Серия «Гебен и Бреслау. Неуловимые рейдеры.»

41

«Гёбен» и «Бреслау» — неуловимые рейдеры германского флота. Часть V: Битва за Босфор

Получив 26 декабря 1914 года повреждения от русских мин вблизи пролива Босфор, «Гёбену» тем не менее удалось своим ходом дойти до Константинополя. Оценив ущерб, адмирал Сушон отправил запрос на верфи Киля и Вильгельмсхафена с просьбой прислать рабочих и инженеров для ремонта. Спустя несколько дней русская разведка уже знала, что «Гёбен» подорвался на минах, но масштаб его повреждений был неизвестен.

Понимая, что эта информация могла подстегнуть российский флот к попытке прорваться в пролив и добить повреждённый корабль, Сушон решился на отчаянный шаг. 31 декабря 1914 года, а также 14 и 25 января 1915 года он выводил «Гёбен» в Чёрное море, курсируя вблизи территориальных вод Османской империи и демонстрируя, что линейный крейсер готов принять бой. Эти меры помогли отбить желание у адмирала Эбергарда пытаться атаковать крейсер, а в начале февраля из Германии наконец-то прибыли инженеры и рабочие для ремонта.

«Гёбен» и «Бреслау» — неуловимые рейдеры германского флота. Часть V: Битва за Босфор История (наука), Россия, Турция, Германия, Первая мировая война, Длиннопост

SMS «Гёбен» в Чёрном море

Ремонт в специфических обстоятельствах

Изучив повреждения «Гёбена», немецкие инженеры пришли к выводу, что для полноценного ремонта корабль необходимо ставить в сухой док. Однако в Константинополе не было дока, способного принять корабль таких размеров. Дополнительную иронию вносило то, что на Чёрном море вообще был лишь один порт, имеющий сухой док подходящих размеров — Севастополь. Однако всё это не обескуражило немецких инженеров. С помощью водолазов были изучены повреждённые зоны, которые оказались относительно небольших размеров. Поэтому для ликвидации повреждений было принято решение построить кессоны  (конструкции для образования под водой рабочей камеры, свободной от воды).

«Гёбен» и «Бреслау» — неуловимые рейдеры германского флота. Часть V: Битва за Босфор История (наука), Россия, Турция, Германия, Первая мировая война, Длиннопост

Установка одного из кессонов к борту «Гёбена». Февраль-март 1915 года

Пока шло строительство кессонов, немецкие водолазы успешно провели под водой автогенную резку повреждённой части бокового киля «Гёбена». В 20-х числах февраля 1915 года была заделана пробоина по правому борту, а к 28 марта — по левому борту, но не до конца. Так как полностью заменить повреждённую броню было невозможно, пробоины корпуса заделали бетоном. Он мог продержаться и обеспечить боеспособность корабля в течении нескольких лет. Ремонтные работы делались в спешке. 19 февраля 1915 года началась Дарданелльская операция (попытка стран Антанты захватить Константинополь), и «Гёбен» мог понадобиться в любую минуту. К началу апреля основные повреждения крейсера уже были устранены.

Славная победа и горькая утрата

1 апреля 1915 года «Гёбен» и «Бреслау» покинули Константинополь, чтобы прикрыть рейд османских крейсеров «Хамидие» и «Меджидие», отправленных на обстрел Одессы. Адмирал Сушон взял курс на Севастополь, рассчитывая привлечь всё внимание русского флота к своему соединению. На следующий день «Гёбен» и «Бреслау» подошли к Севастополю и обнаружили два грузовых судна, которые быстро потопили. После этого на перехват крейсеров были посланы все имеющиеся в наличии эсминцы. На протяжении всего дня русские корабли преследовали противника, который на полном ходу держал курс на Константинополь. Все попытки догнать немцев провалились. Только миноносцу «Гневный» удалось выпустить по «Гёбену» торпеды, но все они прошли мимо. В целом, отвлекающий манёвр Сушона прошёл идеально. Потерь не было, удалось потопить два торговых транспорта. Но радость от успеха была омрачена вестями из-под Одессы.

3 апреля 1915 года «Хамидие» и «Меджидие» подошли к Одессе и начали обстрел города. Увлёкшись атакой, османы не заметили, как вплотную подошли к русским минным полям. В скором времени крейсер «Меджидие» подорвался на мине. От полученных повреждений корабль начал быстро набирать воду, турецкие моряки стали спешно покидать борт. Подошедший на выручку «Хамидие» смог подобрать всех уцелевших и взял курс на Константинополь. Рейд на Одессу провалился.

Потеря давно устаревшего крейсера «Меджидие» могла не быть серьёзной утратой, если бы не то обстоятельство, что турецкий флот численно уступал Императорскому Черноморскому флоту России. Каждый боеспособный корабль был для него на вес золота. Ещё более неприятной новостью для осман стало то, что «Меджидие» затонул на мелководье. Уже спустя два месяца русские смогли поднять крейсер со дна и ввести его в строй под именем «Прут», в честь минного заградителя, погибшего во время «Севастопольской побудки».

«Гёбен» и «Бреслау» — неуловимые рейдеры германского флота. Часть V: Битва за Босфор История (наука), Россия, Турция, Германия, Первая мировая война, Длиннопост

Водолазы проводят подъём крейсера «Меджидие». Одесса, май 1915 года

Королевская охота

4 апреля «Гёбен» вернулся в Константинополь, чтобы закончить ремонтные работы.  Они длились до 1 мая, однако полностью завершить их снова не удалось. 25 апреля началась высадка войск Антанты на Галлипольский полуостров. На первом этапе она проходила успешно. Турецкие войска отступали. Чтобы помочь сдержать натиск атакующих, 27 апреля адмирал Сушон получил приказ вывести «Гёбен» вместе с додредноутом «Тургут Рейс» к югу от Галлиполийского полуострова, чтобы обстрелять неприятеля. В тот же день на рассвете «Гёбен» был замечен британской воздушной разведкой. Координаты крейсера передали британскому линкору «Королева Елизавета», который незамедлительно открыл огонь. Первый залп не задел «Гёбен», но снаряды упали довольно близко. Сушон принял решение отменить атаку, направив корабли за скалы, которые служили естественной защитой. «Королева Елизавета» попыталась обстрелять «Гёбен» и за скалами, но безуспешно.

Спустя несколько дней, 30 апреля, Сушон вновь попробовал подойти к Галлипольскому полуострову. На этот раз вблизи цели «Гёбен» наткнулся на додредноут «Лорд Нельсон», который пытался прорваться в Чанаккале для обстрела штаб-квартиры османской армии. Неожиданная встреча закончилась тем, что «Лорд Нельсон» обстрелял «Гёбен», но не добился попаданий. Сушон вновь решил вернуться в Мраморное море.

«Гёбен» и «Бреслау» — неуловимые рейдеры германского флота. Часть V: Битва за Босфор История (наука), Россия, Турция, Германия, Первая мировая война, Длиннопост

HMS Queen Elizabeth

Противостояние у Босфора

Пока войска Антанты вели кровопролитные бои на Галлиполийском полуострове, Черноморский флот неоднократно выходил к Босфору. Его корабли обстреливали береговые укрепления в надежде выманить «Гёбен» и «Бреслау» на решающую битву. Но адмирал Сушон не рисковал ввязываться в противостояние с численно превосходящим противником. Обстрелы не нанесли существенного ущерба, однако адмиралу Эбергарду удалось потопить десять турецких торговых кораблей, которые везли уголь —  топливо для флота Османской империи. Потеря такого ценного груза резко сокращала возможности турецких кораблей проводить дальние рейды до русского черноморского побережья.

