Ответ на пост «Экономику мечты в России можно построить за 12 лет»

Страшно становится от того, что люди управляющие экономикой либо настолько тупые, либо, что более вероятно, держат за таких слушателей.

Ну какое, блин, возвращение в 2007? Сейчас радикально другая ситуация. В 2007 можно было делать хоть что и получать двузначный рост в годовом выражении - была незанятая в нормальном производстве дешёвая и квалифицированная рабсила и незадействованные производственные мощности.

В 2007 на руинах советских промзон в моём городе только начинали пластиковые окна и натяжные потолки делать, сейчас там битком. В 2007 за 500 баксов моя мама инженером технологом работала и считалось это норм, сейчас выпускник её вуза требуют и получает 2000 этих баксов ибо людей дефицит

Экономику мечты в России можно построить за 12 лет

Если прекратить национализацию, начать уважать частную собственность и организовать справедливый суд

Банк России проводит очередной Финансовый конгресс в Санкт-Петербурге. 3 июля на мероприятии состоялась первая пленарная сессия под названием «Рост в условиях ограничений». Такие события редко привлекают большую аудиторию, хотя там очень серьезные спикеры и разговоры. В одной студии собрались председатель ЦБ Эльвира Набиуллина, глава Сбера Герман Греф, бизнесмен Олег Дерипаска, глава ВТБ Андрей Костин, управляющий директор Альфа-Банка Владимир Верхошинский.

Экономику мечты в России можно построить за 12 лет Политика, Экономика, Россия, Новости, Центральный банк РФ, Инфляция, Китай, Санкции, Рост цен, Развитие, Олег Дерипаска, Банк ВТБ, Сбербанк, Кризис, Видео, YouTube, Длиннопост

Я советую самостоятельно посмотреть 1,5 часа заседания, потому что это помогает лучше сформировать личное отношение к происходящим в экономике вещам. На мероприятии говорили про государственные институты России, с которыми всё плохо. Гриф совершенно секретно ставили на общение про трансграничные платежи. Нашлось место и ключевой ставке, и отношениям с другими странами, и приходу в себя после льготной ипотеки. О всем самом интересном расскажем в нашем материале.

Долгосрочные вызовы

Первым спикером выступила Эльвира Набиуллина, которая сказала, что всем пора осмыслить нынешнюю ситуацию. Необходимо понять, что «это длинный забег». Настоящая марафонская дистанция по пересеченной местности, при том, с препятствиями. Вспоминала глава ЦБ прошлые шоки для экономики: и 2008, и 2014, и 2020 годы. Тогда включались антикризисные меры, подключались резервы и ситуация исправлялась.

— Сейчас все иначе, — заявила Набиуллина.

Основные вызовы сейчас — это дефицит кадров, на который жалуется 3/4 предприятий, и проблема с трансграничными платежами. К ним добавились технологии, которые сложно получить, и отсутствие инвестиций. Неоднократно председатель ЦБ говорила, что пора переходить «от тушения пожара» к долгосрочным решениям. Серьезное внимание необходимо уделить изменению бюджетной политики. Позже глава Сбера Герман Греф добавил, что частные вложения в 1,5-2 раза эффективнее, чем государственные. Работу госмеханизмов выступающие критиковали часто, но к этому мы перейдем позже.

Проблему дефицита кадров компании пытаются решить «нетрадиционным методом» (мнение Грефа) для России — это поднятием зарплат. Бизнесмен Олег Дерипаска в этой же теме заявил, что предприниматели «не должны плакать от того, что люди перестали работать даром». Он на сессии был голосом оптимизма, который говорил, что нужно просто как можно больше работать. И как можно быстрее добираться до глобального юга, но пока это невозможно сделать. Банально — на российской железной дороге пробки, товар идет месяцами, а скорость передвижения составов составляет максимум 40 километров в час.

