Битва за Атлантику. Начало войны. Часть III. Удар под дых.

21 июня 1919 года произошло событие, ставшее черным днем в истории немецкого флота. После подписание перемирия с Антантой, весь немецкий флот прибыл на английскую базу Скапа-Флоу на Оркнейских островах - 10 линкоров, 5 линейных крейсеров, 5 легких крейсеров и 32 эскадренных миноносца - для передачи его странам Антанты. Однако Людвиг фон Ройтер - командующих эскадрой - принял решения затопить все корабли. 21 июня по сигналу все немецкие корабли открыли кингстоны. Англичане, спохватившись, пытались помешать им, но немецкие моряки оказали сопротивление, в результате чего не обошлось без жертв. Так был похоронен практически весь флот Кайзермарине.

20 лет спустя, в сентябре 1939 года командующий подводным флотом Кригсмарине К.Дениц разрабатывает план проникновения в святую святых для Home Fleet и исполнителем этого плана становится экипаж лодки U-47.

Данный пост не пропагандирует идеи нацизма и прочие идеологии.

Битва за Атлантику. Начало войны. Часть III. Удар под дых. Битва за Атлантику, Kriegsmarine, Флот, Скапа-флоу, Гюнтер Прин, Длиннопост

Плакат, посвященный прорыву U-47 в Скапа-Флоу

Еще в начале войны я запросил у командования подробный отчет по Скапа-Флоу, составленный на основании имевшейся тогда информации.

...

11 сентября 1939 года я получил дополнительную информацию в виде данных аэрофотосъемки. Из них стало ясно, что легкие и тяжелые военные корабли располагаются в Скапа, в районе к северу от Флотта, и в проливе между Свита и Риза. В дополнение к этому я получил от командира «U-16» капитан-лейтенанта Вельнера, вернувшегося из похода к Оркнейским островам, очень содержательный отчет, касающийся патрулирования, освещения и преобладающих течений. (К.Дениц "Десять лет и двадцать дней").

Полученные снимки аэрофотосъемки и детальное изучение бухты давали реальный шанс на успех, и Дениц решил им воспользоваться. Осталось выбрать того, кто сможет это сделать.

Мой выбор пал на капитан-лейтенанта Прина, командира «U-47». Он, на мой взгляд, обладал всеми личностными и профессиональными качествами, необходимыми для успеха. Я передал Прину все собранные материалы и предоставил право решать — возьмется он за эту задачу или нет. (К.Дениц "Десять лет и двадцать дней").

Битва за Атлантику. Начало войны. Часть III. Удар под дых. Битва за Атлантику, Kriegsmarine, Флот, Скапа-флоу, Гюнтер Прин, Длиннопост

Гюнтер Прин

Внимательно изучив карты и разведданные Прин принял решение идти.

Ровно в 14.00 его принял Дёниц. Он стоял за своим рабочим столом.

– Да или нет? – спросил он тут же, слегка нахмурясь.

– Да, господин коммодор, – ответил Прин без колебаний. Он стоял по стойке «смирно», сжимая левой рукой рулон карт и конверт.

Улыбка скользнула на губах Дёница. Он положил ладони на стол и, наклонившись вперед, продолжал.

– Вы думали о судьбе фон Хённинга, Хансена и Эмсманна? В полной ли мере оценили трудности и опасности этой миссии?

– Да, господин коммодор, я полностью сознаю риск, по думаю, что у нас неплохие шансы на успех.

– Отлично, Прин. Если Вам удастся проникнуть в залив Скапа-Флоу, атакуйте только крупные корабли. (А.Карганов."Загадка Скапа-Флоу. Рейд германской подлодки в святая-святых британского флота")

На лодку были загружены электрические торпеды G7e, что бы исключить появление пузырящегося следа после хода торпеды. Операцию было решено провести в ночь с 13 на 14 октября. Метеосводки обещали хорошую погоду + полная луна должна была облегчить Прину ориентирование в самой бухте.

Битва за Атлантику. Начало войны. Часть III. Удар под дых. Битва за Атлантику, Kriegsmarine, Флот, Скапа-флоу, Гюнтер Прин, Длиннопост

Оркнейские острова - главная стоянка Home fleet

Об операции знали лишь, кроме Деница, только его штаб, главнокомандующий Э.Редер и Прин. Экипаж лодки узнал о задании только в море.