Для усиления обороны Дарданелл 2 мая 1915 года с «Гёбена» были сняты два 150-мм орудия вспомогательного калибра и шесть пулемётов. Обратно на крейсер они так и не вернутся.

«Гёбен» и «Бреслау» — неуловимые рейдеры германского флота. Часть V: Битва за Босфор История (наука), Россия, Турция, Германия, Первая мировая война, Длиннопост

«Гёбен» в Босфоре, 1914-1916 годы

6 мая 1915 года адмирал Сушон принял решение провести новый рейд вдоль Крымского побережья. Так как запасы угля были ограничены, в поход отправилось только три корабля — «Гёбен», «Бреслау» и «Хамидие». 8 мая эскадра Сушона курсировала вдоль Крыма, но на этот раз ей не удалось встретить ни одного грузового судна. Обстреливать Севастополь Сушон счёл нецелесообразным и, не добившись никаких результатов, эскадра в конце дня  вернулась в Константинополь.

В тот же день, 8 мая, не подозревая, что «Гёбен» находится вблизи Севастополя, в очередной рейд отправились основные силы русского Черноморского флота. Адмирал Эбергард принял решение идти к городу Эрегли, который являлся важным пунктом снабжения османской армии и флота. На следующий день русские корабли потопили четыре парохода и множество парусников вблизи города. Затем, подойдя к нему вплотную, они обстреляли и сам Эрегли, нанеся существенный ущерб. После успешного рейда адмирал Эбергард принял решение разделить имеющиеся в его распоряжении линейные силы на две группы, чтобы вновь приблизиться к Босфору и обстрелять и его. «Три Святителя» и «Пантелеймон» шли в авангарде, «Евстафий», «Иоанн Златоуст» и «Ростислав» прикрывали их со стороны моря.

Тем временем в Константинополе было уже известно об атаке на Эрегли. В тот момент адмирал Сушон находился на суше, а его заместитель, командир «Гёбена» Ричард Акерманн, получил приказ немедленно выйти на перехват русских сил. В конце второй половины дня 9 мая крейсер направился в сторону Эрегли, не подозревая, что навстречу ему параллельным курсом идут основные силы Императорского Черноморского флота.

«Гёбен» и «Бреслау» — неуловимые рейдеры германского флота. Часть V: Битва за Босфор История (наука), Россия, Турция, Германия, Первая мировая война, Длиннопост

Капитан Ричард Акерманн (1869-1930). Командир «Гёбена» с апреля 1914 года по январь 1918 года

На рассвете 10 мая с «Евстафия» был обнаружен приближающийся «Гёбен». Адмирал Эбергард приказал всем кораблям развернуться бортом к противнику. Командирам «Трёх Святителей» и «Пантелеймона» была отправлена радиограмма с приказом прекратить обстрел Босфора и присоединиться к основным силам.

В 7:53 «Евстафий» и «Иоанн Златоуст» открыли огонь по «Гёбену», немцы в ответ сосредоточили огонь на «Евстафии». Спустя несколько минут на поле боя прибыл броненосец «Пантелеймон», который в 8:05 присоединился к обстрелу немецкого крейсера.

«Гёбен» и «Бреслау» — неуловимые рейдеры германского флота. Часть V: Битва за Босфор История (наука), Россия, Турция, Германия, Первая мировая война, Длиннопост

Броненосец «Пантелеймон» в 1906-1910 годы. Бывший «Князь Потёмкин-Таврический», переименованный после знаменитого восстания

Вторым залпом «Пантелеймон» смог накрыть «Гёбен», добившись попадания в среднюю часть корабля и выведя из строя одно из 150-мм орудий. Спустя несколько минут в крейсер попало ещё два снаряда, которые не нанесли существенного урона. Тем временем «Три Святителя» и «Ростислав» также присоединились к бою. В итоге «Гёбену» противостояли все основные линейные силы Черноморского флота.

Капитан Акерманн, видя превосходство сил противника, принял решение покинуть бой. В 8:16, спустя двадцать три минуты после начала боя, «Гёбен» на полном ходу начал отход в Константинополь. Адмирал Эбергард пытался преследовать крейсер, однако тот, имея преимущество в скорости, вновь успешно оторвался.

Во время боя потерь среди личного состава не понесла ни одна из сторон. «Гёбен» сделал около 160 выстрелов, не добившись ни одного попадания. Русские корабли сделали в сумме 169 выстрелов главным калибром, добившись трёх попаданий, которые не нанесли серьёзных повреждений. Однако, несмотря на такие результаты, поле боя и победа вновь остались за Черноморским флотом.

Результаты битвы за Босфор остались неопределёнными. С одной стороны, адмиралу Сушону удалось быстро вернуть в строй «Гёбен» и совершить несколько рейдов к Крымскому побережью. С другой стороны, русскому флоту под командованием Эбергарда удалось нанести существенный урон османскому флоту, потопив несколько десятков грузовых кораблей с углём. Это существенно ограничило возможности рейдерства для «Гёбена» и «Бреслау». Попытки русского флота потопить немецкие крейсеры пока что заканчивались неудачами. Однако Сушон знал, что в скором времени в состав Черноморского флота Российской империи войдут новейшие дредноуты «Императрица Мария» и «Императрица Екатерина Великая», и тогда для его флота настанут тёмные времена. Адмиралу вновь предстояло искать выход из невероятно сложной ситуации.

«Гёбен» и «Бреслау» — неуловимые рейдеры германского флота. Часть V: Битва за Босфор История (наука), Россия, Турция, Германия, Первая мировая война, Длиннопост

Материал подготовлен волонтёрской редакцией «Мира Кораблей»

Показать полностью 8
24

«Гёбен» и «Бреслау» — неуловимые рейдеры германского флота. Часть IV: Империя наносит ответный удар

После успешного набега на русские порты в Чёрном море, вошедшего в историю, как «Севастопольская побудка», адмиралу Сушону удалось достичь главной цели — принудить Российскую империю объявить войну османам уже 2 ноября 1914 года. Для России это означало экономические убытки, потому как через проливы Босфор и Дарданеллы, контролируемые турками, вывозилась основная масса российского зерна, которое направлялось на международные рынки.

Поэтому главной задачей Императорского Черноморского флота была ликвидация «Гёбена» и «Бреслау», дабы лишить турецкий флот преимущества, а затем прорваться к Константинополю и взять под контроль Босфор и Дарданеллы. Осознавая эту угрозу и риски, адмирал Сушон стал готовить турецкий флот к отражению ответного удара Российской империи, который не заставил себя долго ждать.

«Гёбен» и «Бреслау» — неуловимые рейдеры германского флота. Часть IV: Империя наносит ответный удар Война, Корабль, Море, Длиннопост, Политика

«Гёбен» и «Бреслау» в Чёрном море. Худ. Лукаш Касперчик

Положение Императорского Черноморского флота после «Севастопольской побудки»

Потери русского военно-морского флота в Чёрном море после рейда 29 октября 1914 года были невелики — затонули канонерская лодка «Донец» и минный заградитель «Прут». Основные же силы, которые состояли из шести устаревших линкоров додредноутного типа, двух крейсеров и семнадцати миноносцев, не понесли потерь и были готовы к бою. Им противостоял турецкий флот, состоящий из двух бронепалубных крейсеров, двух эскадренных броненосцев, четырёх эсминцев и четырёх миноносцев. Численное преимущество было на стороне Российской империи, однако присоединение к турецкому флоту «Гёбена» и «Бреслау» сводило оное на нет. К слову, тот же «Гёбен» имел превосходство в скорости и количестве артиллерии главного калибра, что делало его весьма опасным противником. Командующий Черноморским флотом, адмирал Эбергард, осознавал реальность и был готов задействовать достаточные силы для данного противостояния. Кроме того, отныне линкорам и крейсерам запрещалось выходить в одиночку, корабли должны были действовать слитным составом — это позволило бы русскому флоту получить преимущество в количестве орудий главного калибра, а значит появлялась надежда уничтожить корабли неприятеля.