Понижение ставки — вред

Бизнес и граждане иногда просто предлагают напечатать деньги, чтобы решить все проблемы. ЦБ выступает против этого варианта. Набиуллина считает ошибочным взгляд, что если раздать дешевые кредиты, то вдруг попрут и инвестиции, и решится проблема с производительностью труда.

Банк России отмечает, что при высокой инфляции не может быть долгосрочных кредитов. Они или оплачиваются за счет бюджетных льгот, или за счет повышения ставки для других категорий. Председатель регулятора решила спросить, что будут делать банки если вдруг ЦБ резко снизит ключевую ставку до 4-5%.

— Побегут ли банки давать дешевые длинные кредиты? — спросила Набиуллина.

— Ужас будет! Как скажет Эльвира Сахипзадовна так и правильно. Будет 18% — значит будет 18%. Инфляция большая беда, — ответил глава ВТБ Андрей Костин. Позже он сравнит главу ЦБ с «железной леди» Маргарет Тэтчер, которая тоже боролась с инфляцией.

— Это был бы сигнал всем банкам, всей экономике здравомыслящей, что последний наш здравомыслящий институт под названием Центральный Банк, дал какой-то серьезный сбой. Скорее всего, все просто-напросто перестали бы выдавать деньги. Потому что непонятно, что делать в таких условиях, — добавил глава Сбера Герман Греф.

ЦБ подытожил, что снижение ставки привело бы к повторению турецкого кризиса. Возможно, ставки по краткосрочным кредитам снизились бы (вниз пошли бы и депозиты). А граждане пошли бы сохранять деньги в долларах или разгоняли бы дальше рынок недвижимости. В продолжении темы Эльвира Набиуллина напомнила, что «инфляция — это налог для бедных». А собравшиеся заявили, что она ведет «спецоперацию против инфляции».

Единственным, кто вступил в спор с Банком России, стал бизнесмен Олег Дерипаска. Он саркастично сказал, что при высокой ставке «продолжим успешный экономический рост». Заявил предприниматель, что «при 18% — это все не летает». Он не верит в концепцию перегрева экономики, которую продвигает Герман Греф. Дерипаска считает, что необходимо снижать затраты для бизнеса. В пример он привел Краснодарский край, где можно в два раза снизить стоимость электроэнергии. Нужно поставить солнечные батареи, а потом «немножечко пнуть «Газпром», чтобы он дал газ всем желающим.

Государству нужно меняться

Главным спикером в этом блоке выступил Герман Греф, но другие участники дискуссии поддержали его высказывания. Для привлечения новых средств в экономику, а деньги из России теперь уже постепенно утекают в Китаю и на Ближний Восток, нужно выстроить работу государственных институтов. Речь идет про судебную систему и защиту прав собственности.

— На сегодняшний день эта тема стоит очень остро. В силу того, что иногда подвергаются сомнению базовые институты. Приобретательская давность, институт добросовестного приобретения. Даже институт залогов, который везде и всегда считается священной коровой, потому что на нем зиждется вся кредитная политика. Как заемщики становятся абсолютно беспомощными, так и банки становятся абсолютно беспомощными. Сейчас мы заново проходим через этап переосознания насколько это важно. Насколько от эффективной работы институтов будет зависеть все наше будущее. И сейчас актуальна эффективная работа институтов с пониманием того, как эти институты будут работать. Они будут защищать право каждого собственника в стране или будут ориентированы только на государственную собственность, — заявил Герман Греф.

— Важно чтобы собственники чувствовали, что они надёжно могут вложить свои средства, и что их государство защитит, — добавил позже Андрей Костин.

— Я лично вкладываю всё, - заявил в своем выступлении Дерипаска. Заодно он предложил устроить новую приватизацию, потому что 75% имущества в стране принадлежит государству.

