Другая сторона спортивной победы 1

Пост в Лигу психотерапии.


Загайнов Р.М. Ради чего? Записки спортивного психолога. — М.: Совершенно секретно, 2005. — 256 с.


Олимпиада, олимпиада... Что даешь и что отнимаешь ты? Сверхнапряжение и сверхответственность, пронизывающий всё твое существо страх поражения, не-фарта, любой роковой случайности, способной помешать твоему любимому спортсмену победить, разрушить его мечту. И... твою!

Лицо спортсмена, пережившего страдание. Каждый день я вижу его, и мучительно сжимается сердце, и хочется сказать ему самое нужное, найти то единственное слово, которое хоть немного, но успокоит его, вернёт в жизнь.


Олимпийская столовая. Вечером она заполняется, и никто не спешит расходиться. Вот в очередной раз распахиваются двери и появляется команда, закончившая сегодня свое выступление. И я вижу, кто проиграл свой главный старт... Застывший взгляд, детская растерянность, непонимание и жалкая покорность случившемуся. А у женщин опухшие от слёз глаза.


А вот определить победителей почему-то я не могу. И это удивляет меня самого, насмотревшегося в своей жизни и в спорте многого. Да, нет на лице нового олимпийского чемпиона радости и торжества, а есть лишь безумная усталость, полное опустошение, примирение с миром и с собой. Слишком тяжело сейчас достаётся победа, и нет сил даже на простую человеческую радость. Слишком важна она для человека и для всей его последующей жизни, и рождает потому не эмоции, а желание осознать, подумать, разобраться в себе, принять случившееся на личностном уровне, на уровне своей судьбы.


— Лёша не тот, — ставлю я приговор первому прокату Алексея Ягудина (вчера, 26 октября, показали его катание в первом послеолимпийском году). Да, всё не то в его катании, а точнее — в нём, в лице, в глазах. И дело не в том, что он немного растолстел. В другом. Его катание оставляет равнодушным. Он пуст. Он не может найти в себе то, что выплёскивалось раньше с первыми аккордами музыки.

Татьяна Анатольевна видит эти непривычные оценки 5,3 и 5,4... и улыбается, но улыбка даётся ей с трудом.


Я смотрю на дорогие мне лица, и становится ясно, что ответа на этот вопрос «почему?» нами — спортсменом Алексеем Ягудиным, тренером Татьяной Тарасовой и психологом Загайновым — не найден. А от успешного его поиска зависит, быть может, вся дальнейшая жизнь как самого спортсмена, так и всей нашей группы.


Так что же отняла у сверхталантливого фигуриста Алексея Ягудина победная Олимпиада? И что предстоит нам сделать, чтобы вернуть в его катание всё то, что поднимало людей на ноги уже в середине «тарасовских» программ? И что должны сделать мы — работающие с ним, и что должен сделать спортсмен сам, чтобы стать прежним — неотразимым и непобедимым? Путь к самому себе, — так можно назвать то, что предстоит совершить Алексею Ягудину. И только сейчас я понял, как это тяжело, если вообще возможно.


(продолжение в следующем посте)


Мне очень откликаются слова, я понимаю, о чём они здесь: принять случившееся на личностном уровне, на уровне своей судьбы.

Лига психотерапии

5.2K поста25.8K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Поддерживайте авторов и комментаторов плюсами.

Задавайте любое количество уточняющих вопросов.

Ведите диалог уважительно.


Лучшие посты Лиги

http://rabota-psy.ru/stat/fav/


Все посты и обсуждения по датам

http://rabota-psy.ru/stat/lenta/


Онлайн сейчас и за последние сутки

http://rabota-psy.ru/stat/


Мы дорожим атмосферой безопасности и доброжелательности в нашем сообществе, оскорбления ведут к немедленному вызову модератора сайта и санкциям.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
1
Автор поста оценил этот комментарий
Спасибо, очень интересный цикл.
Ольга Викторовна, а что у спортсменов высоких достижений сильно работает, помимо пространственно кинестетического интеллекта? S- p+ ?
раскрыть ветку (7)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Они очень разные люди. Вообще под сверхсильными стрессовыми нагрузками не только спортсмены, но и музыканты первого ряда перед концертом, и бизнесмены, и политики. В принципе, я согласна с Загайновым очень во многом, и лично знаю пациентку, которой врачи психоз лечили после того, как она на одном из топовых соревнований в своём виде заняла второе место и получила серебряную медаль. Реактивный психоз дала на том, что не завоевала первое место.


Так что интенсивность эмоций там зашкаливающая, он не додумывает ничего. Злоупотребляет восклицательными знаками, но не сочиняет.

раскрыть ветку (3)
1
Автор поста оценил этот комментарий

А в чем выражался реактивный психоз конкретно, если не секрет?

раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Галлюцинаторный, приходила к психологу беседовать, а вокруг нас в комнате стояли люди, которых она видит, а я нет и т.п.