«Гёбен» и «Бреслау» — неуловимые рейдеры германского флота. Часть IV: Империя наносит ответный удар Война, Корабль, Море, Длиннопост, Политика

Командующий Черноморским флотом, адмирал Андрей Августович Эбергард, в 1900 году

На тот момент преимущество русского Черноморского флота было в количественном и качественном превосходстве лёгких кораблей — эсминцев и миноносцев, что позволяло интенсивно минировать турецкое побережье.

Кроме того, на верфях в Николаеве, активно достраивались первые дредноуты Черноморского флота России — «Императрица Мария» и «Императрица Екатерина Великая». Новые линкоры уступали «Гёбену» в скорости и превосходили по количеству орудий главного калибра.

«Гёбен» и «Бреслау» — неуловимые рейдеры германского флота. Часть IV: Империя наносит ответный удар Война, Корабль, Море, Длиннопост, Политика

Линкор «Императрица Мария» на стапелях в Николаеве. 1912-1913 гг.

Ответный «визит вежливости». Бой у мыса Сарыч

15 ноября 1914 года основные силы русского Черноморского флота под командованием Эбергарда вышли из Севастополя и направились к турецкому побережью. Основной целью стала бомбардировка города Трабзон, где располагались крупнейшие угледобывающие предприятия, которые снабжали турецкий флот. Также адмирал Эбергард надеялся этой вылазкой привлечь внимание «Гёбена» и «Бреслау», вступить с ними в бой и по возможности уничтожить. Для осуществления этого замысла были задействованы линкоры «Евстафий», «Иоанн Златоуст», «Ростислав», «Три Святителя», «Пантейлемон», три крейсера и 7 эсминцев.

Утром 17 ноября русский флот подошёл к Трабзону и начал обстрел города. После Эбергард направил эскадру на запад, к городу Гиресун, надеясь обнаружить османские военные корабли. Однако выйти на вражеский флот не удалось, и Эбергард решил возвращаться в Севастополь.

В тот же день около полудня адмирал Сушон получил известие об обстреле Трапезунда и о точном количестве русских кораблей. Спустя час «Гёбен» и «Бреслау» на полном ходу вышли в сторону предполагаемого нахождения русского флота. Сушон надеялся перехватить Эбергарда, используя преимущество в скорости и вооружении, и нанести существенный урон Черноморскому флоту Российской империи.

Вечером Эбергард получил донесение о выходе «Гёбена» и «Бреслау» навстречу русской эскадре. Имея малый запас угля, адмирал не стал менять курс, продолжая следовать в Севастополь, но замедлил скорость, надеясь в скором времени встретиться с противником.

«Гёбен» и «Бреслау» — неуловимые рейдеры германского флота. Часть IV: Империя наносит ответный удар Война, Корабль, Море, Длиннопост, Политика

Линкоры русского Черноморского флота, впереди флагман «Евстафий», 1914 г.

18 ноября в 12:05 вблизи мыса Сарыч «Бреслау» в глубоком тумане обнаружил русские крейсеры и начал преследование. Вскоре были замечены и линкоры. Адмирал Сушон приказал «Бреслау» оставаться вне зоны досягаемости орудий главного калибра русских кораблей, а сам на «Гёбене» направился полным ходом в сторону неприятеля. Радиопереговоры между «Гёбеном» и «Бреслау» были перехвачены русскими радистами, и адмирал Эбергард привёл флот в полную боевую готовность.

Спустя несколько минут, «Гёбен» обнаружил «Естафия» и открыл огонь. Первый залп задел дымовую трубу и беспроводные антенны «Евстафия», второй оказался безрезультатным, а третий пробил орудие вспомогательного калибра и взорвался в офицерском камбузе, убив 34 офицера и матроса. «Евстафий» открыл огонь по «Гёбену», попав в каземат 150-мм орудия вспомогательного калибра и убив всю артиллерийскую прислугу. Следом за «Евстафием» открыл огонь «Иоанн Златоуст», однако туман не позволил как следует прицелиться и снаряды прошли мимо. Точность, с которой поразили вспомогательное орудие «Гёбена», а также залпы с «Иоанна Златоуста», обескуражили адмирала Сушона, который обнаружил, что все русские линкоры развернулись бортом и начали обстрел его корабля. Решив не рисковать, Сушон приказал отступить, оставив поле боя за русским флотом. Вся баталия продлилась менее четырнадцати минут.

«Гёбен» и «Бреслау» — неуловимые рейдеры германского флота. Часть IV: Империя наносит ответный удар Война, Корабль, Море, Длиннопост, Политика

Пробитый каземат орудия вспомогательного калибра «Евстафия» после битвы у мыса Сарыч.

Поскольку линкоры уступали в скорости, Эбергард не мог преследовать отступающие «Гёбен» и «Бреслау», что в дальнейшем ставилось в вину адмиралу высокопоставленными лицами. Кроме того, густой туман не позволял точно обнаружить противника, а русские корабли не имели запаса угля для преследования после обстрела Трабзона.

Тактика, избранная Эбергардом, заключавшаяся в концентрации основных сил для противостояния с «Гёбеном», принесла свои плоды. Сушон, испугавшись подавляющей огневой мощи хоть и устаревших линкоров русского флота, предпочёл отступить, нежели испытывать судьбу.  Действия Эбергарда были полностью одобрены морским министром Григоровичем, который распорядился наградить отличившихся офицеров и матросов наградами.

Бой у мыса Сарыч не изменил расстановку сил на Чёрном море, но ясно дал понять Сушону, что нельзя списывать со счетов Императорский Черноморский флот, несмотря на то, что основные его силы несколько устарели.

Предновогодний подарок

В конце ноября «Гёбен» прошёл ремонт в Синопе, ликвидировав повреждения полученные у мыса Сарыч, а уже 5 декабря линейный крейсер вышел в Чёрное море, охраняя транспортные корабли. После выполнения миссии, 10 декабря «Гёбен» подошёл к Батуми и обстрелял город, однако не нанёс существенного урона. В конце 1914 года было решено направить «Гёбен» в Мраморное море для прохождения техобслуживания. 26 декабря, приближаясь к Босфорскому проливу, «Гёбен» неожиданно наткнулся на мину, которая взорвалась под боевой рубкой по правому борту, образовав пробоину в пятьдесят квадратных метров. Спустя две минуты, линейный крейсер напоролся на вторую мину, но уже по левому борту, которая образовала пробоину в шестьдесят четыре квадратных метра. Водонепроницаемые переборки защитили «Гёбен» от затопления, однако кораблю срочно требовался ремонт.

«Гёбен» и «Бреслау» — неуловимые рейдеры германского флота. Часть IV: Империя наносит ответный удар Война, Корабль, Море, Длиннопост, Политика

Повреждения «Гёбена» после взрыва мины 26 декабря, 1914 г.

