Индийская армия
Автор: Роман Воронов.
Индийское национальное восстание 1857 года, больше нам известное как Восстание сипаев, поставило Британскую империю перед очень серьёзным вопросом - что делать дальше? Удерживать Индию силами исключительно англичан было нереально от слова абсолютно, а колониальная армия из индийцев доверия уже не вызывала. В любом случае, отказаться от местных частей возможности не было, поэтому было решено провести глубокую реформу принципов их формирования. Англичане не были бы англичанами, если бы не придумали какую-то оригинальную, но вместе с тем работающую схему. Именно это они и сделали, породив на свет систему формирования на основе классов. Под классом в данном случае понимается этнолингвистическая группа, включающая представителей родственных народностей. Одной из причин мятежа считалось смешение в войсках Ост-Индской компании солдат разных национальностей, в результате чего живущие рядом индуисты, сикхи и мусульмане из разных народов понемногу забывали о собственных разногласиях и смешивались в единую индийскую сущность, формирование которой колонистам было ну очень невыгодно. Отсюда и возникла идея формировать более или менее монолитные в этническом отношении части. Суть этой системы никто особо и не пытался скрывать. Министр по делам Индии Чарльз Вуд напрямую заявлял, что это сделано, чтобы «сикх мог стрелять в индуса или гуркха и наоборот без всякого стеснения».
На дворе был XIX век, никто не стеснялся формулировок, и принцип назвали «расовым», потому что на тот момент у британских военных в Индии была очень популярна теория так называемых «воинственных рас» (Martial race). Идея состояла в том, что большую часть индийцев объявили миролюбивыми и не воинственными, а некоторым, наоборот, приписали природную склонность к воинскому делу. По мелочам были споры, но в целом к концу века списки подходящих для службы народностей устоялись, в первую очередь усилиями фельдмаршала Фредерика Робертса, ярого сторонника данной идеи. В перечень вошло только 27 из всего множества индийских народностей, при этом достаточно чётко прослеживалась закономерность, что чем народ более светлокожий и похож на европейцев, тем больше у него было шансов в «воинственные расы» попасть. Южноиндийские дравиды таким образом оказались фактически за бортом этой системы, что вызвало закономерное возмущение многих офицеров, служивших с этими людьми. На самом деле, вышло действительно весьма несправедливо, потому что завоёвана Индия была во многом как раз-таки при помощи колониальных частей, состоявших из уроженцев южных княжеств. Но всё сопротивление противников системы оказалось тщетным.
Что занятно -- на лояльность колонизаторам во время восстания 1857 года внимания обращали мало. В список «воинственных рас» благополучно попали маратхи, составлявшие чуть ли не главную силу мятежников, зато не попали некоторые народы, состоящие из «неприкасаемых», до конца сохранявшие верность англичанам. Начиная с 1892 года и до Второй мировой состав колониальных частей, в целом, не менялся. В основном, это были уже упомянутые маратхи, а также пенджабцы, сикхи, гуркхи, кумаоны, пуштуны, раджпуты, догры, гархвалы и джаты. Были представлены и некоторые более мелкие народы, но, в целом, их количество было незначительным. Подразделения делились на одноклассные и фиксированно-классные. К первым относились части, набранные из представителей одного народа, например, Сикхские лёгкие стрелки или Кумаонский полк. Ко вторым -- части с фиксированным соотношением нескольких разных народов, когда в батальоне, например, две роты из сикхов, а две - из догров или раджпутов. Подобная система позволяла достаточно эффективно эксплуатировать этнические и кастовые разногласия в индийском обществе, при этом обеспечивала хорошую лояльность армии. Принцип «разделяй и властвуй» снова показал свою эффективность. И, само собой, данная система послужила мишенью для активной критики борцов за независимость -- они прекрасно понимали, что армия, призванная служить кузницей патриотизма и единой индийской идентичности, на самом деле под британским управлением выполняла прямо противоположную функцию.
На смягчение системы британскую администрацию заставила пойти только Вторая мировая война. Дело в том, что различные индийские народы были представлены в армии очень непропорционально общей их доле в населении Индии. Народ, составлявший буквально несколько процентов от общего числа жителей, мог давать чуть ли не половину всех военнослужащих, как было с пенджабцами. В итоге сложилась, казалось бы, парадоксальная для Индии ситуация, когда начали заканчиваться люди -- в некоторых народах из «воинственных рас» к 1944 году служило по 30-45 % мужчин призывного возраста, что серьёзно подрывало экономическую базу этих народов. В сложившихся условиях англичанам пришлось поступиться принципами и начать формирование частей из ранее не подлежащих призыву этнических групп, вроде ассамцев или бихарцев. Более того, в 1941 году само использование термина «воинственные расы» было запрещено, как вносящего разногласия в армию и способствующего дискриминации.
После получения Индией независимости классный принцип формирования армии был отменён, но произошло с ним ровно то же самое, что и с кастами: на словах и на бумаге никаких классов нет, а по факту большую часть индийской армии как составляли маратхи, догры, пенджабцы, сикхи, джаты и иже с ними, так и составляют больше 70 % личного состава. Справиться с этой проблемой чрезвычайно сложно, во многом в силу того, что офицерский состав, в том числе и высший, тоже представлен выходцами из означенных народов, и они яро отстаивают права своих соплеменников на армейскую службу. Даже нормы призыва, введённые для отдельных штатов и дистриктов, помогают мало, потому что это Индия, и без коррупции никак -- молодые маратхи или догры едут в соседний штат, делают там через многочисленных посредников регистрацию и благополучно призываются в армию как местные резиденты. В итоге вроде бы вполне находящийся вне системы классов призывник из Гуджарата с большой вероятностью оказывается ни кем иным, как жаждущим попасть на службу маратхом из Раджастана.
Автор: Роман Воронов.
Оригинал: https://vk.com/wall-162479647_413170
Подпишись, чтобы не пропустить новые интересные посты!
Лига историков
13.9K поста50.9K подписчиков
Правила сообщества
Для авторов
Приветствуются:
- уважение к читателю и открытость
- регулярность и качество публикаций
- умение учить и учиться
Не рекомендуются:
- бездумный конвейер копипасты
- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации
- чрезмерная политизированность
- простановка тега [моё] на компиляционных постах
- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты
- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)
Для читателей
Приветствуются:
- дискуссии на тему постов
- уважение к труду автора
- конструктивная критика
Не рекомендуются:
- личные оскорбления и провокации
- неподкрепленные фактами утверждения