Серия «Буквязь»

О пользе бесконечности

Знаешь, есть такая интересная особенность у нашего зрения - глазные мышцы расслабляются при взгляде вдаль. Говорится-то «я зрение напряг - красные цифры стали резче» а по факту - наоборот, чем ближе ты пытаешься сфокусироваться - тем большие усилия нужно приложить. И лучший способ зрение испортить - это постоянно пыриться во что-то близкое при плохом освещении. Вот сидел я сегодня за компом весь день а ночью вышел на улицу покурить, тишину послушать. Глаза за день настроились на метр до монитора и отказываются четко мне показать панельку в сотне метров. Я аж расстроился, мои глаза - и меня же не слушаются. Могли-же, умели… Вот и старость подкралась… И захотелось их… не знаю как сказать, ну наказать работой, что ли. Типа они безработные, ну.

И я стал смотреть на звезды. Это вам не жалкая сотня метров, это две-три бесконечности, не меньше. Прям нагрузка, не мелочь. Да вот есть у меня такое глупое свойство характера, с детства еще - я когда на звезды смотрю, мне все пофигу становится. Ну типа летают там в бесконечных тыщщах несметные полчища огненных пиздецов, материя напрямую в энергию перетекает и еще херова прорва всякого твориться, что я ни представить ни осознать не могу - а я тут какой-то херней маюсь, панелька у него блять нечеткая. Нашел проблему, тоже мне.

И стоял я так года три, не меньше. Ну или пару минут, докурил как раз. И сразу полегчало. Посмотрел я снова на панельку - а видно все идеально. Уже не так интересно, правда, но идеально. И тут я рефлекторно задумался, а ведь как любопытно применим этот принцип в повседневности. Если постоянно пялиться в близко находящиеся цели - можно разучиться видеть перспективы. Если тебя постоянно интересует та возня, что прям под носом - взгляд замыливается и далекая детская мечта становится такой нечеткой и расплывчатой. Эдакая близорукость целепологания начинается.

И еще немного я так постоял, но стоять в трусах на морозе не полезно для философских размышлений. И вернулся я в свой маленький дом сидеть за своим привычным монитором. Единственное, что я успел понять по пути - чем чаще вглядываешься в бездну, тем лучше видно под носом.

"И это пройдет!" (С)

Знаю, у тебя был тяжелый день. Брось ботинки где придется, можешь даже не разуваться. Хотя проще прямо в прихожей скинуть лишнюю одежду, завтра просто постираешь, чище будет. Ритуалы хороши когда нужно впечатлить племя но бесполезны, когда ты один, все равно духи предков молчат третий год. Лучше пошарь в неработающей морозилке, там несколько недопитых бутылок.

Знаешь, не включай музыку. Опять что-нибудь вспомнишь, лови тебя потом по городу... Лучше посиди в тишине, послушай как соседи ругаются. Покури на балконе, вдруг та красотка из дома напротив опять без штор переодевается. Эх, не повезло, сто сорок седьмое "не сегодня". Зато через дом молодежь гитару мучает, жизнь у них там какая-то, не то что... Нет, и гитару не бери. Не стоит. НЕ... Эх, дурак.

"Знал-бы кто, какой я на самом деле..." Ты-бы сам знал, умник. И они все тоже не знают, какие они. Как и ты бьются между "хочу" и "надо", по вечерам задаваясь "зачем" а по утрам - "ради чего". Вот прям щас пялятся в монитор и думают что одни. Сидят миллионы и думают, что одни, ну.

Знай, ты молодец. Ты дочитал. Значит и с остальным - справишься! ;-)

Болото

Писк будильника. Уставшие от этого ежедневного ритуала еще несколько лет назад веки поднимаются. Левое слегка подергивается. Пока вставал — что-то хрустнуло, то-ли колено, то-ли диван. Что не слишком важно, и то и другое устало выполнять свою работу уже давно. Усталые глаза отразились сначала в зеркале в ванной, потом в зеркале чайника. Напоследок отразившись в крепком кофе и в выключенном мониторе, они попытались сфокусироваться на мире за окном. Получилось не сразу. Не первый год наблюдаемый пейзаж. Возможно, даже не последний…Очень печально, когда человек умирает. Ведь вместе с ним умирает целый мир, целый ворох его потенциальных действий. А оставшийся без него мир теряет еще одну не реализовавшую себя возможность измениться. Не менее печально, когда человек умирает в еще живущем теле. Тело спит, ходит, работает, питается на заработанное, спит. А человек наблюдает за всем этим из черепа и не может различить дни и годы. И пусть он технически жив, фактически он мертв и для мира и для себя. Но обратимо.


