user7744958

user7744958

Пикабушник
Дата рождения: 10 декабря
4274 рейтинг 10 подписчиков 0 подписок 64 поста 4 в горячем
3

У каждого свой ковшик

Федор теперь не так часто бывал в центре Москвы и не то, что бы избегал поездок в места своего детства, но бывая там испытывал сложное чувство. С одной стороны радость узнавания родных переулков, с другой какую-то чуть уловимую ущербность от вычеркнутости из (ставшего престижным в последнее время) района, где воспринимал себя теперь не старожилом-хозяином, а скорее гостем или даже приезжим.

Его наивные родители когда-то радовались, что из самого центра, где расселяли коммуналки, уехали в отдельную двушку со всеми удобствами в панельную новостройку (как тогда представлялось на окраину Москвы), в район станции метро «Юго-западная», где и впрямь рядом с многоэтажками были деревенские сады, сараюшки, поле с разнотравьем, проселочные дороги. Уехали к свежему воздуху, простору новой жизни.

Впрочем, до школы уже не пять, а целых двадцать минут на метро - казалось «неблизкой дорогой». Теперь почти через тридцать лет та самая квартира, которую когда-то расселили, стоила раз в десять дороже двушки на Югозападе. И Федор, можно сказать, человек весьма обеспеченный, получивший экономическое образование, поработавший в ряде престижных банков – нет-нет да досадовал на себя, что не понял момента, не подсказал родителям что надо держаться за центр, упустил момент, когда неподалеку от родительской квартиры мог купить подходящее жилье. С годами реализовать эту мечту было все сложнее – обзавелся собственной недвижимостью в районе новостроек, цены в центре взлетели неимоверно, с годами было все труднее съезжать с насиженных мест и переубеждать вторую половину.

И вот сейчас Федор шел по родной Кропоткинской, обращал внимание как похорошела и одновременно обуржуазилась здесь жизнь: вылизанные фасады, дорогие авто, дорого одетые женщины…

Федор закончил свои дела и направлялся в грузинский ресторан пообедать и вдруг, совершенно неожиданно для себя, увидел, что прямо навстречу ему идет его бывший одноклассник – Петя Цветков. Росли когда-то в одном дворе, уже к старшим классам разошлись в интересах, изредка виделись в основном на юбилейных встречах одноклассников. Петя рано начал перебирать со спиртным, позорить комсомол и по слухам эти увлечения привели его в не лучшее физическое и финансовое состояние.

Поравнявшись с приятелем, Федор убедился, что слава героя не противоречит истине. Петя был как-то подозрительно искренне рад, слегка отдавал перегаром, улыбался, показывая плохие зубы, кривя рот в мокрой панибратской (как показалось Федору) улыбке. Так что Федор даже подумал не полез бы Петя целоваться. Но не случилось. Потрясли руки и даже как-то слегка приобняли друг друга. И несмотря на сомнительное состояние друга детства Федору захотелось узнать, как и что с его бывшим приятелем.

- А ты как здесь? Спросил Федор, не разнимая рукопожатия.

- А ты – вопросом на вопрос ответил Петя.

- Дела были, вот иду перекусить, можем зайти тут рядом грузинский ресторанчик неплохой посидеть поболтать.

- Не уверен, что мне это по карману – не рисуясь ответил Петя.

- О чем речь в кои веки повстречались, приглашаю, угощаю, посидим вспомним как мы тут по заборам лазили и костры жгли. Похоже нонче в наших дворах вот так костерчик уже не разожжешь, и карбид не повзрываешь.

Дошли до ресторанчика, вошли внутрь, оказались в полутемном помещении. Подошедший официант сразу повел их по запутанной территории с множеством зальчиков, бутафорией грузинского дворика, деревянными мостиками между сложными проходами и мелкими фонариками, локально освещавшими имитацию проплешин в оштукатуренных кирпичных стенах.

Посадили их в отдельной так же плохо освещенной коморке, где на полках выделяясь подсвеченная утварь прошлых веков: деревянная прялка, ковшик, чугунные утюги, какой-то еще хлам крестьянско-мещанского быта.

Услужливый официант принял заказ. Пока ждали Федор встал прошелся с хозяйским видом по комнате, взял с полки ковшик, подошел к столу надел очки стал рассматривать. Ковшик был изящен отполирован руками то ли тех самых крестьян ремесленников позапрошлого века то ли посетителями модного ресторана.

- Нехитрая резьба, а со вкусом – отрезюмировал Федор, садясь за стол вместе с ковшиком и располагая его на скатерти перед собой. И начал философствовать.

- Вот нам говорили — это мещанство – дубовый шкаф, слоники на вышитой салфетке, ложки серебряные тяжеленые, фикус на окне…  Как там писал Маяковский «Вылезло мурло мещанина» Так? А теперь все это по комиссионкам лежит и денег немалых стоит. А то, что нам преподносили как новую эстетику – минимализм, эстампы в легких алюминиевых рамах, аскетичная мебель, легкий пластик вместо дуба - что-то не сильно прижилось…

Вот ковшик опять же! Не богато жили, а о красоте заботились… Над орнаментом думали!

Заказали. Опрокинули по рюмочке.

Принесли борщ с салом.

- Ну та как? «Женат дети?» —спрашивал Федор…

Петя хлебал борщ, отвечал немногословно…

- Да, женат, в смысле в разводе, дети – школу закончили не нашу – не особенно много выдавал информации Петя. Первая радость от встречи у него как-то быстро прошла и заменилась смущением.

Федор не мог определиться с испытываемым чувством. С одной стороны, это была радость от встречи с человеком из юности и детства, как подтверждение того, что это детство действительно было, примешивалось бодрящее чувство социального превосходства и одновременно некоторого беспокойства, которое возникает рядом с человеком малознакомым подвыпившим и плохо предсказуемым.

Федор смотрел на приятеля и пытаясь за чертами опускающегося мужчины, который выглядел на шестьдесят в свои пятьдесят с хвостиком и пытался разглядеть черты его розовощекой поры младших классов школы. Когда они только пришли в первый класс и их запечатлели на одной фотографии.

В этот день им, как первоклассникам, подарили воздушные шарики. На перемене Петька бегал и булавкой лопал девчонкам шарики.

Всплыло чередой кадров как они с Петькой лазили по заборам арбатских дворов по крышам железных гаражей, классе в шестом делали духовушки, стреляющие пластилином, собирали порох от неразорвавшихся салютов на крышах павильонов бассейна Москва.

Петя сидел слушал и как казалось Феде все больше осознавал превосходство детского друга, выросшего в большого начальника.

Федя становился все вальяжнее и утренние комплексы его менялись на уверенность в себе и настроение становилось все лучше. Он поправил часы на запястье, отпил из бокала холодный морс, заткнул за ворот накрахмаленную салфетку, потом вынул ее покрутил перед глазами и бросил на соседнее кресло.

И опять взял в руки ковшик.

- Тоже вот утилитарная вещь - сказал умное слово Федор, - а красоту человек стремился воссоздать в своем нехитром быту.

Из кожаного Фединого портфеля донесся приглушенный звук мобильника. Федя расстегнул портфель вытащил телефон, нажал кнопку, понял кто звонит, и слегка наигранно и торжественно (было понятно, что говорит с давним другом, с которым уместны столь театральные интонации) сказал: «Внимательно Вас слушаю!»

Затем он действительно что-то внимательно слушал и одной рукой внимал одну за другой зубочистки из мелкой вазочки, ломал их пополам и складывал на краю стола в аккуратную кучку.

Потом пару раз кивнул как будто собеседник мог его видеть и наконец сказал.

- Я тут был у нашего общего друга. Да, ты правильно подумал, того друга которого зовут Иван. Так я только хотел разговор завести он (прям как ясновидящий) как-то понял, о чем я речь поведу, сразу глаза к потолку и палец к губам. Хотя уж где-где, а в своем кабинете мог бы порядок навести.

Видимо собеседник прервал Федора, который замолчал и продолжил кивать и ломать зубочистки.

Петя сидел слушал смысл разговора от него ускользал, но видно было, что говорят люди умные уверенные и успешные.

«У нас кстати с Екатеринбургом есть подвижки?» —говорил Федор, освобождая от целлофановой оберточки очередную зубочистку.

- Так это почти центр.

Там земля, кстати, очень подорожала!

Люди серьезные.

Этот процесс у них уже года три идет.

Хотят занести, но видимо выходов нет. Нам тут Николаша наш очень мог бы пригодиться.

Да брось, я и так без фамилий

Ну в принципе это правильно, береженого бог бережет. К тому же с этими технологиями уже не знаешь, как и где тебя прослушивают и просвечивают, просматривают. Слышал такое выражение общество постправды, это же надо такое придумать.

Разговор затягивался Петя накладывал себе салат, орудовал ножом и вилкой как подобало моменту.

Ну так все с коррупцией борются, - меж тем продолжал Федя и положил себе в рот самую маленькую маслинку, так чтобы на том конце провода не было слышно, что он что-то жует.

