Серия «Бесценный опыт выращивания детей»

13

Бесценный опыт выращивания 8. Обучение чтению.

Предыдущие мои публикации на тему воспитания детей:

Бесценный опыт выращивания

Родился сам - помоги другому

Чему бы научить...

Запрет запретов

Безударная стимуляция детей

Безударная стимуляция детей - 2

Мотивация


Я немного сглупил делая посты на одну тему под разными заголовками, но я человек не опытный, пишу не ради денег. Данный пост для тех родителей, у которых возникли проблемы с обучением ребенка чтению. Я надеюсь, что может быть информация из этого поста немного поможет им. Не воспринимайте нижеизложенное, как истину - я могу и ошибаться.
Бесценный опыт выращивания 8. Обучение чтению. Дети, Родители, Воспитание, Совет, Опыт, Обучение, Длиннопост

Классическое обучение чтению предполагает учить буквы, складывать их в слоги, слоги складывать в слова и так далее. Когда-то каждая буква имела свое имя, вспоминая эти "ижицы" и "зело" можно только посочувствовать нашим предкам обучающимся чтению. Сейчас название букв и произносимые звуки тоже разделяются, но я бы не советовал начинать обучение чтению с этого. Это реально путает и отвлекает. Зачем это ребенку нужно? Не нужно, потом поймет, в школе научат, когда начнут учиться писать.

Для ускорения обучения чтению называйте буквы их звуками, не "эм а эм а", а сразу "м а м а".

Не "й краткое", а просто "й". Не "эль", а просто "л".

Я не понимаю (моё мнение может быть ошибочным), зачем не филологу знать правильное название знаков? Обычный человек вообще не помнит сколько букв в алфавите. В 2002 году я проводил тест, всем знакомым задавал вопрос: "сколько букв в русском алфавите?". Ответы бухгалтеров, юристов, охранников, директоров, водителей, строителей были удивительны. Назывались числа: 26, 27, 29, 30, 32, 33, 36, 40, 42. Правильных ответов было два из примерно двадцати. Тестируемые пытались подсчитать буквы, это не давало правильного ответа потому, что никто не помнил алфавита.

По этому поводу вспоминается Шерлок Холмс, которому по барабану было знать, крутится луна вокруг Земли или нет.

Знать алфавит и уметь читать - разные вещи. Для обучения достаточно нескольких букв, не нужно учить все буквы сразу. Не складывает буквы в слова - набирайтесь терпения, обязательно научится только вопрос времени, не пытайтесь решить проблему в лоб.

Есть метод, по которому сразу учат слоги, даже на кубиках изображают по две буквы.

Попробуйте сделать десяток карточек со слогами, запоминать и складывать их.

Но всё равно проблему может вызвать складывание слогов.

Да, многие дети, когда учатся читать, хитрят, чтобы взрослый не нервничал. Они просто стараются запомнить написание слова целиком. Потом, конечно разбираются в грамоте и забывают о том, как хитрили.

Не нужно нервничать, попробуйте пойти от обратного. Я не хочу сказать, что это обязательно поможет, но мне помогло, когда я устал объяснять, как складывать слоги. Попробуйте с ребенком изучить слово целиком, а потом разбивайте слово на слоги. Позже объясните, что слог состоит из двух букв, главное понять сложение звуков.

Тем более, что мозг взрослого человека не всегда читает по буквам и слогам, а хранит часто используемые наборы букв, для скорости и читает сразу слова целиком. Тут пора вспомнить достижение английских ученых и другие подобные упражнения. )))

https://habr.com/ru/post/148896/

http://mirfactov.com/wp-content/uploads/336.jpg

https://moreidey.ru/wp-content/uploads/2019/02/neponyatnye-t...

http://lols.ru/uploads/posts/2011-09/1317273087_2.jpg

Можно показать ребёнку шутку со словом "ПОБЕДА", закрывая по одной букве:

ехала ПОБЕДА

шофер был без ОБЕДА

случилась БЕДА

пропала ЕДА

ты украл ДА

Бесценный опыт выращивания 8. Обучение чтению. Дети, Родители, Воспитание, Совет, Опыт, Обучение, Длиннопост

За чтение вслух отвечают несколько частей мозга. Первая за распознавание увиденного, вторая за анализ распознанного, третья за произнесение проанализированного, четвертая за контроль услышанного... И работа этих отделов мозга должна вестись одновременно. Понятно, что если какой-то отдел мозга тормозит, то скорость чтения вслух падает. Кроме того работа этих отделов должна быть синхронной, то есть увидел какие-то буквы и читать дальше нельзя пока всё не произнесёшь, запоминаешь место на бумаге, а когда произнёс, то нужно продолжать распознавать знаки. Это реально сложно, если не умеешь!

Короче говоря довольно сложную работу нужно проделывать. Из-за этой непривычной работы у ребенка вполне может повышаться температура и начинать болеть голова. Гораздо проще читать не проговаривая в слух или говорить не читая.

Почему же учат читать именно в слух? Ответ прост, так проще контролировать. Взрослым проще, детям сложнее. А если при этом проявлять раздражение и нетерпение, то можно привить отвращение к чтению.

Но вполне можно контролировать чтение и не заставляя ребенка читать в слух. Для этого нужно попросить прочитать фразу, а потом произнести прочитанное вслух для контроля. Позже, когда наладится сам процесс чтения, можно начать читать вслух для развития мозга, читать на скорость.

Лично я в детстве психанул, когда понял, что про себя я читаю в четыре раза быстрее, и голова при этом не болит, и язык не заплетается, и во рту не пересыхает... и просто отказался читать вслух.

Вслух я начал много читать, когда я стал отцом. В первый месяц я сильно уставал от такого чтения, потом адаптировался.

Бесценный опыт выращивания 8. Обучение чтению. Дети, Родители, Воспитание, Совет, Опыт, Обучение, Длиннопост

Иногда говорят про ребенка, что он не любит читать. Ну да, обычно не любит если ребенка много заставляют, настойчиво требуют качества и подсовывают не интересные тексты. Вы хотите, чтобы ребенок читал? Тогда не требуйте сразу качественного чтения и ни в коем случае не торопите ребенка, ведь он должен прочитать и кроме того осознать прочитанное. То есть во время обучения, вы должны заострять внимание на осознании прочитанного, а не на процессе чтения, не на скорости, не на правильности произношения прочитанного,. Нужно после того, как ребенок произнесет, то что прочитал, попросить повторить прочитанное или обратить его внимание на эту полученную из текста информацию. Эти советы относятся лишь к самому началу процесса обучения чтению.

