Пожалуйста, будьте вежливы! В новостных и политических постах действует Особый порядок размещения постов и комментариев.

Импортозамещение: провал, который не исправить?

Импортозамещение — слово, которое часто вылетает из уст чиновников. 2022-2023 годы показали, что этот процесс во многих отраслях провалился. Эдуард Фраер вник в тему и рассказал почему своё производство не взлетело.

Как обстоят дела?

Импортозамещение: провал, который не исправить? Новости, Политика, Бизнес, Кризис, Импортозамещение, Производство, Российское производство, Импорт, Длиннопост, Telegram (ссылка)

Фото «АвтоВАЗа»

Что такое импортозамещение? Сам термин власти не любят, пытаясь заменить его на «технологический суверенитет». Смысл остается тот же — это процесс замены товаров, которые привозятся из-за рубежа, на собственные разработки. Полноценное импортозамещение — это утопия, поэтому речь идет о частичном замещении.

Легко отследить это в автомобильной сборке, когда автоконцерны создают заводы в стране. Естественно значительная часть комплектующих, особенно связанная с «мозгами» машины, будет доставляться из другого государства, но «железо» вполне можно найти на местном рынке. Позволяет это создать новые рабочие места, получить налоговые выплаты и так далее. В такой ситуации автомобиль называются своим, но можете посмотреть из чего собирали старую «Весту».

Высшая школа экономики подготовила в феврале 2023 года аналитический доклад, где рассказала, что импрозамещением Россия занимается 15 лет. И сразу в начале материала идет радостная информация, которая написана большими буквами:

«В последние годы использование импорта в промышленном комплексе России не превышало 40%. Это значительно ниже, чем у Канады, Нидерландов, Польши, Австралии, Германии, Саудовской Аравии и ряда других крупных экономик, и примерно на одном уровне с США и Индией»

Следом идут менее радостные новости:

«При этом в отдельных секторах отечественной экономики зависимость от импорта все еще остается критической»

Давайте обратимся к слайдам презентации. На первом нам рассказывают историю импортозамещения, но нам интереснее другое — доля отечественного производства по отраслям. График позволяет оценить период с 2014 по 2021 год. С 2022 года многие данные перестали публиковать в открытом доступе. Как показывает торговый баланс, где импорт восстановился до старых значений, вряд ли картина изменилась кардинально.

Импортозамещение: провал, который не исправить? Новости, Политика, Бизнес, Кризис, Импортозамещение, Производство, Российское производство, Импорт, Длиннопост, Telegram (ссылка)
Импортозамещение: провал, который не исправить? Новости, Политика, Бизнес, Кризис, Импортозамещение, Производство, Российское производство, Импорт, Длиннопост, Telegram (ссылка)

График объясняет снижение импорта в промышленном комплексе — замещение прошло за счет перехода на отечественные материалы на стройках. Для того, чтобы импортозамещение было успешным, необходимо создать рынок сбыта. В отношении металлов, древесины, бетона и других материалов это удалось сделать из-за госзакупок, где официально приоритет отдавался отечественной продукции. Дворцы спорта, аэропорта, многоквартирные дома, дороги, больницы, школы — это огромный рынок в любом регионе. Плюс добавляются частные проекты. Им тоже проще найти своего поставщика в России, чем тащить металл из-за границы.

В других отраслях, где недостаточно просто выпустить трубу или обработать дерево, начались проблемы. Здесь были нужны технологии, а их никто не собирался раздавать и до 24 февраля 2022 года. Если с западными партнерами можно было пытаться договариваться на совместное производство на адекватных условиях, то азиатский рынок это совершенно другая история. Мэр Москвы Сергей Собянин подтвердил, что России никто не собирается помогать с технологиями. Зачем создавать себе нового конкурента?

- Более того, нам открыто говорят: хотите получить какие-то технологии — покупайте в целом продукт. Мы говорим: да нет, нам нужны в лучшем случае комплектующие, которые мы заменим в скором времени. Нам говорят: мы это понимаем, поэтому не собираемся это делать, по крайней мере, не собираемся по нормальным ценам. Вот двойная цена — пожалуйста, - заявил Собянин на Московском экономическом форуме.

Снова дадим слово «вышке». На первом слайде эксперты оценили ситуацию до 2022 года и сделали свои выводы, на втором — заглянули в будущее.

Импортозамещение: провал, который не исправить? Новости, Политика, Бизнес, Кризис, Импортозамещение, Производство, Российское производство, Импорт, Длиннопост, Telegram (ссылка)
Импортозамещение: провал, который не исправить? Новости, Политика, Бизнес, Кризис, Импортозамещение, Производство, Российское производство, Импорт, Длиннопост, Telegram (ссылка)

Таблица от «вышки» показывает, что весь процесс настолько долгий и сложный, что хочется задать вопрос: «Вы реально думаете, что это можно реализовать?». Во многих сферах деятельности нужен человеческий капитал, но даже по расчетам Росстата к 2030 году население страны уменьшится на 3,2 миллиона человек. Это «чистая» убыль населения без учета возможных политических решений, которые могут увеличить этот показатель. Кроме того, никто не знает, когда будет достигнуто дно новой демографической ямы, в которой находится страна.

Другая проблема — это технологии, которых нет. Да, можно купить чертежи неплохого китайского смартфона, сделать свою версию операционной системы, но кому этот «Р-Фон» будет нужен? Да и непонятно насколько он «свой», если как один известный монитор… Пожалуйста, не надо это делать вообще. Если государство хочет, чтобы импортозамещение работало — необходимо, чтобы товар был конкурентоспособным, потому что ему придется соревноваться с импортными разработками. Тот же телефон нужно умудриться продать не столько своим гражданам, сколько отправить это дело за рубеж.

Конечно, всегда можно пойти по привычному плановому пути. Государство уже грозится пересадить всех чиновников на отечественные машины, чтобы дать заказы производству. Можно по такой же системе поменять все компьютеры у бюджетников, но где гарантия, что они будут нормально работать? Это должен быть аккуратный процесс, чтобы чиновники потом большую часть дня не смотрели в зависший монитор. Все-таки многим из них, особенно на муниципальном уровне, есть чем заняться.

Мы говорили про то, что для успешного импортозамещения необходим устойчивый рынок сбыта. Если вы запускаете производство, то нужно прогнозировать кому и что вы будете продавать. В регионах России пытались заняться продовольственной безопасностью, но даже в сельском хозяйстве это получалось с трудом. Например, на Сахалин привозили венгерских коров, которые потом гибли вместе с предприятием, куда их притащили. В целом сейчас возникают проблемы с доступностью мяса, потому что оборудование иностранное, цены на все растут, работников не хватает. Проще забить скотину и свернуть производство. И в один миг это не исправить, как не кричи про импортозамещение.

Схожие системные проблемы существуют во всех сферах. Возьмем фармацевтику. «Российская газета» рассказывает как всё хорошо, что основные медицинские препараты будут отечественные. Только вот уже к середине материала начинаются старые песни о главном. Слово главе Ассоциации российских фармацевтических производителей Виктору Дмитриеву.

- Сегодня на повестке дня остро стоит вопрос преференции для российских препаратов, произведенных по полному циклу. Но нужно понимать, что это производство ведется на зарубежном оборудовании и с зарубежными интермедиатами. Выдавив с рынка импортеров лекарств и отечественных производителей, работающих не по полному циклу, мы рискуем попасть в ситуацию, когда и производство полного цикла остановится из-за поломки оборудования, отсутствия запасных частей, сервисного обслуживания и интермедиатов. Немаловажной нам видится также возможность выбора, которой могут лишиться врач и пациент, - сказал Дмитриев. Потом он добавил, что «отечественные малая и тонкая химия фактически потеряны, нет нужного оборудования и квалифицированных кадров». Без этого производить собственные лекарства, как вы понимаете, очень сложно.

Неужели все так плохо?

Импортозамещение: провал, который не исправить? Новости, Политика, Бизнес, Кризис, Импортозамещение, Производство, Российское производство, Импорт, Длиннопост, Telegram (ссылка)

Фото «Ведомостей»  

На это вам ответят основные индикаторы: доллар за 100 рублей, ключевая ставка в 13% и дисбаланс в паре импорт-экспорт. Градусник показывает не самую благоприятную температуру. Власти и рады бы отказаться от такого количества импортных товаров, но это невозможно. Даже при хваленном параллельном импорте на Камчатке перестали летать чешские самолеты, потому что для них не хватает запчастей. В других отраслях просто растут цены, как в книжном бизнесе. Дорожают логистика и компоненты.

Единственная отрасль, которая относительно безболезненно смогла перестроиться на новые рельсы, это IT. Крупные игроки на рынке (Сбер, Тинькофф и т. д.) давно разрабатывали своё ПО — они ускорились, перейдя на него. Более мелкие организации могли или перейти на отечественные разработки, или вспомнить про торренты, если они вообще забывали про них. На худой конец можно придумать, как легально использовать иностранный софт и платить за него. Танцы с бубном и иностранными счетами никто не отменял.

Переход в IT-секторе на отечественные решения был возможен благодаря тому, что российские программисты давно и успешно выпускают качественные продукты, которые интересны международному рынку. Если бы наше программное обеспечение было на уровне местного автопрома, то и здесь пришлось бы заниматься параллельным импортом или закупаться «Москвичами». Но нельзя сказать, что в IT всё хорошо. Здесь те же проблемы с оборудованием: от серверов до базовых мобильных станций. Это приводит к сбоям, например, в связи. Решить проблему с наскока сложно из-за эксклюзивности технологий.

Итого

В краткосрочной перспективе можно заняться только косметическими вещами. Хотя некоторые отрасли давно нуждаются в полной перестройке, например, на российских верфях до сих пор работают на оборудовании нацисткой Германии 1932 года выпуска. Спасибо, что не на разработках Петра I. Только на масштабные перемены нужны деньги, которых в бюджете нет. Иностранные инвесторы из дружественных стран на рынок не заходят. Всё это очень сильно усложняет процесс импортозамещения, который даже в нормальной ситуации был бы очень сложным.

Если вам понравился этот материал, то я буду рад, если вы поделитесь им со своими друзьями и подпишетесь на мой телеграм-канал и Boosty.

Новости

26.9K постов25.3K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

1. Ставить тег "Новости"

2. Указывать источник (ссылку на новость)

3. Запрещены призывы к экстремистским действиям, оскорбления и провокации.