«Европейская перестройка»Секретные исследования Восточной Европы в SD. История и деятельность Института Ваннзее в 1935 – 1945 годах

«Европейская перестройка»Секретные исследования Восточной Европы в SD. История и деятельность Института Ваннзее в 1935 – 1945 годах Нацизм, Третий рейх, Великая Отечественная война, Вторая мировая война, История, Длиннопост

В 2000 году в немецком научно-историческом журнале Zeitschrift für Geschichtswissenschaft была опубликована большая статья Гидеона Боча о секретном учреждении SD, занимающимся научно-исследовательской деятельностью в отношении вероятных противников нацистской Германии. Дискуссия о роли гуманитарных и общественных наук в эффективном функционировании национал-социалистической системы приобрела сегодня значительный интерес в среде немецких юристов, историков и социологов. В первую очередь этот интерес вызван спорами о роли ученых-гуманитариев в нацистских программах по переселению и массовым убийствам. Постепенно проясняется, в каком объеме ученые оказывали услуги нацистской системе, или же сразу стали действовать как представители нацистской «политической науки». На примере изучения секретных «восточных исследований» в службе безопасности рейхсфюрера SS, Гидеон Боч предпринимает попытку объяснения этого феномена. В нашем материале мы опубликуем лишь основные моменты исследования Боча.



Работа по внедрению расовой политики, в сфере деятельности Генриха Гиммлера, вызывает особенный интерес в обсуждении роли научной экспертизы в нацизме. Также вызывает интерес переплетение науки и научной политики с разведывательной деятельностью SD.

В январе 1937 года Гиммлер представил SD как научно-исследовательское учреждение: служба должна продолжать изучать намерения предполагаемых противников нацистской Германии. Рейнхард Гейдрих сформулировал это так: «Научно и – здесь слово действительно подходит – генерально». Отто Олендорф и Франц Альфред Сикс, будущие академики, которые вели службу внутренних сообщений в главном управлении SD, смогли взять научные фонды под контроль SS: с поглощением библиотечных фондов по теме СССР института Восточной Европы в Бреслау, с января 1937 года было подготовлено создание секретного института восточных исследований в SD.



Это учреждение, названное вскоре Институтом Ваннзее, стало первым научным институтом, организованным SD. Теперь служба безопасности стала работать в области научных исследований, исследований Востока; в ходе дальнейшего процесса создания разведывательных исследований, Институт Ваннзее получил центральное значение. Несмотря на своё главное значение, Институт Ваннзее долгое время упоминался в послевоенных научных исследованиях как секретный. Деятельность, структура и обстоятельства создания института оставались в тени. Лишь в начале 1990-х годов работы немецких историков пролили некоторый свет на существование этого института.



История этого учреждения берет свое начало в 1935 году. В этом году начал реализовываться, на базе библиотечных и архивных запасов Бреслау, план создания прикладного научно-исследовательского института по России, который должен был расположиться в Берлине. Первоначально институт создавался Министерством по науке, воспитанию и народному образованию (REM). В этом деле Министерство объединялось с SD, которая на ранней стадии гитлеровского правления имела относительно слабое положение в нацистской системе. SD привлекла к этой работе экономического и аграрного эксперта доктора Михаила Ахметели. С REM была достигнута договоренность, что Ахметели должен заниматься в Берлине формированием исследований по Советской России. Из института Восточной Европы в SD и Гестапо были переброшен основной объем материалов. Эти материалы составили библиотечные фонды более чем в 30 000 томов, являясь наиболее обширной библиотекой по России в Рейхе, которая продолжала пополняться. Фактически, под руководством Ахметели, в форме Института Ванзее был создан эксклюзивный центр документации и исследований, над которым SD сохраняла контроль до самого конца войны.



Включение в SD осуществлялось поэтапно с января 1937 года. Во-первых, служба безопасности создала специальный штаб, в который входили различные молодые ученые, частично ранее работавшие в разведке. Во-вторых, в главном управлении SD создается отдел «левого движения» в составе которого есть подотдел № 2 (мировоззренческий анализ). Весной 1937 года отдел, возглавляемый унтерштурмфюрером SS Мартином Вольфом и подчинявшийся Францу Альфреду Сиксу, еще работал над организацией разведывательных наблюдений «марксистских» групп. После «функционального удара» от 1 июля 1937 года, который разграничил направления задач SD и Гестапо и обозначил юрисдикцию в этой области Гестапо, значение отдела «левого движения» в главном управлении SD поначалу утратило свою значимость. Однако перевод Института Ваннзее под юрисдикцию SD в октябре 1937 года позволило восстановить значение этого отдела. Учреждение становится секретным и имеет замаскированное название «Институт возрастных исследований».