Очень важно правильно подобрать книгу для чтения. Я обучил нескольких детей чтению и привил интерес к чтению еще нескольким, не любящим читать детей. С моей точки зрения, лучше всего подходят для чтения книги с короткими и веселыми рассказами, чтобы не вспоминать каждый раз, на чем остановились в прошлый раз. Желательно, чтобы книга была тонкая, толстые книги могут психологически давить своей толщиной.

Задание для чтения нужно давать понемногу, но можно несколько раз в день, не нужно давать сразу много, если ребенок жалуется, что много задаете. Лучше обмануть ребенка давая ему читать по одному предложению раз десять в день, чем дать десять предложений за один раз.

Очень важно подобрать книгу с рассказами про детей того же возраста, что и ваш ребенок - это почти всегда вызывает интерес. Любому человеку интересно как живут люди его возраста и как они борются с такими же проблемами. Ну и если заметили, что ребенку книга не интересна, то сразу меняйте на другую. Перед тем как дать книгу читать, прорекламируйте книгу, расскажите кратко, чем интересна данная книга.

Выбирайте книги с крупным шрифтом, мелкий шрифт - это дополнительная нагрузка на мозг.

Ну и еще раз, не торопите ребенка, не заставляйте его перечитывать много раз подряд, пока не прочтет правильно. Не прочитал правильно несколько раз - пусть побегает, через часик повторим тоже самое. И лучше сказать ему "Эх ты, не заметил, что тут по другому написано.", чем сказать "Давай читай внимательнее! Смотришь в книгу-видишь фигу!"

P.S. Я ничего не продаю, я ничего от вас не хочу, я ничего от вас не требую. Кроме того, я не считаю себя самым умным и всё знающим. Если я написал как поступать правильно, то это не значит, что я всегда поступал правильно. Потому и пишу, что жалею о том, что кое чего не знал в свое время. Хотите читайте, хотите - не читайте. А если чего не так, то не поленитесь и напишите.

P.S. В следующий раз напишу как подготовить ребенка, чтобы уменьшить вероятность конфликтов в школе, если кому-то интересно то, чего я тут пишу.

Показать полностью 3
17

Мотивация

В прошлом посте я описал, как ребенка приучать к деньгам.

Но честно говоря, хоть воспитание у ребенка правильного отношения к деньгам полезно, но как воспитание у ребенка аккуратности и правильного отношения к обязанностям - это совсем не подходит.

Вот, к примеру, не убирает ребенок кровать, а чего он её вообще должен начать убирать? Раньше он этого не делал, убирала мама и все было хорошо и тут на тебе, пора убирать самому, так как взрослые решили что уже пора... Естественно ребенок не хочет, зачем это ему? Из-за денег? Это даже как-то глупо: деньги за убранную кровать... К примеру вам не повезло и ваш ребенок не слушается и убирать либо не хочет, либо забывает. И что с этим делать? Как поступать? Кричать? Отлупить? Убирать самому? Капать ему на нервы, пока ему не надоест и он не начнет кровать убирать?

Все дело в том, что уже поздно, вы упустили момент в воспитании. Ребенок уже вырос настолько, что может убирать кровать сам, а вы к этому времени его не научили кровать убирать. А как же это надо было делать, если ребенок был еще мал, а теперь вырос?

А нужно было каждый день при ребенке убирать кровать и привлекать его на помощь, придержать край покрывала, например. И рассказывать, что убирать кровать необходимо, чтобы она не испачкалась и не завелась в кровати всякая кусучая дрянь и кроме того, чтобы порядок был.

Тоже и с игрушками. Ребенок уже наигрался и устал, или придумал другое занятие, а тут засада, надо игрушки собирать. Самое умное - это не настаивать и грозить, а сказать "давай вместе собирать" и помочь. И делать это регулярно. То есть перед тем как собрать игрушки, обязательно сказать "давай я тебе помогу" и проконтролировать, что бы хотя бы присутствовал, пока уборка идет.

Есть большая вероятность, что ребенок скопирует ваше поведение и не вырастет эгоистом.

Вообще у ребенка более инерционное мышление, чем у взрослых. Чем младше ребенок, тем ему труднее быстро переключаться с одной мозговой деятельности на другую. Это происходит потому, что ему нужно обдумать то, что для вас уже давно пройденный этап.

С одной стороны это означает, что вы должны подстраиваться под особенности мышления вашего ребенка, не орать "быстрее убери игрушки, пора спать!" или "вылазь из воды я сказала!". Требования от ребенка МГНОВЕННОГО выполнения ваших команд обязательно приведет к раздражению и порче отношений, всегда делайте поправку в несколько минут на реагирование ребенка. А если не реагирует, то значит ему нужна помощь, чтобы выполнить требуемое.


Если вы хотите, чтобы вас всегда слушались, то никогда не требуйте, если вы полностью не уверены, что ваше требование будет выполнено.

С другой стороны, знанием об инерционности мышления можно и нужно пользоваться. Мы ведь не дети, мы хитрее и опытнее. Если ребенок занимается не тем, чем нам хочется и нужно это прекратить, эффективнее всего мысли ребенка переключить на что-нибудь более интересное с его точки зрения.

К примеру, дитё плачет анализируя полученные повреждения и ощупывая новую шишку на лбу. Вы видите, что серьезных повреждений нет и болеть вроде должно не сильно или уже перестать, а он ноет и ноет просто по инерции...

Или дитё захотело срочно купить красного коня на колесиках, хотя у него есть такой же, но с перламутровыми пуговицами и он им не играется. Вы приняли решение не покупать, а он ноет и ноет...

Что делать? Не обращать внимание? Не совсем хорошо, вдруг потом будет вам плохо, а ребёнок обращать внимание не станет. Наорать - еще хуже. Стукнуть - затаит обиду. Купить требуемое - он смекнёт, что достаточно хорошо поныть и все получится. Пожалеть - начнет страдать еще больше. Объяснять, что шишка уже не болит, а на коня нет денег - дитё не поймет, для него это не причина; объяснить конечно надо, но скорее всего это ничего не даст, если уже ныть начал.

