Дуглас Макартур. Американский "НАПОЛЕОН" VII

Дуглас Макартур. Американский "НАПОЛЕОН" VII Военная история, США, Холодная война, Война, Корейская война, LiveJournal, История, Длиннопост

Дуглас Макартур. Американский "НАПОЛЕОН"

Дуглас Макартур. Американский "НАПОЛЕОН" II

Дуглас Макартур. Американский "НАПОЛЕОН" III

Дуглас Макартур. Американский "НАПОЛЕОН" IV

Дуглас Макартур. Американский "НАПОЛЕОН" V

Дуглас Макартур. Американский "НАПОЛЕОН" VI



25 октября 1950 года границу с Кореей перешли китайские «добровольцы» в количестве около двухсот семидесяти тысяч человек (дабы избежать обвинений в участии в войне регулярных войск, Великий кормчий назвал их добровольцами, действующими исключительно по зову сердца и без всякого приказа со стороны своего государства). Это стало полной неожиданностью как для сил ООН, так и для их командующего. Первый удар сразу опрокинул американские войска. Части Южной Кореи и янки начали беспорядочное отступление. Командующий «добровольцами» генерал Пэн Дэхуай, благоразумно приостановил свои части, помня о сумасшедшем превосходстве американцев в области тяжелого вооружения. Вместо глупой лобовой атаки, он решил приготовить войскам Макартура хорошо спланированную ловушку.


Дождавшись пока восьмая армия США займет оборону вдоль берега реки Хаган, китайский генерал начал притворный отвод войск. Макартур, видно еще не пришедший в себя от удивления, не сумел разгадать маневр противника. Он с каким-то ослиным упрямством приказал своей южной группе продолжить наступление в направлении реки Ялуцзян. Пэн Дэхуай мог довольно потирать руки – пока все шло как надо. Оставалось только выманить звездно-полосатых из хорошо укрепленного района между Пхеньяном и рекой Хаган. «Добровольцы» в центре китайских позиций получили приказ любым способом сымитировать панику в своих частях: шел ложный радиообмен, искаженные послания одних командиров к другим умышленно направлялись в руки янки, и т.п. Фланговым подразделениям, напротив, было приказано сидеть тише воды ниже травы и не вздумать выдать свое присутствие. В итоге столь несложных комбинаций Макартур поверил в то, во что очень хотел поверить: дух китайских частей сломлен и они до смерти боятся атаки сил ООН. 24 ноября Дуглас Макартур принял решение о переходе восьмой армии в наступление. Именно этой минуты так жаждал Пэн Дэхуай. Облегченно вздохнув, он дождался когда янки свяжут себя упорным боем в центре его позиций, после чего отдал приказ начать наступление на обоих флангах. Ловушка захлопнулась. Восьмая армия США оказалось в окружении по милости полководческих талантов Главнокомандующего. Но и это было еще не все. На восточном побережье Кореи благодаря четким и слаженным действиям китайских «добровольцев», кольцо окружения замкнулось вокруг десятого корпуса войск ООН. Раскромсав оборону «свободного мира» коммунисты рванули вперед. В первых числах января 1951 года американцы оставили Сеул. С трудом вырвавшиеся из окружения остатки восьмой армии и десятого корпуса с тяжкими боями отступали на юг. Лишь в конце января силы ООН путем неимоверных усилий смогли остановить наступление китайских и северокорейских частей, перейдя к глубоко эшелонированной обороне.


Получив подкрепления, американские войска сумели провести несколько успешных тактических операций. Ценой огромных потерь им удалось оттеснить коммунистов назад к тридцать восьмой параллели. На этом война окончательно приняла позиционный характер и зашла в тупик. Среди рядового состава зреет недовольство, как против всей кампании в целом, так и против Макартура в особенности. Парням из Норфолка и Оклахомы сложно было объяснить, зачем они должны умирать здесь, за тысячи миль от родного дома. Один из англичан писал домой, что американские солдаты и офицеры одинаково отзываются о Макартуре, используя «… грубые выражения, которые живописно и метко передают их уверенность в том, что он либо опасный выживший из ума маразматик, либо эгоистичный маньяк, решивший стать главнокомандующим всемирного крестового похода против коммунизма».