- Под любой чих тендеры играют, цены еще и за счет этого растут. Слушай я всегда рад зайти по такому поводу, я тут не далеко от тебя. Знаешь кого встретил - Петьку Цветкова, да мы тут с ним недалеко от тебя сидим на Кропоткинской улице. Я его спрошу может и вместе зайдем, минут через тридцать – сорок.

- Петь, ты знаешь с кем я только что разговаривал. С Пашей Глазковым. У него два дня назад день рождения был. Он как узнал, что мы тут вместе, настоятельно приглашал.

- Удобно это? Без подарка в гости еще и день рождения.

- Да, конечно, удобно! День рожденья был два дня назад я тоже без подарка.

Закончили трапезу. Федор расплатился картой, а в блокнот с чеком, не взглянув на сумму вложил тысячерублёвую купюру. Решил пойти в туалет и засомневался брать с собой портфель или нет. Петя еще не встал из-за стола допивал свой чай.

Федор обычно не оставлял свой портфель без присмотра брал всюду с собой. Но доставать свою вещь из-под носа приятеля все-таки было явным выражением недоверия. Федя еще раз оценил ситуацию. Бумаг в портфеле ценных не было, телефон он переложил в карман, паспорт был при нем. И после секундного колебания пошел в туалет со свободными руками.

Вышли на воздух. Прошли с десяток метров, и Петя вдруг остановился и сообщил

- У меня для тебя маленький сюрприз. Открой свой портфель…

Федор, теряясь в догадках, полез открывать свой портфель, вытащил деревянный ковшик и тут же сунул его обратно, озираясь по сторонам.

Петь, да ты что сдурел? А если бы меня на выходе сейчас проверили?

- Да брось таких как ты на мелочи не проверяют – себе дороже.

Камеры там не было. Я же видел тебе вещь понравилась, ты меня накормил напоил, мне тебе захотелось приятное сделать.

- Приятное!!!

Да ты меня подставить мог не дай бог как, сукин ты сын!

- Ну сколько такой ковшик стоит в магазине, - спокойно воспринял оскорбление Петя - ну рублей пятьсот, а ты им 1000 на чай оставил. Получается мы за два таких заплатили. Так?

- Да не так! Мы вещь эту не покупали, ты ее украл! И не важно сколько она стоит. Важен сам факт!

Ну ладно, ты захотел украсть - ты украл – это твое дело. Взял ковшик, положил в карман – тебя поймали ты может быть привык к такому. Но ты открыл мой портфель, положил туда краденую вещь! А если бы кто-то заметил пропажу и на входе меня попросили портфель открыть, ты представляешь, чем бы это закончилось.

- Ну и чем?

- Во-первых позор! Представляешь, поймали бы за руку. Мне пришлось бы оправдываться, я бы со стыда сгорел. Откуда в моем портфеле чужая вещь?

- Да ладно, ведь не проверили. Я тоже не совсем дурак.

- Нет ты то как раз дурак.

Федор достал ковшик и протянул приятелю – на забери свой сюрприз.

Прошли несколько метров молча, Федор приходил в себя

- Ну что к Паше идем полюбопытствовал Петр.

Федору не хотелось портить вечер. Все что он чувствовал он уже выплеснул и примирительно сказал.

- Пошли, у тебя есть шанс прийти в гости с подарком, ты как я понял, без подарков по гостям не ходишь.

Пришли в дом к Павлу. Дом начала прошлого века, аутентичная плитка на полу, кованая решетка перил, старомосковская квартира, потолки три метра, сорок сантиметров, дубовый паркет, медные воздуховоды в полу. Федор, бывавший в этой квартире со школьных лет, отметил, что все это не производило особого впечатления в школе, а теперь вновь кольнуло досадой, что себе он так и не смог организовать подобное жилье в любимом районе.

Паша принимал гостей в домашнем халате, в тапочках на босу ногу.

Принял с благодарностью ковшик, водрузил его на видное место

Гости одели тапочки, прошли в гостиную, выпили по рюмочке. Пообщались минут десять, Петя почувствовал, что друзьям нужно поговорить и засобирался. Его не задерживали, и как только посторонний ушел, хозяин квартиры пошел в дальнюю комнату - принес весомый конверт с внушительной пачкой долларов. Вынул ее из конверта, показал толщину, вложил обратно и, передавая в руки другу, спросил.

- Считать будешь?

- Не буду - сказал Федор, взял конверт, достал деньги, вынул из конверта, положил в карман, разгладил на столе конверт, протянул другу.

- Может еще пригодиться.

Федор при друге считать деньги не стал, но через некоторое время зашел в туалет и пересчитал свою долю, она была чуть меньше, чем он ожидал, но не на столько чтобы заводить разговор.

Федя вернулся в комнату, налил себе немного вина.

- Где ты его взял? - спросил Паша с легким пренебрежением.

- Да вот так столкнулись нос к носу!

Я тебе историю сейчас расскажу.

И Федор в подробностях рассказал историю деньрожденческого подарка.

- Надо будет проверить не пропало ли чего после твоего приятеля.

- Да я сам в шоке. Я бы и не потащил его к тебе если бы сам не пригласил пять минут назад.

Да я начал с ним беседовать и понял, что там не достучишься.

Я знаешь, даже объяснять ничего не стал. Без толку объяснять. Вот ему без подарка к школьному товарищу прийти это заподло. А то, что это вещь чужая - наплевать. Ну что я ему скажу – что «не твое не бери». Просто это как с глухим разговаривать. Другая психология. Ты, представляешь, я ему говорю, что он подставил меня самым подлым образом, а он твердит, что хотел приятное сделать.

Я помню его отца, приходил к нам в школу по нему было ясно, что с Петей будет когда вырастет. Знаешь, как говорят, «От рябинки не родятся апельсинки».

- Главное я представляю официант заметил бы, на выходе стали проверять, да еще милицию вызвали. Так за этот ковшик в сто раз пришлось бы заплатить, и как еще повернется неизвестно. Тоже мне друг детства!

- Да история красивая – улыбался Паша – или, наоборот, – некрасивая!

Вещица, кстати, могла оказаться совсем не дешевая. Я думаю, чтобы не дай бог это дальше не пошло – ты бы сразу тысяч двадцать, а то и тридцать отстегнул. Это в самом безобидном случае. А если бы милицию вызвали?! Заявление, свидетели. Тут уже как пойдет – что за милиционер, какие у него планы, кто его начальство, как они с официантом тем делишки делают. Пришлось бы к Ивану возможно обращаться, а это уже лишние обязательства перед большим человеком. А ты говоришь ковшик, деревенская утварь.

Но на Петю ты зря наговариваешь.

Видишь, он украл бескорыстно, можно еще более красиво сказать – украл для друга!

Или даже так – украл из лучших побуждений…

- Ты это серьезно?

- Шучу, конечно!

- Я смотрю ты все грамотно спланировал, ковшик ты свой, как вещь краденую, решил на всякий случай при себе не держать, а сразу мне всучить, мало ли чего, пусть лучше буду у своего друга этой красотой любоваться. А к себе домой не понесу. Мало ли чего. Объявят в розыск, придут с обыском. Собака возьмет след.

- Да нет, не ловко было этот ковшик выбрасывать, - оправдывался Федя - я и так Петьке все высказал, что я о его поступке думаю. Все сказал на эмоции, ну а когда понял, что слава богу пронесло не захотелось вечер человеку портить.

Ну а при тебе тем более не хотелось его воспитывать, он бы все равно ничего не понял!

А так буду уходить выброшу в мусоропровод. Я с тобой согласен - краденая вещь рождает не самые лучшие воспоминания даже если подарена другом детства.

- Так ты оказывается тонко чувствующим моралистом стал! Ты небось и советское прошлое ругаешь и в бога уверовал на старости лет. Собственно я помню тебе в партию тогда так и не удалось вступить, так что ты и принципов своих не менял почти, комсомол можно сказать – ошибка молодости. Хотя первый кооператив мы с тобой, если ты помнишь, не без помощи комсомола создавали.

И хотя их дружба и общие дела предполагали, что они могли подтрунивать по-приятельски друг над другом, Федор чувствовал, когда его панибратство и юмор уместны, а когда не очень. А Паша, на правах старшего сам выбирал момент для своего нравоучительного юмора.

- У тебя значит плохие воспоминания ассоциироваться с ковшиком будут!

Я думаю, Федя, если по твоей теории придется предстать перед страшным судом, то ковшик твой будет далеко не на первом месте по сомнительным делишкам. В деле с ковшиком тут ты в крайнем случае как соучастник пошел бы или даже как свидетель. Легко бы доказал, что ни сном не духом не знал, что скомуниздил предмет кустарного производства. По незнанию и с видом честного человека вынес в своем кожаном портфеле при полном своем неведении. Это не проступок Федя – это эпизод…

А вот то, что ты ко мне за своей долей пришел по смоленскому делу, – это, знаешь, на страшном суде может получить разные толкования. Потому что помогал ты Федя не той стороне что ближе к правде, а той, которая на тебя выход нашла. Была бы другая цепочка знакомств и рукопожатий и ты бы глядишь помогал их оппонентам.  И эти оппоненты рассказали бы тебе все то же самое, что они радеют за светлое будущее, а их враги хотят продать Расею. И ты бы этим душу свою успокаивал точно также как ты это делаешь сейчас. А вот на страшном то суде чем плохо – плохо тем, что виден ты Федя весь насквозь со всеми твоими мыслями, что полностью твою юридическую защиту в нашем человеческом понимании исключает. Там только покаяться можно. И сделать это можно при любых смертных грехах – главное искренне. Представляешь какую теорию люди изобрели!  Но ты не переживай, я как истинный Марксист придерживаюсь другой концепции.