Мины, на которые напоролся «Гёбен», были поставлены русскими минными заградителями: «Ксенией», «Константином», «Алексеем» и «Георгием» 22 декабря. Такое «нахальное» минирование вблизи вражеской столицы оказалось оправданным — флагман османского флота отправился на буксире в Константинополь, однако  сухого дока, способного принять на обслуживание корабль таких размеров, в городе не было. В результате адмиралу Сушону необходимо было найти альтернативный способ незамедлительного введения в строй «Гёбена», пока русский Черноморский флот не получил подкреплений в виде линкоров «Императрица Мария» и «Императрица Екатерина Великая».

«Гёбен» и «Бреслау» — неуловимые рейдеры германского флота. Часть IV: Империя наносит ответный удар Война, Корабль, Море, Длиннопост, Политика

Материал подготовлен волонтёрской редакцией «Мира Кораблей»

Показать полностью 7
22

«Гёбен» и «Бреслау» — неуловимые рейдеры германского флота. Часть III: «Севастопольская побудка»

После успешного прорыва к Дарданеллам и подписания союзного договора с Османской империей «Гёбен» и «Бреслау» формально вошли в состав турецкого военно–морского флота. На деле же экипаж и офицеры на кораблях оставались германскими, а их командир, адмирал Сушон, 17 сентября 1914 года был назначен султаном Мехмедом V командующим военно-морскими силами Османской империи.

Тем самым официально было узаконено нахождение представителей германского флота в ещё пока «нейтральной» Османской империи.

Столь благоприятное стечение обстоятельств вдохновило часть османского правительства ускорить осуществление своей заветной мечты — развязать войну с Российской империей.

«Гёбен» и «Бреслау» — неуловимые рейдеры германского флота. Часть III: «Севастопольская побудка» Крейсер, Адмирал, Флот, Империя, Длиннопост

SMS Goeben и SMS Breslau у берегов Константинополя, 1914 год

Причины войны с Россией

На протяжении XVIII–XIX веков Османская империя потерпела ряд серьёзных поражений в войнах с европейскими государствами, понеся как территориальные, так и репутационные потери. Наиболее тяжелыми были результаты войн с Российской империей: турки лишились территорий Левобережной Украины, Крыма, Кавказа и Молдавии. Эти потери тяжело сказывались на экономическом и политическом развитии государства, став одной из главных причин превращения Османской империи в «больного человека Европы».

В 1913 году в Константинополе произошел государственный переворот. К власти пришло крайне правое крыло младотурецкого движения, выступающее за объединение тюркского и исламского миров под властью Османской империи. Лидеры этого движения, Энвер–паша (военный министр в 1914–1918 гг., военный преступник), и Талаат–паша (министр внутренних дел в 1913–1917 гг., военный преступник), считали, что возрождение Османской империи возможно только с началом войны против Российской империи, в подданстве которой находилась значительная часть тюркских народов. Младотурки планировали захватить у русских Кавказ, Крым и Среднюю Азию, тем самым создав основу для новой сверхдержавы — Великого Турана.

«Гёбен» и «Бреслау» — неуловимые рейдеры германского флота. Часть III: «Севастопольская побудка» Крейсер, Адмирал, Флот, Империя, Длиннопост

Энвер-паша (1881–1922). Лидер младотурецкого движения, военный министр Османской империи. Виновник войны с Россией в 1914, организатор геноцида армян. В 1919 признан преступником.

Хотя идеи превентивной войны с Российской империей были довольны популярны среди некоторых членов турецкого правительства, подавляющее большинство выступало против её реализации, полагая, что войска Османской империи не смогут сдержать натиск русской армии. Но начавшаяся в июле 1914 года Первая мировая укрепила позиции разжигателей войны. Русская императорская армия с трудом сдерживала наступления германских и австро–венгерских войск в Польше. Это, как казалось Энвер–паше, открывало окно возможностей для реализации его идей.

С августа в Османской империи началась мобилизация и подготовка к войне против России. Был также заключен секретный союзный договор с Германской империей. Но значительная часть правительства по-прежнему была против развязывания войны. Для того, чтобы преодолеть их сопротивление, Энвер–паша решил с помощью флота внезапно атаковать русские порты в Чёрном море, тем самым вынудив правительство Российской империи объявить войну туркам. Для реализации своего плана Энвер–паша обратился за помощью к новоиспечённому командующему османским флотом — адмиралу Сушону.

Подготовка к черноморскому рейду

После назначения командующим Османским флотом адмирал Сушон начал бурную деятельность по усилению подчинённого соединения. Из Германии по настоянию адмирала прибыло около четырёх тысяч матросов, офицеров и инженеров, которые официально перешли на службу в османский флот. Командирами крупных морских соединений и отдельных кораблей стали германские офицеры, матросы делились опытом с турецкими коллегами, а инженеры возводили береговые укрепления и ремонтные доки.

«Гёбен» и «Бреслау» — неуловимые рейдеры германского флота. Часть III: «Севастопольская побудка» Крейсер, Адмирал, Флот, Империя, Длиннопост

Адмирал Вильгельм Сушон (справа) и генерал Отто фон Сандерс (слева), 1915 г. С 1913 г. фон Сандерс неофициально возглавил вооруженные силы Османской империи.

Параллельно с усилением боевой подготовки османского флота Сушон совместно с Энвер–пашой разрабатывал план нападения на Черноморский флот Российской империи. Адмирал был сторонником неожиданного удара по портам в Одессе и Севастополе, а также считал необходимым уничтожить как можно больше кораблей русского флота, уповая на эффект внезапности и подавляющую огневую мощь «Гёбена». Стоит отметить, что в 1914 году Черноморский флот Российской империи не имел кораблей, способных противостоять ему на равных. Формально, на Чёрном море у России было пять «линкоров» — устаревших броненосцев, которые по принятой в то время классификации во флоте считались линейными кораблями додредноутного типа. Некоторые из них имели преимущество над «Гёбеном» в калибре орудий, но в бронировании и скорости немецкому линейному крейсеру не было равных. Так, например, «Гёбен» мог развивать скорость в 28.5 узлов, в то время как флагман русского Черноморского флота «Евстафий» имел максимальную скорость менее 17 узлов.

«Гёбен» и «Бреслау» — неуловимые рейдеры германского флота. Часть III: «Севастопольская побудка» Крейсер, Адмирал, Флот, Империя, Длиннопост

Линкор додредноутного типа «Евстафий» — флагман Императорского Черноморского флота России, в начале Первой мировой войны

Смертельную угрозу со стороны «Гёбена» понимал командующий Черноморским флотом России Андрей Августович Эбергард. Получив в середине августа известие о включении «Гёбена» и «Бреслау» в состав османского флота, адмирал Эбергард не сомневался в скором вступлении турок в войну. Поэтому он предложил незамедлительно развернуть русский флот в направлении Константинополя. Это либо вынудило бы осман увести корабли в Средиземное море, либо дало возможность потопить «Гёбен» и «Бреслау». Однако правительство Российской империи сочло такие действия неразумными. Эбергарду было приказано ожидать указаний, не предпринимая самостоятельных действий.