Среда 4-го и четверг 5-го октября 1939 г. Часть продовольствия и топлива выгружены, к большому удивлению команды.

Пятница 6-го октября. Выгрузка парогазовых торпед и погрузка электрических торпед «G7e».

С помощью Эндрасса Прин руководил работами, не обращая внимания на непрерывное хождение матросов, солдат и гражданского населения на причале, где была ошвартована U-47:

– Ну что, старина Прин, готовитесь, не так ли? – раздался вопрос, усиленный мегафоном.

Прин повернулся и увидел Зохлера на мостике U-46, возвращавшейся с дневных тренировок в море.

– Да, как видишь! – крикнул он, изогнув ладони наподобие рупора.

U-46 медленно двигалась параллельным контркурсом. Добрые 50 метров разделяли субмарины. Громкая беседа двух командиров привлекла внимание толпы. Кто-то из любопытных прохожих обернулся на ходу, другие остановились, чтобы посмотреть на маневр U-46.

Прин увидел, что Зохлер снова взялся за мегафон.

– Скажи, уж не решил ли часом Большой Шеф отправить тебя в Скапа-Флоу?

Отражаясь от близстоящих зданий, голос Зохлера гремел над гаванью.

У Прина кровь застыла в жилах, но он среагировал незамедлительно. Глубоко вдохнув, он прокричал насколько возможно громче:

– Увы! К несчастью! Поговори с ним об этом как-нибудь. Возможно, он об этом еще не думал.

И нарочито громко расхохотался. (А.Карганов."Загадка Скапа-Флоу. Рейд германской подлодки в святая-святых британского флота")

Первым вахтенным офицером На U-47 в то время служил Энгельберт Эндрасс, который в дальнейшем сам станет командиром и войдет в список лучших асов подплава Кригсмарине.

Как на зло, 13 октября 1939 года выпало на пятницу...

– Вы не должны быть суеверны, отход в воскресенье, а все ставки на пятницу 13-го, – прошептал Эндрасс подтрунивающим тоном.

Битва за Атлантику. Начало войны. Часть III. Удар под дых. Битва за Атлантику, Kriegsmarine, Флот, Скапа-флоу, Гюнтер Прин, Длиннопост

Энгельберт Эндрасс

Вскоре после выхода из базы вышел из строя правый дизель и вся операция оказалась под угрозой. Однако главный инженер лодки Ганс Вессельс с дизелистами смогли устранить неисправность.

– Погружаемся через 10 минут. В 04.45 собрать команду в носовом отсеке!

...

Собравшиеся в отсеке не двигались и хранили молчание. Доносилось лишь легкое трение корпуса о песок, придавая моменту необычайную торжественность.

Послышались шаги, и в отсеке появился Прин. Он давно уже подготовил короткую речь, но в итоге произнес совсем другое:

– Этой ночью мы идем в Скапа-Флоу, – сказал он, чеканя каждый слог.

Новость была встречена полной тишиной. Капля конденсата с шумом упала на металлическую палубу. (А.Карганов."Загадка Скапа-Флоу. Рейд германской подлодки в святая-святых британского флота")

Весь день экипаж отсыпался. 13 октября в 18:57 U-47 всплыла и направилась ко входу в бухту. Правда вскоре был обнаружен траулер, и что-бы не быть замеченной, лодка погрузилась и снова сплыла в 22:27. На небе играло Северное сияние.

Вскоре показался маяк и лодка вошла в пролив Хой-Саунд. При этом штурман лодки постоянно "сканировал" глубину эхолотом. Под килем глубина не превышала 10 м. В один момент лодка даже "похрустела" по грунту.

после входа в бухту дизеля были заглушены и лодка пошла на электромоторах, потому как рев дизелей мог быть услышан с берега. Приходилось постоянно маневрировать, обходя мели и специально затопленные суда - блокшифы.

По правому борту в дистанции 500-600 м вдоль прибрежной дороги вытянулись домишки деревни Сент-Мэри. В закрытых окнах не было видно ни огонька, а пустынные улицы были погружены в кромешную тьму. Вдруг фон Фарендорф воскликнул шепотом: – «Велосипедист!»