Хотя и с марксистской позиции скажи ты мне - чем же мы с тобой лучше того Пети? Он-то жулик по глупости по наивности, так сказать, а мы с тобой по соображению по разумению, я бы даже сказал по мастерству. Ведь это сколько надо собирать социальный капитал чтобы начать его превращать в прибавочную, так сказать, стоимость.

И где же по твоему ответственности больше?

Знаешь, как говорил мой отец, а он адвокатом работал еще при советской власти. Он говорил, Паша, если ты хочешь быть кристально честным человеком, то тебе нужно идти не в юриспруденцию, а в дворники.

- Ладно, наконец сказал Федор. Не нагоняй тоску.

- Позвони своему водителю чтобы не ходить с такими деньгами, сейчас не 90-е конечно, но береженого бог бережет.

Федор позвонил соседу, который выполнял для него мелкие услуги, забирал его в подпитии отгонял машину. Привозил с дачи нужные вещи.

Федор оделся, взял с полки злополучный ковшик. Пожал руку другу, вышел в коридор. Дошел до мусоропровода. Полез за ковшиком и вдруг какой-то отчаянный внутренний голос внутри него подал голос и проговорил скороговоркой - смотри вот ты сейчас возьмешь и выбросишь вместо ковшика ту самую пачку долларов, забудешь дорогу в этот дом, не будешь больше выслушивать хамоватый юмор своего друга, и ему подобных и настроение твое от этого поступка станет легкое и радостное, как после удачного прыжка с парашютом.

Рука у Феди даже дёрнулась немного, но тут взмолился другой внутренний голос.

- Деньги эти можно нуждающимся отдать, бедным, бездомным. В приют отнести детский. А в мусоропроводе они скорее всего попадут на свалку, сгниют в зловонной яме или сгорят на перерабатывающем заводе.

Федор услышал эти голоса и сам испугался, как человек подошедший к краю обрыва и залюбовавшийся на простор, смотрит вперед и говорит себе «вот так бы оттолкнуться и полететь!» и тут же с ужасом представляет себя на дне беспомощного с переломанными ногами.

Федор застыл над ящиком мусоропровода и вдруг поймал себя на мысли, - а не смотрит ли его друг сейчас на него через глазок своей двери. Федор оглядел холл, посмотрел на дверь, из которой вышел три минуты назад, развернулся спиной к глазку, достал из портфеля ковшик, подержал его над выдвижной емкостью мусоропровода и неожиданно для себя переместил ковшик в свой карман. С облегчением закрыл мусоропровод. Подошел к окну убедился, что внизу его уже ждет его мерседес с водителем Николаем и пошел по лестнице вниз.

Показать полностью
3

Он и Она

Александр Прохоров

«А поезд ночью — символ одиночества…»

Люблю ездить в поездах дальнего следования. Разобраться в купе, выйти в коридор и глядеть в окно на убегающий ночной пейзаж. Так было в очередной раз, когда, выходя из купе, я заметил, что место у окна уже занято. И мужчина, глядя в темноту, говорит своей спутнице: «Маша, ты только взгляни, сколько огней за окном! А ведь каждый такой огонёк — это чья-то квартира, чья-то жизнь. Люди пришли с работы, вскипятили чайку и сидят возле абажура, а нам их окошко за десятки километров светит!»
— Ну, заныл, заныл, – отвечает Маша и уходит в купе, оставляя место у окна.

Розы

Дама приезжает из поездки за рубеж и делится впечатлениями с соотечественником.
— Господи, когда я возвращаюсь из-за рубежа — просто плакать хочется. Ну почему у нас везде так грязно, двери исписаны, пол заплёван. А в Европу приехал, заходишь на станции в туалет, и в туалете, ты только подумай, в туалете розы. Это просто шок для нашего человека.
— Прямо в туалете!?
— Ну что значит прямо? В вазочке в какой-то…

Как понравиться мужчине

Эля рассказывала: « Пролистала  книгу «Как понравиться мужчине»».
Думаю: «Господи, напишут же такую пошлость!»
Попробовала, а ему и, правда, понравилось.

Гормоны

На вопрос, почему третий раз выходит замуж, знакомая, натура цельная и отнюдь не ветреная, отвечала с мучительным раздумьем. Видимо, ее этот вопрос изрядно волновал.
— Сама не пойму.  Может, это у меня гормоны такие.
Всё для любимого
Лена, моя знакомая, пересказывала рассуждения подруги насчёт взаимоотношения полов.
— Конечно, — говорила подруга, — любимому человеку хочется всё отдать, но как подумаешь, что он всем этим воспользуется!...

Прозрение

На вопрос, почему развелась с мужем, знакомая поведала такую историю. Осень, говорит, была. Дождик, ботиночки не по сезону, промокли насквозь, ветер пробирает, настроение мерзкое. И тут я вдруг осознаю, что всё это: и плохая погода, и дождик, и мокрые ноги — всё это такая ерунда, что по большому счёту-то можно идти и радоваться жизни, потому что нет рядом мужа, и никто тебя не достаёт! Вот после этого прозрения я вскоре и развелась.

Мужское тело
Знакомая, Люба Петрова (врач скорой помощи) рассказывала про подругу-анестезиолога, убеждённую феминистку.
— разве можно сравнить женское и мужское тело, — в частности, говорила подруга. — Женское тело намного совершеннее, красивее.
— Ну не знаю, — отвечала Любовь, — мне мужское тело тоже нравится.
— Да брось ты! — возмущалась анестезиолог. — Насмотрелась я этого хозяйства. Лежат вон у нас в реанимации! Жалкое, надо сказать, зрелище!

Стирка

Иван, респектабельный, интеллигентный и при этом на редкость физически развитый мужчина, поведал мне как-то такую историю. Было ему тогда лет сорок, а брату его, видимо, лет двадцать пять.
«Жена летом на дачу с детьми уехала, и остались мы с братом вдвоём. У меня всё дела, а у него всё развлечения, всё компании, всё тусовка: нашвыряют, набросают, а я за ними убираю. Так в очередной раз у них в комнате музыка, собралась компания, пьют, гуляют. Ну а я в ванной заперся, стиркой занялся. Всё равно такой шум, что ни почитать, ни поработать невозможно. Вдруг стучит ко мне девица какая-то и говорит:
— Дядя Ваня, пойдёмте к нам, у нас так весело.
— Нет, нет, — говорю, — иди, развлекайся, мне некогда.
Через пятнадцать минут опять стучит и просто лезет в дверь. Я ей повторяю: нет, не при параде я да и не настроен. А она: подумаешь, говорит, не при параде, какая ерунда. И всё пролезть в ванную норовит. Ну, я ей, в конце концов, уже довольно настойчиво говорю:
— Иди не мешай, сказали же тебе.
Ушла, через пять минут опять стучит. Тут у меня и впрямь терпение лопнуло, впустил я её и не пожалел. Правда, оказалось весело и совсем не страшно, что не при параде».

«Приезжай, соскучился»

Соседка по даче Наталья рассказывает:
— Представляешь, муж в письме написал: «Приезжай, соскучился». Причём не в начале письма или в конце, что могло быть просто вежливым обращением или прощанием, — а именно в середине. Это совсем другое дело.

Диалог о женитьбе

Моя знакомая рассказывала про своего младшего брата шести лет. Якобы он влюбился в девочку, которая была его существенно старше. Диалог у них был примерно такой.
— Тебе Наташа-то нравится?
— Нравится.
— Как подрастёшь, женишься?
— Да нет.
— Почему же?
— Остареет она, когда я вырасту!

Ничего не забыл

В этот день жена встала покормить меня и проводить на работу.
Мне было очень приятно, и когда я уходил, она, прямо как мама, несколько раз спросила: ничего не забыл?
— Да нет, — говорю. — Она же опять так заботливо:
— Хорошо подумал?
— Хорошо. А что? — с подозрением спрашиваю я от такой заботы.
— Что-что, я лягу сейчас, а вдруг ты что-нибудь забыл, вернёшься и меня опять разбудишь!

Разговор о личном

Еду в метро. Напротив — две подруги. Одна другой что-то активно объясняет. Видимо, личное, так как окружающим ничего не слышно. Вдруг та, которая слушала, не выдерживает и вставляет комментарий почти в полный голос:
— Да твой говнюк ещё и подлец порядочный!