«Гёбен» и «Бреслау» — неуловимые рейдеры германского флота. Часть III: «Севастопольская побудка» Крейсер, Адмирал, Флот, Империя, Длиннопост

Адмирал Андрей Августович Эбергард (1856–1919)

К концу сентября 1914 года адмирал Сушон был готов начать налёт на русские порты в Чёрном море. Он известил об этом военного министра Энвер–пашу и требовал от него незамедлительного разрешения. Однако часть министров по-прежнему выступала против разжигания войны. Одним из них был морской министр Джемаль–паша. Сушону, раздражённому переносом военных действий, пришлось лично договариваться с некоторыми чиновниками. Лишь ко второй половине октября, после выделения Германией крупного военного кредита для Османской империи, Сушону и Энвер–паше удалось склонить на свою сторону большую часть кабинета министров.

27 октября османская эскадра вышла в Чёрное море под предлогом проведения учений. От первоначального плана нанесения мощного удара по Одессе и Севастополю с целью потопить значительную часть русского флота Сушону пришлось отказаться, так как он получил известие о выходе в море основных сил адмирала Эбергарда. Не желая рисковать, Сушон решил разделить свои силы и внезапно  атаковать как можно больше портов Российской империи, чтобы наверняка спровоцировать русское правительство объявить войну Османской империи. Атака должна была произойти утром 29 октября одновременным нанесением удара по разным портам, чтобы заставить силы русского флота рассредоточиться в случае попытки преследования. Теперь, помимо Одессы и Севастополя, под удар должны были попасть Новороссийск и Феодосия.

Начало войны в Чёрном море

Вечером 27 октября адмирал Эбергард получил известие о выходе османского флота в сторону русского черноморского побережья. Понимая, что противник может атаковать любой порт, Андрей Августович предложил Ставке Верховного главнокомандующего провести минирование подходов к стратегически важным портам, в первую очередь Одессы и Севастополя, а также начать поиск османских кораблей. Ответ Ставки оставался таким же — не предпринимать никаких действий, но быть готовыми к началу войны. Не имея полномочий проявить инициативу, Эбергард принял решение вернуться в Севастополь, что и было сделано уже к вечеру 28 октября.

«Гёбен» и «Бреслау» — неуловимые рейдеры германского флота. Часть III: «Севастопольская побудка» Крейсер, Адмирал, Флот, Империя, Длиннопост

Карта с обозначением перемещения османских кораблей к русским портам в период с 28 октября по 1 ноября 1914 г. SMS Goeben обозначен под турецким названием Yavuz, SMS Breslau — Midilli.

В 3:20 29 октября турецкие миноносцы «Муавенет» и «Гайрет» первыми достигли своей цели, войдя в гавань Одессы. Во время попытки тихо подойти к докам миноносцы неожиданно были обнаружены канонерской лодкой «Донец», несущей охранную службу. Быстро отреагировав, «Гайрет» выпустил торпеду в противника с дистанции 70 ярдов и успешно потопил «Донец». Потеряв эффект неожиданности, турецкие миноносцы начали спешный обстрел кораблей и гавани Одессы, нанеся существенных урон канонерским лодкам «Кубанец» и «Бештау» и четырём торговым судам. Также был нанесён ущерб и городу — загорелись нефтехранилище, трамвайная станция и сахарозавод. В 4:45 с повреждённого «Кубанца» открыли огонь по туркам, после чего «Муавенет» и «Гайрет» покинули гавань Одессы, взяв курс на Босфор.

«Гёбен» и «Бреслау» — неуловимые рейдеры германского флота. Часть III: «Севастопольская побудка» Крейсер, Адмирал, Флот, Империя, Длиннопост

Миноносец «Muavenet»

В 4:15 адмирал Эбергард получил известия о нападении на Одессу, после чего флот был приведён в боевую готовность. Около 5:30 утра «Гёбен» в сопровождении двух эсминцев подошёл к гавани Севастополя. Уповая на внезапность, линейный крейсер готовился к обстрелу кораблей на рейде, но неожиданно сам подвергся атаке со стороны береговых орудий, не зная, что русским уже известно о нападении на Одессу,

Сушон был в растерянности и приказал открыть огонь из всех орудий по береговым укреплениям и кораблям. Однако «Гёбен» не смог нанести существенного урона. Русские артиллеристы добились трёх попаданий в крейсер, выведя из строя один из его котлов. Понимая, что эффект внезапности потерян, в 6:48 Сушон приказал прекратить обстрел и взять курс на Босфор. При выходе из гавани «Гёбен» наткнулся на минный заградитель «Прут» и три эсминца. Огнём из вспомогательных орудий «Гёбен» нанёс тяжёлый урон эсминцам и заставил их отступить, а командир «Прута», имея груз мин на борту, принял решение затопить корабль во избежание детонации снарядов. Часть экипажа минного заградителя добралась вплавь до Севастополя, другая часть была спасена и захвачена в плен «Гёбеном». Спустя несколько часов «Гёбен» наткнулся на русский пароход «Ида» с грузом угля на борту. Взяв в плен экипаж и корабль с ценным грузом топлива, крейсер вернулся на базу.

«Гёбен» и «Бреслау» — неуловимые рейдеры германского флота. Часть III: «Севастопольская побудка» Крейсер, Адмирал, Флот, Империя, Длиннопост

Минный заградитель «Прут»

В тот же момент, когда «Гёбен» открыл огонь по Севастополю, в гавань Феодосии вошёл лёгкий крейсер «Хамидие». В скором времени в город прибыла делегация из двух его офицеров, которая известила жителей о готовящемся обстреле и предложили покинуть город, дав на эвакуацию три часа. В 9:28 «Хамидие» начал обстрел города, нанеся существенный урон портовым складам и железнодорожной станции. Спустя час лёгкий крейсер прекратил огонь и взял курс на запад вдоль берега Крыма. По пути он встретил и потопил два грузовых судна, экипажи которых были взяты в плен.

«Гёбен» и «Бреслау» — неуловимые рейдеры германского флота. Часть III: «Севастопольская побудка» Крейсер, Адмирал, Флот, Империя, Длиннопост

Лёгкий крейсер Hamidiye

В семь часов утра в гавань Новороссийска вошёл турецкий минный крейсер «Берк-и Сатвет», отправив парламентёров в город с предупреждением о скором обстреле. В Новороссийске началась спешная эвакуация населения, переросшая постепенно  в панику. В течении четырех часов «Берк-и Сатвет» не атаковал город, ожидая подхода «Бреслау», который устанавливал мины в Керченском проливе. В тот же день на этих минах погибнут два грузовых парохода русского флота. В 11:00 «Бреслау» прибыл в Новороссийск. Начался обстрел, длившийся более полутора часов. Крейсеры нанесли тяжёлый урон инфраструктуре города: была уничтожена радиотелеграфная станция, сгорело множество вагонов и нефтяных хранилищ, было потоплено два парохода и парусник. Благодаря эвакуации потери среди населения составили только два человека, но материальный ущерб, нанесённый городу, был колоссальным. В 12:40 обстрел прекратился, а спустя два часа «Бреслау» и «Берк-и Сатвет» скрылись за горизонтом.

«Гёбен» и «Бреслау» — неуловимые рейдеры германского флота. Часть III: «Севастопольская побудка» Крейсер, Адмирал, Флот, Империя, Длиннопост

Пожар нефтяных цистерн в Новороссийске после обстрела

Итоги рейда

В результате дерзкого нападения османских кораблей Россия потеряла несколько торговых судов, канонерскую лодку «Донец» и минный заградитель «Прут». Пострадал город Новороссийск. Суммарные людские потери военного флота и Севастопольской крепости составили 85 убитых, 40 раненых и 76 попавших в плен. Среди гражданских моряков и населения также имелись потери.

