Пожалуйста, будьте вежливы! В новостных и политических постах действует Особый порядок размещения постов и комментариев.

Дом Ислама (2)

Заканчиваем знакомство с книгой Эда Хусаина "Дом Ислама".


Ссылка на начало.


Причиной неуверенности, сидящей в душе мусульманина, автор называет стремительный подъём Западной цивилизации. Сами слова "стыд" и "унижение" больно бьют по достоинству араба, способствуют росту отчуждения и жажде мести. Столетиями мусульмане побеждали, а тут их давят даже немногочисленные евреи, ступившие на Святую Землю, социалисты свергают почтенных монархов, а духовные учителя при этом вынуждены влачить жалкое существование. В конце концов духовенство становится заложниками тех, кто им жертвует.


Гордость и достоинство автор называет частью ДНК араба. Где они? Смерть тунисского торговца Буазизи переполнила чашу терпения. Началась Арабская Весна. Что хотело её поколение? Оно ожидало западной помощи и новых политических идей. Наконец, оно было банально неустроено. Какая такая личная жизнь, если она во-первых, вне брака запрещена, а во-вторых, ты живёшь в родительской квартире? Ни крестоносцы, ни монголы не сломили дух араба, а тут пришёл Наполеон - и всё обрушилось. Коллективная народная самооценка "упала в погреб" и продолжает там пребывать.


Евреи пользуются у большинства арабов, мягко говоря, нелюбовью. Да и прочие мусульмане тоже не особо толерантны: 47% индонезийцев имеют о них "нежелательное мнение". Но ведь так было не всегда. Долгие века евреи находили на мусульманском Востоке убежище от средневековых европейских погромов. Они играли важные роли во времена знаменитого марокканского суфия Ахмада Зарука. Ещё в 1945 году в Марокко жило триста тысяч евреев! Эти времена ушли в прошлое. Антисемитизм нынче переселился из Европы на Восток. А вот Пророк с уважением относился к евреям Медины, почитал еврейских же пророков и сам женился на еврейке. Да, шариат позволяет мусульманам жениться на еврейках. Евреев укрывали от наци в парижской мечети.


К сожалению, есть и нехорошая историческая память, касающаяся битвы при Хайбаре. Она привела к определённому чувству недоверия. А тут ещё "нелогичные" хадисы, призывающие убить еврея или изгнать их из Аравии. И всё равно антисемитизм (не путать с антисионизмом!) никогда не допускался мусульманами основных направлений. Чего не скажешь о простом народе. Монархи ручкаются, а подданные плюются. Бойкот Израиля со стороны арабов вредит, однако, прежде всего палестинцам. Автор призывает оставить евреев в покое и наладить с ними диалог. Он напоминает, что не кто иной, как второй халиф Омар вернул евреев в Иерусалим, а сегодня арабы готовы простить терроризм ХАМАСу. Арабы больше получат от дружбы с евреями, чем от вражды с ними. Ведь в одном лишь Израиле ежегодно получается больше патентов, чем во всём мусульманском мире. Есть чему поучиться.


Долгие годы арабы были открыты новому и служили кладезем знаний для остального мира. Времена эти прошли. Сегодня они книг читают мало, а учатся путём тупого зазубривания. Культура дискуссий, задавания вопросов и поиска истины осталась в прошлом. Гораздо проще заучить несколько абзацев на незнакомом языке. Критическое мышление умерло. Человек слышит предание о Пророке, узнаёт его цепочку передачи - и все сомнения отпадают, сколь бы сомнительным ни было его содержание. Врата иджтихада закрыты. Современный молодой мусульманин стремиться стать врачом или инженером, а не изучать общественные науки. Да, да, автор это считает недостатком! Для технаря нет серых областей знаний, а есть чёрное и белое, правда и ложь. И если в странах арабского социализма на инженеров был спрос, то с течением времени многие выпускники технических ВУЗов не смогли найти себе работу и с их чёрно-белым мышлением стали "добычей" всякого рода радикалов. Добившись какой-то власти, эти бывшие инженеры и доктора немедленно ограничивают образование, прежде всего в гуманитарных науках. Происхождение названия Боко харам (настоящее название: "Общество приверженцев распространения учения пророка и джихада") говорит само за себя: books haram. Нельзя сказать, однако, что современные мусульмане не стремятся к знаниям: они с усердием учат английский, например. Но и это не нравится Хусаину. Английский, чай, не арабский. Да ещё вольнодумства всякие навроде либерального индивидуализма. Да ещё половая сегрегация во время учёбы. Рост числа учащихся - не аргумент для автора. Главное для него  - изучать политику, философию и историю (но не марксизм или вольтерьянство!). Мне трудно согласиться здесь с автором. Неужели он думает, что выпускник гуманитарного колледжа меньше подвержен экстремистской пропаганде? Которая часто ведётся не где иначе, как в мечети?