Изначально мы все были кочевниками. Мы бродили по древним лесам и полям, ели то, что находили в пути, спали на земле. У нас не было ничего лишнего, только мы сами. И мы ничего не брали с собой, потому что все, что нам нужно, было там, впереди. В пути. Мы находили в пути друзей, спутников, цель и смысл. А все, что мешало нам идти с оптимальной скоростью мы без сожаления оставляли позади. Да, со временем мы стали создавать лагеря, в которые, описав круг по своим землям, можно вернуться. Где можно отдохнуть, набраться сил перед следующим кругом. Потом мы стали оставлять там больных и старых, тех, кому тяжело идти, но к кому хочется вернуться. И спустя круг нас встречали знакомые лица. У нас появился дом. Но вместе с домом среди нас появились и первые отступники. Зачем искать пищу в пути, если можно выращивать ее дома? — говорили они. И оставались. Мы видели меняющиеся пейзажи, чувствовали текущее сквозь пальцы время, ощущали пронизывающую все вокруг жизнь и сами были ее частью. Они-же видели одно и то-же из года в год, совершали одни и те-же действия. И их мир остановился, бьющая ключом река жизни превратилась в топкое болото.


Для меня болото — это нечто большее, чем ежедневная рутина. Болото развивалось вместе с нами, училось ловить и затормаживать все наши новые порывы. Болото — это образ мышления, который поджидает нас за каждым продолжительным успехом. Оно расслабляет, нашептывает на ухо «Не дергайся, расслабься, не рискуй и ничего меняй — и я избавлю тебя от страха». Болото — это когда нас все устраивает. Когда не хорошо, не плохо, а приемлемо. Вроде и не хорошо, но не настолько нехорошо, чтобы прилагать усилия для улучшения ситуации. Вроде и не плохо, но не настолько неплохо, чтобы совсем уже не хотеть лучшего. И эти следовые количества неудовлетворенности своей жизнью и нежелания действий постепенно разрывают нас. Вроде-бы все всегда находится в балансе, но это опасный баланс, энтропия в изолированной среде всегда увеличивается. На это иногда уходят годы, но итог один — серое однообразие без целей, ориентиров и, самое страшное, твердой земли под ногами, не от чего больше оттолкнуться.

Иногда болото — это отношения. Иногда — работа. В моем случае — это город.


Если-бы в ходу еще были простые информативные имена, я-бы назвал его Город Средних. Обычный заводской город с библиотеками и барами, театрами и борделями, университетами — и заваленными бомжами теплотрассами. Красивые фасады и парки соседствуют здесь с мусором и пылью. Умные и интересные люди — с откровенным быдлом. В среднем — красивый город. Привычный. Получше многих. Это и печально, будь он хуже многих, было-бы сложнее остаться. Но он умеет привязывать, практически всеми своими проявлениями он держит меня. Почти нет улицы, которая не напомнила-бы мне то или иное событие, нет района, где я не жил. Я почти уже не жду, что что-то хорошее здесь еще произойдет. И держит даже не страх перемен, а отсутствие веры, что где-то еще есть то, что мне нужно. И надежда. Глупая и жестокая надежда на то, что где-то здесь нужное мне найдется.


А в это время молодые и безнадежно глупые кочевники счастливы. Они еще верят, что болото можно просто обойти, завидев его на горизонте. Они еще не знают, что почва под ногами все влажнее с каждым шагом. Не знают, что болото, как рай и ад, каждый носит в себе и его нельзя обойти. Его можно только пройти, петляя годами или продираясь напролом — или остаться в нем, так об этом и не узнав. Но если тебе это удастся — ты не лучше тех, кто остался. Это просто значит, что ты готов. Готов идти дальше.

