Дуглас Макартур. Американский "НАПОЛЕОН" III

Дуглас Макартур. Американский "НАПОЛЕОН" III Военная история, США, LiveJournal, Филиппины, Война, Вторая мировая война, История, Длиннопост

А война приближалась семимильными шагами. В отличии от глупой бравады нашего героя, армия Страны восходящего солнца тщательно готовилась к предстоящему наступлению. Многочисленные шпионы наводнили Манилу, скрупулезно собирая всю нужную информацию. Места дислокации войск, распорядок дня, местоположение аэродромов, словом все, что требуется для нанесения внезапного удара. К осени 1941 года Япония практически перестала скрывать свои планы в отношении Филиппин. Все чаще и чаще на стол Макартура ложатся сообщения армейской разведки: вторжение императорской армии становится все более реальным! 24 ноября 1941 года Вашингтон четко предупредил всех командующих американскими войсками на Тихом океане – война у порога. Но командующий считал иначе. Мало ли что придет в голову паникерам из Генерального штаба! Ему на месте виднее. А сейчас есть заботы поважнее. 7 декабря 1941 года в дорогом отеле Манилы давали пышный банкет в честь командующего ВВС США на Филиппинах генерала Льюиса Бритрона. Гуляли вдумчиво, гуляли хорошо. Командный состав выпивал умеренно, благородно, рюмочками, ну а рядовые пилоты отвели душу на славу. Глядя на летчиков, за стакан взялись и морские пехотинцы. Проще говоря, американцы напились вдрызг. Похмелье выдалось – хуже не бывает. Глубокой ночью Макартура подняли с постели: Япония нанесла мощный удар по базе Перл-Харбор. Началась война.


Никогда еще подчиненные не видели Дугласа Макартура в таком состоянии. Командующий находился в полной прострации и ничего не понимал. Все ждали от него четких боевых приказов, но он просто молчал. Последствия его неспособности быстро принять решение в критической ситуации, янки почувствовали очень скоро. Самолеты Страны восходящего солнца в пух и прах разнесли американскую авиацию прямо на аэродромах. Только на второй день войны было уничтожено больше ста боевых машин! В течение трех дней с авиацией США на Филиппинах было практически полностью покончено. Таким образом, японские войска сразу же завоевали господство в воздухе, что во многом определило их дальнейший успех.


Захват Филиппин был поручен 14-й императорской армии под командованием генерала Масахару Хоммы. Численность наступающих японских войск не превышала 57 тыс. человек – совсем невеликая сила для операции такого масштаба! Но в войне решает не сила, а умение воевать. Японский генерал продемонстрировал такое умение, сразу же захватив стратегическую инициативу. Наступающие высадили десанты на побережье и начали продвижение вперед, действуя по четко разработанному плану. Филиппинская армия, подготовкой которой так усердно занимался Макартур, не оказала серьезного сопротивления. В первую неделю войны Лусонский Наполеон отказался от обороны прибрежной полосы и стал стягивать войска к Маниле. Даже в этот грозный час он не отказался от своей любви к позерству и показухе: генерал усердно разъезжает по улицам столицы, призывая всех к упорному сопротивлению. Ссылается на героев Рима и Спарты, хотя о них, на мой взгляд, филиппинцы имели слабое представление. Макартур не останавливается и перед беспардонной ложью. 12 декабря 1941 года американские газеты вышли с сообщениями о великой победе у Лингаена, где по итогам жаркого боя японцы потеряли аж … 154 судна! На деле, имел место обычный обстрел береговой артиллерией янки японских катеров, проводивших рекогносцировку. Попав под огонь, катера тут же развернулись и ушли не понеся потерь (по свидетельству трех американских журналистов описавших эту сцену). Но поверили не им, а официальному коммюнике командующего.

Дуглас Макартур. Американский "НАПОЛЕОН" III Военная история, США, LiveJournal, Филиппины, Война, Вторая мировая война, История, Длиннопост

24 декабря Хомма высадил сильный десант в заливе Ламон, всего в семидесяти милях от столицы архипелага. Макартур вновь не сумел определить место главного удара и уж тем более, ему помешать. Он принимает решение предоставить город своей участи и отвести войска на полуостров Батаан, где можно организовать крепкую оборону. Предстоящая сдача Манилы объясняется просто: мы не отступаем, мы просто наступаем в другом направлении. Не первый раз столицей жертвуют ради победы. Не пожалели ведь Парижа, Брюсселя и Варшавы, так чем Манила лучше? По совершенно непонятным мне причинам, он не позаботился о доставке на Батаан продовольствия, боеприпасов и медикаментов из манильских складов – их бы хватило обороняющимся на ЧЕТЫРЕ года! И янки имели реальную возможность это вывезти! Так и хочется воскликнуть: это глупость или измена? Причем сам Макартур перенес свой штаб отнюдь не на Батаан, где концентрировались американские войска, а в значительно более безопасное место – на остров Коррехидор.


