Конспект "Черный лебедь" Насима Талеба. Часть 2
Продолжаем конспект...
Далее Талеб вводит критику научных доказательств. Он говорит, что наш разум, склонный к наивному эмпиризму, заставляет нас искать подтверждения своим взглядам, игнорируя противоречия. Мы подбираем удобные факты и выдаем их за доказательства: дипломат хвалится успехами, умалчивая о провалах, математики оправдывают свою науку редкими примерами пользы, скрывая пустую трату времени. Даже проверяя гипотезы, мы ищем лишь то, что их поддерживает, а не опровергает. Подтверждение найти легко — как лондонский таксист находит пробку для выгоды. Некоторые даже указывают на предсказанные события, вроде высадки на Луну, но это не отменяет нашей слепоты к неожиданностям.
Заметили, что когда нам нужны аргументы для какой-то концепции мы ищем в поиске Гугла доказательства для нашей теории, а не опровержения? Есть отличная задача на эту ошибку мышления. Предложите человеку числовой ряд: 2,4, 6. Цель — определить правило, по которому он продолжается, и предложить следующие числа. После каждого ответа сообщайте, правильно ли подопытный продолжил ряд, но не раскрывая само правило. А правило такое: ряд считается продолженным правильно, если каждое следующее число больше предыдущего.
Очень часто вы будете сталкиваться с тем, что подопытные решают, что правило — это прибавление двойки и каждый раз, получая положительный ответ, они будут прибавлять двойку, вместо того, чтобы предположить иную гипотезу.
“Нас приближают к истине отрицательные, а не подтверждающие примеры! Неверно выводить общее правило из наблюдаемых фактов. Вопреки традиционным представлениям накопление подтверждающих наблюдений, подобных наблюдениям индюшки, не увеличивает запаса наших знаний”. Если рассматривать этот тезис Талеба с точки зрения Байесовской вероятности, то действительно, опровержение (неожиданные данные) имеет более мощный эффект на апостериорную вероятность, чем бесконечные подтверждения. Да и с точки зрения физиологии можно найти параллель. Что лучше запомнится, положительный стимул или отрицательный? (10 прикосновений к обесточенном проводу или одно прикосновение к проводу под напряжением?)
Это совпадает с идеей Поппера (которого Талеб уважает): гипотезу нельзя доказать, можно только попытаться опровергнуть.
Искажение нарратива.
Это склонность человеческого разума объяснять случайные события в виде логичных, стройных историй. Нам кажется, что мир устроен понятно и причинно-следственно. Мы не любим неопределенность — и мозг заполняет пробелы вымышленными связями.
В одном эксперименте психологи предлагали женщинам выбрать из двенадцати пар те нейлоновые чулки, которые им больше нравятся. Потом исследователи спрашивали женщин, чем те руководствовались в своем выборе. Фактура, “приятность на ощупь” и цвет – такие ответы превалировали. На самом деле все чулки были совершенно одинаковые. Объяснения женщины придумывали задним числом, post hoc.
Это, кстати, очень похоже на эксперименты с людьми, у которых полушария мозга разделены хирургическим путем. Но об этом будет в другом конспекте.
Талеб утверждает, что мы «рассказозависимы»: как только происходит нечто необычное, особенно уже после факта, мы тут же начинаем искать объяснение, чаще всего — придумывая его. Даже если событие было полностью случайным, мы ретроспективно можем найти «причину»: экономический кризис списывается на политику, падение фондового рынка — на одно заявление чиновника, успех стартапа — на «гениальную интуицию» основателя. В реальности же, как говорит Талеб, часто доминирует случайность.
Наиболее опасно это искажение в том, что оно успокаивает. Если мы верим, что всё под контролем и у всего есть объяснение, мы не готовы к настоящим «черным лебедям» — редким, непредсказуемым событиям, которые кардинально меняют ход истории. Само стремление всё объяснить делает нас уязвимыми, ведь мы перестаём видеть хаос и вероятность.