Почему N без мужика

Давая понять, почему N вечно без мужика, Света, знакомая моя, объяснила:
— Ты понимаешь, она из породы женщин, которые, познакомившись с мужчиной, тут же начинают задавать вопросы: «А о чём ты сейчас подумал?  А почему ты такой грустный? А тебе со мной не скучно?»

Мат не мат?

Приятельница объясняла: «Я в юности была очень неиспорченной девушкой, долгое время, например, считала, что слово «врот» — это мат».

Короткая любовь

Знакомую мою, Любу Петрову, провожал до дому сослуживец доктор. И рассказал про друга, у которого облысела жена.
— То есть, как облысела? — удивилась Петрова.
— А вот так, не повезло, — объяснил он. — Начали выпадать волосы и все выпали.
— Ну и он её, конечно, из-за этого бросил, — ехидно предположила Петрова, намекая на подлую сущность мужчин.
— Да нет, что ты, — отвечал доктор. — Он сказал, что разлюбил ещё раньше.

Собачка-девочка

На вопрос врача-психолога, почему развелась с мужем, пациентка отвечает:
— Подумайте сами, доктор, зачем мне в доме нужен мужчина? У меня, знаете ли, везде так чисто, цветы в каждой комнате. Собачка — девочка...
Бывший муж
В анамнезе больной, наблюдавшейся у психолога, была запись, которая была видимо сделана дословно со слов пациентки: «Проживает одна с детьми в трёхкомнатной квартире, в одной из комнат обитает бывший муж».

Чекист

Приятель мой, чекист по профессии, на вопрос, почему он живёт с такой стервой, отвечал совершенно обречённо:
— А что тут поделаешь? Хлопнешь, бывает, дверью, дойдёшь до низу и думаешь: ну вот, пора назад подниматься.

Женская красота

Как-то мы обсуждали женский вопрос в компании, где собрались мужчины разных возрастов, но все моложе сорока, и только один — предпенсионного возраста.
У всех были сложные рассуждения, и лишь он один высказался определённо:
— А мне, честно говоря, почти все женщины, которые моложе моей на тридцать лет, кажутся красивыми.

Чувство прекрасного

Друг моего брата, Женя, как-то рассказывал про свою сестру. Она, говорил он, тонко чувствует всё прекрасное. Стоит нам прийти куда-нибудь в лес, она начинает восклицать:
— Женя, посмотри, как красиво! Нет, ты только посмотри, как красиво! Нет, ты, к сожалению, этого не понимаешь...

Позвони мне, позвони

Меня жена просит: «ты сегодня, если опять задерживаться будешь, обязательно позвони».
Вот, думаю, волнуется всё-таки, переживает. И, чтобы получить развитие приятной темы, спрашиваю, как ни в чём не бывало:
— А что?
— Да просто думаю, зачем я готовить буду, если ты опять  поздно придёшь!

Nothing personal

Когда я первый раз приехал в Америку, ещё до перестройки, чуть ли не самое большое впечатление на меня произвёл небольшой эпизод, который не мог тогда произойти в Москве.
Космический университет, где мне посчастливилось учиться, находился на территории одного из самых респектабельных кампусов — кампуса Массачусетского технологического института. Так вот, гуляя по территории с книжками, я присел на скамейку, где уже сидела и что-то читала симпатичная девушка. Скамья была не длинная, поэтому я сел недалеко от девушки. Я не смотрел в её сторону, но заметил, что она дочитала страницу и засобиралась. У меня возникло чувство неловкости. Я уже ждал, что девица демонстративно развернётся, всем своим видом выказывая недовольство: мол, она не из тех, кто знакомятся неизвестно с кем на лавочках. Но, напротив, она повернулась ко мне с самой обворожительной улыбкой, сказала: «Nothing personal, I must fly  » — и только после этого удалилась.
Это было так естественно, так просто и так к месту, что мне надолго запомнилось. А про себя я отметил: видимо, это и есть поведение свободного человека!

Взаимопонимание

Приятель рассказывал, что иногда встречаешь девушку, которая просто читает твои мысли. И поведал такую историю.
— Приехал в командировку в страшную дыру. Настроение — тоска. Делать нечего. Пошел в ближайший к гостинице бар. Принял немного — гляжу: смотрит на меня, ждёт, что я об этом думаю. Выходим мы с ней — всем всё ясно — и все-таки ситуация нелепая: выпил мало и как-то не знаю, с чего начать…
Иду молчу, и она молчит. Пауза дурацкая. И вдруг она говорит:
— Ты не подумай, ты мне очень нравишься, но давай сначала бутылку купим, а то, понимаешь, выпила мало и как-то не знаю, с чего начать.

Заблудились

Бродили мы как-то с приятелем по лесу у него на даче и заблудились. Ходили-ходили, пока не вышли на высокое место, с которого хорошо окрестности видно. Он бьёт себя в лоб и возмущается:
— Господи! Да вон же за тем полем наш лес.
Я ему говорю:
— Ты полчаса назад то же самое повторял, мол, всё узнал, а мы всё бродим да бродим.
А он кричит:
— Да нет, какой там. Ошибки быть не может! Видишь вон те кусты?
— Вижу.
— А вон ту рощу видишь?
— Вижу.
— Ну вот, — облегчённо вздыхает он, — я те места ни с чем спутать не могу. Вон там я с Леночкой был, вон там чуть подальше — со Светочкой, а вон, правее, видишь, такой овражек — там с Мариночкой! А ты говорил, мы заблудились. Что ты!

Секретарша

Работая в московском представительстве Silicon Graphics, я слышал эту историю об одном из моих тогдашних американских боссов высшего звена. Сейчас не вспомню, как его звали и точную должность.  Помню только, что являлся он одним из первых лиц в преуспевающей тогда компании. По-американски подтянутый, жизнелюбивый, он питал настоящую страсть к подбору секретарш. Все длинноногие, симпатичные. Но особенной его гордостью служило то, что они были ещё и умными. Когда кто-либо звонил ему по прямому телефону, он всегда напоминал, что следует звонить через секретаршу.
Однажды по прямому номеру ему позвонил один из ближайших коллег, с которым он, видимо, состоял в приятельских отношениях. Несмотря на это, хозяин офиса не преминул заметить звонившему:
— А что по прямому? У меня такая умница секретарша. Всегда скажет, что к чему. И разговор умеет поддержать, и голос ангельский.
На что приятель ответил:
— Да ты представляешь, только что с ней разговаривал, минут пять. Положил трубку. И лишь потом вспомнил, что тебя к телефону так и не пригласил, а перезванивать и признаваться в этом уже неловко было.

Показать полностью
2

Двухместный номер

Александр Прохоров

Сюжет данного рассказа дошел до меня через третьи руки, как курьезная история. И было это так давно, что современному читателю ситуация может показаться надуманной, или вообще невероятной. Для того чтобы заверить этого молодого читателя в правдивости моего изложения, скажу, что нынешнее поколение, выросшее с интернетом, гаджетами и обменными пунктами, многое воспринимает не так как мы в те времена – когда были, как теперь принято говорить, - «непугаными идиотами».
Без нашего ведома, и в принципе без запроса, на нас (инженеров, доцентов и прочих граждан) вдруг свалился капитализм, и с этим нужно было что-то делать. Опасаясь прогадать, многие ринулись в бизнес. Начались беспорядочные контакты наших неоперившихся бизнесменов с их матерыми. Наши люди стали попадать в ситуации доселе неведомые. Опыта поездок за границу у советского человека практически не было. Тур в соседнюю Болгарию был большим событием даже для ответственных работников.
И вот за какие-то полтора года все изменилось. При НИИ и вузах начали создаваться кооперативы и малые предприятия. В бизнес попали не только вчерашние партийные функционеры и деятели торговли, но и те самые доценты с кандидатами, которые делали теперь бизнес от науки. Многим стало необходимо ездить за границу - договариваться с партнерами, посещать выставки и конференции, но уже не за государственные, а за свои кровные доллары, что по началу было особенно невыносимо.
Такая участь постигла и Иван Петровича (так назовем героя для  удобства). Новые партнеры пригласили его вместе с небольшой группой российских ученых-бизнесменов во Францию - посетить выставку, провести встречи, ознакомиться с предложениями, завести нужные контакты. Сумма для участия была не малая, и выложить ее нужно было из своего кармана. Остановиться предполагалось в весьма фешенебельном отеле, и заранее было не ясно сколько придется заплатить. При этом надо было держать марку и, например, звонить и просить разместить где-то рядом в отеле подешевле было неудобно - это могло уронить престиж новоявленного ООО при известном НИИ. Никакого интернета тогда не было, узнать расценки  номеров разного рода было невозможно. Конечно, был телефон, но это тоже было дорого – добавьте к этому языковой барьер – и полное отсутствие знания французского языка. Для того чтобы сэкономить нужна была коммуникация, а с ней-то как раз были сложности.
И вот после долгих раздумий Иван Петровичу пришла счастливая мысль - позвонить и сказать, что он и его коллега, с которым они действительно были почти приятели, хотели бы жить вместе в двухместном номере. Это, как предполагал Иван Петрович, будет если не вдвое, то как минимум, в полтора раза дешевле. А на сэкономленные деньги можно будет привести дочке джинсы, сыну жвачку, сослуживцам сувениры.
Пришлось напрячь свои знания международного языка и звонить в Париж. Благо у Иван Петровича был телефонный номер администратора, который организовывал прием делегации из Москвы на той стороне. На ломаном английском Иван Петрович объяснил, что с Петром Николаевичем они давние знакомые, что есть некоторые обстоятельства, по которым им важно находиться в одном двухместном номере, что им нужно совместно готовиться к конференции и вообще всем будет от этого удобнее. Администратор  вроде бы понял суть просьбы, однако сообщил, что места уже забронированы, и для всех заказано одноместное расселение. План рушился на глазах, но Иван Петрович не сдавался. На следующий день он позвонил своему коллеге по бизнесу и, преодолев некоторую неловкость, несколько раз извинившись, повторил свою историю и выразил сожаление в связи с тем, что администратор не смог пойти навстречу. Коллега по бизнесу проявил большее понимание и обещал похлопотать.
И вот перелет, аэропорт, первые яркие впечатления от парижских улиц позади - наших бизнесменов привезли в отель. Иван Петрович с Петром Николаевичем (как участники тайного сговора) держались парой.  Все получали ключи на ресепшн, а к Иван Петровичу с Петром Николаевичем подошел портье и предложил показать им их номер. Багаж наверх понес бой, а советские ученые-бизнесмены в сопровождении портье пошли налегке. Номер был великолепен: огромные окна с тяжелыми шторами, ваза с фруктами на прикроватном столике и необъятная двуспальная кровать.
Ученые кивали, улыбались и благодарили. Конечно, некоторое неудобство сулила хоть и огромная но неразделяемая кровать, однако ради маячившей экономии наши граждане были согласны и на большие лишения. Конференция прошла успешно, деловые встречи оказались продуктивными, пришел день выписываться из гостиницы и платить по счетам.
Наша делегация опять собралась на ресепшн, все получили счета – и тут открылось недоразумение. У Иван Петровича и Петра Николаевича счет за двухместное проживание оказался примерно вдвое дороже, чем если бы они жили по отдельности. До последнего надеясь, что это ошибка, Иван Петрович разыскал администратора, того самого, с которым когда-то разговаривал по телефону из Москвы. Иван Петрович уже хотел предъявить претензии, но администратор опередил его любезной фразой «Месье, мы вошли в Ваше положение, сделали для вас и Вашего друга все возможное, надеюсь вы приятно провели время!».