2 января 1942 года Манила была занята японскими войсками. Генерал Хомма сделал паузу: его части измотаны постоянным наступлением, тем более что силы противника в три раза превышают его собственные. Столь быстрый успех вскружил голову японскому генералитету. Посчитав компанию выигранной, командование забрало у Хоммы наиболее лучшие подразделения и перебросило их на другие направления. Это стало большой ошибкой.

На Батаане у американцев наконец-то появился настоящий боевой командир. Командование взял на себя заместитель Макартура, храбрый и толковый генерал-лейтенант Джонатан Уэнрайт. Решительными мерами он навел в деморализованных частях порядок и воспользовавшись данной ему противником передышкой, быстро организовал глубоко эшелонированную оборону. Начавшееся 10 января наступление японских войск отбивается с легкостью, причем самураи понесли огромные потери. Следующие атаки также захлебываются в крови. Американцы сражаются блестяще: предпринятые генералом Хоммой попытки высадить десант у них в тылу терпят крах. Уэнрайт правильно рассчитал места высадки и решительными контратаками опрокинул противника в море. 9 февраля 1942 года Хомма вынужден был отказаться от наступательных планов. У японцев уже не было на это сил.


А что же Лусонский Наполеон? Его поведение нельзя назвать иначе как подлым. Наш герой сидит в хорошо укрепленном бункере Коррехидора и сточит ежедневные телеграммы в Вашингтон. Тексты просто поражают своей неслыханной наглостью. Например, вот его сообщение президенту Рузвельту от 30 января 1942 года: «Сегодня в день Вашего рождения, потемневшие от пота и пропахшие дымом сражений солдаты, поднялись во весь рост в окопах Батаана, что бы помолится Богу и просить его ниспослать свое безмерное благословение на президента Соединенных Штатов». Впечатляет? Текст другой телеграммы вообще не поддается ни логике, ни здравому смыслу. Судите сами: «Стало известно, что генерал-лейтенант Масахару Хомма, главнокомандующий японскими вооруженными силами на Филиппинах, покончил с собой. Церемония похорон состоялась 26 февраля в Маниле». Да, не знал генерал Хомма, что Макартур уже успел поминки по нему справить. Удивительно, как он не сообщил о своем предстоящем победном вступлении в Токио. Всего в Вашингтон ушло 142 сводки и все они содержали имя только одного американца, сражающегося на Филиппинах: Дугласа Макартура. Причем каждая сводка подписывалась – «из блиндажа на Батане». Черт, прямо слезы на глаза наворачиваются! Читая утренние газеты, добропорядочные американцы просто боготворили своего генерала, храбро сражающегося с превосходящими силами врага в далеких Филиппинах…

Дуглас Макартур. Американский "НАПОЛЕОН" III Военная история, США, LiveJournal, Филиппины, Война, Вторая мировая война, История, Длиннопост

Но положение американских войск на Батаане ухудшается с каждым днем. Продовольствие закончилось, медикаментов давно уже нет в помине. Люди умирают не столько он огня противника, столько от малярии и дизентерии. Дисциплина падает, войска с трудом удерживает оборону. В это время Дуглас Макартур совершил самый мерзкий поступок в своей жизни: 10 марта 1942 года он бросил свои войска и на быстроходном катере бежал вместе с семьей. На острове Минданао пересел в самолет и благополучно приземлился в Австралии. Как Вы думайте, что он сделал сразу после посадки? Правильно. Немедленно созвал пресс-конференцию. Вот что он заявил: «Президент Соединенных Штатов приказал мне прорваться через японские линии и проследовать в Австралию». ЭТО ЧИСТАЯ ЛОЖЬ, что признано всеми американскими историками, в том числи и биографами генерала! Рузвельт не отдавал ему такого приказа и действия Макартура были чистой воды дезертирством. Затем, он повернул голову в сторону Филиппин и картинно погрозив кулаком, гордо произнес фразу, навсегда вошедшую в историю: «Я прорвался, но я вернусь!».