Глава Сбера фактически выступил против политики силовых органов, которые последние два года проводят через национализацию десятки компаний. Генпрокурор Игорь Краснов недавно хвастался тем, что за два года государство забрало себе более 100 предприятий. Их активы составили более 1,3 триллиона рублей. Только никто не посчитал потери от этих действий. А о них говорили эксперты на этой сессии — бизнес просто не вкладывает деньги в развитие в России. Если ты не понимаешь правила игры, то проще уйти в Китай или ОАЭ. Даже после опыта заморозки денег в Европе.

Где искать деньги?

Российской экономике нужны серьезные инвестиции, но пока источников для них не очень много. Зарубежные компании вкладываться не хотят, потому что могут нарваться на санкции. На этом фоне бизнесмен Дерипаска даже предложил сделать больше секретной информации, потому что теперь разные антиотмывочные законы играют против страны. Многие дружественные страны готовы инвестировать в Россию, но только если они смогут сделать это анонимно. Такая история не очень похожа на партнерские отношения.

Смотрели эксперты в сторону фондового рынка, к которому с трудом восстанавливается доверие у россиян. Только там появилась новая проблема — на нем нет зарубежных денег, поэтому крупные компании с удовольствием ушли бы с торговой площадки. Капитализация не растет, а у них устойчивые высокие прибыли, которыми никто делиться не очень хочет. Пока им это не позволяют сделать власти. Звучало предложение более активно вовлекать на рынок пенсионные фонды, но против этого традиционно выступает Центральный Банк.

Специалисты, прежде всего, смотрят все-таки на зарубежные деньги для развития экономики России. Но их получение возможно только при решении проблемы с трансграничными платежами. Все участники дискуссии заявили, что об этом надо как можно меньше говорить. Желательно даже поставить гриф совершенно секретно, потому что как только чиновники о чем-то заявляют публично, эти каналы сразу же перекрываются с помощью вторичных санкций.

Лечение после льготной ипотеки

Глава Сбера Герман Греф уделил значительную часть своей речи льготной ипотеки. Он сравнил её с программами стимулирования организма. Он позитивно оценил сам факт её введения, но с выходом из неё власти сильно затянули. Возможно, на несколько лет. Это вызвало колоссальный перекос на рынке недвижимости. Доступность жилья для граждан за время работы льготных программ только упала — примерно на 10%. Заработали на сложившейся ситуации только девелоперы. Даже у банков, по словам Грефа, сильно «скукожилась» маржа.

— Я думаю пару лет поболеем на рынке ипотеки, чтобы привести его в равновесие, — сделал прогноз глава Сбера.

В ближайшее время тяжело будет и людям, и банкам, и застройщикам. Не верит Греф в какие-то драматические последствия для рынка.

Экономика мечты

Про перспективы экономики страны говорил Олег Дерипаска. Он назвал промежуток 2005-2007 годов «экономикой мечты», которую необходимо строить снова.

— Да будет лет 12 тяжелого пути. После адаптации, после мира, после всех остальных восстановлений. Она будет с другим потребителем из далекого юга. Мы опять сможем построить экономику мечту. Важно сохранить управленческие ресурсы — это частный бизнес. Не дать его подсушить на этой паузе. И воспользоваться этим накопленным результатом, — заявил Дерипаска.

***

В очередной российские чиновники и бизнес показывают, чем меньше камер на них смотрит — тем честнее выходит разговор с ними. Главная часть этого мероприятия, которую хотелось бы подсветить, — необходимость перемен в государственном секторе. И здесь мы видим столкновение интересов двух сторон российской власти. Одна национализирует всё, что хорошо работает. Другая просит перестать это делать, потому что бизнес позволяет России стоять на ногах уже третий год. Пока первая сторона, как выглядит в публичном поле, побеждает.

«Вник и рассказал» — проект, где вы найдете аналитические материалы о разных сферах экономики и жизни общества. Присоединяйтесь к нашему телеграм-каналу и Boosty.

Показать полностью 1 1
Отличная работа, все прочитано!