В 1972 году к нему на ранчо случайно занесло одного дядьку. Тот посадил свой самолёт на аэродроме Вилсона, чтобы спросить, где тут можно поохотиться на перепелов. Это был Сэм Уолтон. Наш персонаж подружился с ним, а потом выяснил, что новый знакомый долго и упорото развивает сеть собственных торговых точек - Волмарт. Казалось бы, 16 магазинов в жопе мира, которые стагнируют уже несколько лет. Однако Эдвардс опять скосплеил царя Мидаса - проинвестировал этот проект, и уже в течение 70-х Волмарт взлетел! Сейчас это крупнейшая сеть супермаркетов в мире.


Вернёмся к летаблам. По всей видимости, к концу 60-х наш лётчик-бизнесмен и будущий успешный инвестор уже прослыл мастером выделывать кренделя на всём, что летает, и его стали нанимать на съёмки фильмов в качестве главного постановщика воздушных сцен. Оплату он при случае брал реквизитом - самолётами.


Одной из самых эпичных его работ стал фильм "Битва за Британию" (1969).


Сцены воздушных боёв под саундтрек.

Собственно, с этого фильма история и берёт своё начало. Его нанимала организация United Artists, которая после съёмок "Битвы..." не смогла с ним сразу рассчитаться и предложила дать ему долговую расписку (IOU - I owe You). Однако хорошие люди посоветовали Вилсону: не соглашайся на такое, особенно от британских кинокомпаний, - они тебя наебут, к бабке не ходи! Тогда он решил получить свою долю по старой схеме: давайте я заберу у вас эти шестнадцать Hispano Aviación HA-1112-M1L Buchón. Тут же раздалось неистовое "По рукам!"


Так в его ангаре в Техасе появилось 16 недомессеров.

Историческая байка: почему в последние годы резко выросло количество "оригинальных" мессершмиттов Авиация, Техника, Самолет, Истребитель, Мессершмитт, Вторая мировая война, История, Рассказ, Видео, Мат, Длиннопост

Испанский производитель самолетов Hispano Aviación изначально был частью Hispano-Suiza, обрёл независимость и новое название после захвата Андалуссии франкистами в 1939 году. Так как собственная истребительная авиация у страны практически отсутствовала, и ей неоткуда было взяться, хиспана закорешилась с фрицами, и в 1942 году те продали им техдокументацию на Messerschmitt Bf.109G, а также стали поставлять двигатели, так как собственные Hispana Suiza 12Z оказались ненадёжными, да и находившийся во Франции моторный завод, спешно эвакуированный на родину, когда пришли немцы, всё никак не мог адаптироваться к новым условиям и начать крупносерийное производство.

Историческая байка: почему в последние годы резко выросло количество "оригинальных" мессершмиттов Авиация, Техника, Самолет, Истребитель, Мессершмитт, Вторая мировая война, История, Рассказ, Видео, Мат, Длиннопост

Теперь у испанцев появилось, чем навалять бобрам условного противника, если вдруг война придёт и к ним. Сначала делали на немецких Даймлер-Бенцах (HA-1109), а после войны - на британских Ролс-Ройс Мерлинах (HA-1112). Так как расположение выхлопных патрубков на британскиз двигателях было другим, плюс не хватало охлаждения, морда лица у самолёта претерпела серьёзные изменения.

Историческая байка: почему в последние годы резко выросло количество "оригинальных" мессершмиттов Авиация, Техника, Самолет, Истребитель, Мессершмитт, Вторая мировая война, История, Рассказ, Видео, Мат, Длиннопост

За некоторое время до окончания войны Германия уже была не в состоянии поставлять свои двигатели, что привело к появлению HA-1112, которых наклепали 287 штук и бросили это дело, потому что стало ясно, что будущее - за реактивной авиацией. Последним был вариант M1L, получивший собственное имя Buchón - голубь мужского пола. Их выпуск завершили в 1954 году.


Основную массу HA-1109 утилизировали ещё в начале 50-х. Последние HA-1112 прослужили до конца 60-х, когда поршневые истребители окончательно отправили на свалку истории. По сути, съёмки в роли мессеров в "Битве за Британию" стали их последним заданием в составе Испанских ВВС. Также на этом фильме закончилась служба бомбардировщиков CASA 2.111d, которые были разработаны на базе Heinkel He. 111, а потому всё ещё сохраняли внешнее сходство с прародителями. Но те же ролс-ройссовские движки опять внесли изменения во внешний вид, и воздухозаборники здесь крупнее, чем у Юмо-211.