Дуглас Макартур. Американский "НАПОЛЕОН" VII Военная история, США, Холодная война, Война, Корейская война, LiveJournal, История, Длиннопост

Пришла беда – отворяй ворота. С осени пятидесятого года в Северную Корею стали прибывать советские авиационные части, оснащенные новейшими истребителями МиГ-15. Потери в рядах Эйр-Форс резко возросли. Руководство СССР не желало придавать гласности факт участия своих летчиков в боях. В целях конспирации, каждый пилот получил памятку боевых команд, написанных русскими буквами на корейском языке. Только при помощи этого необычного «кода» разрешалось выходить в прямой эфир. Но до прибытия в Корею выучить «шифр» никто из наших соотечественников не успел, да и в круговерти воздушного боя было не до этого. В первых же воздушных схватках с янки, радиоэфир забила грубая английская брань и отборнейший русский мат, раскрывший факт участия в войне советских пилотов.


В администрации Трумена царят ярость и ужас. Дернул же их черт послушать совета этого Лусонского Наполеона и продолжить наступление на север! Ведь Китай предупреждал о своем вступлении в конфликт, в случае вступления сил ООН на территорию Северной Кореи! Все так хорошо складывалось: коммунисты разбиты в пух и прах и отброшены назад; Америка во главе свободного мира вернула Южной Корее свободу; победоносные звездно-полосатые флаги гордо развеваются над Сеулом; войска Соединенных Штатов в сиянии славы могут вернуться домой; война выиграна малой кровью на чужой территории; коммунистический мир посрамлен; миллионы американцев прославляют своего Президента за смелую инициативу. А теперь? Косоглазые отделали их по первое число; янки и корейцы бегут на юг, обгоняя друг друга; коммунистов остановили с превеликим трудом; в Сан-Франциско идут корабли с гробами американских солдат; война затянулась на неопределенный срок, требуя новых денег и людей; избиратели недовольны; Кремль радостно потирает руки. И во всем виноват этот Макартур, возомнивший себя новым Цезарем!


Обалдевший от понесенных поражений Макартур, публично требует у Президента США разрешения на нанесение бомбовых ударов по территории Китайской Народной Республики. По мнению Главнокомандующего войсками ООН, следует задуматься и о применении ядерного оружия, в виду катастрофической ситуации на фронте. Гарри Трумэна бросило в дрожь. Один раз он уже послушал «проконсула Востока», разрешив на свою беду продолжить наступление севернее тридцать восьмой параллели. Не он ли с пеной у рта убеждал Президента в неспособности китайских войск провести масштабное наступление? И вот, что из этого вышло! Ближайший союзник Америки, Великобритания, напрямую обвиняет в военных неудачах генерал Макартура и с этим трудно спорить. Нанести бомбовые удары по Китаю, да еще и ядерным оружием, означает гарантированное начало новой мировой войны, ибо в этом случае Советы точно не станут сидеть сложа руки. Поэтому ответ Г.Трумэна жесткий и категоричный: не сметь даже думать об этом! Но это не все: решением Президента США Дуглас Макартур был отстранен от командования войсками и отправлен в отставку (11 апреля 1951 года). В военной карьере Лусонского Наполеона поставлена жирная точка.


В действиях главы американского государства нет ничего удивительного. Макартур уже откровенно зарвался, фактически попытавшись присвоить себе полномочия Верховного главнокомандующего. Ибо только политическое руководство вправе принимать решение о вступлении его страны в войну. Уже не в первый раз Белый Дом был вынужден выступать с заявлениями о том, что слова «проконсула Востока» отражают его личную точку зрения и не являются официальной политикой США. Но теперь Макартур превзошел самого себя: публичное требование ядерной бомбардировки Китая не выдерживало уже никакой критики. Объединенный комитет начальников штабов единодушно поддержал Гарри Трумэна – обнаглевшего генерала необходимо убирать. Хорошо зная безумное тщеславие Лусонского Наполеона, Гарри Трумэн сделал сообщение об отставке в самой позорной форме: Макартур узнал о своем смещении во время обеда. Увольнение было немедленным, в двадцать четыре часа, без церемоний, торжественных речей, прощальных обедов и фейерверков. «Я публично опозорен после пятидесяти двух лет службы», - горько пожаловался генерал своему помощнику. Разобидевшись на весь белый свет, он вдруг объявил, что никогда не вернется в неблагодарную Америку, а поселится на каком-нибудь маленьком островке в Тихом океане. У кого-то из его приближенных хватило ума отговорить опального генерала от столь безумной затеи.


