«Disco Elysium» или путешествие в недра собственного «я»

«Disco Elysium» или путешествие в недра собственного «я» Игры, Игровые обзоры, Во что поиграть, Disco Elysium, Шедевр, Обзор, RPG, Длиннопост

Речь пойдет о нашумевшем проекте инди студии Za/Um, а именно – об Disco Elysium.

Впервые я услышал об этой игре, если ничего не путаю, в конце 19-го года. Она тогда выскочила, как чертик из табакерки и ВНЕЗАПНО взяла награду на TheGames Awards.

Это было до того странно, что я даже подумал о каком-то договорняке или квоте во славу повесточки. Но проект запомнил.

После друг подарил мне Disco Elysium на день рождения, и я всерьёз решил пройти ее, но, увы, никак не удавалось найти время.

До этой осени.

И вот, на новогодних праздниках мы с супругой поставили многоточие в приключениях главного героя, а значит, следует поделиться мыслями о пройденном продукте.

Приступим же.

Капелька сюжета

«Disco Elysium» или путешествие в недра собственного «я» Игры, Игровые обзоры, Во что поиграть, Disco Elysium, Шедевр, Обзор, RPG, Длиннопост

Главный герой приходит в себя посреди разгромленного гостиничного номера. Он помирает от жесточайшего похмелья и не помнит вообще ничего.

Нет, то есть совсем ничего!

Кто он, где он, что это за место, в каком мире он обитает, что происходит вокруг, кто все эти люди? Вопросы, вопросы, вопросы…

Ответ на них, кстати, очевиден: не стоит столько бухать, закидываясь спидами и прочими интересными веществами.

Да-да, наш протагонист схлопотал амнезию, вызванную употреблением в каких-то ненормальных количествах тяжелых наркотических веществ и алкоголя.

ГГ ушел в мега запой на добрых пять дней, и все бы ничего, если бы почти сразу же не выяснилось, что он, вообще-то, полицейский и прибыл расследовать убийство.

Мужика повесили во внутреннем дворе гостиницы и все то время, что протагонист бухал, он болтался на суку.

Это настолько допекло полицейское управление, что из другого участка нашему мега менту направили поддержку в виде не менее крутого оперативника.

И вот теперь им предстоит окунуться в безумный мир местных трущоб, дабы найти ответы на свои вопросы, вспомнить прошлое, ну и, конечно же, устроить коммунистическую революцию, товарищи!

Или нет. Тут уж как повезет.

Мир

«Disco Elysium» или путешествие в недра собственного «я» Игры, Игровые обзоры, Во что поиграть, Disco Elysium, Шедевр, Обзор, RPG, Длиннопост

Этот раздел вызывает у меня крайне противоречивые чувства. С одной стороны, написать можно много, просто до фига. С другой стороны, не хочется особо спойлерить, есть желание сохранить побольше тайн для тех, кто еще не играл в DiscoElysium.

Поэтому, постараюсь все же особо не распространяться. Расскажу лишь пару общих моментов, чтобы было понятнее, что и как тут у нас.

Итак, действие игры происходит в некой альтернативной реальности под названием Элизиум. Место это крайне напоминает землю: узнаваемые имена, похожие языки, близкий путь технологического развития.

На дворе местные пятидесятые годы двадцатого века, а события непосредственно игры разворачиваются в Мартинезе – районе города-государства Ревашоль, в котором, собственно, и обитают наши главные герои.

Сорок лет назад в Ревашоле свергли придурошного короля и попытались начать строительство коммунизма, вдохновившись книгами теоретика-материалиста Краса Мазова, но эта попытка была безжалостно растоптана вооруженными силами других государств, и вот уже несколько десятилетий Ревашоль находится в полной военной зависимости от местной Коалиции Наций, разделившей территорию всей изолы, в которой расположен город-государство на зоны влияния и ответственности своих членов.

И теперь сии добрые ребятки выкачивают из Ревашоля ресурсы и поставляют свои товары. Ну а местные… Кому до них какое дело?

Особенно всем плевать на обитателей Мартинеза – портового района на окраине города. Это – настоящее гетто, в котором не жалуют легавых, в котором поколения беспросветной нищеты плодят себе столь же убогую смену, в котором нет будущего. Тут правят бандиты и профсоюз докеров, не сильно от первых отличающийся.

И, тем не менее, здесь есть место и надежде, и доброте, и истинной человечности.