2016 г.

Показать полностью
5

Как меня приняли за своего

Меня часто принимают за своего.  Иногда это приятно иногда не совсем. О чем я? Да за примером далеко ходить не надо. Вот история 10 летней давности. Работал я в то время в компьютерном журнале, писал цикл уроков по программированию на Flash Action Script и вел свободный образ жизни.  А делал я это так - брал пеночку подстилку, книжку по программированию, ручку, блокнот и шел в ближайший лесок, валялся на подстилке под кустом, читал мануал и думал, как я запрограммирую простенькую игрушку на флеше, или программку рисования фрактала.
Ох какие были времена!
И вот, в очередное утро окончательно я обленился - мало того что из нашей деревни Тропорево-Никулино никуда выезжать не нужно, мало того что бриться и костюм надевать не надо, мне еще и треники переодевать стало лень. Ну знаете, бывают такие треники, из которых влом вылезать, они с телом заодно, не причиняют никаких неудобств, ничего нигде не сковывают, наверняка сами знаете. Короче, в этих трениках, накинув куртец, и надев относительно новую бейсболку, взял просторный полиэтиленовый пакет, положил туда пенку, учебник, и вышел из дома.
По дороге я зашел в ближайшую "Копеечку" (теперь она называется "Пятерочка"), купил мягкий батон хлеба, и пошел короткой дорогой в лесок, в самом благостном расположении духа, откусывая от батона и периодически швыряя щедрые куски воробьям с близлежащих кустов. Таким же порядком я вошел в лес.
В будний день лес тих и прозрачен – нет толп отдыхающих, о которых напоминают лишь многочисленные бутылки и банки в обилии брошенные за викенд. Я шел погруженный в свои мысли, не разбирая дороги, окруженный елями и соснами и вдруг увидел парочку.
Мы были как из одной франшизы. Те же треники, не сковывающие движения, та же курточки и  бейсболки, в руках большие полиэтиленовые пакеты (как я потом понял с подобранной стеклотарой), но самое поразительное у всех у нас было по надкусанному батону в руках.
Я смотрел на двойников как зачарованный.
Из оцепенения меня вывел старшой.
- Куда прешь гнида, сказал он, явно не испытывая радости от встречи с собратом - зарубки видал – это наша территория!
Я честно не видал зарубок, но невольно стал оглядываться в поисках оных.
До меня не сразу дошло, что меня приняли за конкурирующего сборщика бутылочного урожая, зашежшего на чужую делянку. Отпираться было глупо, узнавание было стопроцентным. Даже щетина у нас была одной длины. Раз в месяц я приезжал в город (так у меня именовалось любое место, куда надо было ехать на метро) за зарплатой и заодно на редколлегию, и перед этим брился.
Но я не доставил им удовольствия объяснениями (хотя и пропустил "гниду") и с независимым видом, продефилировал мимо.
Правда, пройдя метров двадцать пару раз оглянулся - не идут ли за мной и не хотят ли все-таки проучить. Но нет - погони не было - они шли своим путем, бутылок, видимо, на всех хватало, их треники мирно мелькали меж дерев, а бутылки и банки, наверное, перезвякивали в просторных пластиковых пакетах.
Этот звук я не слышал, а лишь представил его себе,  в лесу было абсолютно тихо!
Больше мы никогда не встречались.
Вот другая история. Работал я тогда в компании Самсунг. И было это более двадцать лет назад. Кстати, другая крайность – рабочий день начинался с восьми. А походы в ресторан с делегациями могли заканчиваться к полуночи, и были как бы частью работы. Кроме того если на застолье присутствовали русские гости, мне еще и в качестве переводчика приходилось выступать. Торчишь с этой делегацией, и думаешь, когда же это все закончится!?  Все эти тосты и салаты из кимчи. Так в очередной раз - сидел-сидел я за столом в корейском ресторане с делегацией в поздний час и решил отлучиться в туалет.
Зашел я в местный сортирчик, так все чисто и красиво, проник в отдельную кабинку, стою сам себя слушаю. И вдруг по внешним звукам понимаю, что говорят две кореянки, видимо из-за соседнего столика, где их целая стайка верещала весь вечер.
Вот черт, думаю про себя, не взглянул, ведь, на табличку, наверняка в женскую комнату попал. Сейчас выйду, столкнусь с этими подругами, как бы международного конфликта не вышло. Времена, кстати, на дворе еще советские или почти советские.
Я сразу притих, замер, звуков не издаю. Похоже, и меня никто не обнаруживает.
Закурили, стрекочут, как на собрании. Ну, думаю, подожду, покурят и уйдут. А они не уходят и не уходят. А за нашим столом переводчика нет. Стою и не знаю - как быть. С каждой минутой все стремнее выходить. Ладно бы если бы сразу вышел, извинился и ушел, а тут получится - шпионил из своего укрытия и попался. Короче сижу, жду. И тут понимаю по шуму - вваливаются еще их подружки - числом, наверное, десять не меньше и начинают верещать как сороки. Проходит еще минут пять, дымят, лапочат, ржут и уходить не собираются, понимаю, что у них девичник в разгаре, и делать нечего, надо сдаваться.
Открываю дверь и предстою перед сестрами по разуму. Реакцию ждал любую… Вспомнил сразу, как в советском фильме бабы мужика вениками из бани гнали. Думал, что-то подобное сейчас случится. Ан, нет, (по-корейски я не понимаю), но все вдруг закричали разом, каждая что-то свое… Вижу только, что все это обо мне, или про меня. Я в центре внимания и ликования. Радуются они нашей международной встрече.
Я им - искьюз ми, барышни, недоразумение вышло, я, типа, советский гражданин, мужчина, попал на ваш шабаш по недомыслию и дико извиняюсь.
Они кивают головами и продолжают радоваться и галдеть. А я руку к сердцу приложил – мол Христом Богом простите, и дайте мне отсюда выйти, больше я к вам ни ногой! Не было никакой задней мысли и передней тоже. Отпустили!
Интересно, что пишут корейские тетушки об этом случае в своих мемуарах? Или благополучно забыли…

Показать полностью
0

Информационная война и война брендов

Александр Прохоров

Нижеприведенный текст был написан мной почти 6 лет назад. Многое с тех пор изменилось, но что-то, напротив, высветилось еще более четко и стало очевидным... Интересно ваше мнение, мысли, критика...