Если читали конспект книги “думай медленно, решай быстро”, то должны помнить тезис автора, что наш мозг тяготеет к предсказаниям и объяснениям, чтобы иметь возможность быстро адаптироваться в окружающей среде. Все эти механизмы поддерживаются положительным подкреплением и обусловлены эволюционно.
Человечество всегда боялось неопределенности. Мы строим прогнозы, покупаем страховки, создаём пятилетние планы — пытаемся приручить будущее, как дикого зверя. Но Талеб предлагает парадоксальный выход: перестать бороться с хаосом и научиться получать от него пользу. Автор развивает концепцию антихрупкости: Во-первых, сместить фокус с предсказаний на адаптацию. Бессмысленно гадать, когда грянет следующий кризис — но можно создать финансовую «подушку», освоить новые навыки или наладить связи, которые помогут в любых обстоятельствах.
Во-вторых, перестать делить события на «хорошие» и «плохие». Увольнение? Возможность сменить карьеру. Экономический коллапс? Шанс купить активы дёшево. Пандемия? Повод переосмыслить ценности. История знает сотни примеров, когда катастрофы становились трамплинами для тех, кто умел видеть дальше сиюминутных потерь.
«Жизнь на пороге надежды» — это не слепая вера в лучшее будущее, а мужество встречать любое будущее без страха. Мир никогда не будет безопасным и предсказуемым — но именно это делает его интересным. «Не строй планов. Будь готов»
Скрытые свидетельства: невидимые кладбища неудачников
Талеб вводит ключевое понятие главы — "кладбище неудавшихся Казанов". Это все те, кто:
Пытался играть на бирже по "верной системе" и разорился
Шёл на дуэль из-за дамы и был убит
Повторил рискованный трюк Казановы и угодил в тюрьму
Но их голосов мы не слышим. История пишется победителями, а статистика учитывает только видимые данные. В результате возникает опасная иллюзия: "Если Казанова смог — значит, это возможно. Если я не вижу трупов — значит, их нет".
Три уровня самообмана
Личный ("Мне везёт в любви" — но неудачные свидания быстро забываются)
Профессиональный ("Успешный трейдер делится стратегией" — но тысячи таких же уже разорились)
Исторический ("Великие люди меняли мир" — но мы не видим миллионов, кто пытался и исчез бесследно)
Игровая ошибка.
Талеб утверждает, что чем больше мы пытаемся предсказывать будущее, тем менее предсказуемым оно становится. Это не просто критика неточных прогнозов — это анализ того, как сама идея предсказуемости искажает реальность, создавая новые риски.
Образование, ученость и опыт не всегда помогают лучше предсказывать будущее — все зависит от профессии. Часто люди, погружённые в поток информации, лишь создают видимость контроля и активности, но на деле это может только мешать пониманию. Также Талеб подчеркивает, что, однажды приняв теорию, человек редко от нее отказывается, даже если новые данные её опровергают. Мы привязываемся к своим идеям, как к собственности. В итоге выходит, что информация может быть вредна, особенно если не фильтруется и приводит к ложной уверенности.
Талеб вводит концепцию: "рефлексивность прогнозов" — когда предсказание меняет поведение людей, делая исход либо самоисполняющимся (например, прогноз роста акций вызывает ажиотаж и действительно поднимает рынок) либо саморазрушающимся (предупреждение о кризисе заставляет людей действовать и предотвращает его).
Почему эксперты ошибаются в самый важный момент
Проблема не в том, что специалисты плохо анализируют данные, а в том, что их модели принципиально не учитывают главное — появление Чёрных лебедей. История знает множество примеров, когда именно те события, которые должны были быть предсказаны (падение Берлинской стены, финансовый кризис 2008 года, пандемия), заставали мир врасплох. Это происходит потому, что:
Прогнозы опираются на прошлое, а Чёрные лебеди по определению не имеют прецедентов.
Чем сложнее система, тем бесполезнее её моделирование — как пытаться рассчитать траекторию каждого листа во время урагана.
Люди путают точность с истиной — красивый график с цифрами после запятой создаёт иллюзию достоверности, даже если он не учитывает 90% реальных факторов.