Искатели сокровищ
Эта карикатура Бориса Ефимова – об изъятии церковных ценностей.
Голод в Поволжье стал по мнению одних – причиной, по мнению других – поводом для изъятия богатств церкви.
23 февраля 1922 года увидел свет декрет ВЦИК «О порядке изъятия церковных ценностей, находящихся в пользовании групп верующих», начинавшийся словами:
«Ввиду неотложной необходимости спешно мобилизовать все ресурсы страны, могущие служить средством борьбы с голодом в Поволжье и для обсеменения его полей, Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет, в дополнение к декрету об изъятии музейного имущества, постановил:
1. Предложить местным Советам в месячный срок со дня опубликования сего постановления изъять из церковных имуществ, переданных в пользование групп верующих всех религии по описям и договорам, все драгоценные предметы из золота, серебра и камней, изъятие коих не может существенно затронуть интересы самого культа, и передать в органы Наркомфина со специальным назначением в фонд Центральной комиссии помощи голодающим…».
То есть, во-первых, изымались все предметы из золота, серебра и драгоценных камней. Все остальное изымать было запрещено – и в документах фиксировались случаи возврата церковной утвари, которая оказалась не золотой, а из какого-нибудь сплава типа латуни. Это положение, по счастью, сохранило в храмах множество икон, пусть и без окладов, стоимость которых была очень велика.
Во-вторых, «раскулачивали» не только православные храмы, но и мечети, синагоги, католические костелы и т.д. «Крокодил» про это даже карикатуру нарисовал.
В-третьих, на изъятие ценностей отводился месячный срок. Но в месяц, разумеется, не уложились, кампания продолжалась несколько месяцев и сопровождалась множеством эксцессов. Было множество столкновений представителей власти и прихожан, от трагичных до анекдотичных.
Так, жители деревни Сабурово Московского уезда даже не дали даже выступить агитатору, который едва успел раскрыть рот. Углядев все что нужно во рту, крестьяне «приведя в пример его золотые зубы, указали, что «ценности пойдут на золотые зубы коммунистов».
Но чаще всего было совсем не смешно – как во время событий в ивановской Шуе, где по толпе стреляли из пулемета, пострадали 22 человека, из них 4 убито.
Было множество попыток сопротивления изъятию. Было множество судебных процессов, по итогам которых десятки священников и мирян были расстреляны.
Изъятие церковных ценностей в Петрограде. Художник И. А. Владимиров
В общем, был страшный бардак – не забывайте, изъятие происходило в стране, где только-только закончилась Гражданская война, где каждый делал что хотел, и власти более чем условно контролировали обстановку на местах. К примеру, председатель Всеукраинского ЦИК просто взял и категорически запретил отправлять ценности в Москву. Нет, изымать надо. Но все изъятое - оставлять на Украине. Перебьются москалики.
А в целом эта кампания вызывала очень большие ожидания.
Газета «Известия» всерьез убеждала читателей, что церковных богатств хватит на то, чтобы обеспечить голодающих продовольствием на три года. В газетах постоянно подчеркивались богатства церкви и рассказывалось, например, про изъятие из Киево-Печерской лавры золотой ризы с иконы Божьей матери, усыпанной 550 бриллиантами весом 92 карата, жемчужинами и другими драгоценными камнями. Это был самый дорогой из изъятых предметов, одна эта риза по стоимости равнялась 100 вагонам хлеба.
Но ожидания на богатую добычу не оправдались.
Точнее сказать - результаты кампании оказались совершенно плачевными.
Всего в 1922 г. было изъято:
Золота - 33 пуда 32 фунта, то есть чуть более полутонны
Серебра - 23 997 пуда 23 фунта – около 400 тонн
Бриллиантов - 35 670 штук
Прочих драгоценных камней - 71 762 штук.
Жемчуга - 14 пудов 32 фунта – около 250 кг.
Итого было изъято на сумму 4 650 810 золотых рублей 67 копеек.
