Серия «Разработка персонажей»

СКАЗ: Песня Сирин | Разработка Вилы

Описание вил чаще всего сводится к крылатым женским духам с распущенными волосами, по некоторым версиям они связаны с водой, по другим - с лесом и полями. Насколько я понял, данный образ в разных вариациях встречается у разных народов (болгарская и сербская вила, польская wila, даже у кельтов есть vilia). Поскольку я часто встречаю споры о достоверности тех или иных источников, в комментариях был бы рад узнать от специалистов ссылки на литературу про вил, чтоб и другие читатели ознакомились подробнее.

В Песне Сирин, отталкиваясь от описанной в ранних статьях концепции создания образов, вилы предстают полевыми “феями”, светлячками с собственными ритуалами, которые застают Анютка и Беримир.

СКАЗ: Песня Сирин | Разработка Вилы Анимация, Персонажи, Сказка, Мультфильмы, Славянская мифология, Славянское фэнтези, Фольклор

СКАЗ: Песня Сирин | Разработка Водяного

СКАЗ: Песня Сирин | Разработка Водяного Сказка, Анимация, Мультфильмы, Персонажи, Славянская мифология, Славянское фэнтези, Фольклор

Водяной сидит в болоте в эпизоде путешествия героев

СКАЗ: Песня Сирин | Разработка Водяного Сказка, Анимация, Мультфильмы, Персонажи, Славянская мифология, Славянское фэнтези, Фольклор
Показать полностью 1

СКАЗ: Песня Сирин | Разработка Лиха одноглазого

Настало время рассеять туман и показать вам настоящий облик чудовища, с которым сталкиваются Анютка и Беримир в кульминации «Песни Сирин».

СКАЗ: Песня Сирин | Разработка Лиха одноглазого Сказка, Анимация, Персонажи, Славянская мифология, Фольклор, Монстр, 3D, Дизайн, Мультфильмы, Видео, Без звука, Длиннопост

Встреча героев с некой разрушительной сущностью, которая идёт по стопам охотников, была в истории на самых ранних стадиях разработки. Данный поворот не только давал необходимый толчок сюжету и соединял все заявленные ранее элементы воедино, но и переключал характер повествования: в бочку нерасторопного worldbuilding'а с яркими красками нужно было добавить ложку той самой «хтони» и ужаса, наконец столкнуть героев с опасностью, о которой мы только слышали.


Изначально Избушка на курьих ножках должна была сыграть роль монстра, от которого прячется Анютка, но очень скоро я понял, что таким образом пойду по самой протоптанной тропе на свете, да и не сделаю чести такому глубокому и неоднозначному образу, как Баба Яга, если в очередной раз покажу её злодейкой-людоедкой, сеющей зло (тавтология намеренная). Вообще, если присмотреться, то найти однозначно отрицательного персонажа в славянской мифологии не так уж и просто. Тем более, у меня были определённые сюжетные потребности, которые этот персонаж должен был удовлетворять. К счастью, такой персонаж нашёлся в форме Лиха.

СКАЗ: Песня Сирин | Разработка Лиха одноглазого Сказка, Анимация, Персонажи, Славянская мифология, Фольклор, Монстр, 3D, Дизайн, Мультфильмы, Видео, Без звука, Длиннопост

В славянской мифологии Лихо одноглазое является воплощением злой доли, горя, человеческих страхов и невзгод и чаще всего предстаёт в облике худой женщины без одного глаза или великанши-людоедки (есть некоторые параллели с греческим циклопом, а точнее с Полифемом из Одиссеи, это видно в сказке из сборника Афанасьева и в альтернативном её прочтении).

СКАЗ: Песня Сирин | Разработка Лиха одноглазого Сказка, Анимация, Персонажи, Славянская мифология, Фольклор, Монстр, 3D, Дизайн, Мультфильмы, Видео, Без звука, Длиннопост

Эскизы головы и самого глаза Лиха, показывающие раскрытие «лепестков»

СКАЗ: Песня Сирин | Разработка Лиха одноглазого Сказка, Анимация, Персонажи, Славянская мифология, Фольклор, Монстр, 3D, Дизайн, Мультфильмы, Видео, Без звука, Длиннопост
СКАЗ: Песня Сирин | Разработка Лиха одноглазого Сказка, Анимация, Персонажи, Славянская мифология, Фольклор, Монстр, 3D, Дизайн, Мультфильмы, Видео, Без звука, Длиннопост

Открытый «глаз» испепеляет всё вокруг

В моей же истории действует концепция интерпретации существ, в которой я опираюсь на их мифологическую суть, при этом пытаюсь сделать их похожими на представителей вымышленных видов животных, нежели просто на антропоморфных духов. Здесь Лихо представляет из себя не только сублимацию человеческих бед и невзгод, но ещё и могучую силу природы, которую невозможно остановить, голодного хищника, который определённым образом маскируется и заманивает добычу к себе.