Глаза стоявших на мостике сопровождали движения человека, мирно крутившего педали. Не собирается ли он оглядеться вокруг? Проследовав направо, он исчез в переулке меж двух зданий, не подозревая о том, как близко находилась немецкая подлодка. (А.Карганов."Загадка Скапа-Флоу. Рейд германской подлодки в святая-святых британского флота")

Вдруг с берега раздался звук мотора....

Битва за Атлантику. Начало войны. Часть III. Удар под дых. Битва за Атлантику, Kriegsmarine, Флот, Скапа-флоу, Гюнтер Прин, Длиннопост

Звук усиливался, пока не стал отчетливо слышен на фоне моря и гула электромоторов. Он шел с берега, и внезапно два луча света пронизали темноту.

– Господи, автомобиль! Мы должны были это предвидеть, – простонал фон Фарендорф.

– Проклятие! Как только этот парень вырулит на прибрежную дорогу, он сможет нас заметить. Наш черный силуэт будет маячить на светлом фоне залива, как в театре теней, – кипятился Эндрасс, направляя бинокль на автомобиль.

...

– Ну вот, он нас и увидел, – воскликнул фон Фарендорф со страданием в голосе.

Моргая в свете фар, они услышали, как водитель добавил газа. Наконец мостик погрузился в темноту. Их глаза уставились на злоумышленника, наблюдая, как тот разворачивается. Водитель, похоже, был очень взволнован, судорожными движениями несколько раз подавал машину вперед и назад, прежде чем ему удалось отъехать.

Автомобиль уехал на высокой скорости. Некоторое время виднелись его габаритные огни, потом они исчезли, скрытые изгибом дороги.

– Этот приятель, должно быть, сильно удивился, увидев нас спокойно плывущими по поверхности, – сказал Эндрасс.

– Однако вовремя, тревогу могут сыграть с минуты на минуту, – простонал фон Фарендорф.

– А я вот думаю, кто способен поднять тревогу в такой час? Если он едет в Скапа, то потеряет массу времени, пытаясь разбудить жителя деревни или дежурного в полицейском участке, чтобы позвонить в Керкуолл или в военно-морскую базу Линесс. К тому же парень настолько возбужден, что мало шансов, что его воспримут всерьез немедленно, – продолжал Эндрасс, – я не думаю.

– Прекратить болтовню! – скомандовал Прин.

(А.Карганов."Загадка Скапа-Флоу. Рейд германской подлодки в святая-святых британского флота")

Битва за Атлантику. Начало войны. Часть III. Удар под дых. Битва за Атлантику, Kriegsmarine, Флот, Скапа-флоу, Гюнтер Прин, Длиннопост

U-47

– Боевая тревога! Мы – в Скапа-Флоу!

При входе в бухту тут же был замечен дозорный корабль. Однако корабль стоял на месте и экипаж не заметил проходящую мимо лодку. Примерно с полчаса U-47 ходила по бухте, пока наконец не увидела очертания крупного корабля.

– Да, я вижу ее. Крупная цель. Дистанция не меньше 4000 метров, – высказался Прин, наконец.

...

– Это – крупная бадья с одной трубой, обращенная носом к берегу.

– Я бы сказал, что это – линейный корабль типа «Ройал Соверин» или «Куин Элизабет» – заключил Прин. – Хотя, скорее «Ройал Соверин». Различаю кормовую мачту в виде треноги. У «Куин» надстройка более массивная. (А.Карганов."Загадка Скапа-Флоу. Рейд германской подлодки в святая-святых британского флота")

Примерно в 01:00 все четыре носовых аппарата были приготовлены к стрельбе по двум замеченным кораблям.

– Глубина хода торпед 7 метров! Точка прицеливания аппаратов № 1 и № 2 – носовая надстройка корабля, стоящего к зюйду, аппаратов № 3 и № 4 – нос корабля к норду! Дистанция 3000 метров, скорость торпеды 30 узлов! Угол растворения три градуса. – зеленый три.

– Яволь, командир! – ответил Эндрасс. (А.Карганов."Загадка Скапа-Флоу. Рейд германской подлодки в святая-святых британского флота")

После завершения ввода данных в Прибор Управления Торпедной стрельбой торпеды были выпущены.