В последнее время стала популярной тема «информационной войны».
В данной статье термин «информационная война» будем рассматривать как комплекс мероприятий по воздействию на массовое сознание людей в условиях информационной открытости. В отличие от тоталитарной пропаганды (когда все строится на «монополии на правду»), методы информационной войны предусматривают наличие различных источников информации, которые в разной мере навязывают свою точку зрения.
Одно из проявлений информационной войны – это активная политизированная полемика в Интернете. С появлением широкого доступа к социальным платформам в эту полемику включились огромные массы населения. Многие обнаружили, что проводят изрядное количество времени в отстаивании своего мнения о политических событиях или исторических деятелях. Многие задают себе вопрос, почему так много людей втянуто в этот процесс? Являются они участниками информационной войны? Почему друзья, с которыми они были близки, вдруг становятся противниками? На чью мельницу они льют воду? Делают это сознательно или подсознательно? Вопросы эти весьма сложны и в рамках данной работы исчерпывающе на них ответить невозможно. Тем не менее, рассмотрение механизмов работы поисковых систем, социальных платформ и методов ведения войн между продуктовыми брендами проливает свет на то, как ведется война политических брендов.
Принципы ведения войн продуктовых брендов хорошо известны, описаны как теоретические основы интернет-маркетинга, в то время как методы ведения информационных войн (методы войны между политическими брендами) являются темой в известной степени закрытой. Поэтому аналогия между раскручиванием продуктовых и политических брендов может выявить общие механизмы.
Действительно, понятие «бренд» разработано в основном для продвижения товаров и услуг. Согласно одному из определений, бренд - это представления о продукте, создаваемые в памяти людей и выполняющие функции идентификации и дифференциации этих продуктов на фоне конкурентов и определяющие поведение потребителей по отношению к этим продуктам.
При этом очевидно, что большинство понятий, введенных по отношению к брендам продуктов и услуг, может быть применено к таким политическим брендам, как государство, страна, партия. К политическим брендам вполне можно отнести такие, понятия как имя бренда, логотип, миссия, а также такие действия,  как анализ отношения аудитории к бренду, мониторинг тональности высказываний в отношении бренда; маркетинговое продвижение бренда.

О видимости информации в Интернете

В последнее время Интернет часто противопоставляют телевизионному вещанию, подверженному цензуре. Распространено мнение, что в интернете легче найти объективную информацию, получая альтернативные мнения на те или иные события. Что отчасти справедливо. Однако наряду с этим следует признать, что и степень контроля за дезинформацией в интернете меньше, чем на телевидении, где меньше анонимности и больше персональной ответственности за качество материалов. В интернете больше свободы в выражении своих мнений, меньше ответственности, но, конечно, есть свои законы распространения информации, которые позволяют влиять на видимость того или иного мнения в Сети. Просто механизмы эти менее прозрачны, чем цензура, принятая на телевидении. Если читатель не знаком с основами интернет-маркетинга, напомним ряд механизмов, касающихся видимости информации в интернете и в социальных сетях.
Начнем с поисковиков. Многие наверняка слышали про такое понятие, как «Dark Web» (Темная/Глубокая паутина) – множество веб-страниц, не индексируемых поисковыми системами. Суть термина понятна: может существовать сколь угодно большое количество информации, но если она «не видна» поисковикам, то она не видна и пользователям поисковиков.
А что же касается той информации, которая видна поисковикам? Упрощая рассуждения, можно сказать, что общий принцип такой – поисковик, чтобы быть популярным (а значит коммерчески эффективным), должен в первую очередь показывать ту информацию, которую ищут (хотят найти) пользователи. При этом из сотни документов, которые выдает поисковик в ответ на запрос пользователя, в поле зрения попадут те документы, которые будут на первой странице так называемой органической выдачи (помимо органической выдачи, как известно, имеется проплаченная реклама).
Таким образом, можно сказать, что поисковик предоставляет как более видимую ту часть информации, которая более популярна у пользователей в данный период времени и ту, которая в большей степени проплачена как реклама.
Можно привести упрощенную механическую аналогию – предположим, что есть некий шар, в котором содержатся частицы разных цветов. При этом все частицы при отсутствии внешних воздействий стремятся вглубь шара. На частицы также может воздействовать человек-пользователь: доставать частицы желаемого цвета на поверхность. В итоге шар окрашивается в цвет, который соответствует популярным запросам пользователей.
Может ли поисковик быть ангажирован спецслужбами и влиять на ранжирование информации в органической поисковой выдаче? Теоретически, несомненно, может. При этом, будучи уличен в политических пристрастиях, поисковик может потерять в популярности среди какой-то части своей аудитории пользователей и, соответственно, потерять часть прибыли.
Говоря о том, что Интернет — наиболее демократичное средство выражения альтернативных мнений, часто забывают, что для продвижения информации нужны денежные средства. Бедный и богатый имеют разные шансы продвинуть свои идеи в Интернете. Очевидно, что тот, кто может вложить в раскрутку сайта 10 тыс. долл., сможет обеспечить аудиторию посетителей на несколько порядков больше, чем тот, кто вложит в раскрутку сайта всего 10 долл. То есть в информационной войне один из главных ресурсов – это деньги. Следует также отметить проблему неравномерного присутствия языков в Интернете. Англоязычный информационный поток намного мощнее, чем, например, поток на русском языке.
Современный пользователь сети Интернет все больше времени проводит в соц-сетях – то есть ищет информацию не только путем запросов к поисковой системе, а читает то, что ему «подсовывает» его лента друзей и реклама социальной площадки. Все большую часть политических новостей люди узнают из соц-медиа ресурсов.
Откуда же попадают эти новости в ленту, и действительно ли они написаны вашими друзьями? Здесь полезно привести еще один экскурс в то, как менялось информационное наполнение интернета и как социальные платформы меняют механизмы наполнения интернета информацией.
На заре становления интернета информация существовала на сайтах организаций и была представлена в виде оцифрованных статей и книг, которые писали единицы (писатели). На некотором этапе появилась возможность создавать собственные сайты и блоги - то есть каждый, кто хотел и умел писать, смог выражать свою точку зрения. Появился так называемый User Generated Content (UGC) – контент, создаваемый пользователем. Создание UGC требовало меньшей квалификации и, соответственно, предъявляло меньше требований к автору с точки зрения навыков пишущего и не требовало проверки текстов редакторами и рецензентами. Следующий этап еще снизил порог вхождения для генерации контента – это переход от UGC к так называемому UCC (User Content Collecting) – коллекционированию контента, где от создателя контента требуется только добавление в свою ленту (коллекцию) уже ранее созданных постов со своими лайками или комментариями. По сути – UCC - это размножение контента путем элементарных операций, не требующих ни анализа, ни создания текстов, и, соответственно, имеющее минимальную ответственность за дезинформацию.
Конечно, активность пользователей соц-сетей, даже если они только ставят лайки, влияет на «видимую» часть информации в Сети.
Продолжая механическую аналогию с шаром, состоящим из цветных частиц, можно сказать, что по мере появления на поверхности шара частиц определенного цвета его приверженцы дублируют ее - размножают - в результате шар окрашивается в тот цвет, который имеет больше фанатов этого цвета.
Что же мотивирует пользователей помещать и тиражировать политические и околополитические посты?

Аспекты мотивации участия в социальных медиа

Участников медиа-площадок можно разделить по группам в зависимости от психологических типов и решаемых задач. Во-первых, это пользователи, которые сами создают контент. Это могут быть журналисты различных СМИ, или писатели-одиночки, аналитики со своей собственной политическим мировоззрением, либо авторы, занимающиеся политической пропагандой на заказ и под чужими именами, в том числе путем вброса дезинформации за деньги, и проведением кампаний черного пиара. Всех их отличает то, что они сами создают контент.
Другая категория – это комментаторы: они высказывают мнение, основанное на чужом контенте. Часть комментаторов являются фанатами-коллекционерами – они дублируют, тиражируют те посты, которые защищают политические бренды, фанатами которых они являются.
Есть наблюдатели - «молчаливое большинство», читающее контент, но не принимающее участия в обсуждениях. Есть спамеры, которые формируют пул друзей с целью создания групп для рассылки спама, в том числе и за деньги.
Мотивации создания и тиражирования постов могут быть разные. Тем не менее, участвуя в информационном обмене, большинство людей отстаивает свои ценности – личные, семейные, национальные, религиозные, другие. Природа человека такова, что ему свойственно примыкать к различного рода сообществам, близким ему по тем или иным ценностям, и не редко по принципу «против кого дружим». Принцип, известный задолго до появления электронных соц-сетей. Как говорил Талейран: «Таланты, заслуги, достоинства - все пустое. Главное - принадлежать к какой-нибудь клике».
Иерархию ценностей можно представить в виде нижеследующей иерархии:

• Абсолютные общечеловеческие ценности
• Интересы/ценности надгосударственного уровня
• Интересы/ценности уровня государства
• Корпоративные интересы/ценности
• Личные и семейные интересы/ценности

