АХР

АХР Истории из жизни, Воспоминания, Еда, Кухня, Авиация, Прошлое, СССР, Юмор, Длиннопост

Краснокутское летное училище гражданской авиации, специализировалось на подготовке вторых пилотов самолета Ан-2 с уклоном на авиахимические работы. Таких пилотов между собой называли «борбисты» - боролись с вредителями и болезнями сельскохозяйственных растений. У меня даже в летной книжке стоит запись в столбце «Вид (назначение полета)» стоит запись – борьба… Смешно…

АХР Истории из жизни, Воспоминания, Еда, Кухня, Авиация, Прошлое, СССР, Юмор, Длиннопост

Авиационно-химические работы (АХР) или короче химия, считалась наиболее сложным видом работ, выполняемом на данном типе самолета. Вообще в советские времена, наверное, в каждом регионе, были сформированы свои отряды, отдельные эскадрильи самолетов Ан-2, оборудованные для выполнения АХР.


Начинал я работу с Евлахского объединенного 108 авиаотряда Азербайджанской УГА. Массовые химработы начинались с апреля-мая и заканчивались в октябре. В Азербайджане это самая жара. В кабине жара, кондиционеров не было, вентиляция только с помощью забора воздуха снаружи. Бывало, обработаешь поле, разворачиваешься, заходишь для последующей обработки и попадаешь в шлейф только что распыленных химикатов. А применяемые яды бывают и высокотоксичными. Поэтому старались не пользоваться вентиляцией, даже все вентиляционные патрубки забивали тряпками, чтоб через них воздух забортный в кабину не попадал…


Одним из самых токсичных химикатов того периода был БУТИФОС - дефолиант, предназначался для обработки полей хлопчатника и подготовке к машинной сборке хлопка. Химикат высокотоксичный с очень неприятным запахом. В конце 80-х годов применение данного препарата было запрещено, т.к. он оказывал негативное воздействие на все, в том числе на здоровье человека.


Другим препаратом, которым довелось обрабатывать угодья – ДУСТ. Также высокотоксичный химикат, применяемый для поражения малярийных очагов. Работали в защитных костюмах и респираторах, учитывая жару и то, что полеты противомалярийной обработки производились по очагам, длились полеты по 4-5 часов. В состав экипажа включался работник санэпидемстанции, у которого была утвержденная карта обработки очагов малярии и под его контролем производили обработку. Такие работы были единичные.


Бывало после окончания сезона работ едешь общественным транспортом домой, а от тебя люди шарахаются – весь провонял химикатами, а сам уже этот запах не чувствуешь.


За рабочий день приходилось делать несколько десятков взлетов-посадок. Сам полет в среднем занимал минут 7-10 в зависимости от удалённости участка, длины гона (участка) и количества заходов на обрабатываемый участок. Рекорд у меня был 48 взлётов-посадок… Как челнок. Уставали очень сильно, убивала еще и жара…


Это был первый месяц моей работы пилотом. Работали мы на оперативной точке в Бардинском районе, жара днем и ночью. Выходных дней, при пике работ, естественно не было, оформляли выходные только на бумаге. Реальные выходные были очень редко – один-два в месяц, ну может еще пару дней, если какие-то регламентные работы на самолете. На точке нас было бортов 10, больше тридцати человек. Каждый день, после окончания работ, командиры экипажей получали задания на следующий день.


- Ну что, завтра выходной, пойдем пивка попьем? – спросил у меня командир.


Да я куда угодно готов был пойти, чтоб хоть как то развеяться, переключиться.


Кафешка располагалась недалеко от аэродрома, на берегу оросительного канала. Прохлада, шум воды, запотевшая кружка холодного чешского пива (его продавали из - под полы за 3 рубля 50 копеек за бутылку), натурального, тёмного чешского пива. На закуску - варёный нут, с солью – вещь ( тогда еще не было чипсов и жаренного арахиса)! За соседним столиком сидит другой экипаж. Они как-то интересно пили пиво- у них в тарелках накрошен чурек (хлеб, лаваш толстый, лепешка) и туда же налито пиво. А с каким аппетитом они это кушали! Ну, думаю, наверное чтоб лучше «забрало» - крепкий алкоголь в период уборочных и посевных работ был под запретом, а им наверно хотелось расслабиться по полной… Пошел к стойке взял тарелку, ложку (хлеб на столах всегда стоял), накрошил в тарелку хлеба и залил пивом (налил немного, вдруг не понравиться). Делаю это все машинально в процессе разговора, начинаю есть – гадость ужасная!


- Что, так вкусно?- спросил командир.

- Вообще невозможно есть…Гадость. Как они это едят? – и показываю на соседний столик

- Они едят пети, хочешь попробовать?


Азербайджанскую кухню я не знал, к своему стыду…А блюдо оказалось очень вкусное- горох нут, картошка, помидорка и хороший кусочек баранины с жирком, плюс специи, всё это складывается в небольшой горшочек и отправляется томиться в печь. Подают так - сначала в тарелку с накрошенной лепешкой выливается жидкость (ее я и принял за пиво- и по цвету похожа, и прозрачная, и пришли то пиво пить), потом, как второе блюдо, из горшочка выкладывается мясо, картошка, нут и помидорка. Даже сейчас, когда удается приобрести хорошей баранины стараюсь приготовить что-то похожее на пети…


- Пиво не наливайте ему, он без хлеба его не пьет, а потом еще потребует еды…


Подкалывали, смеялись, пока не прилепилась кликуха – пожарник, но это позже, а пока опять работа, бесконечные взлеты-посадки… Это была моя жизнь и это мне нравилось. Я чувствовал себя маленьким винтиком в огромном механизме нашей Страны, я знал, что моя работа нужна, востребована и я дорожил ею.


Той Страны уже нет, сейчас другие ценности, а жаль. Наблюдая, как с помощью автотранспорта производится обработка полей – щемит сердце – сколько просто давят ростков колесами оборудования, а сколько тратится времени. За один рабочий день мы обрабатывали в среднем 420-480 гектар….

12.12.2022

Авиация и Техника

9.4K постов17.5K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Правила Пикабу