U-47 встряхнуло трижды. Первые два толчка с интервалом в 11 секунд, а третий через три с половиной секунды, свидетельствовали, что три торпеды оставили лодку и со скоростью 30 узлов бегут к своим целям. (А.Карганов."Загадка Скапа-Флоу. Рейд германской подлодки в святая-святых британского флота")

4 аппарат оказался неисправен.

Битва за Атлантику. Начало войны. Часть III. Удар под дых. Битва за Атлантику, Kriegsmarine, Флот, Скапа-флоу, Гюнтер Прин, Длиннопост

"Ройал Оук". Мальта, 1938 год.

На мостике, как только вышла первая торпеда, фон Фарендорф нажал кнопку секундомера на своих часах.

...

Нервное напряжение, вызванное ожиданием, становилась невыносимым. Фон Фарендорф объявил тридцатую секунду третьей минуты. Торпеды прошли мимо целей? Или не сработали детонаторы? Три промаха по неподвижной цели – это казалось почти немыслимым.

Внезапно белесый столб воды на удивление медленно возник из воды, скрывая нос линейного крейсера. Звук взрыва, сопровождаемого приглушенным рокотом, отразился от скал.

Подводный взрыв, идеально переданный водной средой, еще лучше почувствовали люди в прочном корпусе.

Прин не сводил глаз с цели. Белое пятно водяного столба исчезло. На мгновение он подумал, что это видение. Большой корабль оставался темным и безмолвным; на своем месте, словно ничего не случилось. (А.Карганов."Загадка Скапа-Флоу. Рейд германской подлодки в святая-святых британского флота")

Лодка развернулась кормой и была выпущена торпеда из кормового аппарата. Воспользовавшись тем, что в Скапа-Флоу продолжала стоять невероятная тишина и боевая тревога не была поднята, подлодка продолжила циркуляцию, попутно перезаряжая торпедные аппараты. 4 аппарат был исправлен и снова готов к залпу. Несмотря на три промаха и всего одно попадание, один из кораблей (севернее) заметно просел и дал дифферент на нос.

Пока силуэт линкора не вернулся в поле зрения, он снова развернул бинокль влево. Вспышка молнии зигзагом пронизала темноту. Дзиалласу показалось, что это обман зрения. Но нет, тонкий луч света сверкнул с противоположного борта линкора. Луч был виден лишь частично, сверкнув из-за трубы. Возможно, это был луч прожектора с сигнального мостика.

– Герр капитан-лейтенант! Они светят прожектором в направлении берега.

Трое офицеров вновь нацелили свои бинокли на линейный корабль.

– Вот теперь они точно проснулись, – прокомментировал фон Фарендорф.

– Да, но к счастью их внимание обращено в ложном направлении, – ухмыльнулся Прин.

(А.Карганов."Загадка Скапа-Флоу. Рейд германской подлодки в святая-святых британского флота")

Битва за Атлантику. Начало войны. Часть III. Удар под дых. Битва за Атлантику, Kriegsmarine, Флот, Скапа-флоу, Гюнтер Прин, Длиннопост

Рисунок, изображающий Гюнтера Прина, выпущенный в виде открытки, для увековечения подвига в Скапа-Флоу.

Было решено, что второй залп будет дан с более короткой дистанции. Вскоре было замечено похожее на танкер судно, и подводники идентифицировали его как авианосец "Пегасус". Однако целями по-прежнему оставались два корабля, атакованные раннее.

В 01:13 были выпущены торпеды.

Тройной взрыв отразился от скал. Густой черный столб дыма вырос из района взрыва второй торпеды. Прин продолжал наблюдать с некоторой долей опасения за реакцией врага, но, тем не менее, ничего не случилось.

Эндрасс поднял руку и взглянул на запястье.

– 01 час 15 минут и 40 секунд! – объявил он.

– Три торпеды прямо в середину цели. Если он уцелеет, то это корабль-призрак.

Внезапно ослепительный свет пронизал темноту. Фон Фарендорф оборвал фразу, так и не закончив ее. Секунду спустя гигантский язык пламени охватил всю корму линкора с невиданным размахом. Вспышка была настолько яркой, что осветила внутреннюю часть мостика, заставив людей, стоявших на нем и зачарованных зрелищем, зажмуриться.