Нужно постараться переключить его внимание на совсем другой вид деятельности. Каким нибудь дурацким вопросом вроде "а как ты думаешь, что будет если улитку в космос запустить, нужен ей скафандр или ей своего домика достаточно?". И причем это нужно эмоционально говорить и предложить попробовать смастерить ракету из пластиковой бутылки.

Или "а помнишь, мы вчера мимо лужи проходили? Как ты думаешь, а лягушки там уже поселились? Пойдем кинем туда камень, вдруг лягушка выскочит..."

У дитя включается мозговая деятельность в другую сторону и тут уже главное не мешать.

Ладно, что-то я утомился, пойду шоколадку съем для повышения "своих когнитивных способностей". )))

P.S. Я ничего не продаю, я ничего от вас не хочу, я ничего от вас не требую. Кроме того, я не считаю себя самым умным и всё знающим. Если я написал как поступать правильно, то это не значит, что я всегда поступал правильно. Потому и пишу, что жалею о том, что кое чего не знал в свое время. Хотите читайте, хотите - не читайте. А если чего не так, то не поленитесь и напишите.

Показать полностью
8

Безударная стимуляция детей - 2

Вчера я начал писать о стимуляции детей и пришлось прерваться. Получился пост об ударных методах. Перед тем как рассказать о том как мотивировать ребенка, хочу повторить, что у бедных, несчастных детей ничего нет кроме вашей любви, и их трудно заставлять что-то делать, кроме как ограничивая их свободу. Но ограничивать свободу запретами как-то не хорошо, хочется чтобы ребенок учился сам контролировать своё поведение, хотя это ему сложно делать в силу возраста.

В связи с вышеизложенным и принимая во внимание так же и то, что у нас капитализм, предлагается делать так:

Надо назначить ребенку содержание, то есть давать ребенку какую-то сумму каждую неделю как зарплату/пособие. Сумму символическую, размер зависит от возраста, ваших возможностей и желаний. Такую, чтобы можно было хоть что-нибудь купить. Например 50 тугриков (зависит от места проживания).

Безударная стимуляция детей - 2 Дети, Родители, Воспитание, Совет, Истории из жизни, Опыт, Деньги, Длиннопост

Расход этих денег никак не контролировать, и при этом уменьшить или вовсе перестать давать деньги на сладости и развлечения, ведь у ребенка появился доход.


Где-то через несколько недель, когда ребенок освоится и привыкнет к тому, что у него есть карманные деньги, которых желательно иметь побольше, нужно ставить условия, что за непослушание сумма уменьшается к примеру на 5 тугриков.

То есть не убирает постель -5, не моет посуду -5, не сделал уроки а стал смотреть телевизор - не ругаться, а просто намекнуть, что сумма за эту провинность уменьшается на 10.

Тут главное не перестараться, путанные схемы налогообложения - это тормоз для успешного развития бизнеса. Штрафы и налоги должны быть простыми и легко вычисляться. В конце недели происходит расчёт с подведением итогов и выплачивается оставшаяся сумма.

Обратите внимание, что обеспечивая ребенка денежным пособием, мы таким образом не даём пособие за что-то хорошее и этим не заставляем делать хорошие поступки за деньги. Наоборот, при помощи обязательного пособия мы как бы помогаем быть ребенку наравне со взрослыми.

В результате ваш ребенок научится распоряжаться своими деньгами и может даже скорректирует своё поведение в правильную сторону. Кроме того, возможно вы избавите ваше чадо от искушения тырить мелочь по карманам и кошелькам.

Немного политики: США тоже так поступало, раздавая свои фантики, чтобы они получили преимущество в товарообороте. Так что метод проверенный. )))

Отношение детей к деньгам - это отдельная тема разговора. Денег у детей по началу нет и распоряжаться ими они не умеют. То есть этому тоже приходится когда-то учиться. У многих детей возникает вполне обоснованный интерес к этой стороне жизни. Они сами хотят расплатиться, подержать деньги в руках, посчитать сдачу и т.д.

Помню как когда-то давным давно, я в первый раз получил деньги на кино с запасом, целых три рубля на два билета - для меня и моей подружки, и зайдя потом в "Детский мир" долго высчитывал какую бы фигню купить, чтобы потратить всю оставшуюся сумму до копеечки, все два рубля 60 копеек и чтобы при этом купленных предметов было максимальное количество. После чего, притащив ворох "вселякого добра" домой, я удивил своей "предприимчивостью" родителей. Я тогда считал, что поступил очень правильно, ведь обычного приказа принести сдачу я почему-то не получил.

Первая неконтролируемая встреча с деньгами происходит у всех по разному и довольно часто наличка тратится глупейшим образом, просто чтобы попробовать сам процесс. Будьте готовы, не давайте ребенку в первый раз много денег.

К стати, многие из этого детского возраста так и не вышли. Я знаю несколько случаев, когда взрослые люди покупали что-нибудь в кредит, только для того, чтобы попробовать сам процесс использования кредита. Правильное отношение к использованию кредитов и описание возможных проблем при их использовании - это наверное тоже должен быть обязательный этап в обучении ребенка, но в более старшем возрасте.

Длинно получается, продолжу завтра.

Безударная стимуляция детей - 2 Дети, Родители, Воспитание, Совет, Истории из жизни, Опыт, Деньги, Длиннопост
Показать полностью 2
12

Безударная стимуляция детей

Тут на сайте я видел несколько предложений по мотивации детей, некоторые верные, некоторые не очень. Вообщем, дело в том, что детей трудно стимулировать безударными методами, так как дети - это классический пролетариат. У них ничего нет, вообще ничего, всё нужное им идет от родителей и потому они не понимают, зачем им выполнять какие-то требования, если им эти требования не интересны.

Но родители пытаются поработить своих детей, сломать им волю и заставить их делать что-либо полезное, нужное, а не только прожигать жизнь в развлечениях. И возникает у родителей вопрос: а как бы мотивировать ребенка быть послушным, аккуратным, убирать игрушки, хорошо учиться и помогать старшим.

Самый яркий пример стимуляции описан в книге уважаемого мной педагога Макаренко. Для тех кто не читал, Макаренко взвалил на себя нелёгкую обязанность по перевоспитанию малолетних бандитов и успешно с этим справлялся, но не сразу, поначалу у него совершенно ничего не выходило пока он одного сильно наглого не отлупил на глазах у всех. И после этого его зауважали и стали слушаться подопечные, в том числе и пострадавший, а потом пришла и всенародная слава.

Честно говоря, один раз мне пришлось почувствовать себя как Макаренко. Когда я был вожатым, я старался детей не обижать в отличие от других, но возникла ситуация, когда в тихий час детишки слушаться меня перестали, а один особо резвый мальчишка скакал передо мной и корчил мне рожи, полагая, что я не смогу его поймать и он находится в безопасности. Но резкий, неуловимый взмах руки поверг задиру и привел всех зрителей в восхищение, уважение и послушание, пострадавший был отловлен и водворен в кровать без всякого моего участия. И хоть потом мне было стыдно, но я понимал, что поступить в той ситуации по другому было нельзя. Конечно, правильнее было бы не доводить ситуацию до такого, но тогда я так не умел.

Как-то на работе, в мужской молодой компании из 6 человек зашел разговор про наказание детей ремнём. Я был удивлен, что все собеседники признались, что были случаи, когда отец их лупил, и лупил не однократно, и что лупил правильно, за дело, и они на него не в обиде. "А как же еще воспитывать?" - спрашивали они.

Безударная стимуляция детей Дети, Родители, Истории из жизни, Воспитание, Совет, Опыт

В принципе есть теория, что если вас "достал" ребенок, то лучше не сдерживать эмоций, не копить в себе раздражение, а наорать или стукнуть. Ребенок сразу поймет, что он делает что-то не так, да и вы успокоитесь. Насколько это верно - я не знаю. Мне кажется, что лучше избегать таких ситуаций, а если нельзя по другому, то стараться не перестараться. Очень трудно держать себя в руках, когда внутри все кипит, но нужно. Хотя наверное иногда стоит показать ребенку, что вы сильнее и наглеть не надо. Не покажите вы - покажут на улице.

И тут еще надо помнить, что любое наказание не должно быть длительным, чем меньше ребенок, тем меньше мы должны помнить о его косяках. Не стоит показывать свою принципиальность по отношению к маленькому человеку, он вас не поймет и может  решить, что вы его недолюбливаете. Действовать надо так: проштрафился - получил наказание сразу, прошло время - всё, забыли тот случай, иначе это не любовь. Мы ведь любим своего ребёнка?  Это только врагу ничего прощать нельзя, а другу можно простить всё.

На сегодняшний день лупить детей нельзя. В некоторых странах дети считаются собственностью государства и даже за крики на ребенка могут быть очень серьезные проблемы.

Самый классический вид безударной стимуляции - это когда за выполненные  правильные действия даётся поощрение в виде сладостей или других ништяков. Но это не правильно, так как ребенок скорее всего смекнёт, что не зачем что-то делать просто так, и даже может начать шантажировать родителей.

Уй, нужно заканчивать, продолжение завтра...

Показать полностью 1
94

Запрет запретов

Предыдущие:

https://pikabu.ru/story/bestsennyiy_opyit_vyirashchivaniya_6882032

https://pikabu.ru/story/rodilsya_sam__pomogi_drugomu_6921764

https://pikabu.ru/story/chemu_byi_nauchit_6941241

В комментариях рассказали про ребенка, который закрылся в туалете, зажигал спички и кидал их в унитаз. Хороший мальчик, смелый, не побоялся родительского гнева, смышлёный, технику безопасности соблюдает.

Как говорится, если не можешь победить, то возглавь.

Я бы если бы узнал, что мой сын так поступает, то взял бы коробок и присоединился бы к нему, попутно рассказывая про неосторожность обращения с огнём и обязал бы мальчишку зажигать газ на кухне. Когда удовольствие превращается в обязанность, то перестаёт быть удовольствием.

Запрет запретов Дети, Родители, Истории из жизни, Воспитание, Совет, Опыт

И потом, ребенок заинтересовался спичками. Не спорю, вещь интересная. Когда я был ребенком, то насобирал довольно большую коллекцию спичек, они тогда всего копейку стоили и валялись везде. И гулять я иногда выходил со спичками в кармане. Хорошее детство было... О чём это я?

А! Застукали ребенка со спичками - это значит, что уже давно пора научить его правилам безопасности, и не просто рассказать, а какие-то занятия провести.

А родителям надо задуматься: ребёнок им не доверяет, не делится своими интересами. Чем меньше ребёнок, тем меньше с ним проблем. Сейчас спички, а потом чего будет скрывать?

Честно говоря я когда-то готовился к похожей ситуации, но так как я своего мальчишку ранее немного напугал горячим, то у меня такой проблемы не возникало. Как готовился? Я обдумывал как правильно поступить, если такое случится. Praemonitus praemunitus.

Кроме того, когда я задумался о том, как собственно воспитывать ребенка, а изначально я как-то вообще об этом и не думал, ну родился и ладно, чего уж там... Я и папой то себя ощутил когда ребенку больше 4х лет было.

Ну вот, как только задумался, то сразу начал припоминать чего я читал по воспитанию, а книг по воспитанию я прочитал к тому времени не мало просто потому, что любил читать всё подряд. И решил я тогда, что не буду чего-либо ребенку запрещать, никогда не буду говорить ему "нет" или "нельзя".

Хм, вот странно, я только сейчас понял, когда вот это вот написал, что я сыну "нет" не говорил, а вот он говорит "нет" с легкость, при каждом случае, как только о чем то просишь его, а у него планы другие. Ладно, проведу беседу. )))

Ну вот, решить то я решил, а реализовать то такое не так просто. Как жить без запретов в этом мире напичканом опасностями? )))

В психологии так всегда, если хочешь применять какие-нибудь методы НЛП, психологической манипуляции и прочее, то самое сложное изменить себя так, чтобы эти все методики применять. Это как раз тот случай когда можно сказать "начни с себя".

К примеру, начал он на обоях рисовать, хочется крикнуть примерно так: "что же ты, твою мать, нехороший ребенок ... делаешь, не делай так", а нельзя, сам решил - надо выполнять. И тогда пришлось говорить: "А зачем ты на обоях рисуешь? Они же будут грязные, потом их проблема поменять. Да и рисунок будет не очень видно. Давай я тебе лист чистой бумаги на стенку скотчем прилеплю, что бы тебе удобнее было". И всё, больше он стены не портил, а на стену некоторое время цепляли бумагу.

Или говорит "А давай к кошке привяжем (уже не помню чего)". Я говорю: "Не, ты лучше сам, а то кошке не понравится и она еще меня поцарапает. Да и не удобно ей будет, представь что если к тебе такое привязать."