«Disco Elysium» или путешествие в недра собственного «я» Игры, Игровые обзоры, Во что поиграть, Disco Elysium, Шедевр, Обзор, RPG, Длиннопост

«Но что такое «изола»»? - могут спросить у меня.

Отвечу.

Мир игры хоть и похож на наш, отличается от него разительнейшим образом. Эта планета (хотя лично я даже не уверен, является ли Элизиум именно сфероидом, кружащим вокруг звезды или же, он подчиняется каким-то иным физическим законам) представляет собой набор изолированных биомов, каждый из которых отделен от остальных не только морем, но и, что куда важнее, Серостью.

Что это такое? Всего лишь туманная мгла без направления, дорога, ведущая в никуда, место, где пространство и время сходятся сами в себя, где нет настоящего, прошлого и будущего, а потому можно услышать, увидеть и даже пережить события давно минувших дней.

Серость чудовищно опасна – она сводит с ума, а те, кто забирается слишком глубоко, никогда не вернутся назад.

Она чем-то напоминает имматериум в Вархаммере, только, разве что, не населена всякой чертовщиной. Впрочем, последнее – неточно.

И куски материального мира, окруженные Серостью, как раз именуются изолами. Ну, потому что они изолированы.

Обитатели Элизиума давным-давно научились перемещаться от одного к другому, но, тем не менее, риск никуда не исчез.

И знаете, на этом я, пожалуй, остановлюсь. И так слегка спойлернул, не стоит усугублять ситуацию.

Предлагаю поговорить о героях.

Персонажи

«Disco Elysium» или путешествие в недра собственного «я» Игры, Игровые обзоры, Во что поиграть, Disco Elysium, Шедевр, Обзор, RPG, Длиннопост

И разговор у нас будет столь же непростой, как и по поводу мира.

Персонажей в Disco Elysium вагон и маленькая тележка. И они реально хороши! Множество образов, судеб, характеров.

Как уместить все это многообразие в три-четыре абзаца текста? Не представляю.

Скажу так, в игре почти отсутствуют проходные картонные болванчики. Ну, из числа тех, с кем можно говорить, конечно же.

Каждая встреча, каждый диалог, каждая судьба заслуживает внимания. И если начать говорить, то будет сложно остановить этот поток непрерывных спойлеров. А потому, волевым решением, в этот пункт я добавлю лишь двух главных героев.

Начнем с протагониста.

Гарри. Он же Рафаэль Амброзиус Косто. Он же Текила Сансет. Он же… Нет, давайте-ка остановимся. Сами узнаете, как же его зовут по-настоящему.

Итак, кто он такой?

Алкаш.

Наркоман.

Неудачник с разбитым сердцем.

А еще – полицейский от бога! Несколько сотен раскрытых дел, невероятная интуиция, совершенно неожиданный взгляд на вещи. И, конечно же, невероятное человеколюбие. Гарри, что бы он о себе ни думал – это именно Человек с большой буквы, желающий помогать нуждающимся и впитывающий в себя их боль.

Возможно, это и стало оной из причин его надлома. Впрочем, не главной. О главной я ничего не скажу.

Веселый, эксцентричный, взбалмошный, умный, грустный, жалкий, неординарный, смешной…

Выберите любой эпитет, и он сядет на героя, как влитой, словно придумывался исключительно для него.

Гарри получился невероятно мощным и целостным. Настолько хорошо проработанных персонажей я встречал считанные разы. Чем-то он напомнил мне действующих лиц романов Аберкромби. Ну или героев классической русской литературы. Той, в которой страдать должны все, начиная от писателя и заканчивая читателем.

В принципе, не удивительно, ведь создатели игры – эстонцы, а эти ребята знают толк в рефлексии и мрачняке.

Ладно, давайте поговорим немного человеке, оттеняющем безрассудство Гарри своей основательностью, логичностью и педантизмом.

«Disco Elysium» или путешествие в недра собственного «я» Игры, Игровые обзоры, Во что поиграть, Disco Elysium, Шедевр, Обзор, RPG, Длиннопост

Ким Кицураги.

Спокойный, собранный, эрудированный, невероятно наблюдательный, крайне ответственный человек.

Как и Гарри, является одним из лучших копов своего участка, вот только благодаря наличию крайне устойчивой психики не пьет все, что льется и не творит дичь.