Реакция на отставку Дугласа Макартура была неоднозначной. Воевавшие в Корее англо-американские солдаты на радостях устроили грандиозную попойку. Все благодарили Бога за это чудо и были убеждены в скорейшем окончании войны. А далекая Америка пребывала в состоянии шока, протестуя против унижения своего национального достояния. Встречать самолет генерала в аэропорт Сан-Франциско пришли десятки тысяч людей во главе с губернатором Калифорнии. Все пребывали в каком-то фантастическом экстазе и надрывали глотки, прославляя великого полководца. Даже в школах отменили занятия. Волны торжественного вступления в Сан-Франциско понеслись по стране. Одновременно с этим в Белый Дом хлынул целый шквал писем и телеграмм преисполненных грязной ругани в адрес политического руководства Соединенных Штатов. Гарри Трумэна открыто называли «красным» и «предателем».

Дуглас Макартур. Американский "НАПОЛЕОН" VII Военная история, США, Холодная война, Война, Корейская война, LiveJournal, История, Длиннопост

Макартур получил право выступить с речью в Конгрессе США. Тысячи жителей Вашингтона кричали ему «Добро пожаловать!», он ехал на Капитолийский холм с таким почетным эскортом, что и избранному президенту было впору побледнеть от зависти. Выступление генерала было легко предсказуемым: он требовал продолжения войны в Корее до победного конца и призывал к беспощадной борьбе с коммунизмом во всех его проявлениях. «Я считаю, мы должны защищать от коммунизма каждую пядь. Я считаю, что мы можем это сделать и что мы должны это сделать. Я верю в нас. Я отвергаю мысль о том, что мы не сможем сдержать коммунизм везде, где он поднимет голову» (обратите внимание на лейтмотив выступления: я, я, снова я…). Статистика – великолепная наука: речь Макартура продолжалась тридцать четыре минуты, и за это время ее прерывали аплодисментами тридцать раз!


Так началось триумфальное шествие генерала по Америке. Из столицы он направляется в Чикаго, что бы выступить на солдатском поле. И его слушали более ста двадцати тысяч человек! Макартур едет на специальном поезде с королевскими почестями. Его принимают ну если не как Бога, то как первого заместителя Всевышнего по военным делам на земле. Вокруг него пресса, фотографы, журналисты. Его выступления печатают все газеты Америки без каких-либо сокращений. «Я стал символом свободного мира, бастионом против распространения коммунизма», - без тени стеснения заявляет Макартур и захлебывающаяся от восторга аудитория глохнет от собственного рева, скандирует его имя. В эти дни он действительно был самым популярным человеком северо-американского континента. Но не смотря ни на что, время Дугласа Макартура неумолимо подходило к концу. Триумфальные разъезды по стране стали лебединой песней Лусонского Наполеона. Его военная и политическая карьера закончилась навсегда.


Несмотря на бешеную популярность, никто не выдвинул его кандидатуру на пост главы государства. Элита страны предпочла видеть на этом посту спокойного и рассудительного Дуайта Эйзенхауэра. ТЕ, КТО ПРИНИМАЮТ РЕШЕНИЯ, понимали: Макартур с ядерной бомбой может натворить что угодно. Генералу пришлось спокойно доживать свой век в отблесках былой славы. Маясь от безделья и одержимый писательским зудом, Макартур принялся за воспоминания. Их содержание вполне предсказуемо. Он преподносит себя как величайшего полководца Соединенных Штатов, беспощадно громившего всех врагов Америки. Он умер 5 апреля 1964 года. Через шесть дней, в годовщину его позорной отставки с поста Главнокомандующего силами ООН в Корее, останки пятизвездного генерала были торжественно захоронены в Норфолке.


Жизнь нашего героя является ярчайшим подтверждением того, что средства массовой информации могут сделать что угодно. Однажды, всем известный в России Б.Березовский сказал: «Дайте мне прессу и телевидение, и я проведу в Думу лошадь». Он был прав. И карьера Дугласа Макартура может быть тому доказательством. За короткое участие во второстепенных боях Первой мировой войны, он получил столько боевых наград, что можно охрипнуть перечисляя их. Избиение безоружных ветеранов представили как подавление страшного коммунистического заговора. Позорнейший разгром на Филиппинах сошел ему с рук, а ведь это стало самой крупной капитуляцией американских войск в истории. Его боевые победы не носили стратегического характера (за исключением Инчхона, будем справедливы) и были обусловлены лишь ужасающим перевесом в силах. Страшное поражение в Корее представили как глупость штаба ООН, но не Макартура. Его ВСЕГДА прославляли как гениального стратега. Даже в современной Америке Макартура считают полководцем номер один. Такова сила прессы, господа.


Спасибо за внимание.