Или "А давай еще мультфильмы посмотрим?" - "В принципе можно, но мы уже и так долго смотрим, давай лучше отдохнём, поиграем в чего-нибудь и потом продолжим смотреть. А то сейчас всё пересмотрим и завтра нечего смотреть будет".

Или бьёт по оконному стеклу чем-то... А ты ему "Я бы так не делал, а то стекло разобьётся и можно сильно порезаться, потом придётся йодом мазаться, а йод печёт сильно."

Или стучит машинкой об пол, громко и однообразно... А ты ему "Возьми молоток, так её легче поломать. Или лучше сразу выкинь, если она тебе не нужна. Зачем мучаться? Только я другую покупать не буду."

Ну примерно вот так вот оно и было.

То есть не говоришь "нельзя", а объясняешь почему нельзя и предлагаешь альтернативный вариант.

И ещё всегда ему говорил, что если чего-нибудь захочешь, то пожалуйста, но лучше скажи маме или папе, может мы чего полезное посоветуем или поможем.

Ладно, пойду работу поработаю...

P.S. Я ничего не продаю, я ничего от вас не хочу, я ничего от вас не требую. Кроме того, я не считаю себя самым умным и всё знающим. Если я написал как поступать правильно, то это не значит, что я всегда поступал правильно. Потому и пишу, что жалею о том, что кое чего не знал в свое время. Хотите читайте, хотите - не читайте. А если чего не так, то не поленитесь и напишите.

Показать полностью
272

Чему бы научить...

Родился у нас ребенок, он такой милый, он такой умный, он даже лепечет совсем не так, как другие дети. Мы дадим ему лучшее воспитание и образование, он обязательно станет самым умным, самым гениальным гением!

А мы хотим вырастить гения? К примеру хотим. А как? Многие родители считают, что если накачать ребёнка информацией, или математикой или ещё какой-нибудь наукой, то получится как раз гений. А вот ничего подобного. Да он может будет много знать, как Васерман. Или будет разбираться в математике, как Перельман. Да, я очень уважаю и Вассермана и Перельмана, но почему то не хотел бы, чтобы мой сын был как они. )))

Кстати, ребёнка математике достаточно легко научить, просто нужно показать ребёнку пользу от математики. Самый простой способ обучения математике - это играть с ним в настольные игры типа нарды, домино или же простейшие настольные игры с кубиком, как их сейчас презрительно называют "кинь-двинь". Да играть в эти настолки с ребенком очень скучно для взрослых, но для ребёнка это интересный способ обучения, ребёнок сразу начинает учиться разбираться в цифрах и числах, учится считать.

Вообще, прежде чем чему-то учить ребёнка, возьмите себе за правило объяснять ребенку, зачем нужно это учить вообще и какая польза от этого будет ребенку в частности. Очень часто дети не желают учиться именно потому, что не понимают зачем им это нужно.

Иногда, когда ребёнок слышит необоснованный запрет взрослого он этот запрет нарушает, чтобы понять какие будут последствия. Так зачем же тратить время и нервы, если можно просто сразу рассказать то, что получится, и не просто сказать "сделаешь так - получишь по жопе", а именно объяснить, что, например, рисуем на стене - получаются грязные обои, а обои нельзя помыть и придётся делать ремонт, а на ремонт тратятся деньги, которые лучше потратить на мороженое, и ещё на ремонт тратится много времени, которое лучше потратить на погулять и поиграть.

Или объяснить, что спичками можно поиграть, но может возникнуть пожар, а его трудно потушить и тогда всё сгорит, А в дыму можно реально задохнуться. Проверьте ваш авторитет из-за таких объяснений вырастет в разы, а также вырастет послушаемость потому, что вы будете выглядеть в глазах ребенка как шаман, а ваши предсказания всегда будут сбываться.

Вообще наверное, лучше всего учить ребёнка технике безопасности. Начиная любое дело объясните ребёнку какие проблемы могут возникнуть и как их предотвратить. Например, клей может перевернуться на ковёр, а ковёр потом трудно будет отмыть, ведь клей - он клейкий и не будет стираться от ковра, так как же его собрать?

Или хрупкие предметы мы не будем ставить высоко и не будем ставить на край стола, чтобы они не могли упасть и разбиться.

Соблюдение техники безопасности это серьезное и важное умение.

Я своему сыну примерно в полтора года показывал что такое острые предметы, взял иголку и говорю "Вот иголка, она острая, можно пораниться. Вот попробуй как больно иголка колется..." и немного кольнуло его палец. Сын палец отдернул. Я говорю "Видишь какая острая? Очень больно можно уколоться. Вот попробуй ещё раз" и опять его уколол. В третий раз он уже не давал руку.

Через несколько дней я показал что такое горячо на чашке с чаем, мы просто приложили ладошку к чашке настолько долго, сколько он смог выдержать. У детей нервы более обостренные и не могут переносить те же температуры как и взрослые. Пара прикладываний ладошки к чашке и ребенку не нужно проводить эксперименты, чтобы получить свой опыт. Как результат, мой ребёнок сам никогда не брал спички, не брал острых предметов и мы их даже никогда не прятали. Как минус, мне пришлось его позже, через пару лет заставлять брать спички и заставлять поджигать газ, а он не хотел и говорил "я могу обжечься". Я отвечал "да можешь, если будешь делать неправильно" и показывал как надо.

Очень важно так же показать ребенку, что можно задохнуться в дыму или проглотив какой-нибудь твердый предмет. Прикройте, после того, как расскажите ребенку об этой опасности, рот и нос ладошкой ненадолго, чтобы он почувствовал недостаток кислорода. Может быть потом ваш ребенок не будет засовывать монеты в рот, как Буратино. Может быть потом вы не будете метаться с ужасом по больницам, пытаясь найти врача, который вытащит проглоченную ложку (реальный случай).