Днём 29 октября, после обстрела портов, адмирал Эбергард вывел основные силы Черноморского флота на поиск врага. Однако османские корабли имели преимущество в скорости и легко оторвались от преследования.

Безнаказанность и дерзость, с которыми действовали османы, всколыхнули общественное мнение в России. Ставка Верховного главнокомандующего попыталась сделать козлом отпущения адмирала Эбергарда, обвинив его в бездействии, хотя именно она запретила флотоводцу действовать самостоятельно. За Эбергарда заступился морской министр адмирал Григорович, который указал на просчёты самой Ставки и отдачу инициативы в руки противника. В результате Эбергард был оправдан, но внутри правящих кругов стало расти число его недоброжелателей.

Османский флот не понёс потерь во время рейда. По возвращении в Константинополь Сушон начал готовить город к обороне, ожидая ответного удара со стороны России, которого, однако, не последовало. А 2 ноября 1914 года Российская империя объявила войну туркам. В результате главная задача рейда была достигнута.

Вскоре после событий «Севастопольской побудки» османы начали наступление на Кавказе, надеясь завоевать обратно весь регион, а адмирал Сушон стал готовиться к противостоянию с Черноморским флотом Российской империи.

«Гёбен» и «Бреслау» — неуловимые рейдеры германского флота. Часть III: «Севастопольская побудка» Крейсер, Адмирал, Флот, Империя, Длиннопост

Материал подготовлен волонтёрской редакцией «Мира Кораблей»

Показать полностью 11
23

«Гёбен» и «Бреслау» — неуловимые рейдеры германского флота. Часть II: Огни Константинополя

Ночь с 9 на 10 августа 1914 года стала для экипажей «Гёбена» и «Бреслау» одним из самых значимых эпизодов в их долгой истории. Корабли стояли у входа в Дарданелльский пролив, ожидая разрешения на проход со стороны его владельца, Османской империи, остававшейся нейтральной стороной. Согласно международным договорам, Османская империя не имела права пускать корабли воюющих стран в проливы Босфор и Дарданеллы.

Адмирал Сушон, получив в радиограмме заверения начальника штаба германского флота фон Тирпица о достижении соглашения о беспрепятственном проходе проливов, должен был теперь надеяться на эту договоренность. В противном случае германским кораблям пришлось бы вернуться в Эгейское море, где их поджидали превосходящие силы британского флота. Утром 10 августа германская эскадра получила официальное разрешение на проход в Мраморное море через Дарданеллы, что стало и для Сушона, и для британцев полной неожиданностью. «Гёбену» и «Бреслау» предписывалось встать на рейд вблизи Константинополя и ожидать инструкций от германского консула.

«Гёбен» и «Бреслау» — неуловимые рейдеры германского флота. Часть II: Огни Константинополя Корабль, Война, Море, Империя, Длиннопост, Политика

SMS Goeben и SMS Breslau на рейде у Константинополя, август 1914 г. (Несмотря на захват Османской империей Константинополя в 1453 г. и переименование его в Стамбул, европейские государства, в т.ч. Германская империя, именовали город его старым названием)

Секретные договорённости и изощрённые комбинации

К началу Первой мировой войны Османская империя, некогда могущественное государство, наводившее страх на европейских правителей, превратилось в «больного человека Европы». Многовековые внутренние раздоры, экономические трудности, непоследовательные реформы, а также ряд тяжёлых военных поражений, в основном от России, превратили сильную империю в зависимую от воли других держав. Свою крайнюю слабость Османская империя подтвердила в Итало-турецкой войне 1911–1912 гг. и в Первой Балканской войне 1912–1913 гг. В результате этих конфликтов империя лишилась Ливии, Додеканесских островов и фактически всех европейских территорий, за исключением провинции Эдирне и столицы — Стамбула. Последние осколки европейских территорий Османской империи удалось сохранить во многом благодаря помощи германских военных советников, которые находились в стране с 1887 года, пытаясь модернизировать устаревшие войска некогда Блистательной Порты.

«Гёбен» и «Бреслау» — неуловимые рейдеры германского флота. Часть II: Огни Константинополя Корабль, Война, Море, Империя, Длиннопост, Политика

Карикатура на крах Османской империи, опубликованная на обложке французского журнала Le Petit Journal, октябрь 1908 г.

Основной задачей немецких военных советников в Османской империи являлась демонстрация военных достижений Германии. Обучая турецкую армию по современных стандартам, а также поставляя в страну ограниченными партиями образцы передовых вооружений, таких как пистолеты, винтовки и артиллерийские орудия, германские советники постепенно приобретали значительное влияние в османских правящих кругах. Со временем значительная часть османских военных и политиков стали сторонниками заключения союза с Германской империей. Шансы на такой союз возросли, когда в 1913 году в Стамбуле произошел государственный переворот.  К власти пришёл младотурецкий триумвират, лидеры которого выступали за укрепление связей с Германией. Официально союз был оформлен 2 августа 1914 года. Согласно одной из статей секретного договора, Османская империя должна была встать на сторону Германии незамедлительно. Однако, неожиданно для немцев, часть министров триумвирата выступила за отсрочку ратификации соглашения о союзе. Они полагали, что страна не готова к войне: необходимо было провести мобилизацию и перестроить экономику на военные рельсы, а для этого требовалось время. Также остро встал вопрос о боеспособности османского флота.

К 1914 году Османская империя не обладала достаточным преимуществом в силе военно-морского флота относительно своих потенциальных врагов — Российской империи и Великобритании. Ещё в 1911 году Морское министерство Османской империи заказало британцам постройку линейного корабля «Решадие», а позднее перекупила заказ Бразилии на постройку ещё одного корабля такого же ранга, названного «Султан Осман I». Эти корабли, вооруженные мощными  343-мм и 305-мм орудиями главного калибра, могли бы без проблем противостоять как Императорскому Черноморскому флоту Российской империи, так и Средиземному флоту Великобритании.

«Гёбен» и «Бреслау» — неуловимые рейдеры германского флота. Часть II: Огни Константинополя Корабль, Война, Море, Империя, Длиннопост, Политика

HMS «Erin» (несостоявшийся османский линкор Reşadiye) имел на вооружении десять 343-мм орудий главного калибра

Но 3 августа, на следующий день после подписания союзного договора между Германской и Османской империями, правительство Великобритании приняло решение о реквизиции уже построенных и введенных в строй «Решадие» и «Султана Османа I». Корабли были включены в состав Королевского флота под именами «Эрин» и «Эджинкорт». Этот шаг вызвал в Османской империи крупный всплеск общественного недовольства, что было крайне выгодно младотурецкому триумвирату, готовящему почву для вступления в войну. Однако наибольшим выгодополучателем стала Германская империя, которая могла предложить замену несостоявшимся османским линкорам — «Гёбен» и «Бреслау», тем самым ускорив вступление Османской империи в войну.

«Гёбен» и «Бреслау» — неуловимые рейдеры германского флота. Часть II: Огни Константинополя Корабль, Война, Море, Империя, Длиннопост, Политика

HMS «Agincourt» (несостоявшийся османский линкор Sultan Osman I) имел на вооружении четырнадцать 305-мм орудий главного калибра

На службе у султана

10 августа «Гёбен» и «Бреслау» встали на рейд вблизи Константинополя. Вскоре с адмиралом Сушоном связался германский посол в Османской империи Ганс фон Вангенгейм. Он уведомил адмирала о заключении секретного соглашения с Османской империей, а также о том, что турки в скором времени выступят на стороне Германии. Однако пока этого не произошло, нахождение германской эскадры в нейтральных водах являлось грубым нарушением международного права. Великобритания к тому моменту уже выразила официальный протест и требовала выдворения «Гёбена» и «Бреслау» из Мраморного моря. Для того, чтобы выиграть время и не спровоцировать британцев на превентивную атаку, фон Вангенгейм и османское правительство разработали гениальную комбинацию.