Эндрасс открыл рот, чтобы что-то сказать, когда ударная волна поразила лодку с огромной силой. Удар пришелся в грудь и перекрыл дыхание. Потом наступила чрезвычайная тишина. Он подумал, что лопнули его барабанные перепонки. Голова вдавилась в плечи, а в глазах отразилась траектория полета огромных кусков стали, оторванных от линейного корабля и разбросанных по небу, подобно соломе. Столб огня возник так внезапно, словно выпрыгнул. Гигантский гриб дыма, гораздо темнее и гуще того, что поднимался из трубы, взмыл в небо, где продолжали искриться сполохи Полярного сияния.

– Никогда не слышал ни о чем подобном, – пролепетал Эндрасс хриплым голосом.

– Видимо, взорвался один из артпогребов. Дым от горения кордита, – ответил Прин.

(А.Карганов."Загадка Скапа-Флоу. Рейд германской подлодки в святая-святых британского флота")

Вскоре раздался еще и четвертый взрыв. Прин принял решение немедленно сматываться на полных парах. Были запущенны дизели и лодка на полной скорости стала уходить по тому-же пути, по которому она проникла сюда.

Битва за Атлантику. Начало войны. Часть III. Удар под дых. Битва за Атлантику, Kriegsmarine, Флот, Скапа-флоу, Гюнтер Прин, Длиннопост

Вскоре было обнаружено несколько эсминцев, хаотично перемещавшихся по бухте с включенными прожекторами.

С дизелями, работавшими на полную мощность, лодка бежала курсом зюйд-ост вдоль Мейнленда к выходу из Скапа-Флоу, до которого оставалась примерно миля. От скал, которые высились по левому борту, их отделяло не более 200 метров. Несмотря на шум моря и рев дизелей, отчетливо прослушивалось жужжание моторов, автомобилей, газующих на маленькой прибрежной дороге.

– На сей раз все кончено! Они проснулись, – мрачно констатировал фон Фарендорф.

Он глядел на происходящее с удивлением. Лучи прожекторов, выходившие из разных мест, пересекались высоко над лодкой, образуя светящуюся дугу – красивое зрелище. «Считают, что это – атака с воздуха. Тем лучше для нас», – подумал он про себя.

Хэнзель внимательно следил за передвижением эсминцев, которые по случаю оказались именно в его секторе наблюдения. Тень то сокращалась, становясь совсем маленькой, то незаметно раздувалась и, наконец, стала стремительно расти, возвышаясь над водой. Сигнальщик нахмурился, а его кровь застыла в венах, когда он увидел мощную волну от форштевня.

– Командир! Эсминец идет на таран!

...

– О господи, он сигналит азбукой Морзе, – натужно выдавил Эндрасс, не отрываясь от процесса управления стрельбой.

– Он запрашивает опознавательный, – пробормотал фон Фарендорф.

– Что отвечать, герр капитан-лейтенант? – с тревогой спросил Хэнзель.

– Ничего! – рявкнул Прин.

...

С глазами, выкатившимися из орбит, Хэнзель увидел, что эсминец меняет курс. Когда он повернулся бортом, рука Эндрасса невольно потянулась к кнопке управления стрельбой, но Прин хранил молчание.

Несколько минут спустя все шестеро, стоявших на мостике, с изумлением наблюдали, как эсминец растворился в темноте на полной скорости, оставив за собой белый кильватерный след.

Эндрасс первым пришел в себя. Он поморгал, словно пытаясь удостовериться, что не спит, а затем повернулся к Прину и воскликнул, растягивая слова сильнее обычного:

– Ну, командир, этой ночью мы повидали все!

(А.Карганов."Загадка Скапа-Флоу. Рейд германской подлодки в святая-святых британского флота")

На полной скорости U-47 выскочила из Скапа-флоу, успешно преодолев все блокшифы и отмели. Однако приключения, выпавшие на экипаж лодки еще не закончились.

Битва за Атлантику. Начало войны. Часть III. Удар под дых. Битва за Атлантику, Kriegsmarine, Флот, Скапа-флоу, Гюнтер Прин, Длиннопост

Рисунок – картина, которую по утверждению Прина, унтер-офицера Дзиалласа и старшего матроса Герхарда Хэнзеля, они наблюдали на мостике в ходе атаки.

Рис. Жана Делпеша.

На обратном пути U-47 была замечена дозорным кораблем и атакована глубинными бомбами. Прин решил уйти от атаки резким увеличением хода на встречу кораблю, тем самым проскользнуть под бомбами. Маневр удался, и лодка смогла йти от атаки.