Я своему ребенку не объяснял про необходимость дышать, опасность засовывать в рот твердые предметы и однажды вышло, что он засунул пятак в рот. Хорошо, что супруга заметила странное поведение ребенка, что он вроде как синеет и задыхается, и вспомнив, что видела недавно монетку, просто засунула ребенку в рот руку и конечно не с первого раза, но достала монетку изо рта. Я совершенно точно знаю, что если бы ребенок был не с мамой, а с папой, то ему бы так не повезло. Пока папа бы анализировал ситуацию и вспоминал бы прочитанное, подходящее для таких случаев, либо вызывал бы скорою, то могло бы случиться не поправимое. Я совершенно точно знаю, что нигде не читал про то, что если ребенок задыхается, то нужно сунуть ему руку в рот и попытаться нащупать инородный предмет. Я даже никогда не видел задыхающегося человека. Просьба не применять данный способ, изучите приемы скорой помощи ребенку при удушении, например https://aif.ru/health/children/1460618 или https://takprosto.cc/chto-delat-esli-rebenok-podavilsya

Именно в результате этого случая я стал показывать ребенку, что такое острое и что такое горячее.

Можно дитя научить заниматься физкультурой, ведь наш ребенок должен быть сильным и крепким, мы хотим, чтобы его никто не смел обидеть. Но к сожалению, приказы типа "давай делай зарядку" не действуют, научить можно только собственным примером. Когда я это понял, мне пришлось делать зарядку самому каждый день и сейчас я ему за это благодарен. Да, почти полгода мне пришлось делать зарядку в одиночестве. Так, как все первоначальные попытки заставить его делать зарядку вместе со мной разбивались об его полное нежелание. Пришлось прекратить заставлять его и заниматься самому. Сейчас я понимаю, что мне нужно было его сразу увлечь и не просить его делать зарядку правильно, но тогда я решил, что если не просить делать правильно, то привыкнет делать абы как. В общем по другому я не смог, я не профессиональный преподаватель. Мне приходилось его всячески привлекать к процессу зарядки. Например, я садил его себе на шею и отжимался по нескольку раз в день и тому подобное. Со временем это дало свои плоды, я отжимался почти как Спартакус из Лентяево (к сожалению не могу вспомнить номер серии, где он показывает всевозможные способы отжимания) и соревновался с ребенком. Сейчас он регулярно ходит в тренажерный зал.

Кроме того, очень важно научить ребенка помогать, принимать участие. Но это тоже возможно только собственным примером. Возьмите себе за правило брать ребенка за руку и предлагать помочь супругу(е). Звоните при ребенке своим родителям, если они живут отдельно. Разузнайте за ужином, кто как в семье (включая ребенка) провел день, у кого какие трудности и чем можно помочь. Не быть эгоистом - это наверное второе по важности умение после техники безопасности.

Гений конечно хорошо, но маловероятно. Хотите правильно воспитать ребенка - представьте свою семью через 30 лет, подумайте чего вы хотели бы через 30 лет для себя и своего ребенка, и тогда решайте чему и как учить.

Чему бы научить... Дети, Родители, Воспитание, Совет, Опыт, Вундеркинд, Истории из жизни, Длиннопост

Предыдущие посты тут и тут.


Ладно, пора и лопатой помахать...

P.S. Я ничего не продаю, я ничего от вас не хочу, я ничего от вас не требую. Кроме того, я не считаю себя самым умным и всё знающим. Если я написал как поступать правильно, то это не значит, что я всегда поступал правильно. Потому и пишу, что жалею о том, что кое чего не знал в свое время. Хотите читайте, хотите - не читайте. А если чего не так, то не поленитесь и напишите.

Показать полностью 1
971

Родился сам - помоги другому

В предыдущем посте я рассказал, что с ребенком не нужно сюсюкаться и получил несколько гневных комментариев. С одной стороны, мне это польстило, так как остальная информация возражений не вызвала, и значит я правильно всё описал.

С другой стороны, я плохо объяснил свою мысль.

Да, я часто думаю, что раз мне чего-то понятно, то значит это же понятно всем остальным. Такое вот есть заблуждение, и оно есть не только у меня. И вот это самая главная мудрость: нужно всё время помнить, что ваш собеседник может не понимать то, что для вас проще пареной репы. И это относится ко всем, и к детям, и ко взрослым, а некоторые так и сами себя не понимают.

Так вот, по сюсюканью объясняю (можно пропустить):

Ребенок не может сразу вдруг начать говорить правильно, он коверкает слова, он упрощает слова и лепечет что-то не совсем понятное. Это нормально и ругать ребенка, настаивать на правильном произношении просто глупо.

Взрослый всегда пример для ребенка, даже когда он этого не хочет. Взрослый может говорить правильно, а может лепетать как ребенок.

Если взрослый говорит правильно, то ребенок его понимает и старается подражать правильной речи, старается корректировать свою речь. Именно с этим и связано многоразовое повторение одних и тех же слов ребенком, просто так молодые люди настраивают свой речевой аппарат.

Если же взрослый услышав лепет ребенка начинает разговаривать так же, то он делает ребенку медвежью услугу. Ребенок начинает думать, что лепетать тоже правильно. Или думает, что правильно говорить не обязательно, типа и так сойдет. Или начнет думать, что зачем с другими взрослый говорит нормально, а со мной как с идиотом, и у него может занижаться самооценка. Или будет думать, что те неправильно выговоренные слова являются синонимами правильных слов. Да, со временем мозг всё откорректирует, но зачем это нужно?

Но, некоторые просто не могут по другому проявлять свои чувства - ну как бы ничего страшного в сюсюканье тоже нет.

Помните, ребенок хотя пока ещё не говорит, но понимает намного больше, чем вам кажется. Он слышит и понимает речь, понятия, эмоции, он знает названия предметов, действий и еще многое другое, и при этом у ребенка идет постоянная работа мозга по обработке и систематизации полученной информации, прямо как у Бандераса в интересном фильме "13-й воин". Внешность ребенка обманчива, все дети милашки и симпатяшки, они часто улыбаются, но это им нужно, что бы нравиться взрослым, которые помогут им выжить.

Так вот, механизм произношения довольно сложен и так как ребенок растет, его органы для производства звука тоже изменяются, и значит правильное произношение звуков просто не может сформироваться сразу, и природой предусмотрена задержка.

А перевод мыслей в звук довольно сложен; тут и работа мозга по управлению изгибами дырки для выдоха; и формирование мыслей в понятные сигналы; и сравнение звуков которые получились с теми, которые должны получиться; и нужно еще придумать, как в дальнейшем откорректировать разницу; и всё это нужно делать очень быстро, на каждом звуке. И при этом еще надо учитывать поправку на то, что чужую речь человек слышит при помощи воздуха отфильтровывая лишние звуки (а ведь еще надо понять какие звуки лишние), а свою речь человек слышит через кости, так как звук по ним бежит быстрее. Короче, вы понимаете, что работа идет серьезная. Животные потому и не говорят, что решили не тратить столько усилий на средства коммуникации и свели все общение к выражению эмоций звуками.