СКАЗ: Песня Сирин | Разработка Лиха одноглазого Сказка, Анимация, Персонажи, Славянская мифология, Фольклор, Монстр, 3D, Дизайн, Мультфильмы, Видео, Без звука, Длиннопост

Кадр из раскадровки

СКАЗ: Песня Сирин | Разработка Лиха одноглазого Сказка, Анимация, Персонажи, Славянская мифология, Фольклор, Монстр, 3D, Дизайн, Мультфильмы, Видео, Без звука, Длиннопост

Ранний концепт сцены с Лихом

СКАЗ: Песня Сирин | Разработка Лиха одноглазого Сказка, Анимация, Персонажи, Славянская мифология, Фольклор, Монстр, 3D, Дизайн, Мультфильмы, Видео, Без звука, Длиннопост

Итоговый результат в фильме

Практически во всех кадрах Лихо выполнено в 3D, это сделано, чтобы максимально сохранить все нюансы дизайна существа при движении. Саму модель по моим эскизам сделала Маша Михайлова.

Из мифологического свойства Лиха питаться людскими страхами и страданиями родилась идея чёрного всепоглощающего тумана, который обволакивает жертву, сокращает ей видимость и пугает ещё больше. Туман также выполнял техническую задачу: эпизод с Лихом работает во многом на страхе неизведанного, мне было очень важно, чтобы зритель не мог увидеть монстра целиком и давал своему воображению разыграться.


Сначала были попытки сделать туман относительно реалистичным (ну, пользуясь мерилом кино), но очень скоро я понял, что надо больше использовать анимационный язык для усиления выразительности состояния. Внезапно Анютка вбегала в бездонную тьму, территорию Лиха, из которой высосали всю жизнь и радость, оставляя только страхи и паранойю (за вами следят глаза на деревьях). Всё это — своеобразная паутина, в которую влипает несчастный проходимец, парализуется страхом и становится лакомством для паука-Лиха.

Ну и, конечно же, образ был бы не таким страшным без саунддизайна Арсения, о котором он немного поведал в своей лекции, но в будущем мы ещё вернёмся к нему с подробностями.

Мы всё время спорили о кличке нашего чудовища: Арсений обозвал его злобным орехом, я же считал, что он больше похож на артишок.

Охотники разбудили Лихо, и оно бы дошло до Деревни, если бы в финале «Песни Сирин» Беримир не пожертвовал собой, чтобы нейтрализовать чудовище. Но можно ли на самом деле взять и уничтожить горе, страхи и невзгоды?

Не буди Лихо.

Подробнее почитать про технические моменты реализации Лиха можно в статье на нашей странице Бусти.

Показать полностью 7 1

СКАЗ: Песня Сирин | Разработка колтков - непутёвых помощников Анютки

СКАЗ: Песня Сирин | Разработка колтков - непутёвых помощников Анютки Анимация, Сказка, Славянская мифология, Персонажи, Длиннопост

В поисках малоизвестных образов славянской мифологии я наткнулся на такое описание колтков:

«Колтки были весьма забавными малорослыми и добродушными лесными созданиями. Их примечательность заключалась в том, что помимо небольшого роста они также имели по два лица, причем второе находилось в области живота «…» Известно, что колтки могли пойти на службу к людям, если те часто приносили им вкусные угощения. Если человек нанял колтки, то они, при прибытии к жилищу своего нанимателя, оповещали всех вокруг об этом. То они съедят всю еду, которую хозяева приготовили рабочим, то соберут мусор во дворе в одну кучу, то кинут мелкий мусор в молоко (последнее является испытанием для новых хозяев, поэтому, если те выпивают молоко с мусором, то колтки остаются у них). Пройдя последнее испытание, колтки начинают выполнять любое приказание своих хозяев, а также дополнительно начинали добывать различные припасы в дом, чаще всего с соседских участков».

Мне показался такой образ ярким и подходящим для истории, которую я хотел рассказать, захотелось узнать больше, но я столкнулся с проблемой: данный текст о колтках был слово в слово повторён на многочисленных страницах в интернете, большей информации нигде не давалось, а ссылки на первоисточник нигде не указывалось. Это неудивительно в случае со славянской мифологией, подробно изученной достоверной информации сохранилось мало, а та, что имеется, всегда найдёт критиков и будет оспорена той или иной группой историков, филологов, этнографов и других специалистов.