15 августа, после нескольких дней подготовки и освещения в прессе, «Гёбен» и «Бреслау» были «проданы» османскому правительству  за 80 миллионов марок. 23 сентября корабли вошли в состав османского флота под именами «Явуз Султан Селим» («Гёбен») и «Мидилли» («Бреслау»).

«Гёбен» и «Бреслау» — неуловимые рейдеры германского флота. Часть II: Огни Константинополя Корабль, Война, Море, Империя, Длиннопост, Политика

Адмирал Сушон (в центре) и офицеры линейного крейсера Yavûz Sultân Selîm (ранее — SMS Goeben) в османской военно-морской форме, август 1915 г.

Получив новые названия и флаги, корабли формально стали частью османского флота, но матросы и офицеры на них оставались германскими. Тем самым послу фон Вангенгейму удалось изящно обойти международное право, а «Гёбену» и «Бреслау» теперь не угрожала британская эскадра. Адмирал Сушон, как и его подчинённые, стал «османским офицером», получив звание главнокомандующего флота Османской империи. Теперь в его распоряжении были существенные силы. Этих сил не было достаточно для борьбы с британским и французским флотами в Средиземном море, однако их вполне хватало для противостояния не менее грозному и опасному Черноморскому флоту Российской империи.

«Гёбен» и «Бреслау» — неуловимые рейдеры германского флота. Часть II: Огни Константинополя Корабль, Война, Море, Империя, Длиннопост, Политика

Материал подготовлен волонтёрской редакцией «Мира Кораблей»

Показать полностью 6
21

«Гёбен» и «Бреслау» — неуловимые рейдеры германского флота. Часть I: Средиземноморская погоня

С началом Первой мировой войны германский Императорский флот оказался в тяжёлом положении. Ему противостояли крупнейшие военно-морские державы того времени: Франция, Великобритания и Российская империя. Несмотря на отличную выучку матросов и офицеров, а также высокий боевой дух, германский флот не мог эффективно противостоять одновременно трем странам. Осознавая это, морской генеральный штаб Императорского флота за несколько лет до конфликта разработал план эффективного противостояния численно превосходящим силам противников.

Он предполагал отправку устаревших кораблей, непригодных к решающим военно-морским сражениям, в германские колонии и в порты союзных государств. В случае начала конфликта они должны были начать охоту на торговые суда противника. Эти действия вынудили бы оппонента выделять крупные силы для охраны конвоев, тем самым облегчая оперативную задачу основным военно-морским силам Германии — Флоту открытого моря.

Среди наряда сил, которым предстояло выполнить отвлекающий манёвр, были и два корабля, наводивших страх и трепет в Средиземном и Чёрном морях, ставших одними из самых результативных рейдеров Первой мировой войны — линейный крейсер «Гёбен» и лёгкий крейсер «Бреслау».

«Гёбен» и «Бреслау» — неуловимые рейдеры германского флота. Часть I: Средиземноморская погоня Адмирал, Море, Флот, Корабль, Длиннопост

«Гёбен» и «Бреслау» у берегов Мессины, 1914 год. Худ. Вилли Штёвер

Средиземноморская эскадра германского Императорского флота.

В 1912 году в составе Кайзерлихмарине было сформировано новое оперативное соединение — Средиземноморская эскадра. В нее включили недавно введённые в строй линейный крейсер «Гёбен» и лёгкий крейсер «Бреслау». На тот момент эти корабли были лучшими представителями своих классов, обладая высокими боевыми и мореходными характеристиками. Так, например, линейный крейсер «Гёбен» имел на вооружении десять 283-мм орудий, размещенных в пяти башнях главного калибра, а также двенадцать 150-мм и двенадцать 88-мм орудий вспомогательного калибра, что позволяло кораблю эффективно противостоять любому противнику. Также, помимо внушительного количества орудий различных типов, корабль имел четыре торпедных аппарата, а его главный броневой пояс достигал ширины в 270 мм. При таком тяжёлом вооружении и бронировании корабль тем не менее мог развить высокую скорость хода — до 28,5 узлов. Эти характеристики делали «Гёбен» опасным и грозным противником.

«Гёбен» и «Бреслау» — неуловимые рейдеры германского флота. Часть I: Средиземноморская погоня Адмирал, Море, Флот, Корабль, Длиннопост

«Гёбен» после завершения строительства и спуска на воду 28.03.1911 года

Не менее грозным противником был и лёгкий крейсер «Бреслау», построенный по проекту  крейсеров типа «Магдебург» — одному из самых удачных конструкторских решений времён Первой мировой войны. Корабль имел на вооружении двенадцать 105-мм орудий, два торпедных аппарата и 120 морских мин. Толщина бронепояса достигала 60 миллиметров, а скорость хода доходила до 27,5 узлов. На момент введения в строй лёгкие крейсеры типа «Магдебург» не имели аналогов в мире, став самыми передовыми по сочетанию вооружения, брони и скорости кораблями в своём классе.

«Гёбен» и «Бреслау» — неуловимые рейдеры германского флота. Часть I: Средиземноморская погоня Адмирал, Море, Флот, Корабль, Длиннопост

«Бреслау» незадолго до начала Первой мировой войны

Средиземноморская эскадра Кайзерлихмарине состояла только из двух кораблей, однако в случае крупного конфликта их должны были поддержать флоты союзников Германии в Средиземном море — Италии и Австро-Венгрии. К тому же сами корабли были прекрасно вооружены и укомплектованы обученными экипажами под командованием контр-адмирала Вильгельма Сушона, опытного военно-морского офицера и дипломата.

«Гёбен» и «Бреслау» — неуловимые рейдеры германского флота. Часть I: Средиземноморская погоня Адмирал, Море, Флот, Корабль, Длиннопост

Контр-адмирал Вильгельм Сушон (1864-1946)

Начало Первой мировой войны: бегство из Адриатического моря

28 июля 1914 года Австро-Венгрия объявила войну Сербии, тем самым начав Первую мировую войну. В этот момент «Гёбен» находился в австро-венгерском порту Пола, проходя плановый ремонт. Получив известие о начале войны, контр-адмирал Сушон принял решение немедленно остановить ремонт и покинуть Адриатическое море. Несмотря на то, что пока военные действия велись только между Австро-Венгрией и Сербией, Сушон понимал, что, скорее всего, за последнюю вступятся как минимум Франция и Российская империя, а в дальнейшем и Великобритания. Это заставит Германию исполнить свои союзнические обязательства перед австро-венгерским правительством. Французский и британский флоты имели подавляющее превосходство над силами Средиземноморской эскадры Германии, а посему им бы не составило особого труда перекрыть  Адриатическое море, где на тот момент находилися «Гёбен»,  и в дальнейшем легко уничтожить его. Единственным выходом, который видел Сушон, был немедленный прорыв в Средиземное море, где можно было либо заняться рейдерством, используя в качестве баз снабжения и ремонта порты союзной Италии, либо же попробовать прорваться в Германию через Гибралтар.