Зато его рассудительность позволяет изрядно урезонивать Гарри, когда тот идет в разнос. Хотя и не полностью, да.

Что еще сказать про Кима?

Идеальный напарник, как по мне. Человек, живущий на работе и почти не имеющий увлечений, кроме, разве что, мотокарет (местных автомобилей).

Он может показаться скучным, но это не так.

Ким – это такой же бездонный колодец, как и Гарри.

Возможно, именно благодаря этому наша странная парочка сдружилась и смогла успешно заниматься расследованием.

Геймплей

«Disco Elysium» или путешествие в недра собственного «я» Игры, Игровые обзоры, Во что поиграть, Disco Elysium, Шедевр, Обзор, RPG, Длиннопост

Ну что же, обсудим, как в это все вообще нужно играть. Что такое DiscoElysium с точки зрения геймплея?

Считается, что эта игра относится к жанру РПГ, однако я не совсем согласен с данным утверждением.  Я бы, скорее, назвал ее интерактивной книгой с элементами РПГ.

Но давайте по порядку.

Итак, в самом начале мы раскидываем основные статы нашего главного героя, либо выбираем готовый билд.

Вот только параметров тут до фига и больше и все они распределены в четыре группы. Причем сперва неясно, что со всем этим делать.

Очень быстро, однако, становится ясно, что любое взаимодействие в игре так или иначе превращается в диалог. И по мере выбора ответов происходят проверки этих самых параметров, которые могут привести к возникновению подсказок, получению опыта или открытию дополнительных фраз и возможностей.

«Disco Elysium» или путешествие в недра собственного «я» Игры, Игровые обзоры, Во что поиграть, Disco Elysium, Шедевр, Обзор, RPG, Длиннопост

Более того, в игре хватает и проверок, жестко привязанных к конкретной характеристике. Они могут быть «белыми» и «красными». Первые можно проходить раз в день, вторые – лишь единожды.

Шанс прохождения проверки определяется базовым значением характеристики, бонусами от шмота, дополнительными модификаторами от предыдущих речей и действий и т.п. Ну а дальше – бросаются кубики, и мы узнаем, что и как у нас получается.

После чего – продолжаем диалог.

Если что, я описал примерно восемьдесят процентов геймплея в DiscoElysium.

Остальные двадцать придутся на беготню по нескольким локациям, исследованию территорий, сбору бутылок и прочим, столь же увлекательным занятиям.

Нам будут выдавать квесты, которые решаются чаще всего разговорами. За их выполнения и за сами разговоры мы будем получать левела, каждый из которых позволит либо поднять один из множества статов (но там есть нюансы), либо немного покопаться в себе.

Я говорю о так называемом шкафчике мыслей.

«Disco Elysium» или путешествие в недра собственного «я» Игры, Игровые обзоры, Во что поиграть, Disco Elysium, Шедевр, Обзор, RPG, Длиннопост

Что это? Отдельная вкладка, в которой изначально открыто три слота под мысли.

Ну, то есть буквально наш герой выбирает, о чем рефлексировать, и занимается этим несколько часов игрового времени, после чего приходит к некоему выводу, получая определенные бонусы и штрафы.

Как итог, к примеру, персонажа можно сделать коммунистом-алкашом и пророком Судного Дня.

«Disco Elysium» или путешествие в недра собственного «я» Игры, Игровые обзоры, Во что поиграть, Disco Elysium, Шедевр, Обзор, RPG, Длиннопост

Какая, однако, реалистичная игра вышла, да.

И, в общем-то, вот почти и все, что нужно делать в Disco Elysium. Мы бегаем по району, общаемся с людьми, пытаемся проходить проверки, и читаем, читаем, читаем.

В моем случае – на протяжении сорока одного часа.

Плохо что ли? Хорошо. Но об этом мы поговорим ниже.

Графика и звук.

«Disco Elysium» или путешествие в недра собственного «я» Игры, Игровые обзоры, Во что поиграть, Disco Elysium, Шедевр, Обзор, RPG, Длиннопост

Графика в игре, конечно, не то, чтобы прям такая шедевральная. По крайней мере, на первый взгляд.

Ну серьезно: тридэшная изометрия с полигонами размером в мою голову, странная абстрактная живопись, портреты, написанные словно бы маслом…

Но стоит немного поиграть, как картинка начинает восприниматься как единственно возможный и правильный вариант. Ты погружаешься в нее, начинаешь замечать мелкие детали, пытаешься понять, что же этот психованный абстракционист хотел сказать вот этим вот наркоманским изображением…

Графон затягивает и не желает отпускать.