В общем, получается, что ребенок хоть и молчит, но при этом много чего понимает, он хоть и маленький, но ведь не дурак. Кроме распознавания звука есть еще ориентировка в пространстве, распознавание образов и многое другое, а это тоже сложные задачи, но ребенок уже с этими задачами справляется.

Родился сам - помоги другому Дети, Родители, Воспитание, Совет, Истории из жизни, Опыт, Вундеркинд, Длиннопост

С моим сыном была такая история:

Сын только недавно научился ходить и еще не говорит. Я чего-то мастерю на кухне, из окна дует, сын держась за стены ковыляет из другой комнаты. Я в шутку ему говорю, мол принеси рубашку, а то прохладно. Он задумался. Я продолжаю: рубашка висит на спинке стула. Он еще подумал и пошел в комнату. Возвращается и приносит рубашку и тут я обалдел честно сказать.

Через неделю я для проверки провел эксперимент, попросил принести полотенце, но не то, которое лежит на диване, а которое лежит на тумбочке. И это тоже было успешно проделано.

Да, это не значит, что все дети такие и как только научатся ходить, сразу будут бегать за пивом для вас в ближайший ларёк. Я исхожу из того, что мой ребенок - это не супер гений, а довольно средняя модель ребенка... ну может чуть выше среднего. )))

Да, ещё, наблюдение с натуры: в парке я как-то видел папашу, который прицепил к своей 7-8 месячной дочке верёвочки и она болталась на верёвочках как обезьянка, как кукла. (https://www.youtube.com/watch?v=bOmyCZRFoCI)

Родился сам - помоги другому Дети, Родители, Воспитание, Совет, Истории из жизни, Опыт, Вундеркинд, Длиннопост

По словам молодого папаши, дочка еще не ходит, а уже вроде как пора, ей почти 8 месяцев! и чтобы ускорить процесс обучения передвижения на ногах, он и привязал к одежде дочки веревочки...

Смотрелось это "прекрасно", сразу сбежались ближайшие мамаши... Не надо думать, что папаша совсем дибил, просто он невежда, как и его супруга. На всякий случай для тех, кто не знает: на сегодняшний день считается, что чем позже ребенок начнет ходить, то тем лучше потому, что у ребенка будет меньше вероятность болезни позвоночника в более старшем возрасте.

Кроме того, ходунки запрещены в Канаде, штрафы и тюремное заключение для продавцов ходунков. А запрещены потому, что ходунки травмоопасны, замедляют процесс развития и из-за них даже может начаться отклонения в умственном развитии. Ребенку иногда полезно падать, когда он учится ходить и еще довольно лёгкий, чтобы сильно поломаться при падении. Конечно желательно, чтобы он не падал с дивана и не бился об острые углы и твёрдые предметы. Так что подумайте прежде чем привязывать что-нибудь к ребенку.

Дети в мелком возрасте любят играть с животными. Это происходит потому, что мозг животного и ребенка мало чем отличается. Ну не совсем мозг, а скорее уровень развития. Ребенку просто необходимо общаться с кем-то равным себе, или с тем, кто младше него; и это нужно потому, чтобы понимать, что он не один такой типа отсталый.

Этим можно с успехом пользоваться. Вы спросите как? Да как обычно, пользоваться в попытках вырастить гения. Очень часто бывает, что ребенок устает от постоянных попыток его обучить. Да, ребенок тоже человек и ему может что-то надоесть. Вполне возможно, что ему просто надоели однообразные, неуклюжие и настойчивые попытки учить от взрослого человека. Да, признаемся, все мы не гении преподавания, тем более к каждому ребенку должен быть свой подход.

Так вот, представьте, вы учите маленького человека считать или писать, у него не получается, вы стараетесь, а ему надоело, больше не хочется. И вам тоже надоело, и тоже больше не хочется, и вы с трудом пытаетесь скрыть накопившуюся усталость и раздражение... и при этом вы забываете, что ребенок на распознавании ваших эмоций "собаку съел" и его так просто не обмануть, он понимает, что если вам не интересно и ему не интересно, то есть более интересные занятия... И все усилия, как лбом об стенку. И чем больше вы настаиваете, тем больше у ребенка отвращение и в результате вы бросаете свои попытки научить. В таких случаях настаивать нельзя, видя ваши безуспешные попытки, ребенок понимает, что его упрямство сильнее, вы учите ребенка упрямиться. Конечно, он хочет как взрослый, а его учат непонятно чему и зачем, достало уже... И что делать?

Выход есть, надо поменять тактику. Как говорил Ленин, мы пойдем другим путём. Надо начать обучать не ребенка, а например игрушечного зайца. Просто представляете, что заяц - это ребенок и учите этого терпилу-зайца прямо при вашем ребенке, а заяц совсем тупой, не понимает с первого раза - еще бы, мозгов то вообще нет. Ребенку интересна новая ситуация, он сразу перестает считать себя самым тупым в этом мире. Оказывается заяц то еще тупее! Не может заяц правильно три плюс два сложить - охренеть! А вот медведь может 3+2, а 6-1 путаеся... А солдатик над ними смеется, он считать уже научился. Но над зайцем смеяться не хорошо, надо зайцу помочь, подсказать... А если не хочет, то в угол его... Что-то я увлёкся...

И еще совет, если вы хотите что-то объяснить собеседнику, а он почему-то не понимает, когда желаете чего-то добиться, а не выходит, старайтесь всегда менять тактику. "Не мытьём, так катаньем" - это не зря говорят. Особенно часто бывают случаи, когда человека не понимает собеседник, ну проблема какая-то в коммуникации, слово не разобрал например, или чего-то понял не так... И вот объясняющий начинает повторять одно и тоже постепенно повышая тон для демонстрации как нелегко объяснять идиоту, и еще иногда добавляя ругательства для лучшего убеждения. Это не только при общении с детьми бывает, например, супруги так иногда разборки устраивают когда раздражение накапливается. Но гораздо проще добиться понимания, повторив ту же самую информацию и объяснения, но другими словами.