Тем не менее, в книге Андреаса Маша «Сокровища Ретры» мне удалось найти упоминание колтков, которые здесь трактовались как переименованные полубоги-кобольды:

«Эти боги охотно селились в зарослях бузины. Туда по вечерам для них подкладывали еду, когда хотели заманить их в свой дом для того, чтобы они добывали припасы из других домов и приносили в дом их хозяина. Они подавали знак о своём прибытии тем, что съедали принесённые кушанья или собирали в кучу хворост и мусор, или же подсыпали мусор в молочные кувшины. Если эти кучи оставались нетронутыми, а хозяин дома и его батраки выпивали молоко с мусором, то боги воспринимали это очень благосклонно, вселялись в дом и выполняли различную полезную работу».

Сравнивая текст с тем изначальным описанием, я нашёл много перекличек, пусть и чувствовалась свобода интерпретации. Далее в «Энциклопедии языческих богов» А. А. Бычкова я нашёл описание колтков, схожее с тем, что было указано в широко распространённой “статье” (а также весьма занимательную картинку):

СКАЗ: Песня Сирин | Разработка колтков - непутёвых помощников Анютки Анимация, Сказка, Славянская мифология, Персонажи, Длиннопост
«Лесной или домовой дух маленького роста. Напоминал чёртика, но имел второй лик на животе. И в отличие от чёртиков, имевших копытца, у него были ножки, как у ребёнка»

Паззл начал потихоньку складываться. Также колтки появились в качестве героев «Сказа про сестрицу Аленку и братца Орея» Елены Асеевой, где их облик и общая характеристика были похожи на всё, что я прочитал.

Мне нравился этот образ несмотря на его (не)достоверность, и я решил сделать колтков основным комедийным элементом фильма. Как автор художественного произведения я позволил себе несколько видоизменить и так нечёткий образ колтков, сделав из чёртиков/кобольдов/полубогов/духов древесных существ, похожих на пеньки, при этом сохранил их отличительную черту - наличие второго лица в области живота. Ещё интересно определение слова “колтать” в Толковом словаре В. Даля:

КОЛТАТЬ вологодск. говорить, сказывать. | Яросл. койтать или глотать. | Пск. колтыхать, хромать. | Зап. качать, шатать, колыхать, колебать. -ся, пошатываться, отсюда колтун (висюлька), колча и пр. Колтай м. вологодск. говорун, болтун, или пск. твер. колток м. колтовка ж. (не колотовка) то же. Колтнуть вост. глонуть, глотнуть; колток, глоток; | тул. пестыш, стержень, початок (колоток?). Колтомыга об. пск. твер. колченогий, колтоногий, колтоножка твер. пск.

Даже если достоверность всего вышеупомянутого подвергать сомнению, колтков в “Песне Сирин” можно воспринимать как некий собирательный образ лесных помощников человека, представителей связующего звена людей с древней природой и необходимый элемент в рассказе истории Анютки и Беримира.

Показать полностью 1

СКАЗ: Песня Сирин | Разработка главных героев

СКАЗ: Песня Сирин | Разработка главных героев Анимация, Мультфильмы, Сказка, Славянская мифология, Персонажи, Длиннопост

В первых версиях дизайна (слева) были попытки сделать детализированные текстуры на лицах и руках, отсылающие к древней иконописи. Но в ходе разработки стало понятно, что в контексте создаваемых фонов и общей стилистики самого фильма такой подход будет выбиваться (не говоря о том, что анимировать такое было бы очень сложно). В итоге, мне кажется, более лаконичный дизайн сделал персонажей более узнаваемыми и запоминающимися.

СКАЗ: Песня Сирин | Разработка главных героев Анимация, Мультфильмы, Сказка, Славянская мифология, Персонажи, Длиннопост

Хоть фильм и делался 2,5 года, визуальный стиль дорабатывался даже в процессе анимации вплоть до завершения производства. Для последующих серий мы подключим талантливых художников-постановщиков и усовершенствуем дизайн и персонажей, и фонов.

СКАЗ: Песня Сирин | Разработка главных героев Анимация, Мультфильмы, Сказка, Славянская мифология, Персонажи, Длиннопост

Главные герои: Беримир, Анютка и взрослая Анютка-Хранительница

Показать полностью 2
Отличная работа, все прочитано!