И в этом ему помогает просто отличнейшая музыка.

Попробуйте как-нибудь скачать OST к игре и просто послушать. Поверьте, вы не останетесь разочарованы. Композиции разные, но они накрепко забиваются внутрь черепной коробки и не желают ее покидать.

И в результате картинка и звук вместе работают на восприятие игры, образуя почти идеальный дуэт.

А потому я отнесу эти два элемента к хорошим, пускай они и сделаны для инди проекта и не могут сравниться с великолепием того же Киберпанка.

За и против

«Disco Elysium» или путешествие в недра собственного «я» Игры, Игровые обзоры, Во что поиграть, Disco Elysium, Шедевр, Обзор, RPG, Длиннопост

Итак. Достоинства. Недостатки.

Главным плюсом игры для меня стала, однозначно, история.

Глубокая, сложная, многослойная… Простое полицейское расследование, примитивный мягкообложечный дефективчик с легким налетом нуара, превращается в нечто поразительное!

В какой-то момент ты понимаешь, что имеешь дело с мастерски написанной постмодернистской деконструкцией жанра, блестяще играющей с тропами и шаг за шагом открывающей для тебя все новые и новые слои реальности.

Помнится, я хвалил прикольный постмодернизм от Еськова. Так вот, на фоне Disco Elysium его отличнейшая книга просто блекнет!

И, как будто бы этого мало, создатели добавили в свою игру глубокий философский подтекст, причем не один. Они размышляют о кризисе среднего возраста, о поиске смысла жизни, о смерти и вечности…

«Disco Elysium» или путешествие в недра собственного «я» Игры, Игровые обзоры, Во что поиграть, Disco Elysium, Шедевр, Обзор, RPG, Длиннопост

Главная мысль произведения, как мне кажется, посвящена прошлому. Тому, что случается, если не отпускать его и не решать проблемы, пытаясь вместо этого замести сор под ковер.

И речь тут идет отнюдь не только про конкретного человека (спойлер: Гарри).

А еще авторы долго и обстоятельно поговорили про эту вашу политоту, изрядно оттоптавшись и на лицемерных либеральчиках, и на тупорылой фашне и на фанатичных трулях. При этом, как мне показалось, они, скорее, склонялись к левым идеям, впрочем, с оговорками.

Но ладно, давайте перейдем к следующему достоинству игры.

Им будет, безусловно, восхитительный юмор, пропитывающий историю и изрядно разбавляющий беспросветный мрак окружающей действительности. И это хорошо, ведь натурального гримдарка в Disco Elysium столько, что без непрерывного потока шутеек разной степени абсурдности от происходящего натурально захотелось бы вскрыться.

Хотя бывает и наоборот: смешливый диалог может превратиться в по-настоящему трагичный сайд-квест, после которого ты будешь сидеть, как лягушка из известного мема:

«Disco Elysium» или путешествие в недра собственного «я» Игры, Игровые обзоры, Во что поиграть, Disco Elysium, Шедевр, Обзор, RPG, Длиннопост

Что дальше?

Герои!

Персонажи, как я уже говорил выше — это однозначное украшение Disco Elysium. Сложные, интересные, каждый – со своими особенностями и историей, каждый – глубже, чем кажется на первый взгляд. Даже местные алкаши. Особенно местные алкаши! И галстук. Вообще лучший персонаж игры.

Картинка со звуком также отправляются в копилку достоинств.

Сам игровой мир – это тоже однозначный вин создателей. Он получился на удивление интересным. Мне было по кайфу слушать длиннющие лекции одной богатейки, раскрывающей нашему амнезийному протагонисту основные, известные каждому школьнику понятия относительно бытия в Элизиуме.

Я с упоением читал книги, слушал воспоминания ветеранов (прикольная парочка дедушек, отдыхающих возле набережной, обязательно пообщайтесь с ними), внимал откровениям Гарри…

Несмотря на то, что все события разворачиваются в трех с половиной локациях, авторы сотворили поистине огромный и многообразный мир, полный тайн и загадок, интересных людей и волнующих событий. Главное – не торопиться и вдумчиво, медленно изучать то, что открывается нам.

«Disco Elysium» или путешествие в недра собственного «я» Игры, Игровые обзоры, Во что поиграть, Disco Elysium, Шедевр, Обзор, RPG, Длиннопост

Следующим плюсом, пожалуй, станет высокая степень реиграбельности.

Серьезно, я прошел игру, но, по ощущениям, открыл от силы треть всех возможностей. А это значит, что через год-другой обязательно вернусь в Мартинез, чтобы расследовать убийство каким-нибудь другим образом (например, вообще не снимая покойника с дерева, или постаравшись добыть одну важную улику при осмотре тела), найти таки пароль от компьютера в заброшенной студии создателей первой ММОРПГ Элизиума, ну и хотя бы обратить в коммунизм как можно больше обитателей портового района.

Так что, к игре не придраться? В ней все идеально?

Пожалуй, нет.

Я могу указать на несколько проблемных моментов.

Во-первых, игра несет на себе тяжелый отпечаток нищей индюшатины. Да, создатели прыгнули выше головы, сотворив то, что у них получилось, но, говоря начистоту, локаций слишком мало.

Мы постоянно вынуждены бегать по одним и тем же местам и общаться с одними и теми же людьми.

И это, ИМХО, отвадило от проекта не одного и не двух потенциальных игроков.

Я не осуждаю создателей. Они работали в условиях нехватки ресурсов. Тем не менее, проблема – это проблема и молчать о ней нельзя.

Вторым, что мне не слишком понравилось (после долгих размышлений), будет система кубиков. Мне кажется, что игра задумывалась как охрененная ДнД партия под руководством опытнейшего Мастера с большой буквы.

Вот только… блин, процентовочка работает странно. То ты запарываешь проверку с 75-80% успеха, то ВНЕЗАПНО выбиваешь успех из 15-20%. И это я уже молчу о том, что славный метод F5/F8 позволяет пройти большую часть испытаний. Ну не с первого, так с десятого раза. Подумаешь.

Да, это не работает на сложных и комплексных испытаниях вроде установления связи с дирижаблем, но, в целом, позволяет решить немалую часть проблем банальным способом перебора, что неприятно.

И последняя проблема в этом списке связана не с игрой, а с самой фирмой-производителем.

Не так давно произошел фактически мошеннический захват Za/Um со стороны одного из инвесторов. Вроде бы, в декабре стороны урегулировали претензии друг к другу, но вот только ведущие создатели игры были отправлены на мороз еще в самом начале скандала (аж в 21-м году). Да, уволенные судятся с мошенниками, но что-то я сильно сомневаюсь в успехе.

А значит, что вторую часть, напрашивающуюся после открытого финала игры, можно не ждать. Что сварганят мошенники, избавившиеся от творцов? Убогую донатную помойку, разве что. И от этого становится грустнее всего.

Заключение

«Disco Elysium» или путешествие в недра собственного «я» Игры, Игровые обзоры, Во что поиграть, Disco Elysium, Шедевр, Обзор, RPG, Длиннопост

Итак, пора закругляться.

Что еще хочется сказать?

Я утверждаю, что перед нами – почти гениальная игра, которой не хватило бюджета для того, чтобы стать идеальной.

Продукты такого качества появляются хорошо, если раз в несколько лет, и я убежден, что любой геймер просто обязан хотя бы взглянуть на Disco Elysium.

Но увы, прекрасно понимаю, что зайдет эта игра далеко не всем. И не потому, что, мол, «нонешнее поколение не то, все они - тупые говноеды, жрущие эти ваши Гейшит Инфаркты», а по куда более прозаичной причине.

Disco Elysium– это крайне специфичный нишевый продукт, который просто физически не может понравиться всем и каждому.

И, тем не менее, я все же попрошу своих подписчиков-геймеров найти эту игру на торрентах, скачать и запустить. И если вам зайдет – обязательно купите ее!

Быть может, все же случится чудо, создатели вернутся, и вторая часть увидит свет. Искренне надеюсь на это.

А на сегодня все. До новых встреч. И помните: говорящие галстуки не врут!

pikabu GAMES

3.1K поста7.8K подписчик

Добавить пост

Правила сообщества

Коротко: никаких "кулвидосиков" с нарезкой геймплеев и смешных моментов, никаких комиксов, артов, косплея и т.д. Только полезная и важная информация для геймеров.

Помни!

- Новостные/информационные публикации постим в pikabu GAMES
- Развлекательный контент в Лигу Геймеров