Ещё одна болячка - женщины. Население мусульманских стран не вполне согласно с тем, например, что женщины имеют право работать по специальности (Египет: 50%, Саудовская Аравия: 40%). Зато саудиты настолько рьяно требуют девушкам подобающе одеваться, что не позволяют выбежать из горящей школы в Мекке ученицам, не успевшим накинуть чадру. А с другой стороны не пускают пожарных в эту школу - ведь там можно увидеть непокрытые головы. 15 трупов как результат. Проблема не в саудитах, а в фанатизме ваххабитов, пишет Эд. Тамошние клерикалы не останавливаются на достигнутом и пытаются причислить к интимным частям женщины даже её голос (запрещая женщине его подавать на публике, как следствие). Тем не менее и в других мусульманских странах в ходу паранджа, это факт.


А ведь Пророк был феминистом по понятиям своего времени. До него женщин завещали детям вместе со скотом и прочим имуществом. И женщины Востока ходили с открытыми лицами, что видно на не таких уж давних фотографиях. Но в какой-то момент истории мужчины Востока настолько потеряли уверенность, что стали закрывать своих женщин. Этот момент истории наступил где-то после шестидесятых, когда с Запада стало доноситься тлетворное влияние миниюбок и свободного секса. И что, лучше стало? Если судить по тому, что в Египте 99% женщин терпят сексуальные домогательства - не очень. Автор говорит, что проблема здесь не в потенциально вызывающем поведении женщин, а в отношении самих мужчин. Заставлять закрывать волосы, руки, ноги, уши и шею для того, чтобы не провоцировать - не тот способ, которым можно построить здоровое, свободное и уверенное в себе общество.


Похожая ситуация с сексом. Вы можете себе представить, что можно развестись с женой по причине того, что она задрала ноги в позе миссионера? Да где эта негодяйка этому научилась?! Или взять и выбросить невесту из окна из подозрения в недевственности? Да, Голливуд, да тлетворное влияние - всё это порождает стремление сохранить высокую мораль. Но с другой стороны, откуда при столь высокой морали столь широкие потоки порнухи в ближневосточных интернетах? И откуда взялось сексуальное насилие во время Арабской Весны в Каире? Всё просто: запретный плод сладок. Заперев секс в рамках брака, общество обрекает тех неудачников, кому не повезло с выбором, на пожизненное несчастье. Природу не обманешь, и появляются "открытые браки" с обменами жён, и сексуальные рабыни ИГИЛа, и секс-туризм в Европу. Коран не запрещает секс, но говорит о нём как фактическом положении вещей при браке. Меж тем, как само заключение брака - согласно Корану штука весьма не сложная: взаимная декларация при свидетелях - и всё. Веками, тысячелетиями секс на Востоке не был столь табуизирован, как сейчас. Почитайте "Тысячу и одну ночь" - и убедитесь. Что же сделали с Домом Ислама современные пуритане...


И всё же автор верит в будущее Ислама. В пику Ницше он восклицает: "Бог жив!" Он жив и в быту, и в обычаях, и в молитвах, и в архитектуре. А прежде всего он жив в сердцах праведников наподобие Ибн Араби, которого правоверные зарезали в дамасской мечети, после того, кок он сказал им, что их бог у него под ногами. Ученики суфия догадались, что сказано это было не просто так. Они раскопали то место, где он стоял, и нашли спрятанный одним из купцов сундук с золотом.


Сила Ислама - в уважении человеческой жизни. Почитание Божественного должно обеспечиваться свободой, а не запретами. Потому законы в мусульманских странах должны обеспечивать плюрализм, считает автор. В отличие от сегодняшних блюстителей права на Востоке. Пророк не боялся оскорблений. И не угрожал вероотступникам смертью (как это делает в настоящее время большинство мусульман). Да и религиозная нетерпимость на том же Западе уже давно в прошлом. Если там дают строить мечети, почему бы не разрешить строить церкви в странах Востока? И главное: благочестие по принуждению не создашь.


Ещё одна сильная сторона Ислама - это отношение к семье и вытекающие из него гостеприимство,  традиционная сексуальная ориентация, жизнь вместе с родителями, любовь к детям, уважение к старикам и почитание матери. Между тем, аборты до определённого срока не запрещены. Конечно, влияние Запада есть и тут: и одежда, и еда-напитки, и чуждые обычаи навроде медового месяца, и позднее деторождение, и атомизация семей - всё это проникает. Но потрясти базовые семейные концепции, лежащие в основе мусульманских обществ, оно не сможет.


Последним козырем, выложенным на стол автором, стало обещание вечной жизни. Трудно смириться с мыслью, что пройдёт срок - и превратишься в землю сырую, и ничего после тебя не останется. Мусульманин же верит в загробное существование, позаботиться о котором он может уже сегодня добрыми делами и праведной жизнью. И потому он не боится смерти, не избегает могил родных и близких и с благововением посещают места погребений праведников. После смерти соблюдается сорокодневный траур, но не забывается и то, что покойник отошёл к Богу. Великий суфий Руми даже уподобил день смерти со свадьбой в определённом смысле. Как видим, очень похоже на христианство.