Показать полностью

Третий тип

Говорят, что когда-то обезьяна взяла в руки палку — и рефлекторно стала человеком. Мгновенно, отбросив физиологию, биохимию, социологию и многие другие умные слова, смысл которых каждый выбирает себе сам. Говорят, сама вселенная вручила обезьяне Ту Самую Палку. Некоторые даже считают, что это ПАЛКА избрала себе обезьяну в качестве сосуда, несущего власть палки сквозь время и пространство. Встал этот человек во весь свой невеликий пока рост, огляделся и издал звук, вероятно означающий «Я могуч, и все вокруг — моё!»

Среди говорящих есть те, кто утверждает, что палку человек использовал исключительно для десолидизации грунта, деколлективизации вшей с тыльной части разума и декокосизации всех окружающих пальм. Сплошное «ДЕ», будь оно неладно. В те дремучие времена, говорят, было только две фонемы: «ДЕ» — означающее замещение неприятного приятным и «РЕ» — символизирующее повторение одного и того-же действия в надежде на новый результат. Потому они очень любили деструкцию и реструктуризацию. Ещё говорят, что дела у человеков с таким лексиконом шли не очень.

Гораздо лучше, как говорят, шли дела у человеков, интуитивно осознавших принцип рычага и кумулятивный эффект. Палка, интегрированная в интуитивно понятные места другого человека, помогала с меньшими усилиями достигать больших результатов. А сконцентрировав бесцельно реализуемую энергию других человеков в одну точку приложения, можно было не только вынуть предыдущую палку из интуитивно понятного места, но и даже засунуть ее кому-то большему, чем человек. Ну или преодолеть скорость убегания, что прекрасно само по себе, независимо от целей и предпосылок.

Парадоксально, но в итоге эти человеки не истребили враг врага в конструктивной дискуссии о методологических различиях в познании мира. Говорят, они договорились. И им это понравилось настолько, что весь период своего существования они только договоренностями и занимались. Не забывая, конечно, о своих любимых методах достижения договоренности.

Они плясали у случайно возникших костров, восторгаясь палками, ибо костер ничто без палки, а палка без костра многогранна и самодостаточна. Ибо костры временны, а палка вечна, как сами человеки. Говорят, некоторые из них даже умудрились считать себя лучше, выше, чище и праведнее других исключительно на основании наличия органа, периодически схожего с палкой. Со временем, с целью увековечивания своего безмерного почтения к палке, человеки начали строить палкоподобные дома, как будто им было мало земли. Кидаться враг во врага специально обработанными палками для решения экономических, политических и социальных ( а бывало — и этических) проблем. По последним данным, дошедшим до меня, апогеем палкоцентризма стало создание множества гигантских палок, способных долететь до другого континента за короткое время, используемых с целью обмена своими примитивными представлениями о строении вещества и методах получения энергии.

Еще говорят, что был и третий тип человеков - малочисленный, разобщенный, дискриминируемый — однако живучий, продуктивный и оставивший не меньше свидетельств своего существования, чем оба других суммарно. Они были миролюбивы, говорят, именно они конструировали то, что первые реконструировали, а вторые, не справившись, деконструировали. Предпочитали компромисс конфронтации, дискуссию обструкции, а индульгенцию — экстрадиции. Говорят, их предки смотрели не на палку, а на дерево, породившее её, не на близкий и теплый костер, а на холодные и далекие звезды. Они видели красоту не в межконтинентальной палке, смешивающей материю и энергию в сияющую бесполезность, а в палке, преодолевшей земное притяжение, в палке, давшей им возможность потрогать звездные лучи и даже слегка прощупать бархатный горизонт событий.

Говорят, их всегда было мало, потому они и не смогли ничего изменить. Говорят, что они пытались встроить палки в свое тело, при этом игнорируя само понятие чужеродности материи, состоящей из той-же звездной пыли, что и они сами. Именно они принесли в жертву познанию и развитию чуждые им принципы, потом собственные принципы, а после и самих себя. А мой трижды пра-предок даже говорит, что наш род ведет от них свое начало. И я благодарен им за это, да и за многое другое. Но в первую очередь я благодарен им за то, что они первые и единственные, кто таки смог выбросить эту чертову палку.

Показать полностью
Отличная работа, все прочитано!