– Британец был явно удивлен маневром; вы сработали как бык, – насмешливо заметил Эндрасс, сохраняя некоторую бледность. (А.Карганов."Загадка Скапа-Флоу. Рейд германской подлодки в святая-святых британского флота")

Вскоре на лодке заметили мины. Этого поля не было по курсу на пути в Скапа-Флоу, и сейчас это стало полной неожиданностью для Прина. Погрузившись, он прошел под полем.

Шум раздавался с левого борта. Минреп первой мины скреб по корпусу на уровне поста акустиков, чуть впереди рубки. Затем скрежет перекатился к дизельному отсеку. Казалось, что время остановилось. Наконец, скрежет прекратился.

Шпар перевел глаза на отсечные часы: 08.05. Прин, уставившись на экран эхолота, не двигался. Фон Фарендорф вынул из кармана носовой платок и вытер лоб, покрытый потом, а затем перевел взгляд на Эндрасса.

– Итак, на этой мине мы уже не подорвемся, – заметил второй помощник низким голосом.

Крр. кркркркррррр. ррр. кркр.

На сей раз, скрежет прослушивался в носу по правому борту. Прин тихо молился, чтобы обтекатели рулей и винтов сыграли свою роль, не дав минрепу зацепиться за них. Вессельс время от времени смотрел на Бёма, все еще казавшегося окаменевшим.

Минреп пропутешествовал вдоль всего корпуса. (А.Карганов."Загадка Скапа-Флоу. Рейд германской подлодки в святая-святых британского флота")

Лодке удалось успешно пройти мины и она продолжила движение на базу.

Битва за Атлантику. Начало войны. Часть III. Удар под дых. Битва за Атлантику, Kriegsmarine, Флот, Скапа-флоу, Гюнтер Прин, Длиннопост

Думаю, многим известно, что эмблемой U-47 был бык, испускающий пар из ноздрей. Но как появилась эта эмблема?

Закончив обработку замеров, Шпар выключил лампу и направился в койку, чтобы немного передохнуть перед завтраком. Прин также вскоре оставил ЦП и пошел в свою каюту. Тогда Эндрасс вынул из кармана небольшой блокнот и начал рисовать. быков. Израсходовав несколько листов для эскизов, он начал сравнивать результаты. И отверг все из них кроме одного, где разъяренный бык гневно извергал пар из ноздрей. Явно удовлетворенный, он закрыл блокнот и засунул его в карман свитера.

...

Эндрасс зашел в кают-компанию унтер-офицеров и обратился к Шпару, лежавшему на койке, заложив руки за голову.

– Вилли, можешь дать мне какую-нибудь карту?

– Зачем?

– Нужно сделать эскиз, – без особого желания ответил Эндрасс.

– Какой еще эскиз?

Старпом на мгновение задумался, но решил, что проще рассказать о своем замысле.

– Ладно, в память об этом походе, я придумал эмблему для нашего корабля, и хочу изобразить ее на рубке. Мне нужен большой лист бумаги, чтобы сделать полномасштабный шаблон, и белая краска, чтобы закрасить контур.

– Мы можем взглянуть на эту эмблему? – осторожно спросил Шпар.

– Когда у меня будет карта, я нарисую ее на обратной стороне.

Сгорая от любопытства Самманн, Бём, Штрунк и Ромер, повскакивали с коек, засыпав Эндрасса вопросами, но тот оставался непреклонным.

Шпар сбросил ноги с койки и отправился за картой. Эндрасс расстелил ее на палубе и несколькими карандашными штрихами воспроизвел быка, дующего в ноздри.

– Как вам? Это – Бык Скапа-Флоу!

Все обступили старпома, сидевшего со скрещенными ногами у своего детища, выражая свое одобрение кивками и возгласами.

– Неплохо, совсем неплохо, – одобрил Шпар, – но надо сделать так, чтобы кэп не узнал раньше времени. Потом мы выманим его на палубу под каким-нибудь предлогом, и посмотрим реакцию.

...

Проводив глазами Прина, исчезнувшего в проеме люка, он подумал: «Надеюсь, он не нагрянет сюда внезапно с 07.00 до 08.00; а к этому времени на рубке уже появится новая эмблема».