Вечером 28 июля «Гёбен» отправился из Полы в итальянский порт Бриндизи, намереваясь там пополнить запасы угля. Однако по прибытии туда 1 августа «Гёбен» получил отказ в обслуживании на основании того, что Рим принял решение сохранить нейтралитет в нарастающем европейском конфликте. Эти действия дали понять Сушону, что Италия вряд ли будет исполнять свои союзнические обязательства перед Германией. Об итальянских базах снабжения и ремонта можно было забыть. Тем не менее адмирал всё равно твёрдо решил прорваться в Средиземное море, что ему удалось сделать уже 2 августа. В тот же день вблизи итальянского города Таранто к «Гёбену» присоединился «Бреслау», а к вечеру Сушон получил телеграмму из генштаба ВМФ о приведении эскадры в полную боевую готовность.

«Гёбен» и «Бреслау» — неуловимые рейдеры германского флота. Часть I: Средиземноморская погоня Адмирал, Море, Флот, Корабль, Длиннопост

«Гёбен» в Средиземном море, 1914 год.

Боевое крещение и невероятная удача

К 3 августа «Гёбен» и «Бреслау» покинули Мессину и взяли курс к Алжиру — крупнейшей колонии Франции в Африке. Сушон не сомневался в скором вступлении в войну Франции. Он принял самостоятельное решение приблизиться к побережью французских колоний, чтобы в случае оправдания его ожиданий незамедлительно атаковать транспортные корабли и порты нового противника. В 18:00 того же дня Сушон получил радиограмму об официальном объявлении войны Германией Франции. Адмирал принял решение атаковать французские порты в Алжире — Филиппвиль и Бон, где происходила погрузка для транспортировки в метрополию частей XIX корпуса французской армии.

На рассвете 4 августа, находясь вблизи намеченных целей, Сушон получил радиограмму от главы генштаба Кайзермарине Альфреда фон Тирпица, которая гласила: «Союз с правительством Османской империи заключён. Немедленно отправляйтесь в Константинополь». Но Сушон решил отложить выполнение указания генштаба, сперва осуществив задуманную атаку на французские порты. Через несколько часов «Гёбен» и «Бреслау», вывесив на флагштоках флаги Российской империи, избегая обнаружения, вплотную подошли к Филиппвилю и Бону и открыли огонь. Стрельба продолжалась несколько минут, после чего Сушон принял решение взять курс на Константинополь. Несмотря на непродолжительность обстрела, ущерб, нанесённый «Гёбеном» и «Бреслау», был значительным: три транспортных корабля получили тяжёлые повреждения, портовые районы Филиппвиля и Бона объяли пожары, погибло большое количество солдат, готовившихся к отправке во Францию. Были потери и среди гражданского населения. В результате отправка XIX корпуса французской армии в Европу задержалась на несколько дней.

«Гёбен» и «Бреслау» — неуловимые рейдеры германского флота. Часть I: Средиземноморская погоня Адмирал, Море, Флот, Корабль, Длиннопост

«Бреслау» на почтовой открытке 1911-1914 годов

Стоит отметить, что Средиземноморской эскадре Кайзерлихмарине невероятно повезло в тот день уйти безнаказанными. Французский адмирал Огюстен де Лапейрер, в распоряжении которого было пятнадцать линкоров и три линейных крейсера, полагая, что Сушон попробует вырваться из Средиземного моря через Гибралтар, послал туда большую часть своих сил, а оставшиеся распределил на защиту транспортных кораблей. Однако расчёт де Лапейрера оказался полностью провальным.

Не менее крупным везением для «Гёбена» и «Бреслау» стала мирная встреча с линейными крейсерами британского флота «Индомитебл» и «Индефэтигебл» в 9:30 утра 4 августа. Великобритания к этому времени ещё не вступила войну, поэтому британские корабли беспрепятственно пропустили германские крейсеры вглубь Восточного Средиземноморья. Лишь в одиннадцать часов вечера того же дня Великобритания официально объявит войну Германской империи…

Курс на Константинополь

5 августа «Гёбен» и «Бреслау» вновь прибыли к итальянскому побережью, остановившись у города Мессина. Здесь Сушон получил ультимативное требование местных властей — покинуть город в течении суток. Также было принято сообщение о начале войны между Великобританией и Германией. Сушон, пользуясь суточной передышкой, с помощью  германских торговых судов заправил топливом свою эскадру. За имеющееся время удалось погрузить порядка 1400 тонн угля. В этот момент вблизи Мессины появился британский флот, который, встав поодаль, стал ожидать выхода «Гёбена» и «Бреслау» в нейтральные воды.

Корабли, поджидающие германскую эскадру, были частью Средиземного флота Великобритании под общим командованием адмирала Арчибальда Милта. Его силы включали в себя 3 линейных, 4 броненосных и 4 лёгких крейсера, а также 14 эсминцев. Имея полное численное преимущество, британцы могли уверенно расправиться с «Гёбеном» и «Бреслау», однако адмирал Милт совершил критическую ошибку. Полагая, что германская эскадра попробует прорваться через Гибралтар в Атлантику, он сосредоточил свои корабли для блокировки путей к Гибралтарскому проливу, оставив для прикрытия маршрута, ведущего к Константинополю, только лёгкий крейсер «Глостер». Неравномерное распределение сил стало для британцев фатальным.

«Гёбен» и «Бреслау» — неуловимые рейдеры германского флота. Часть I: Средиземноморская погоня Адмирал, Море, Флот, Корабль, Длиннопост

Адмирал Арчибальд Милт (1855-1938)

6 августа «Гёбен» и «Бреслау» покинули Мессину и взяли курс на Константинополь. На их пути оказался только один крейсер — «Глостер». Капитан британского корабля, увидев приближающиеся превосходящие силы противника, принял решение не вступать в бой и отступил. Путь до Константинополя для Сушона был открыт.

Получив вести от «Глостера», Милт приказал эскадре Траубриджа преследовать врага, всё ещё не веря, что германский флот не собирается идти к Гибралтару. Вместе с тем была и упущена возможность превосходящими силами разбить германскую эскадру. 9 августа Адмиралтейство потребовало от Милта немедленно начать погоню за «Гёбеном» и «Бреслау». Чтобы задержать противника, Милт приказал «Глостеру» отойти, всё ещё ожидая, что Сушон повернёт на запад, однако командиру крейсера было очевидно, что германские корабли не станут этого делать. Лёгкая артиллерийская дуэль, завязавшаяся между «Глостером» и «Бреслау», не замедлила германское продвижение к берегам Греции.

К исходу 10 августа эскадра уже стояла у Дарданелльского пролива, ожидая офицального разрешения войти в территориальные воды ещё пока нейтральной Османской империи. Вскоре разрешение было получено. «Гёбен» и «Бреслау» смогли уйти от преследования.

Неудача британского флота в поимке «Гёбена» и «Бреслау» в дальнейшем дорого обойдется странам Антанты, особенно Российской империи. Пока же за промах расплатился только адмирал Арчибальд Милт — его сняли с должности главнокомандующего Средиземноморским  флотом Великобритании.

Боевой путь «Гёбена» и «Бреслау» только начинался…

«Гёбен» и «Бреслау» — неуловимые рейдеры германского флота. Часть I: Средиземноморская погоня Адмирал, Море, Флот, Корабль, Длиннопост

Материал подготовлен волонтёрской редакцией «Мира Кораблей»

Показать полностью 8
Отличная работа, все прочитано!