Автор поста оценил этот комментарий
Был хороший детский фильм на эту тему, с гениальный девочкой актрисой, там такое эталонное соединение эпилептоидного и паранояльного, и плывущее в сторону психотического супер эго.
1
Автор поста оценил этот комментарий

Комент-заметка для себя)

раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий
Я выше просила, что сам психолог считает садом азохизм важным. То есть s+- наверное
Автор поста оценил этот комментарий

В книге "Поражение" собраны разные стратегии выишгрыша шахматистов. Помимо прочего, еще и интересно читать между строк, кто из авторов фраз каким видом интеллекта силен :)


Борис Спасский — Виктору Корчному: «Надо угадывать его ходы. Есть позиции, в которых шахматист делает «свои» ходы. И ему будет плохо, если ты будешь угадывать «его» ходы. Во втором матче с Петросяном у меня это хорошо получалось».

Вячеслав Оснос (в то время тренер Корчного): «Корчной больше работает, потому что матч все ближе. И мне надо его успокаивать. Но для этого я должен опровергать все сомнительные варианты, предложив взамен один надежный. То есть успокаивать я должен не словами, а делом, проанализировав все варианты еще до начала сбора».

Корчной: «Я всегда изучаю зал. И мне приятно, если я знаю, что в определенном месте сидит человек, на которого я могу в любой момент посмотреть».

Оснос: «Мы устали от твоего режима. Мы по такому режиму никогда не жили. Корчной говорил сегодня: «Пива бы выпить». Хотя, может быть, это жена его накручивает, она любит пиво. Я лично с удовольствием поддал бы сейчас. Завтра возьму полбанки и с бабами выпью».

Спасский: «В Киеве, где мы с Виктором в 68-м играли финальный матч претендентов, я в первый же день понял, что выиграю. Он приехал с женой, а у меня были две блондинки. И я выбирал, суетился, и это очень хорошо действовало на меня. Обязательно нужен импульс на стороне».

Лев Полугаевский: «В матче с Карповым я сделал колоссальную ошибку: много занимался шахматами в день партии — два-три часа, и не было свежести».

Корчной: «Главное в день партии, чтобы было желание играть. Петросян очень хорошо чувствует, когда противник не хочет играть. Чтобы выиграть у такого шахматиста, как Петросян, надо в этот день очень хотеть играть».

Спасский: «Играть надо обязательно «со стоячим». Надо хотеть! Это оптимизирует и мышление, и реакцию. Вы почаще спрашивайте — «стоит» у него или нет? И надо иметь кого-то рядом, чтобы пригласить просто посидеть. Пусть ничего не будет, но важна суета».

Корчной: «Спасский сейчас в плохом состоянии, не в физическом, а в психическом. И то, что иногда прорываются словечки, мат — это тоже показатель, что не все в порядке».

Спасский: «На время длительного матча Виктору необходимо запастись одним умением — посылать всех на хуй. Гнать ходоков. В таком матче надо быть одному или с кем-то конкретно. Фишер в дни нашего матча в основном общался со своим телохранителем и даже ходил к нему в гости, играл с его детьми».

Оснос: «Нельзя быть интеллигентом. Надо уметь, как Корчной, видеть в противнике ничтожество. Надо смотреть на противника, как будто он украл у тебя сто рублей. А я так не могу. Шахматы — такой вид деятельности: каждый за себя. Все — эгоисты. Шахматный талант — это глупость. Нет никакого шахматного таланта. У человека мозги раком, вот и талант».

Корчной: «Если видишь за противника сильнейший ход, срочно вали от доски. И еще надо отходить от доски, чтобы не мешать противнику уснуть в цейтноте».

Спасский: «Очень важен расход времени. После двух-трех партий изучите расход времени. Есть позиции, где противник «плавает». И есть позиции, где он успокаивается».

Давид Бронштейн: «Шахматы не должны быть наукой. Надо сжечь все справочники. Карпов — типичный спортсмен-ученый: память плюс техника минус фантазия, минус риск. На такие шахматы никто не будет ходить, нет искусства».

Спасский: «Карпов — могильщик Фишера, потому что больше никого нет. Фишер обыграл и вывел из строя целое поколение шахматистов».

Александр Никитин (долгие годы основной тренер Каспарова): «Карпов — это биоробот. В душе — убийца. В шахматах — гениальный убийца. В жизни — один. Ему никто не нужен».

Михаил Подгаец (последние семь лет тренер Карпова): «А я даже не могу сказать, знаю ли его. Он бывает злым и мягким, добрым и жадным. Никогда не знаю, каким он меня встретит сегодня. И не поймешь, что с ним происходит. Он всегда скрывает свои чувства, от всех скрывает. Думаю, нет человека, с кем бы он был полностью откровенным. Годы чемпионства испортили его. Он и сейчас хочет все выиграть. Так не бывает. Бог за это и наказал его дважды, нет — трижды. Выигрывал у Каспарова 5:0 и не выиграл. Выиграл три подряд в Ленинграде и взял тайм-аут, вместо того чтобы добить. Выигрывал в Севилье 12:11 и проиграл последнюю партию».

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку