Настало время рассеять туман и показать вам настоящий облик чудовища, с которым сталкиваются Анютка и Беримир в кульминации «Песни Сирин».
Встреча героев с некой разрушительной сущностью, которая идёт по стопам охотников, была в истории на самых ранних стадиях разработки. Данный поворот не только давал необходимый толчок сюжету и соединял все заявленные ранее элементы воедино, но и переключал характер повествования: в бочку нерасторопного worldbuilding'а с яркими красками нужно было добавить ложку той самой «хтони» и ужаса, наконец столкнуть героев с опасностью, о которой мы только слышали.
Изначально Избушка на курьих ножках должна была сыграть роль монстра, от которого прячется Анютка, но очень скоро я понял, что таким образом пойду по самой протоптанной тропе на свете, да и не сделаю чести такому глубокому и неоднозначному образу, как Баба Яга, если в очередной раз покажу её злодейкой-людоедкой, сеющей зло (тавтология намеренная). Вообще, если присмотреться, то найти однозначно отрицательного персонажа в славянской мифологии не так уж и просто. Тем более, у меня были определённые сюжетные потребности, которые этот персонаж должен был удовлетворять. К счастью, такой персонаж нашёлся в форме Лиха.
В славянской мифологии Лихо одноглазое является воплощением злой доли, горя, человеческих страхов и невзгод и чаще всего предстаёт в облике худой женщины без одного глаза или великанши-людоедки (есть некоторые параллели с греческим циклопом, а точнее с Полифемом из Одиссеи, это видно в сказке из сборника Афанасьева и в альтернативном её прочтении).
Эскизы головы и самого глаза Лиха, показывающие раскрытие «лепестков»
Открытый «глаз» испепеляет всё вокруг
В моей же истории действует концепция интерпретации существ, в которой я опираюсь на их мифологическую суть, при этом пытаюсь сделать их похожими на представителей вымышленных видов животных, нежели просто на антропоморфных духов. Здесь Лихо представляет из себя не только сублимацию человеческих бед и невзгод, но ещё и могучую силу природы, которую невозможно остановить, голодного хищника, который определённым образом маскируется и заманивает добычу к себе.
Ранний концепт сцены с Лихом
Итоговый результат в фильме
Практически во всех кадрах Лихо выполнено в 3D, это сделано, чтобы максимально сохранить все нюансы дизайна существа при движении. Саму модель по моим эскизам сделала Маша Михайлова.
Из мифологического свойства Лиха питаться людскими страхами и страданиями родилась идея чёрного всепоглощающего тумана, который обволакивает жертву, сокращает ей видимость и пугает ещё больше. Туман также выполнял техническую задачу: эпизод с Лихом работает во многом на страхе неизведанного, мне было очень важно, чтобы зритель не мог увидеть монстра целиком и давал своему воображению разыграться.
Сначала были попытки сделать туман относительно реалистичным (ну, пользуясь мерилом кино), но очень скоро я понял, что надо больше использовать анимационный язык для усиления выразительности состояния. Внезапно Анютка вбегала в бездонную тьму, территорию Лиха, из которой высосали всю жизнь и радость, оставляя только страхи и паранойю (за вами следят глаза на деревьях). Всё это — своеобразная паутина, в которую влипает несчастный проходимец, парализуется страхом и становится лакомством для паука-Лиха.
Ну и, конечно же, образ был бы не таким страшным без саунддизайна Арсения, о котором он немного поведал в своей лекции, но в будущем мы ещё вернёмся к нему с подробностями.
Мы всё время спорили о кличке нашего чудовища: Арсений обозвал его злобным орехом, я же считал, что он больше похож на артишок.
Охотники разбудили Лихо, и оно бы дошло до Деревни, если бы в финале «Песни Сирин» Беримир не пожертвовал собой, чтобы нейтрализовать чудовище. Но можно ли на самом деле взять и уничтожить горе, страхи и невзгоды?
Подробнее почитать про технические моменты реализации Лиха можно в статье на нашей странице Бусти.