Незадолго до восхода на мостике появился улыбающийся Эндрасс.

Без слов он вручил рисунок Шпару, склонился над люком и принял ведро краски от фон Фарендорфа. Помощник тут же взбежал на мостик.

«Прижимайте шаблон к обшивке рубки по правому борту, под ветроотбойником, – объяснил Эндрасс своим подручным. – А живопись за мной!»

Старпом спустился на палубу и критически осмотрел рисунок, который держали Шпар и фон Фарендорф, свесившись с мостика.

«Поднимите чуть выше! – крикнул он. – Немного вперед. разверните шаблон, чтобы хвост стоял вертикально… Да, именно так. Держите, я иду!»

Он ловко поднялся по внешней стороне рубки, хватаясь, за что попало. Правую ногу он вставил в шпигат, левую поставил на поручень, выше ходового огня, а левой рукой схватился за ограждение мостика. Диттмер протянул ему кисть, и он начал закрашивать контур, нанося рисунок на металл рубки. Закончив, он громко распорядился:

– Теперь резко отрывайте карту, чтобы не было потеков!

И пристально осмотрев результат, попросил:

– Дайте-ка мне маленькую кисть, чтобы добавить бычку немного характера.

Фон Фарендорф также спустился на палубу, чтобы критически оценить произведение со стороны.

Битва за Атлантику. Начало войны. Часть III. Удар под дых. Битва за Атлантику, Kriegsmarine, Флот, Скапа-флоу, Гюнтер Прин, Длиннопост

Эндрасс повернулся и спросил, держа кисть в руке:

– Ну как, не слишком похож на корову?

Прежде чем ответить, помощник выждал пару секунд:

– Нет. но, по-моему, кэпу не понравится. Настоящий самец!

Люди на мостике разразились смехом. Реакция Эндрасса была мгновенной. Проворно спрыгнув на палубу, он присоединился к фон Фарендорфу, подмигнул и вынес вердикт собственной работе.

– Я просто подчеркнул его характер, изобразив все крупными, энергичными штрихами, – сказал он насмешливо.

Десять минут спустя Шпар, свесившись с мостика, спросил:

– Ну, как там дела с нашим зверюгой?

– Думаю, что на сей раз то, что надо. Это действительно – «его», – ответил Эндрасс, с удовлетворением в голосе.

– Капитан заканчивает завтракать. По-моему, самое время вызвать его на палубу, – сказал Шпар.

Эндрасс наклонился, чтобы собрать кисти, обдумывая приемлемый предлог, как вдруг увидел, что из люка показалась белая фуражка командира. Старпом с ведром краски в руке, выпрямился, не зная, что сказать. Прин удивился, увидев обоих офицеров на мостике, но промолчал. Некоторое время его глаза остановились на ведре с белой краской. Он поднял их и задался вопросом, с чего это вдруг эти четверо вахтенных вдруг надумали осматривать море в бинокли, как будто находились в центральной Атлантике и, делая это, упорно поворачиваются к нему спинами. И тут же понял, что они просто пытаются сдержать хохот, впрочем, без особого успеха.

К сожалению, фон Фарендорф и Шпар начали говорить одновременно. Первый остановился, но фраза второго была неразборчивой. Командир казался все более озадаченным. Поэтому Шпар был вынужден начать снова:

– Герр капитан-лейтенант, мы собирались сделать вам сюрприз. Мы. по крайней мере, нет, это, конечно, заслуга старпома, который хотел придать индивидуальность U-47 перед ее возвращением в базу, создав эмблему, которая действительно символизирует то, о чем говорит после вашей атаки Скапа-Флоу,[28 Впоследствии эмблема была официально закреплена за 7-й флотилией подводных лодок.] – сказал он, завершая предложение, как мог.

– Я могу взглянуть на эту эмблему? Где она? – настаивал Прин, пытаясь сохранить строгое лицо.

– В носовой части рубки по правому борту, герр капитан-лейтенант, но лучше спуститься на палубу, чтобы оценить ее по достоинству, – ответил Шпар.

Прин начал спускаться по трапу. Четыре пары глаз нацелились на него в ожидании реакции.

Эндрасс, фон Фарендорф и Шпар подошли к борту ограждения рубки. Они видели, как командир подошел к орудию, развернулся на пятках и поднял глаза. Уставившись на быка, он разразился громким смехом.