4,6 миллиона – это очень немного. Ленин писал в секретном письме членам ЦК от 19 марта 1922 года, подлинность которого, правда, некоторыми оспаривается: «Взять в свои руки этот фонд в несколько сотен миллионов золотых рублей (а может быть, и в несколько миллиардов) мы должны во что бы то ни стало».
В итоге – всего 4 с половиной миллиона.
Общая сводная цифра подтверждается и сообщениями с мест. Практически все статьи, изучающие процесс изъятия ценностей в том или ином регионе, сообщают о малой результативности. К примеру, В.А. Клишева в статье «Голод 1921 1922 гг. в Удмуртии: причины и последствия» отмечает: «В уездах работа по изъятию церковных ценностей завершилась в течение месяца. В церквях г. Глазова собрали церковной утвари на сумму 68398 рублей золотом. В десяти церквях Дебесского уезда к концу марта 1922 г. изъяли 3 пуда 21 фунт серебра. Конфискованного имущества церквей области хватило всего лишь на 10 вагонов муки».
Почему же результаты были такими разочаровывающими?
Тому было несколько причин.
Во-первых, церковь и без того изрядно «растрясли» в предыдущие годы. Как указывает известная исследовательница проблемы Н. А. Кривова в книге «Власть и Церковь в 1922—1925 гг.»: «Известно лишь, что во время «неофициальной» волны изъятия, прокатившейся в стране еще в 1920 г., у церкви было отнято 7150000000 рублей, не включая изъятое на Украине, Кавказе и в Сибири. Есть сведения по отдельным губерниям. Так в феврале 1922 г. чекисты Новгородской губернии сообщали в Москву, что во время проходившей в 1919 г. кампании вскрытия святых мощей в губернии было взято ценностей из некоторых церквей и монастырей на сумму свыше 1 миллиона золотом. Однако подсчитать количество разграбленного и бесследно пропавшего церковного добра в годы революции и Гражданской войны невозможно».
Во-вторых, церковь и сама собрала для голодающих немалую сумму. Еще летом 1921 года, задолго до объявленной кампании, патриархом Тихоном был создан комитет помощи голодающим.
К февралю 1922 года им было собрано в пользу бедствующих около 9 млн рублей, а также ювелирные украшения и продукты.
В-третьих и главных, при слабой власти в России сделать что-либо на местах практически невозможно. Это как во время борьбы с самогоноварением в одной из предыдущих глав, когда милиционеры в районах годами «не могли найти» аппараты у практически открыто торгующих самогонщиков.
Здесь было то же самое – перед приездом «городских» прихожане просто разбирали ценности по домам и прятали их. Как пишет та же Н. А. Кривова: «В ежедневных сводках Информационного отдела ГПУ появляется даже специальный раздел «Дополнительный обзор хищений и скрытий ценностей по церквам РСФСР», который пестрит сообщениями о расследовании случаев "кражи" духовенством и прихожанами из церквей особо ценных предметов с целью их спасения».
Как обличающе предполагал Троцкий, церковь «откупалась» громоздким, но сравнительно дешевым серебром и утаивала истинные сокровища.
В итоге тема изъятия церковных ценностей довольно быстро сошла со страниц прессы, и во второй половине 1922 года "Крокодил" об этом уже практически не писал.
Нечем было хвастаться.
___________________
Это - глава из моей книги "История в карикатурах, где я, разглядывая рисунки в "Крокодиле" тех лет, пытаюсь рассказать про историю страны.
Моя группа во ВКонтакте - https://vk.com/grgame
Моя группа в Телеграмм - https://t.me/cartoon_history
Моя страница на "Автор.Тудей" - https://author.today/u/id86412741
Лига историков
13.7K постов50.7K подписчиков
Правила сообщества
Для авторов
Приветствуются:
- уважение к читателю и открытость
- регулярность и качество публикаций
- умение учить и учиться
Не рекомендуются:
- бездумный конвейер копипасты
- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации
- чрезмерная политизированность
- простановка тега [моё] на компиляционных постах
- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты
- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)
Для читателей
Приветствуются:
- дискуссии на тему постов
- уважение к труду автора
- конструктивная критика
Не рекомендуются:
- личные оскорбления и провокации
- неподкрепленные фактами утверждения