Весь остаток жизни Макартур отмывался от своего позора. Побег из Коррехидора проходил красной строкой во всех его воспоминаниях. В жутком разгроме он обвинял авиацию, флот, своих заместителей, филиппинских солдат, словом всех, кроме себя. Наш герой утверждал, будто вопреки приказу Президента не хотел покидать своих солдат, будто думал уйти с должности и рядовым солдатом сражаться в окопах Батана… И пресса верила ему. Разумеется, в Генеральном штабе США имелось немало дельных военных аналитиков способных дать объективную оценку деятельности Макартура при обороне Филиппин. Президент Рузвельт имел все основания содрать с Лусонского Наполеона погоны и отдать его под трибунал. Но не сделал этого. Почему? В глазах американцев генерал был национальным героем, столько лет газеты превозносили его до небес, мифические победы генерала считались шедеврами военной мысли и страна свято верила в это. В сложившейся ситуации позорное разжалование полководца столь высокого ранга, представлялось невозможным. После кошмара Перл-Харбора стране нужен был хоть один победоносный военачальник.


За филиппинскую кампанию Макартур получил Медаль Почета (1 апреля 1942 года). В наградном листе говорилось: «Награждается Почетной Медалью Дуглас Макартур за отличную подготовку филиппинского острова к противостоянию завоеванию, за храбрость и неустрашимость, за борьбу против японских оккупационных сил, за героическое проведения оборонительных и наступательных операций на полуострове Батаан. Он мобилизовал и обучил армию, которая получила всемирное признание за свою доблестную оборону против огромных превосходящих вражеских сил. За его полное пренебрежение личной опасностью в большой огонь и бомбардировки с воздуха. Его спокойствие и решение проблем в каждом кризисе, вдохновило его войска, оцинковало дух сопротивления филиппинского народа. Он подтвердил веру американского народа в свои вооруженные силы». Комментарии, как говорится, излишни.

Дуглас Макартур. Американский "НАПОЛЕОН" III Военная история, США, LiveJournal, Филиппины, Война, Вторая мировая война, История, Длиннопост

После бегства Макартура оборону Батаана и Коррехидора возглавил генерал Уэнрайт. Нет слов, он все делал для спасения своих солдат. Постоянно находясь в траншеях, генерал как мог ободрял своих подчиненных, держитесь ребята, подмога обязательно придет! Он заваливает Вашингтон просьбами о помощи, уверяет, что прибытие всего одной свежей дивизии способно переломить ход всей кампании. Но все напрасно. США физически не могут помочь своему погибающему корпусу. Очень скоро продовольствие закончилось, у янки уже банально не было сил держать винтовки. От постоянных болезней и недоедания американцы походили на скелеты обтянутые кожей.


2 апреля 1942 года японские войска получили необходимые пополнения и начали наступление. Через пять дней Батаан пал. 6 мая выбросил белый флаг и Коррехидор. Генерал-лейтенант Джнонатан Уэнрайт отдал приказ о капитуляции. Узнав об этом, Макартур (давно слинявший в Австралию), во всеуслышание объявил своего товарища сумасшедшим. Но никто не смеет винить генерала Уэнрайта за это. В сложившейся ситуации американские войска были обречены, и ни Юлий Цезарь, ни Наполеон будь они живы, не смогли бы сделать ничего другого. Но в отличии от Макартура, генерал Уэнрайт блестяще проявил себя в этой кампании. Он храбро сражался, организовал грамотную оборону Батаана, делил все тяготы войны со своими людьми, а приказав сложить оружие, пошел в плен вместе со своими солдатами. Честь боевого офицера не позволила ему спастись бегством. Командир всегда обязан заботится сначала о жизнях вверенных ему людей, и лишь потом о своей собственной.


В ходе Филиппинской катастрофы в плен попало около семидесяти пяти тысяч филиппинских и двадцати пяти тысяч американских солдат. Это стало самой масштабной капитуляцией за всю историю Соединенных Штатов. Участь пленных была не завидной. Дорога, которой военнопленных гнали в лагеря, вошла в историю как Батаанский марш смерти. Под тропическим зноем раненые и больные солдаты шли несколько дней без воды, пищи и отдыха. Упавшие немедленно добивались конвоем без всякой жалости. Их число превысило десять тысяч человек. Тех, кого планировали использовать на принудительных работах в Японии, перевозили морем, в трюмах кораблей. Выжившие называли эту транспортировку плаванием на кораблях Ада. Из общего числа плененных на Филиппинах американцев, до освобождения дожила только четвертая часть. Остальные погибли. От ужасных условий содержания, от голода и садистского обращения. За время оккупации Филиппинских островов, японская армия истребила более миллиона человек из числа гражданского населения на занятой территории.



Продолжение следует...