– Хорошо, – это я, что ли?.. И что, я действительно выгляжу свирепым? – воскликнул он, сердечно смеясь.

– Не свирепым, а решительным, – поправил Эндрасс.

– Невозможно найти, что лучше бы символизировало U-47 и её доблестный экипаж, – сказал Прин, уже совершенно серьезно.

(А.Карганов."Загадка Скапа-Флоу. Рейд германской подлодки в святая-святых британского флота")

Битва за Атлантику. Начало войны. Часть III. Удар под дых. Битва за Атлантику, Kriegsmarine, Флот, Скапа-флоу, Гюнтер Прин, Длиннопост

Торжественная встреча U-47. на заднем плане линкор "Шарнхорст"

16-го октября 1939 г., гросс-адмирал Редер доложил об операции U-47 Гитлеру. Командующий подводными силами К.Дёниц был произведен в контр-адмиралы. Гюнтер Прин был награжден Рыцарским крестом, а весь экипаж Железным крестом второго класса.

Гитлер решил пригласить весь экипаж U-47 в рейхсканцелярию. 18-го октября, после личного доклада, Прин получил из рук Гитлера Рыцарский крест. Двое вахтенных офицеров Эндрасс и фон Фарендорф, были выдвинуты в командиры, а штурман Шпар произведен в офицеры. Весь экипаж был награжден.

Битва за Атлантику. Начало войны. Часть III. Удар под дых. Битва за Атлантику, Kriegsmarine, Флот, Скапа-флоу, Гюнтер Прин, Длиннопост

Экипаж U-47 во дворе Рейхсканцелярии

Стоит сказать, что "Ройал-Оук" вернулся в Скапа-Флоу всего-лишь за день до атаки Прина. Весь экипаж был сильно утомлен тяжелым переходом. После первого взрыва, команда не приняла ему большого значения и продолжила спать, приняв его за все что угодно, но не за атаку лодки противника. После последующих трех с детонировал один из артпогребов. В результате погибло 833 моряка с линкора. Место, где затонул «Ройал Оук», отмечено буем.

21-го октября 1939 г. пароход «Лейк Невшатель» был затоплен в проливе Кирк-Саунд, окончательно закрыв его для плавания. Чтобы исключить любую возможность новой катастрофы, Черчилль принял решение перекрыть восточные проходы железобетонной дамбой. В строительстве, обошедшемся в 2 000 000 фунтов стерлингов и продолжавшемся четыре года, было задействовано 500 британских и ирландских рабочих, а также 1200 итальянских военнопленных. Результат работы был окрещен «барьером Черчилля». По морской дамбе проложена дорога, соединившая северный берег пролива Кирк-Саунд с островом Южный Рональдсей, пролегая через остров Бюррей, а также островки Лэмб и Глимс.

Битва за Атлантику. Начало войны. Часть III. Удар под дых. Битва за Атлантику, Kriegsmarine, Флот, Скапа-флоу, Гюнтер Прин, Длиннопост

"Барьер Черчилля". Место, где в ночь с 13 на 14 октября 1939 года U-47 проходила в бухту.

Почему же главная стоянка Home fleet оказалось полупустой?

Дело в том, что вскоре после выхода Прина, Кригсмарине проводило ряд мероприятий по выходу тяжелый кораблей в Северное море. В итоге Home fleet вышел на охоту за Гнейзенау, который был в этот момент в море. Дениц хотел было отменить операцию, но решил что уже поздно. Однако, как мы видим, Прин нашел свою цель.

Битва за Атлантику. Начало войны. Часть III. Удар под дых. Битва за Атлантику, Kriegsmarine, Флот, Скапа-флоу, Гюнтер Прин, Длиннопост

Лига историков

13.8K постов50.7K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Для авторов

Приветствуются:

- уважение к читателю и открытость

- регулярность и качество публикаций

- умение учить и учиться


Не рекомендуются:

- бездумный конвейер копипасты

- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации

- чрезмерная политизированность

- простановка тега [моё] на компиляционных постах

- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты

- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)


Для читателей

Приветствуются:

- дискуссии на тему постов

- уважение к труду автора

- конструктивная критика


Не рекомендуются:

- личные оскорбления и провокации

- неподкрепленные фактами утверждения