Самое сложное в применении разных психологических приёмов то, что нужно перестраивать свою психологию, чтобы этими приёмами пользоваться. Но это меня уже на другую тему понесло. )))

Ну короче, писать устал, пойду спать...

P.S. Я ничего не продаю, я ничего от вас не хочу, я ничего от вас не требую. Кроме того, я не считаю себя самым умным и всё знающим. Если я написал как поступать правильно, то это не значит, что я всегда поступал правильно. Потому и пишу, что жалею о том, что кое чего не знал в свое время. Хотите читайте, хотите - не читайте. А если чего не так, то не поленитесь и напишите.

Показать полностью 2
1766

Бесценный опыт выращивания

Решил я поделиться своим опытом программирования детей. А что? Имею право! Ребёнок у меня есть, значит в воспитании опыт какой-никакой имеется. Тем более, что дитё меня любило и уделял я ему довольно много времени.

Как говорится: мудрый учится на чужих ошибках, умный на своих. Я умный. А вы будьте умнее меня.

Короче, родился у меня сын. Ну все конечно поздравляют, интересуются: на кого он больше похож, на папу или на маму?

- Ну как вам сказать? - отвечал я им - На макушке клок волос, глаза косые, ноги кривые, лежит в кроватке весь красный, пускает слюни и пердит... Конечно на папу похож, на кого же еще?

Иногда родители спорят между собой: кого из них дитя больше любит?

Вот вам первая мудрость: всё просто, ребенок больше любит того, кого он видит засыпая и просыпаясь.

Ну тут у меня как раз всё в порядке было. Я засыпаю и просыпаюсь быстро. Ребенок ночью пискнет - я подскочил, успокоил, и еще в процессе опускания на кровать уже сплю. А супруга ещё только-только просыпается... Как результат, ребёнок меня просто обожал, чем вызывал зависть благоверной.

Наверное все родители получивши первенца решают, что он мегасупервундеркинд, что таланты его безграничны, что они обязательно взрастят гения... Ошибочно так думать. Вероятность, что выпал гений ничтожно мала. Кроме того, что бы проявился талант нужно долго и упорно над этим работать.

Вот следующая мудрость: сюсюкаться и агукать смысла нет. Хотите гения - говорите серьезно, кратко и по существу, объясняя свои поступки и действия. Тогда ребенок скорее поймет что к чему. "ав-ав", "би-би" и прочее ребенок конечно усвоит, но потом ему придется переучиваться. Так что учите сразу правильно. Да и со стороны будете нормально выглядеть. Понятно, что хочется умиляться и сюсюкаться, но держите себя в руках, ребенку это совершенно не нужно, ему достаточно просто улыбаться. Если вы хотите проявить свои нежные чувства, лучше вспомните об этом, когда у вас будут нервы не выдерживать от крика и захочется на него наорать. Лично у меня было пару раз, когда ничего не действовало и уже хотелось его стукнуть об стенку. Помните, чем меньше ребенок, тем больше у него горе. И иногда это горе взрослому просто не понять.

Как развивать таланты ребенка? Конечно начиная с пелёнок. Читать ребенку пока он не говорит можно всё, ребёнок будет слушать даже телефонный справочник. Лично мне всегда было сложно читать в слух, просто начинал болеть мозг, так как приходилось мозгу расшифровывать увиденное параллельно переводя расшифрованное в звук. Но потом, со временем мозг приспособился.

Поэтому рекомендую читать то, что легче читать. Это, например, русские потешки "как у котика усы удивительной красы..." и так далее. Еще хорошо читаются сказки Корнея Чуковского, они в стихах, их произносить проще и они интересные. Ребенок поначалу просто слушает ваш голос, интонацию, наблюдает ваши жесты и мимику, поэтому читайте с интересом, жестикулируя, с выражением и мимикой, как будто вы артист на сцене. Ребёнок вам будет благодарен. Я больше всего любил читать с выражением "Паровоз" Юлиана Тувима и "Рассказ о неизвестном герое" Маршака.

Далее, многие дети пока не говорят, просто не понимают, откуда взрослый берёт текст сказки, самые умные дети даже спрашивают про это у взрослых, многие дети пытаются запомнить текст и привязать его к картинке. Не нужно вводить ребенка в заблуждение, читая ребенку по книжке с картинками, не забывайте водить пальцем или указкой вдоль строк текста. Объясняйте, что всё написано вот этими маленькими буквами, а картинки просто нарисованы художником.

Тут конечно самые внимательные зануды могут удивиться: как так мол ребенок не говорит и при этом спрашивает? А вот так, ребенку доступны звуки, пальцы и вопросительная интонация, ребенки могут спрашивать, когда хотят.

Помните, что когда наступил момент и ваш ребенок по памяти начинает рассказывать целые книжки - это не значит что проснулся гений. Довольно быстро всё забудется напрочь и это нормально. Не забудьте снять эти моменты на видео, чтобы потом лет через десять включить. Правда к тому времени вы перестанете понимать две третьих слов вашего чада.

Сказки нужно читать правильно. Ведь мы же хотим вырастить гения? Хотим! Наши предки тоже не дураками были, когда сочиняли сказки, например про репку и теремок. Сказку про репку нужно рассказывать примерно так: "...стал тянуть дед репку, но ведь дед один, ему одному трудно репку вытянуть, сил не хватает. И позвал дед бабку, стало их двое. Вдвоем больше сил, тянут, они репку, потянут, а вытяннуть не могут... позвали они внучку, было их двое, а стало трое..." То есть нужно вводить числительные.

Тоже самое и с "Теремком", примерно так: "...прибежал зайчик к теремку и стучит, кто-кто в теремке живет? -Нас трое в теремке: первая мышка-норушка, вторая лягушка-квакушка, третий ежик-не головы ни ножек, а ты кто? -А я зайчик-побегайчик! Впустите меня к вам жить? -Заходи, будем жить вчетвером..."

Что-то я утомился делясь своей мудростью. Хватит развлечений, пора и лопатой помахать. Если захотите, то будет и продолжение.

Напоследок почти дословная цитата с форума мамаш:

- Я своей дочке всегда рассказываю все что знаю. К четырём годам я обнаружила, что рассказала ей всё.


Отсюда вывод: саморазвивайтесь!

Бесценный опыт выращивания Дети, Воспитание, Совет, Истории из жизни, Опыт, Вундеркинд, Киндер-сюрприз, Длиннопост
Показать полностью 1
Отличная работа, все прочитано!