Черёмушки. Единственная в России бесплатная трамвайная система
...но она уникальна не только этим...
Автор: Александр Кораблёв.
Небольшой посёлок Черёмушки, затерявшийся в предгорьях Саян, что в Восточной Сибири, знаменит прежде всего своей циклопических размеров гидроэлектростанцией - Саяно-Шушенской. Одной из самых больших в мире. Также сюда приезжают любители природы — фотографы, походники и просто туристы, чтобы провести время в национальном парке "Шушенский бор". Сходить в горы, полюбоваться водопадами и хребтами, пики которых врезаются в облака, да и просто поглядеть на мир с высоты. Но есть ещё одна достопримечательность, обычно ускользающая от взора обывателя. Это трамвайная система. Она действительно уникальна, и эта публикация посвящена ей.
Необычна даже история создания Черёмушкинского трамвая. При строительстве ГЭС сюда подтянули немаленькую железнодорожную линию для доставки грузов и рабочих. После сдачи объекта линия оказалась не нужна, её стали разбирать, но какой-то гений предложил оставить финальный шестикилометровый кусок и организовать пассажирское движение! Этот человек достоин увековечения хотя бы в рамках посёлка.
Сказано — сделано. В 1991 году движение трамваев было открыто. Система оказалась последней в СССР. К сожалению, с тех пор новых так и не открылось... и данную систему можно считать самой молодой в России.
Трамвай, бесспорно, самый грациозный городской транспорт. Здесь к тому же всё помножено положением ветки, зажатой между горами и Енисеем. Она отлично вписывается в транспортную систему посёлка. Настолько отлично, что другого "городского" транспорта здесь нет. 9 остановок полностью охватывают жилой фонд и ключевые объекты. Самый главный из которых, конечно СШГЭС.
Собственно, для проезда работников ГЭС она и создавалась, однако пользуются трамваем все, кто хочет, и на абсолютно безвозмездной основе. Аттракцион невиданной щедрости! Где вы такое ещё увидите?
На линии используется оригинальный подвижной состав. Вагоны под безликим названием 71-88Г были изготовлены ограниченной серией специально для эксплуатации здесь. Кабины с двух сторон, так как разворотных колец или треугольников в Черёмушках не предусмотрено.
Сообщают, что всего их 6 штук, все на ходу и все в отличном состоянии. Ещё несколько — в Петербурге.
Линия упирается прямо в громаду дамбы. Конечная станция на закрытой территории за колючей проволокой, куда просто так не пускают.
Капитальную однопутку, периодически идущую через лес, с непривычки легко спутать с обычной ж\д, к тому же, сохранились светофоры и ручные стрелки.
Принадлежит всё это хозяйство частной (?) организации ОАО "Саяно-Шушенский гидроэнергоремонт" и ей же обслуживается. Видимо, филиал Русгидро. Работает только по будням.
А ещё это самый маленький в РФ населённый пункт с трамвайным движением!
Вроде ничего не упустил.
А нет, упустил. Природа вокруг просто замечательная. Потрясающие виды. Повезло людям вот так ездить на работу.
Местные трамвайщики могут гордится своей системой. На мой взгляд, она одна из самых красивых у нас и уж точно самая уникальная. Я насчитал 8 особенностей, кто больше?
Всем, кто будет в тех краях, рекомендую сделать крюк в Черёмушки. Надеюсь, и сам окажусь там снова. Спасибо.
Подпишись, чтобы не пропустить новые интересные посты!
Лига историков
15.1K постов51.9K подписчик
Правила сообщества
Для авторов
Приветствуются:
- уважение к читателю и открытость
- регулярность и качество публикаций
- умение учить и учиться
Не рекомендуются:
- бездумный конвейер копипасты
- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации
- чрезмерная политизированность
- простановка тега [моё] на компиляционных постах
- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты
- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)
Для читателей
Приветствуются:
- дискуссии на тему постов
- уважение к труду автора
- конструктивная критика
Не рекомендуются:
- личные оскорбления и провокации
- неподкрепленные фактами утверждения