Создание этого института соответствовало стремлениям не только службы безопасности, оно отвечало запросам различных рейхсминистров и центрального аппарата NSDAP, которые первоначально участвовали в финансировании института. В 1938 году количество сотрудников Института Ваннзее возросло с 26 до 40 человек. SD искала персонал с языковым и экспертным опытом, который в то же время должен быть политически надежным. Это было проблемой, так как сотрудники института принимались в SS и должны были соответствовать критериям этой организации. Среди персонала, завербованного для Института Ваннзее, часто действовали иностранные немцы, прибывшие в Германию с территории бывшей Российской Империи. В частности, балтийские немцы. Следует упомянуть, что сам Михаил Ахметели являлся выходцем из России (Грузии). Ахметели также организовал некий «фасад» института, в который переводились студенты Берлинского университета. Студенты, прошедшие проверку SD, должны были сначала работать в «семинарии Ахметели», которая являлась неким «придворным институтом». Только после работы в этом институте рассматривался вопрос приобщения наиболее отличившихся студентов к секретным восточным исследованиям Ваннзее. Ряд работ, проводившихся непосредственно в Институте Ваннзее мог стать основой для получения докторской степени.



Именно в 1938 году Институт Ваннзее окончательно сформировался как секретный исследовательский институт SS, который занимался подготовкой шпионажа, подготовкой экспертных докладов по Восточной Европе и особенно по Советскому Союзу. Институт занимался анализом топографических карт и аэрофотосъемки для использования полученных данных бомбардировочной авиацией, экономическим анализом, анализом данных по геологии и полезным ископаемым и т.д. С октября 1938 года институт составлял ежемесячные доклады, а также специальные доклады по различным отдельным вопросам. Каждый доклад имел тираж в 300 экземпляров. Получатели – все имперские министры, рейхсляйтеры и гауляйтеры NSDAP, а также высшие руководители SS.



С сентября 1938 года институт готовится к войне с Польшей. Формируется «центральное отделение Польши», которое с мая 1939 года занимается подготовкой деятельности айнзатцгрупп SD и полиции безопасности.

В связи с созданием в сентябре 1939 года Главного Управления Имперской Безопасности (RSHA), в SD произошли структурные изменения. 22 ноября 1940 года «Институт возрастных исследований (Институт Ваннзее)» был преобразован в специальный реферат 6-го (VI) управления RSHA.



С мая по сентябрь 1941 года, на непосредственном этапе планирования и штурма Советского Союза, Институтом Ваннзее был закончен ряд работ по национал-социалистической экспансии территорий под термином «Европейская перестройка». Однако, на тот момент возможности Германского Рейха по доминированию на «больших пространствах» часто сильно переоценивались. С 1942 года дефицит предпосылок к доминированию становился все более острым. Это стало очевидно и нацистскому научно-исследовательскому сообществу. Как следствие, «восточная наука» стремилась акцентировать исследования на ближайших перспективах. С повторным наступлением Вермахта летом 1942 года, казалось, расширение территорий Германии на юго-западе Советского Союза близко. Институт Ваннзее составил обширное исследование по Кавказу, посвященное кавказским народам и их истории. В своем исследовании институт рассматривал геноцид как способ решения «конфликтов народов». В частности, в исследовании оправдывались методы Турции в решении «армянского вопроса» 1915 – 1918 годов. Помимо подобных «народных исследований», институт занимался вопросами советского сельского хозяйства. Глава института Михаил Ахметели выпустил два тома по аграрно-политическим вопросам. Ахметели занимался разработкой «Нового аграрного порядка» на оккупированных восточных территориях. Все эти разработки Института Ваннзее выразили специфический взгляд на Россию и её историю – Российская Империя являлась сотрудникам института продуктом империалистического процесса расширения, который хаотично и насильственно объединил исторические, этнические и расовые регионы и группы населения. «Большевизм» не просто считался продолжением этого старого стремления к власти над народами, но вполне воспринимался как новое качество. Особенно яркой является картина Института Ваннзее по Советскому Союзу, выраженной в формулировке «Перестройка Восточной Европы». Автор (Ахметели) характеризовал Советский Союз как «интернационально-космополитическим существом большевизма, его еврейско-марксистской закрепощенностью, его мировоззренческой политической целью, его внятным отношением к народности и нации».

