Формализм, жёлтая рубашка и эксперимент в метро

"Чем соната отличается от концерта?"
Вопрос читателя

"Вот вопрос... Вы же убиваете меня этим вопросом!.."

Формализм, жёлтая рубашка и эксперимент в метро Музыка, Музыканты, Классическая музыка, Культура, Образование, Музыкальная школа, Воспитание детей, Детский журнал, Классика, Формализм, Видео, YouTube, Длиннопост

Ну ладно. Начнём с таких понятий, как форма и формализм.

С формой я познакомился в шесть лет, когда пошёл в музыкальную школу. Заниматься можно было в чём угодно, а вот на концерты и экзамены надо было обязательно надевать нарядную форму. Лакированные сандалии, чёрные бархатные шорты, белые колготки, белую рубашку и – о ужас! – огромный блестящий бант на грудь.

Мне этот костюм (особенно бант) решительно не нравился. Учительница объясняла, что «ты должен быть одет, как настоящий артист» и «почувствовав себя настоящим артистом, ты непременно сыграешь лучше». Я учительнице верил – и не верил одновременно. Потому что никаким артистом я себя не чувствовал, а чувствовал какой-то ряженой куклой. И что в обычных джинсах и свитере сыграл бы точно так же, а может, и лучше.

С формализмом я познакомился в той же музыкальной школе, в четвёртом классе. Я доставал ноту «до» третьей октавы, и меня сделали солистом хора. Петь мне очень нравилось. А потом был большой концерт к какому-то празднику, и нам было велено прийти в белых рубашках. А я из своей сильно вырос, и пришёл не в белой рубашке, а в жёлтой. Учительница страшно накричала на меня и выгнала из зала, сказав, что солировать будет Лёша Никитин, мой приятель и одновременно соперник. Я спустился в раздевалку, забрал пальто и ушёл домой. И на хор больше не ходил.

Формализм в искусстве – вещь страшная. Скажем, приходит в редакцию поэт Пушкин и говорит:

– Здравствуйте! Я тут стихотворение написал, «Я помню чудное мгновенье».

А ему в ответ: