Бронепоезд «Южноуральский железнодорожник»

Бронепоезд «Южноуральский железнодорожник» РКК, Бронепоезд, История, Великая отечественная война, СССР, Длиннопост

Формирование 38-го одбп началось в Челябинске 18 ноября 1941 г. Строительство бронепоездов велось тоже в Челябинске в паровозном депо.

18 ноября 1941 года в кабинете начальника паровозного депо станции Челябинск Трегубенко заместитель начальника паровозной службы Южно-Уральской железной дороги Шелягин познакомил челябинских паровозников с заданием Государственного Комитета Обороны: Южно-Уральской железной дороге предстояло построить пять бронепоездов, из них два в цехах депо Челябинск.

Бронепоезд «Южноуральский железнодорожник» РКК, Бронепоезд, История, Великая отечественная война, СССР, Длиннопост

Бронепоезд типа ОБ-3, которому принадлежали «Челябинский железнодорожник» и «Южноуральский железнодорожник»

Строительство первого бронепоезда «Челябинский железнодорожник» закончено к 24 декабря 1941 года. А 27 декабря на обкатку выехал и второй бронепоезд «Южноуральский железнодорожник». Испытания обеих успешны.


Командир 4-й бронеплощадки «Южноуральского железнодорожника» Куплевахский характеризовал челябинские бронепоезда: «Бронеплощадки оснащены своеобразно. Каждая имела одну башню, поворачиваемую вручную. В ней французская пушка … При стрельбе с невысоким углом возвышения такие орудия оправдывали назначение. На каждом борту бронеплощадки 7,92-мм пулемёт Браунинг и 7,62-мм пулемёт ДТ. Личное оружие многих красноармейцев — японские винтовки... „Интернациональный“ характер вооружения и обмундирования бойцов свидетельствовал о крайне трудном времени, переживаемом Красной Армией зимой 1941—1942 годов.»

Бронепоезд «Южноуральский железнодорожник» РКК, Бронепоезд, История, Великая отечественная война, СССР, Длиннопост

75-мм французская пушка образца 1897 года

20 февраля 1942 года изготовление бронепоездов № 1 «Челябинский железнодорожник» и № 2 «Южноуральский железнодорожник» 38-го отдельного дивизиона бронепоездов закончено.

В феврале 1942 года железнодорожники Южно-Уральской магистрали провожали бронепоезда на фронт.

Бронепоезд «Южноуральский железнодорожник» РКК, Бронепоезд, История, Великая отечественная война, СССР, Длиннопост

П. А. Горкушенко, политрук бронепоезда № 2 «Южноуральский железнодорожник» 38-го ОДБ.

6 марта 38-й дивизион направился в Москву. Разместились на станции Москва-3 Ярославской железной дороги 28 марта, месяц 38-й одбп доукомплектовывали (бронепоезд № 2 получил платформу ПВО завода «Стальмост» № 205 с пулеметом ДШК и 25-мм автоматической зенитной пушкой) и занимался боевой подготовкой.

Бронепоезд «Южноуральский железнодорожник» РКК, Бронепоезд, История, Великая отечественная война, СССР, Длиннопост

Бронеплощадка бронепоезда №2 «Южноуральский железнодорожник». 1942 г.

28 апреля 1942 г. на основании приказа начальника главного автобронетанкового управления (ГАБТУ) Федоренко дивизион убыл в 3-ю армию Брянского фронта и 30 апреля расположился на станциях Чернь и Скуратово.


9 мая 38-й одбп передали в 40-ю армию с расположением — депо № 2 — Черемисиново, база — Мармыжи. Боевая задача — поддержка 121-й стрелковой дивизии и прикрытие железнодорожных объектов от атак с воздуха.

Бронепоезд «Южноуральский железнодорожник» РКК, Бронепоезд, История, Великая отечественная война, СССР, Длиннопост

Лейтенант Н.В. Сиукаев, командир зенитного взвода бронепоезда «Южноуральский железнодорожник».

Для этого, кроме взводов ПВО с пулеметами ДШК, на каждом бронепоезде было по 3 пулемета ДТ, а чуть позже по инициативе командира взвода ПВО депо № 1 изготовили спаренные установки пулеметов Браунинг на треногах.

Бронепоезд «Южноуральский железнодорожник» РКК, Бронепоезд, История, Великая отечественная война, СССР, Длиннопост

ДШК на бепо. На бепо №2 2 ДШК, но без щитов и не на турелях, а на тумбах

Полтора месяца бронепоезда 38-го одбп систематически совершали артиллерийские налеты по немцам.


13, 14 и 18 мая бронепоезд № 2 участвовал в огневом налете на Новый Поселок, в результате у него вышли из строя три орудия. Одно починили, а два отправили в артиллерийские мастерские


28 июня 1942 года началось немецкое наступление в рамках операции «Блау», которому предшествовала авиационная и артиллерийская подготовка. К этому времени бепо № 2 старшего лейтенанта И. Е. Орлова находился у разъезда Расховец, база — Мармыжи.

Бронепоезд «Южноуральский железнодорожник» РКК, Бронепоезд, История, Великая отечественная война, СССР, Длиннопост

И. Е. Орлов, командир бронепоезда № 2 «Южноуральский железнодорожник» 38-го отдельного дивизиона бронепоездов.

Вскоре группа из 18 самолетов начала бомбить поезд. Бой бронепоезда с авиацией противника длился 14 часов. Более десяти воздушных атак отразил в тот день экипаж бронепоезда.

При их отражении подбито пять самолетов и один сбит, взят в плен один летчик, переданный представителям 40-й армии.

Бронепоезд «Южноуральский железнодорожник» РКК, Бронепоезд, История, Великая отечественная война, СССР, Длиннопост

Последний бой бронепоезда № 2 «Южноуральский железнодорожник» 28 июня 1942 г. Художники И.В. Севрюков, А.П. Чернышёв, Б.П. Евдокимов.

В бою бронепоезд маневрировал между разъездом Расховец и станцией Мармыжи. Железнодорожные пути на станции были разрушены авиацией, база дивизиона сгорела.

Попытки восстановить полотно были не успешны — немецкая авиация не давала этого сделать.


Примерно в 18.00 к Мармыжам подошла немецкая пехота и танки, которые открыли огонь по бронепоезду.

Бронепоезд «Южноуральский железнодорожник» РКК, Бронепоезд, История, Великая отечественная война, СССР, Длиннопост

Бронетехника 2-го разведывательного батальона дивизии «Великая Германия» на марше в селе Девица Семилукского района Воронежской области. На переднем плане бронетранспортер Sd.Kfz. 250. Июнь 1942 г.

К этому времени в результате боя с авиацией у бепо вышли из строя оба 75-мм орудия (два других в артиллерийской мастерской), единственная 25-мм зенитная пушка, крупнокалиберный зенитный пулемет ДШК, пять пулеметов Браунинг и семь ДТ, которые использовались для ведения огня по воздушным целям.

Из средств ПВО остались только один пулемет ДШК и три пулемета Браунинг. Так как вывести бронепоезд невозможно из-за разбитых путей на станции Мармыжи, а вести огонь по танкам и пехоте противника было нечем, командир дивизиона майор Коржевский приказал команде оставить бронепоезд.


Команда оставляет лишившийся хода обреченный «Южноуральский железнодорожник». Бронепоезда 38-го отдельного дивизиона перестают существовать...

Бронепоезд «Южноуральский железнодорожник» РКК, Бронепоезд, История, Великая отечественная война, СССР, Длиннопост

Поврежденный у Воронежа советский бронепоезд. Июнь 1942 года. Фотография роты пропаганды Вермахта.

Всего в бою 38-й отдельный дивизион бронепоездов потерял 69 человек — безвозвратно 15 убитыми и 35 пропавшими без вести; и 19 ранеными.


30 июня 1942 года на станции Касторная командир дивизиона доложил о результатах боя находившемуся там начальнику ГАБТУ генерал-лейтенанту Федоренко. Федоренко приказал дивизиону убыть в Москву, куда тот прибыл 1 июля и разместился на базе МТО ГАБТУ КА.

Бронепоезд «Южноуральский железнодорожник» РКК, Бронепоезд, История, Великая отечественная война, СССР, Длиннопост

Федоренко Яков Николаевич - начальник Автобронетанкового (затем Главного) управления.

На следующий день командование дивизиона и бронепоезда № 1 было арестовано органами НКВД для выяснения событий боя.


2 августа по распоряжению генерал-майора Чернова 38-й ОДБП убыл на станцию Кожевенная. К этому времени на находящейся здесь рембазе № 6 закончили строительство бронепоезда "Имени газеты "Правда" (бронепаровоз Ов № 7101, броня каленая 45-30 мм, вооружение пулемет ДШК, бронеплощадки № 754, 603 броня 45 мм, вооружение 2 пушки Ф-34 и 6 пулеметов ДТ на каждой, площадка ПВО № 777, броня 30 мм, вооружена 25-мм зенитной пушкой и пулеметом ДШК). 8 августа состав передали 38-му ОДБП, который приступил к боевой подготовке и освоению матчасти. Одновременно помогали работникам рембазы № 6 в строительстве второго бепо "Имени газеты "Красная Звезда".


С 4 по 11 ноября 1942 года бронепоезд "Имени газеты "Правда" находился на полигоне в районе станции Ильино, где проводил испытание нового прицела ИС-55 для стрельбы с закрытых позиций. Испытания прошли успешно, и прицел под обозначением ЗИС-1 приняли на вооружение бронепоездов с пушками Ф-34.

Бронепоезд «Южноуральский железнодорожник» РКК, Бронепоезд, История, Великая отечественная война, СССР, Длиннопост

Бронепоезд из состава 38-го ОДБП

19 ноября 1942 года дивизиону передали второй бронепоезд "Имени газеты "Красная Звезда" (бронепаровоз Оп № 475, бронеплощадки № 775, 776, площадка ПВО № 778, данные такие же, как у бепо "Имени газеты "Правда"), и через два дня 38-й ОДБП убыл в Москву и по прибытии разместился на Павелецком вокзале.


5 декабря 1942 года дивизион посетил начальник управления бронепоездов ГБТУ КА генерал-майор Чернов и начальник штаба ГБТУ КА генерал-майор Лебедев, вместе с которыми присутствовали представители американских газет. В течение двух часов бронепоезд "Имени газеты "Правда" инспектировался и осматривался. После этого генерал-майор Лебедев объявил благодарность всему личному составу за хорошую боевую подготовку.


На основании распоряжения начальника ГБТУ КА № 1109420 от 5 декабря 1942 года бронепоезда получили новые номера: "Имени газеты "Правда" - № 754, "Имени газеты "Красная Звезда" - № 730.

По распоряжению командующего бронетанковыми и механизированными войсками Красной Армии, 2 мая 1943 года 38-й дивизион бронепоездов убыл на Воронежский фронт, где 14 мая вошел в состав 7-й гвардейской армии.


18—2 мая бепо № 754 поддерживал части 15-й гвардейской стрелковой дивизии в районе Волчанск. По отзывам командования артналеты производились успешно.

Бепо № 754 прибыл в июле, в ходе ремонта работники ВЭО-19 при участии команды бронепоезда изготовили новую площадку ПВО.


По мере продвижения частей 7-й гвардейской армии в ходе наступления, двигался вперед и 38-й дивизион. Из-за того, что железная дорога была сильно разрушена, бронепоезда не могли подойти к линии фронта, поэтому из основной задачей стало прикрытие станций, мостов и других объектов от атак с воздуха. 38-й ОДБП двигался через Мерефу, Полтаву, Знаменку, Кировоград, Рудницу, Израиновку. К 14 июля 1944 года он сосредоточился на станции Верешти (Румыния) с задачей не допустить прорыва немецких танков на стыке 7-й гвардейской и 40-й армии.

Бронепоезд «Южноуральский железнодорожник» РКК, Бронепоезд, История, Великая отечественная война, СССР, Длиннопост

Майор И. Е. Орлов, уже командир бронепоезда "Имени газеты "Правда"  38-го отдельного дивизиона бронепоездов. Послевоенное фото.

23 августа 1944 года бронепоезда поддерживали огнем наступление частей 51-го стрелкового корпуса в районе города Роман. При этом наше командование отмечало, что бепо действовали "исключительно слаженно и эффективно, поставленная задача выполнена отлично". По мере готовности железной дороги дивизион двигался вперед и 2 сентября находился на станции Двитешти.


Осенью 1944 года 38-й ОДБП вывели в резерв 2-го Украинского фронта, а к лету 1945 года он сосредоточился на станции Нара Московской области.


Расформирован в период с 15 мая по 20 июня 1946 года на основании директивы Генерального Штаба ВС СССР № 246688сс от 6 мая 1946 года. Матчасть передана 1-му отдельному полку бронепоездов имени Алябьева.


По материалам из интернета

Лига историков

13.5K постов50.3K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Для авторов

Приветствуются:

- уважение к читателю и открытость

- регулярность и качество публикаций

- умение учить и учиться


Не рекомендуются:

- бездумный конвейер копипасты

- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации

- чрезмерная политизированность

- простановка тега [моё] на компиляционных постах

- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты

- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)


Для читателей

Приветствуются:

- дискуссии на тему постов

- уважение к труду автора

- конструктивная критика


Не рекомендуются:

- личные оскорбления и провокации

- неподкрепленные фактами утверждения