В заключении Хусаин говорит нам, что и свобода, и право собственности, и свобода торговли, и плюрализм, и власть закона, и человеческое достоинство  - всё это не было изобретено современным Западом. Это универсальные стремления человеческой души. Народы Ближнего Востока предприимчивы, но политика, бедность и прочее мешают им реализовать свой потенциал. Арабская Весна была отчаянным призывом к помощи. Неуслышанным призывом. Кипящие силы всё ещё кипят. Если всё оставить, как есть, дело окончится катастрофой.  Провал национальных государств и радикализм не останутся без последствий.


Выход есть. Нельзя принудить арабские массы бомбами к подчинению. Попытка распространять вольнодумство Вольтера, Руссо и Маркса тоже обречена на неудачу. Распространять надо те идеи, к которым лежит душа автора, а именно здоровый консерватизм.

Нужна долговременная стратегия, основные черты которой должны включать:


1. Срочное создание Ближневосточного Союза (БВС). Консерватизм,капитализм и сосуществование вернут арабам чувство гордости и своего места в мире, принесут безопасность и стабильность. Даже Израиль мог бы быть его членом. Это не западный проект: призывы к арабскому единству раздаются уже давно.


2. План Маршалла для мусульман. Он поможет расти и мирно развиваться, как это было с Европой.


3. Изгнать насильственных экстремистов из Ислама. Это уже задача для самих мусульман. Хоть простые мусульмане не ответственны за терроризм, они все же имеют некоторое к нему отношение. Те, кто оправдывает свои грехи, вместо их осознания, недостойны, не имеют права зваться мусульманами. Уже есть духовники, кто говорит об этом, но таких людей, организаций и стран должно быть больше, неизмеримо больше.


--------


У меня создалось впечатление, что вся книга была написана в обоснование этих трёх пунктов в эпилоге. М-да. Это не просто утопия, это Абсолютная Утопия. На мой взгляд. Неужели он думает, что европейцев объединяли и давали им деньги для того, чтобы те мирно жили и развивались, а не для противодействия Советам в Холодную войну? Ведь деньги Плана Маршалла давались на определённых политических условиях типа выведения коммунистов из правительств. Или что, дав денег, можно решить положение? Так ведь этим десятилетиями МВФ занимался, и что, помогло? Да и текущая политическая фрагментация мусульманского мира - явление типичное, как он сам писал.


Утопизм этот происходит от нежелания автора смотреть в лицо фактам. Плачевное положение большинства мусульманского населения вызвано вполне прозаическими причинами: перенаселение (при массовой установке "Бог дал зайку, даст и лужайку." - неудивительно), глобализация (конкуренцию китайцам проигрывают даже гордые янки) и нежелание глобальных мировых игроков получать конкурента (Штаты бомбят не кого попало, а независимые режимы с сильной властью).


Я думаю, мира и благополучия на Ближнем Востоке нам придётся ждать ещё долго. Неспокойно будет и в Седьмой Доме Ислама на Западе. Обнищавшее и голодное население мусульманских стран будет вымещать свою злобу и отчаяние на соседях, соплеменниках и чужаках. Счастлив будет тот, кто сможет отгородиться от всего этого и останется в стороне. Кончиться это дело может новыми стенами между странами и конфессиями. Да, конфессиями. Человек не может долго существовать в духовном вакууме. Впрочем, это уже совсем другая история...


---

Телеграм-канал с аудиоверсиями - в профиле.

Книжная лига

22.5K постов78.5K подписчика

Добавить пост

Правила сообщества

Мы не тоталитаристы, здесь всегда рады новым людям и обсуждениям, где соблюдаются нормы приличия и взаимоуважения.


ВАЖНЫЕ ПРАВИЛА

При создании поста обязательно ставьте следующие теги:


«Ищу книгу» — если хотите найти информацию об интересующей вас книге. Если вы нашли желаемую книгу, пропишите в названии поста [Найдено], а в самом посте укажите ссылку на комментарий с ответом или укажите название книги. Это будет полезно и интересно тем, кого также заинтересовала книга;


«Посоветуйте книгу» — пикабушники с удовольствием порекомендуют вам отличные произведения известных и не очень писателей;


«Самиздат» — на ваш страх и риск можете выложить свою книгу или рассказ, но не пробы пера, а законченные произведения. Для конкретной критики советуем лучше публиковаться в тематическом сообществе «Авторские истории».


Частое несоблюдение правил может в завлечь вас в игнор-лист сообщества, будьте осторожны.


ВНИМАНИЕ. Раздача и публикация ссылок на скачивание книг запрещены по требованию Роскомнадзора.