Дуглас Макартур. Американский "НАПОЛЕОН" VI

Дуглас Макартур. Американский "НАПОЛЕОН" VI Холодная война, Военная история, История, Корейская война, США, Война, LiveJournal, Длиннопост

Массовые послевоенные демобилизации серьезно ослабили военную мощь звездно-полосатых. Янки были убеждены, что в эпоху ядерного оружия и стратегических бомбардировщиков рядовому американскому солдату уже никогда не придется сражаться с винтовкой в руках. Дислоцированная в Южной Корее 24-ая пехотная дивизия США встретила известие о начале войны дружным смехом: да эти косоглазые обделаются от страха лишь заслышав о приближении бравых американских парней! Но на деле все обернулось по-другому. Северокорейцы отделали заносчивых янки как Бог черепаху. Разгромленная на подступах к Теджону 24-ая дивизия перестала существовать, а ее командир генерал-майор Уильям Дин попал в плен (единственный генерал США плененный после 1945 года). Бравые американские парни разбежались кто куда, побросав свое оружие и даже раненых. Армии Севера раскатав паровым катком вражескую оборону, неукротимо двигались вперед. К августу 1950 года Юг полностью утратил контроль над страной, закрепившись на небольшом куске приморского побережья в районе Пусана.

С самого начала Корейской войны Дуглас Макартур публично требовал немедленного силового вмешательства США в ход военных действий. Американский генерал был еще большим антикоммунистом чем его Президент, Гарри Трумэн, а это значит, что больше было уже некуда. Уже 26 июня 1950 года «проконсул Востока» получил приказ: оказать военную помощь терпящей бедствие южнокорейской армии (правда, тогда речь шла только о поставках военного снаряжения), и под прикрытием авиации США провести эвакуацию американских граждан с территории полуострова. Дипломаты звездно-полосатых сумели выбыть для экспедиционных войск «свободного мира» направляющихся на помощь Южной Корее, мандат сил ООН (представитель СССР не явился на заседание Совета Безопасности ООН по корейскому вопросу и не воспользовался своим правом «вето»). На пост Главнокомандующего войсками ООН в Корее был назначен генерал армии США Дуглас Макартур.

С этого момента он организует колоссальную помощь южнокорейским войскам, из последних сил защищающим Пусанский плацдарм. Его части коммунистической Кореи взять так и не смогли. За два месяца беспрестанных боев наступающие понесли большие потери, сильно растянули свои линии снабжения, что повлекло за собой невозможность своевременной переброски подкреплений, продовольствия и боеприпасов. С момента вступления в войну сил ООН (точнее сказать, США и Великобритании), коммуникации КНДР стали подвергаться массовым бомбардировкам с воздуха. В этот период конфликта авиация янки летала как хотела и где хотела: у противника отсутствовал даже намек на средства противовоздушной обороны. В итоге части корейской народной армии вынуждены были отказаться от планов атаки на Пусан и перейти к плотной обороне. Макартур не терял времени даром: на Пусанский периметр постоянно перебрасываются свежие войска (благо Япония совсем рядом), оружие, боеприпасы и прочее военное снаряжение. Создаются реальные условия для начала мощного контрнаступления. Концентрация войск происходит тщательно и неторопливо. При условиях стопроцентного господства американцев на море и в воздухе нет необходимости спешить. Северная Корея знает об этом, но ничем не может помешать противнику. Специальное вооружение, необходимое для такого противодействия, у Ким Ир Сена напрочь отсутствует.

Дуглас Макартур. Американский "НАПОЛЕОН" VI Холодная война, Военная история, История, Корейская война, США, Война, LiveJournal, Длиннопост

Макартур понимает: измученные долгими боями северокорейские части не смогут долго противостоять мощному контрнаступлению войск ООН с Пусанского плацдарма. Они неизбежно отступят, ибо соотношение сил и вооружения просто не предполагает иной альтернативы. Генерал замышляет высадить сильные десантные подразделения в тылу войск КНДР, что при удачном проведении операции поставит коммунистов на грань военной катастрофы. В штабе Макартура закипела работа. Пилоты воздушной разведки беспрестанно висят в небе, фотографируя причудливый рельеф корейского полуострова. Очень важно правильно определить место высадки десанта, узнать фарватер для подхода боевых судов, получить и обработать информацию о высоте приливов, наличии отмелей, и прочих природных неожиданностях. Планируется проведение ряда ложных десантов, с целью введения противника в заблуждение. Словом, штабные офицеры работают в круглосуточном режиме. Хорошо провести масштабную боевую операцию – очень сложное дело, нужно все рассчитать до мелочей: необходимые запасы оружия, продовольствия, медикаментом и пути их доставки; определить цели для орудий кораблей и бомб самолетов; места сосредоточения резервов; сферы ответственности для каждого подразделения, да много чего надо сделать!