Над ступенью «личные и семейные ценности» можно выделить ценности «корпоративные». Владельцы фирм  стремятся продвигать ценности своих компаний – корпоративные бренды.
Все мы являемся гражданами той или иной страны, того или иного государства. И так или иначе вступаем в полемику, которая влияет на бренд – «Мое государство».
Очевидно, что бренд «Мое государство» влияет на экономическое положение страны в данный период времени. Например, если популярность бренда «Россия» возрастет, то в страну приедет больше туристов и принесет больше денег; увеличатся инвестиции в экономику страны со стороны внешних инвесторов; снизится утечка мозгов (в стране больше останется ученых и инженеров, которые продолжат создавать интеллектуальный продукт и корпоративные бренды, а следовательно и соответствующую прибыль внутри страны).
Далее существует надгосударственный – национальный уровень. Здесь тоже можно отметить «Бренд Россия», который шире бренда «Государство Россия», относящегося к определенному промежутку времени, определяемому текущей политикой государства.
«Бренд Россия» - это более глобальный бренд, который базируется на достижениях страны на длительном историческом участке времени: царской России, Советского периода, современной России (военные подвиги разных лет, достижения культуры и духа, традиции, обычаи и т.п.). Так, например, надгосударственный бренд «Всемирное еврейство» гораздо шире и весомее, чем бренд «Государство Израиль», опирается на гораздо больший исторический период, ассоциируется с более весомыми финансовыми ресурсами.
Национальный бренд базируется на совокупности государственных брендов и ослабляется в случае, если один государственный бренд отрицает ценности предыдущего. Или когда миссия, ассоциированная с одним государственным брендом, отрицает миссию предыдущего. На примере России можно сказать, что миссия, ассоциируемая с брендом «Советский Союз», входит в противоречие с миссией, ассоциируемой с брендом «Царская Россия», а миссия бренда «Постсоветская Россия» опять-таки базируется на отрицании ряда составляющих миссии бренда «Советская Россия».
Таким образом, можно выделить цепочку: сильный бренд «Россия» питает бренд «Государство Россия», который в свою очередь питает корпоративные бренды такие как «Росатом», «Росвооружение» «Газпром» и прочее.
Необходимо отметить, что для того,  чтобы вырастить национальные корпоративные бренды,  нужно время и, соответственно, преемственность власти.
Говоря о Российской истории, можно сказать, что перед правителями каждого периода стояла двоякая задача: доказать превосходство бренда текущего политического строя по отношению к бренду предшествующего периода и не ослабить бренд национального (более высокого порядка), который питает текущий государственный бренд.
Позволяя демонизировать отдельные периоды России (глобального бренда) сегодняшние руководители России волей или неволей дают исходные материалы для своих внешних врагов для ослабления бренда «Россия», которым питается и сегодняшнее государство Россия.
Говоря о классификации информационных войн, вероятно можно выделить войны, в которых противоборствующие стороны выступают против отдельных событий в стране, стараясь не ослаблять бренд «текущее государство». В современной России подобные баталии ведут партии, поддерживающие президента. Вторые - назовем их гражданскими информационными войнами – допускают ослабление бренда, ассоциированного с ценностями текущего государства. Они ведутся силами, которые не верят в возможность эволюционного развития текущей государственной машины и видят возможность прогресса только через ее слом. И, наконец, третьи - войны, которые ведет внешний враг, задача которого - ослабить национальный глобальный бренд: подвергнуть сомнению его ключевые корневые ценности с тем, чтобы завоевать его рынок и ресурсы.
Кстати, неуспехи оппозиции в современной России, возможно, связаны с тем, что к оппозиции примыкает та часть населения, которая для ослабления текущего государственного бренда ведет риторику, направленную на ослабление глобального бренда «Россия», и именно это отвращает от них широкие народные массы. Насколько мне известно, и демократы,  и республиканцы в США стараются не поддерживать риторику, которая была бы направлена против глобального национального бренда «США», раздувая такие темы,  как «рабская сущность народа, скудность его генофонда, не поддерживают компаний против собственного института государственной безопасности, не повторяют унизительные мемы и слоганы, направленные на подрыв национальной гордости.
Кстати, критику русский народ на свой счет легко принимает, если убеждается, что эта критика вызвана любовью к народу и болью за его несчастья. Вспоминаются слова Тургенева: «Порицать, бранить имеет право только тот, кто любит».  Многие русские поэты и писатели снискали любовь не одного поколения, несмотря на то, что говорили о проблемах в родном отечестве.
Очевидно, что в разные периоды времени векторы информационных военных действий разных политических групп могут совпадать. Точно так же, как определенные силы в зарубежных странах были заинтересованы в поддержке революции большевиков с целью ослабления царской России,  так и сегодня интересы стран, борющихся с Россией за материальные ресурсы, могут совпадать с силами внутри страны, которые не видят возможности эволюционного изменения государственной машины в стране, гражданами которой они являются.
Подчас по одному-двум постам невозможно однозначно определить политическую платформу и принадлежность автора к той или иной группе. При этом, имея широкий набор выступлений аналитиков или журналистов, можно понять, какие политические бренды они поддерживают и какие ослабляют.
Возвращаясь к пирамиде ценностей, на надгосударственном уровне можно отметить интересы и ценности других сообществ – например, руководства транснациональных корпораций, руководителей транснациональных финансовых групп и кланов. Это руководители структур, которые ведут борьбу за ресурсы, имея для этого наднациональные рычаги – рычаги транснациональных корпораций, имеющих представительства и сотрудников по всему миру. На этот уровень, вероятно, следует вынести и ценности мировых религий. На самой верх иерархии вынесены общечеловеческие ценности, которыми человек пользуется, в том числе помещая контент в социальные сети и исходя из своего отношения к их значимости: «Не лжесвидетельствуй», «не разжигай расовой ненависти», «не оскорбляй национальных и религиозных чувств» и т.п.
Можно сказать, что одна из задач информационной войны есть продвижение того или иного политического бренда в Интернете. Очевидно, что многие механизмы здесь почерпнуты из практики продвижения товарных брендов в Интернете.
Владельцам корпоративных брендов,  также как и владельцам брендов политических,  важно знать, как клиенты относятся к бренду, что думают о продукте (политической группе, партии, стране) ассоциированному с этим брендом, -  и влиять на это мнение, корректировать его по своему желанию.
Напомним некоторые методы продвижения товарных брендов в соц-сетях. Среди клиентов компаний (особенно это касается клиентов технологических фирм) много желающих оставаться на связи с производителями продуктов, которыми они пользуются. В их числе есть такие, к мнению которых прислушиваются все остальные клиенты. Именно таких «лидеров мнений» важно выявлять и поддерживать. На рынке существуют программно-аппаратные платформы, которые решают лингвистическую задачу определения тональности текста,  высказываемого по поводу того или иного бренда,  и предлагают целый ряд прикладных услуг, таких как мониторинг социальных медиа,  определение площадок, на которых обсуждается бренд, оценку того, какое мнение выражается, анализ содержания этих разговоров, а также предлагают средства управления сетевой активностью в социальных медиа. Система обеспечивает не только оценку тональности, но и предоставляет канал для управления обсуждениями, дает возможность подключиться к той или иной беседе в Сети и повилять на ее исход, а также дает возможность численного измерения результатов маркетинговых кампаний.
На рисунке, вынесенном в начало этой статьи (источник: Дэвид Армано), показана принципиальная схема мониторинга и управления социальным сообществом. Она включает мониторинг разговоров, сегментацию откликов, их анализ, выбор канала коммуникации с представителями сообщества и их вовлечение — эти задачи позволяют решать современные программы сентимент-анализа.
В данной схеме обозначены управленцы и фанаты-«управленцы» —  это те, которые работают за зарплату или за долю в бизнесе. Фанаты – те, которые работают за те убеждения, которые им прививают «менеджеры».

Вероятно, те же технологии действуют применительно к управлению политическими брендами, только эти механизмы не раскрываются, поскольку для участников Интернета факт манипулирования политическим сознанием вызывает большее отторжение, чем манипулирование предпочтениями пользователя-покупателя бытовых товаров. Термин «взращивание контента» вполне применим к информационным войнам – бренд взращивает фаната, фанат генерирует контент нужной тональности.
Менеджеры сообщества (community managers), показанные на рисунке, призваны управлять сообществом в своих интересах и привлекать на свою сторону активных членов сообщества, которые уже доказали свою лояльность, способствовать появлению так называемых суперфанатов и вести с ними диалог.
Процесс формирования суперфаната имеет стадии от внимания к участию, взаимодействию, затем к лидерству, лояльности и, наконец, к тому, чтобы стать суперфанатом, евангелистом, приверженцем, бренда.
Суперфанат –  это человек,  который болеет за определенный бренд (как футбольный фанат за команду). Точно так же политический фанат или «солдат-фанатик» информационной войны сражается за свои бренды (политическую группу, страну); задача такого фаната – продавливать мнение «наших», не тратя время на анализ событий, тиражировать посты «товарищей по оружию» высмеивать, низлагать, опускать мнения противника.
Это не наемный боец - это человек, вовлеченный и увлеченный процессом, который доказывает свою принадлежность клике, своей группе, испытывает желание увеличить влияние и вовлечь в свои ряды больше членов – обратить в свою веру. Не зря в определении присутствуют два термина «фанат» и «евангелист».
В обществе находится множество групп с разными политическими векторами. Государственники, приверженцы рынка, патриоты, либералы и прочее, люди,  по-разному относящиеся к различного рода партиям, национальностям и прочее. Но в периоды нарастания информационной войны происходит смещение ориентации этих векторов.
Данный процесс можно сравнить с пьезоэлектрическим эффектом - возникновение поляризации диэлектрика под действием механических напряжений. Поворот диполей под действием механических напряжений приводит к возникновению разности потенциалов – которая, в свою очередь, может привести к искре, поджигающей пламя (именно так работает механическая зажигалка). В период нарастания информационной войны  нарастание эмоционального напряжения приводит к поляризация мнений – люди из множественных групп примыкают к одной из двух сторон конфликта.
Исход сражения зависит от двух факторов – успешности менеджеров (генералов) и численности завербованных фанатов (солдат).

Для человека, который хочет улучшить бренд, то есть хочет сообщить конструктивную критику (негативную информацию), которая могла бы дать владельцам бренда совет по его усовершенствованию, возникает дилемма – как донести эту информацию и не повредить бренду. В корпоративном мире все четко определено: если ты нашел недостатки бренда, ты должен уведомить лиц, которые могут извлечь пользу для развития бренда;  если ты начинаешь распространять негативную информации о бренде в публичном поле, то тебя тут же увольняют, считая нелояльным,  и ни у кого не вызывает вопросов,  почему сотрудник не может иметь своего мнения и открыто его высказывать. Не выполняешь политику компании - меняй место работы, хочешь продолжать получать зарплату – будь любезен выполнять политику компании... В государстве эти ограничения имеют более мягкий характер, и чем дальше гражданин от государственных организаций, тем в меньшей степени на него накладываются эти ограничения.

Возвращаясь к практике продуктового маркетинга в соц-сетях, следует отметить, что особый интерес для компаний представляет привлечение так называемых «лидеров мнений» — то есть людей, которые пользуются особым влиянием в социальных сетях. Как правило, это люди с активной жизненной позицией, которым нравится быть не просто слушателями, а выступать активными участниками дискуссий... Для представителей брендов очень важно вовлекать подобных людей. Негативные отзывы лидеров тоже могут быть полезны для владельцев брендов (как совет по усовершенствованию продукта) и весьма опасны для них, если критика имеет форму не совета по совершенствованию продукта, высказываемого в рамках приватной беседы, а публичной жалобы. Поэтому для маркетологов обслуживающих товарный бренд, очень важно установление диалога и управление процессом донесения оценки лидеров мнений до среды социальных медиа.

Схема работает в рамках замкнутого цикла «прослушивание аудитории — анализ — вовлечение».
Вышеописанные технологии реализованы в десятках доступных на рынке продуктов. В Интернете можно найти сотни инструментов и платформ, которые, как утверждают их авторы, в состоянии помочь клиентам отслеживать и оценивать упоминания компании или брендов в социальных медиаканалах.

Очевидно, что подобные системы могут надстраиваться и встраиваться в социальные сети и быть заточены под задачи заказчика, и это могут быть системы анализа как коммерческой, так и политической информации.
Транслируя опыт работы с потребителями корпоративных брендов на практику работы госчиновников можно констатировать, что создание каналов, по которым граждане смогут оперативно (столь же оперативно, как и социальные сети) доносить конструктивную критику на бренд «Мое государство» до «менеджеров бренда»,  не пуская ее в публичное поле, будет служить укреплению бренда «Государство». Конечно, обратная связь и реакция на конструктивную критику, особенно со стороны «лидеров мнений», будет укреплять государственный бренд.

Отдельная важная тема - это взаимодействие государства с индустрией создания отечественного кинематографа, особенно кино на исторические и политические темы.

Бытует мнение, что государство должно финансировать кинопроизведения, прежде всего исходя из мастерства автора и доверив мастеру иметь свой взгляд на историческую правду. Наряду с этим известно, что для массового перепрограммирования народа, нации наиболее эффективными являются приемы, имеющие эмоциональную окраску. Причем пропаганда - это не обязательно ложь. Практически любому факту в истории, военных действиях можно придать совершенно разную окраску в зависимости от пожеланий авторов. Например, показывая репортаж о военных действиях в некотором конфликте, можно прочитать один и тот же текст, показать одно и то же место боевых действий и, например, покалеченного ребенка с одной из сторон конфликта. Позиция миллионов зрителей будет сформирована на подсознательном уровне. Здесь нет прямого обмана, подтасовки фактов, здесь есть лишь акцент на одной из составляющих события.
Анализ показывает, что многие страны мира сейчас создают у себя системы защиты от информационной агрессии в виде культурной экспансии. Во Франции, к примеру, «по телевидению разрешается показывать не более 50% иностранных фильмов, абсолютное большинство которых, как известно, американские. Степень перепрограммируемости информационной самообучающейся системы тем выше, чем она хаотичнее, поэтому молодежь имеет максимальный ресурс для перепрограммирования.
Информационные войны — это явление, которое проявляется на разных уровнях. Здесь уместно провести аналогию с заражением клетки вирусом: «Клетка, в которую попадает вирус, является для него внешней средой. Вступая в информационный обмен с элементами клетки, вирус целенаправленно изменяет их взаимодействие и тем самым заставляет их создавать другой такой же вирус. Для клетки такое взаимодействие приводит к нарушению ее внутренних информационных взаимодействий. Если возникающие при этом искажения информации становятся слишком значительными, клетка теряет возможность поддерживать свое существование и разрушается».

Войны агрессивные и оборонительные

Существует понятие – захватнических агрессивных войн и справедливых оборонительных. Логично предположить, что информационные войны можно подвергнуть той же классификации.
Приведем некоторые выводы С. П. Расторгуева из книги «Информационная война». Автор монографии определяет информационные войны как «целенаправленные информационные воздействия информационных систем друг на друга с целью получения материального выигрыша». Каждой нации, государству присущи свойства информационных самообучающихся систем. Одним из средств информационного оружия является мирная пропаганда достоинств своего образа жизни. Навязывание собственных стереотипов поведения окружающим системам неизбежно ослабляет последние и безопасно для самого агрессора, поскольку эта информация не перепрограммирует его собственную информационную систему.
В случае информационной войны поверженный противник сам становится ресурсом: превращается в дешевую рабочую силу, выполняющую самую непрестижную работу.
На основании данных тезисов С. П. Расторгуев делает вывод о том, что «объем информации, целенаправленно передаваемый от одной страны к другой, и является мерой информационной агрессивности». (продолжение можно найти здесь https://proza.ru/2017/01/09/1182 )

2017 г.

Показать полностью
6

Зарисовки из Таиланда

Александр Прохоров

Отдыхаю в Таиланде. Вот некоторые зарисовки по горячим следам…
Дети по натуре философы. Таиланд – экскурсия по буддистским храмам, потом кормление очаровательного слоненка. Во время перемещения от одной достопримечательности до другой женщина ведет диалог с сыном лет пяти.
Я слышу его не сначала, хотя смысл ясен. Мама видимо доносит популярно положения буддизма. "… если ты прожил жизнь хорошим смелым  человеком, то опять родишься в людском обличье - будешь еще более красивым и сильным. Если плохо себя вел в жизни, плохие поступки совершал, то родишься какой-нибудь жабой или змеей. И будешь всю жизнь в грязи ползать. Мальчик идет, думает, а потом задает вопрос - "Мам, а чтобы слоненком родиться как надо себя вести?"

Мужчина сидит в летнем кафе отеля  в Таиланде. Я прохожу мимо и вижу, как официант (тайка лет двадцати) несет ему десерт. Большая тарелка, а на ней кружочки ананаса - весьма солидная порция.  После того как тайка ставит тарелку на столик у них проистекает следующий диалог:
- Ну куда же ты, дорогая, столько-то. Надо было ван, ту, или сри. Ну не такую же кучу.
Тайка улыбается, кивает – она не говорит по-английски

Ресторан в Таиланде. Молодые люди едят бананы. До меня доносятся обрывки разговоров.
- А вы слыхали, что банан это трава?
- В каком смысле?
- Не знаю в каком - гид на экскурсии сказал.

Показать полностью
11

Папа у Васи силен...

Александр Прохоров

Недавно пришлось в Питер ехать в командировку. Ну, как водится, какую-нибудь историю занятную услышишь. Так и в этот раз. Рассказывает мужчина лет пятидесяти двум молоденьким попутчицам, я невольный слушатель:
— Друг у меня есть, подполковник ФСБ, отличный парень, за словом в карман не лезет, — рассказывает мужчина. — Пришел он тут дочку в первый класс устраивать. Школа блатная, директриса избалована, кругом дети олигархов. И вот она начинает: «Вы знаете, вот папа Пети Федулова нам недавно новый компьютерный класс обеспечил, папа Васи Иванова оборудовал спортивный зал, а папа Коленьки Петрова возит наших деток за рубеж бесплатно на экскурсии. А вы, может быть, вы тоже что-то можете?» — «Конечно, — говорит мой приятель, — я могу посадить папу Пети, папу Васи и папу Коленьки».

Отличная работа, все прочитано!