Историческая байка: почему в последние годы резко выросло количество "оригинальных" мессершмиттов Авиация, Техника, Самолет, Истребитель, Мессершмитт, Вторая мировая война, История, Рассказ, Видео, Мат, Длиннопост

После съёмок испанцы оставили часть самолётов в Великобритании и сказали, что их можно не возвращать. Киношники принялись их яростно распродавать в музеи и частные коллекции, но их было так много, что в ряде случаев их продавали просто на металлолом. Поэтому предложение избавиться аж от 16 "мессеров" прозвучало весьма заманчиво.


Спустя десятилетия Эдвардс дал такую оценку своему увлечению авиацией: "Я не коллекционер, самолёты сами меня находят. Это не музей, пускать сюда людей я не собираюсь. Мне неинтересно слушать байки с фронта от других лётчиков-ветеранов. Я не имею профита с самолётов, мой основной бизнес - нефть, фермерство, добыча камней. А самолеты - это так, игрушки".


Всю эту коллекцию "игрушек" он хотел оставить в наследство своему сыну (Вилсону Коннелу "Тексу" Эдварду-младшему), тоже военному лётчику, но в 2013 году тот погиб в автоаварии. В общем, как пели Майкл Болтон, а потом и Лора Брэниган, "All that I've been living for is gone"... Теперь эти самолёты стали ненужными Вилсону, и он решил продать всю коллекцию одним лотом. Как он сказал: "Вот вам моя цена - 17 лямов, и если вы не сможете столько заплатить, то я не вижу в вас человека, который сможет вкладываться в их содержание так же, как вкладывался я".


Надо сказать, отсев дураков через высокий прайс действительно сработал: в 2014 году нашёлся неназванный покупатель из Европы, который на эти условия согласился. Он сразу сообщил, что часть самолётов восстановит до лётного состояния, но все ему не нужны, поэтому остальные будут перепроданы.


Ну так вот, эти 16 бучонов раскидало по всему миру. Не прошло и пары лет, как на ютубе начали появляться видеоролики со свежесобранными "оригинальными" мессершмиттами. Но, если пробить их историю, то выясняется, что от мессеров там только двигатель DB. 605 и приборная доска. Остальное - HA-1112-M1L. Совпадение? Не думаю.


Если серьёзно, то Бучоны, несмотря на малый выпуск, - самолёты довольно распространённые и иногда встречающиеся в продаже. Однако сам факт того, что на рынок было вброшено больше 10 таких бортов, мог повлиять на ускорение реставрации других. Перевыпуск лонжеронов и прочих силовых элементов скелета самолета можно ждать годами, ибо перед заводами стоят очереди из десятков других желающих, если не больше. Среди потенциальных клиентов - в первую очередь ближнемагистральные транспортные самолёты Douglas DC3/С47. Их в лётном состоянии 600+ штук, ещё десятки под реставрацией. То же касается средних бомбардировщиков - 70+ штук летает, десятки реставрируются. Тяжёлых бобров меньше, но и работы с ними больше. Истребителей дохрена! Одних мустангов 170+ штук. В некоторых случаях под восстановлением находится больше самолётов, чем летает - например, Корсаров (20 летаблов и 30 будущих летаблов). Таким образом, покупка донора, с которого можно снять запчасти, экономит время, а возможно, и деньги.


Например, в музее Hangar 10 в Узедоме, Германия, есть варианты Bf.109G-6, G-14 и G-12. Из них настоящий только G-6. На G-12 и вовсе стоит "родной" Мерлин, но на более старых роликах он тоже летал на DB. 605. Наверное, сняли для ремонта. Что забавно, все три самолета были выставлены на продажу, о чём я шутковал в посте Мессер ннада?

Ещё один пример недавно полетевшего мессера, про который достоверно известно, что он сделан из Бучона. Ввезён в США в 2016 году.

Вилсон Коннел "Конни" Эдвардс умер 3 мая 2019 года в возрасте 85 лет.

Историческая байка: почему в последние годы резко выросло количество "оригинальных" мессершмиттов Авиация, Техника, Самолет, Истребитель, Мессершмитт, Вторая мировая война, История, Рассказ, Видео, Мат, Длиннопост

Авиация и Техника

9.3K постов17.5K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Правила Пикабу