Большие проблемы ждут командующего в процессе формирования десантного корпуса. На беду янки, части морской пехоты США подверглись постоянным сокращениям с 1945 года, и к началу Корейской войны морпехи представляли собой лишь тень былого могущества. Новобранцы не имеют опыта необходимого для участия в десантных операциях, и обучение новичков азам рейнджерских премудростей пришлось проводить в «пожарном» порядке. В высадке будут принимать участие две полноценные дивизии регулярных войск США, южнокорейский пехотный полк и британские спецподразделения – коммандос. После тщательного анализа местом выброски десанта объявляется Инчхон, крупный портовый город расположенный рядом с Сеулом. По мнению Макартура северокорейцы не ожидают наступления сил ООН в этом районе, поскольку он, из-за природных условий, крайне не пригоден для десантирования крупных сил. Таким образом, на стороне атакующих будет эффект неожиданности, что тоже немаловажно. Верный себе генерал, как обычно не смог удержаться от безудержного хвастовства, объявив своим офицерам: «Я отдаю себе отчет в том, что шансы на удачу в Инчхоне составляют один к пяти тысячам. Но мне не привыкать. Мы высадимся в Инчхоне и я разобью их». Операция получает кодовое название «Хромит» и 8 сентября 1950 года план ее проведения утвержден Президентом США Г.Трумэном.


Операция «Хромит» началась 15 сентября 1950 года. После массированных бомбовых ударов «Летающих крепостей» восьмая армия США начала мощное контрнаступление с Пусанского периметра. Расчет Макартура оказался верен: измотанные тяжкими боями части корейской народной армии не выдержали удара и начали отступать в глубь полуострова. Сказалось подавляющее превосходство американцев в боевой технике и тяжелом вооружении. В тот же день десантные подразделения янки высадились в Инчхоне. Все было разыграно как по нотам. С целью ввода командования противника в заблуждение, войска США произвели несколько одновременных попыток десантирования небольших групп коммандос в разных местах. Эта нехитрая операция имела полный успех: определить направление главного удара северокорейцы не смогли. В Инчхоне было сосредоточено не более трех тысяч солдат КНДР, в то время как численность только первой волны атакующих превысила двадцать четыре тысячи человек. Но даже несмотря на столь вопиющее численное превосходство, морпехи США сумели полностью овладеть городом лишь к середине следующего дня. Коммунисты сражались отчаянно. Спохватившись, руководство корейской народной армии попыталось подтянуть подкрепления и сбросить противника в море, но было поздно. Массированные бомбардировки и огонь корабельных орудий не позволил северокорейцам сконцентрировать войска для решительного удара. Американцы успешно отбили все контратаки. К 20 сентября 1950 года все части десантного корпуса успешно десантировались в Инчхоне. Дуглас Макартур мог торжествовать: план «Хромит» оказался блестящим по замыслу и исполнению.


Заскрипели перья журналистов, хвалебные статьи украшенные портретами генерала, сотнями понеслись в «свободный мир». С легкой руки нашего героя победу назвали «самой выдающейся десантной операцией в военной истории». Не спорю, победа в Инчхоне – самый яркий и заслуженный успех генерала Макартура. Он действительно разработал сложную боевую операцию и мастерски провел ее. Но на звание «самой выдающейся», она конечно же не тянет. Для сравнения: в 1944 году, в ходе операции «Оверлорд» генерал Д. Эйзенхауэр перебросил через Ла-Манш и высадил на французский берег более трех миллионов солдат и офицеров. Причем его противником был вермахт, солдаты и вооружение которого во всем статьям превосходили корейскую народную армию. Во время Инчхонского десанта, под началом Макартура находилось чуть меньше пятидесяти тысяч военнослужащих. Полагаю, что любые комментарии и сравнения, здесь излишни. Но в отличие от «проконсула Востока» Д.Эйзенхауэр не слишком жаловал прессу, общаясь с ней ровно столько, сколько нужно, не больше и не меньше. Вот и все.

Дуглас Макартур. Американский "НАПОЛЕОН" VI Холодная война, Военная история, История, Корейская война, США, Война, LiveJournal, Длиннопост

Но вернемся в Корею. Войска Макартура в Инчхоне развернули наступление на столицу Южной Кореи – Сеул. С ходу городом овладеть не удалось, но по итогам жарких боев американцам удалось выбить оттуда коммунистов. Над столицей взвился звездно-полосатый флаг. Не менее успешно развивается наступление и на юге. Части восьмой армии вводят в прорыв возле Пусанского периметра все новые и новые силы. Разбитые подразделения северокорейцев беспорядочно отступают. 27 сентября 1950 года войска «свободного мира» соединились, намертво заблокировав первую армейскую группу армии КНДР. 8 октября солдаты ООН вышли к тридцать восьмой параллели. Территория Южной Кореи была полностью освобождена.


Тут же встал вопрос: что делать дальше? Продолжение наступления будет квалифицировано странами коммунистического блока как агрессия против суверенного государства, Корейской Народно-Демократической Республики. СССР уже давно высказывает «озабоченность» действиями сил ООН, Китай прямо объявил о возможности вооруженного вмешательства на стороне КНДР в случае, если янки перейдут тридцать восьмую параллель. Ввязываться в полномасштабный конфликт с непредсказуемыми последствиями у администрации Г.Трумэна нет ни малейшего желания. Позиция Макартура проста и непримирима: коммунистического пса нужно добить в его собственном логове. Если дать ему передышку он соберется с силами и нападет снова. Генерал считает невозможным вмешательство в войну Китая и Советского Союза, ибо их военный и промышленный потенциал не сопоставим с Западом. К тому же СССР никогда не высказывал намерения помочь Северной Корее своими регулярными войсками, а армия КНР - всего-навсего «бумажный тигр», и ее не стоит опасаться всерьез. Гарри Трумэн согласился с Макартуром. Армии «свободного мира» пересекли роковую параллель и двинулись вперед.


Наступление развивается успешно при полном превосходстве войск ООН над противником. Все коммуникации корейской народной армии превращены в пыль бомбардировочной авиацией звездно-полосатых. 20 октября Макартур проводит блестящую операцию по выброске воздушного десанта в предместьях Пхеньяна (сброшено было около пяти тысяч парашютистов). Столица КНДР пала. К этому моменту всем стало ясно: полный захват КНДР войсками ООН – дело времени, и притом очень короткого. Опьяненный успехами генерал в прямом эфире требует от правительства Ким Ир Сена безоговорочной капитуляции. Но как выяснилось, до победы было далеко. На предложение сдаться северокорейский лидер отвечает решительным отказом.

На фоне военных успехов все более угрожающе звучат публичные заявления Китайской Народной Республики. Мао Цзе Дун не может остаться безучастным к гибели идеологического соседа. За рекой Ялуцзян концентрируются крупные соединения народно-освободительной армии Китая, что подтверждает воздушная разведка американцев. Советский Союз заявляет о немедленной готовности помочь остаткам войск КНДР поставками военного снаряжения и участием в конфликте своей истребительной авиации. Локальная война может выйти за пределы Страны Утренней Свежести.


Гарри Трумэн не на шутку обеспокоен. Ему вовсе не улыбается перспектива получить Третью мировую войну. Он четко понимает: наступление китайских армий свяжет руки американским частям в Корее надолго. Дело не в том, хорошо или плохо вооружены китайцы, дело в том, что их очень много. Следовательно, Америке придется перебрасывать дополнительные войска из Западной Европы, тем самым ослабив там свои позиции. А если именно этого и дожидается Россия? Знакомство с танками Т-34 северокорейских частей, произвело сильное впечатление на звездно-полосатых. Но если в Корее этих бронированных машин были десяти, то русские имеют их десятки тысяч. Причем Советы умеют воевать, что доказано их блистательными победами в Восточной Европе всего каких-то пять лет назад. В случае полномасштабного наступления красные раскатают в пыль всю Западную Европу за какой-нибудь месяц, ну от силы за два! И что потом? Ядерное оружие? Хорошее дело, но у Сталина оно тоже есть!


15 октября 1950 года Президент США прибывает на атолл Уэйк и требует к себе Макартура с подробнейшим анализом обстановки. Не в добрый час Г.Трумэн решил прибегнуть к помощи такого советника. Дуглас Макартур находился в состоянии полководческой эйфории, что в немалой степени помешало ему трезво оценить обстановку. Только что возглавляемые им части нанесли противнику страшные поражения, переломившие ход всей войны! И при таких обстоятельствах он должен остановиться? Ни за что! Глава государства хочет знать его мнение? Ответ может быть только один: вперед! Практически вся территория Северной Кореи подконтрольна войскам ООН, ко дню Благодарения (последний четверг ноября) все будет кончено! Китай сосредоточил на границе около 50-60 тысяч солдат, это правда, но без мощной воздушной поддержки они никогда не переправятся на другой берег. О Советском Союзе также беспокоится не стоит: русские еще не оправились от потерь во Второй мировой войне. Так что нет никаких поводов для беспокойства, господин Президент! Заряженный оптимизмом своего полководца Гарри Трумэн дал приказ продолжить наступление. Это решение дорого обошлось и ему и Соединенным Штатам.


Продолжение следует...