Также во время нападения на Советский Союз сотрудники Института Ваннзее не ограничивались разработкой экспертных работ, а часто участвовали в деятельности айнзатцгрупп. Опыт в этом направлении набирался с 1939 года. В рамках «Айнзатцгруппы Польша» доктор Фридрих Бухард имел задачу пополнять трофейными архивами и ценными материалами фонды Института Ваннзее. Аналогичное задание в 1941 году получила «Оперативная команда Москва» (Vorkommando Moskau, VKM), которой первоначально руководил сам Альфред Сикс и в которой служили также Бухард и Эмиль Аугсбург. Это подразделение было сформировано из состава айнзатцгруппы Б, которая убила минимум 150 000 советских граждан. VKM должна была в первые дни планируемой оккупации Москвы провести «меры по обеспечению безопасности». Это означало захват важных материалов и в то же время выполнение мер по уничтожению «политических противников». VKM достигла Смоленска в конце июля 1941 года и также участвовала в массовых убийствах, проводимых айнзатцгруппой Б. Альфред Сикс покинул Восточный фронт в августе 1941 года и вернулся в Берлин. Эмиль Аугсбург был тяжело ранен в сентябре. Бухард, после отъезда Сикса, некоторое время исполнял руководящие обязанности в VKM.



С 1943 года руководство Рейха все чаще выводило из Берлина библиотеки, архивы и коллекции. Институт Ваннзее был переведен в замок Планкенварт в Австрии. Конец войны привел к переоценке структур нацистского государства. Примерно с середины 1943 года социальные и научные институты должны были более эффективно использоваться для выполнения важных военных задач. С распадом Восточного фронта стали свертываться амбициозные проекты рейхскомиссариатов по оккупированным восточным территориям. С августа 1944 года Институт Ваннзее должен был выполнять непосредственные разведывательные задачи. Например, проводить консультации по проведению диверсионных актов. Руководители проекта «Цеппелин» высказывали конкретные требования к Институту Ваннзее. Речь шла о том, чтобы с помощью разведки и диверсий спровоцировать конфликты в республиках Советского Союза. Акцент делался на использовании религиозных противоречий. Еще 19 марта 1945 года руководство института начало исследование по проекту «вопроса о Восточной Церкви», а также изучение религиозных вопросов Юга и Юго-Востока СССР.



С окончанием войны существование института, как подразделения SD, прекратилось. До сих пор нет точной информации о сохранности и местонахождении обширных запасов института. Альбрехт Харисиус и Юлиус Мадер утверждают, что в 1945 году микрофильмированный архив был передан самим Ахметели Рейнхарду Гелену и вошел в фонды BND (служба внешней разведки ФРГ). Есть данные, указывающие, что бывшие сотрудники Института Ваннзее, такие как Михаил Ахметели и Эмиль Аугсбург впоследствии работали на BND. Разведывательный характер Института Ваннзее дает конкретную оценку возможной преемственности в работе этого учреждения. При улучшении и упорядочении фондов института можно снова начать аналогичные исследования. Тем более, что большое количество похищенных нацистами архивов Советского Союза так и не были возвращены после войны.

Источник: Gideon Botsch: „Geheime Ostforschung" im SD. Zur Entstehungsgeschichte und Tätigkeit des „Wannsee-Instituts" 1935-1945. Zeitschrift für Geschichtswissenschaft 48, no. 6 (2000): S. 509–524.


https://vk.com/wall-123941152_2936

Лига историков

13.8K постов50.7K подписчик

Добавить пост

Правила сообщества

Для авторов

Приветствуются:

- уважение к читателю и открытость

- регулярность и качество публикаций

- умение учить и учиться


Не рекомендуются:

- бездумный конвейер копипасты

- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации

- чрезмерная политизированность

- простановка тега [моё] на компиляционных постах

- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты

- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)


Для читателей

Приветствуются:

- дискуссии на тему постов

- уважение к труду автора

- конструктивная критика


Не рекомендуются:

- личные оскорбления и провокации

- неподкрепленные фактами утверждения