nynchik16

nynchik16

Я практикующий учитель - дефектолог, педагог - психолог в г. Мурманске и мама прекрасного мальчика. Стаж моей работы с детьми более 7 лет.
Пикабушница
186 рейтинг 11 подписчиков 1 подписка 8 постов 8 в горячем
26

Подростковый период. Как вести себя с подростком? Рекомендации для родителей

В данной статье мне бы хотелось рассказать о стратегии поведения взрослых с подростками.

1. Постарайтесь не пропустить первые признаки отрочества. Когда ваш ребенок будет говорить, что он взрослый, не отрицайте это, не считайте его маленьким. Но и не стоит толкать ребенка насильно в подростковость. У каждого ребенка свой темп развития.

2. Позвольте своему ребенку быть самостоятельным на столько, на сколько он сам сможет это принять. Не допускайте вседозволенности. Консультируйтесь с ним по каждому поводу, рассказывайте о семейных проблемах и прислушивайтесь к мнению ребенка о путях решения этих проблем. Пусть ваш ребенок увидит и на личном опыте убедится, что вы считаете его равным членом семьи.

3. Уважительно относитесь ко всем высказываниям вашего ребенка, к его личному мнению. Даже если вам кажется, что эти высказывания нелепы. Обязательно обсуждайте вместе с подростком каждое высказывание, чтобы у вас сложилась общая картинка по этому поводу. Например, "Я все могу сам" - значит, что подросток может сам выбирать, с кем ему дружить, или самостоятельно решать, ночевать ли ему дома? Разница существенная.

4. Если вы требуете что-то от своего ребенка, обязательно выполняйте это сами. Предупредите, если вы опаздываете, не включайте громко музыку и так далее.

5. Делитесь с подростком своими чувствами и переживаниями, рассказывайте о своих проблемах. Спрашивайте совета у своего ребенка.

6. Рассказывайте подробности от своих друзьях, давайте многоплановые характеристики своих друзей. Это позволит подростку открыться и рассказать побольше о своих друзьях.

7. Общение с подростком должно быть ненавязчивым, не вторгайтесь в его личное пространство. Не стоит приставать с расспросами.

8. Показывайте подростку, что вы готовы его защитить и поддержать в любой ситуации. Ребенок должен это чувствовать. («Если захочешь поговорить, я на кухне…»)

9. Подростки очень ранимы.Они все время оценивают себя. Поэтому не стоит постоянно указывать на недостаток внешности вашего ребенка. Так же не акцентируйте внимание на отрицательном качестве вашего ребенка. Вместо этого назовите его положительное качество. Например, вместо - "ты лентяй!", скажите: "Ты ведь трудолюбивый и способный парень. Как могло так получится, что у тебя появились тройки?".

10. Для подростка важной деятельностью является общение со сверстниками. Старайтесь не отвергать друзей вашего ребенка. Не стоит запрещать общаться с кем-то. Если же подросток попал в неблагоприятную компанию, попытайтесь объяснить подростку, какие действия неприемлемы (курение, распитие алкоголя, драки и т.д.)

11. Предоставляйте вашему ребенку время и место для уединения. Не стоит убираться в комнате подростка, выбрасывать его вещи без его согласия, врываться в комнату без стука.

12. Ищите компромиссы, проявляйте терпение и тактичность, доверие и уважение к своему ребенку.

13. Не отвечайте на агрессию ребенка, на его высказывания и его поведение, криками и истериками, злостью и унижением. Если ребенок опоздал домой, не стоит начинать разбор полетов. Можно сказать: " Мы не сели ужинать без тебя". Так ваш ребенок почувствует значимость и ваше доверие.

14. Помните, что во время разговора важны мимика, жесты и тон. Постарайтесь, чтобы они не сигнализировали подростку, что вы недовольны, разражены и нетерпеливы.

15. Если есть возможность, отвлекитесь от своих дел, покажите своему ребенку, что он важен для вас. Не разговаривайте между делом на серьезные темы. Не показывайте свое раздражение, если подросток отвлекает вас от важной работы. Извинитесь, если вам сейчас не удается отвлечься, и предложите подростку поговорить сегодня в определенное время.

16. Хвалите своего ребенка в ходе разговора, покажите, что вам важно его мнение и интересны, его высказывания.

17. Спокойно относитесь к максимализму подростка и его резкости в суждениях. Поймите и примите, что в данный момент ваш ребенок так мыслит и он сам не может ничего с этим сделать. Не забывайте, что все мы проходили через подростковость.

18. Измените прежние правила ( разрешите ночевать у друзей, увеличьте время для прогулок, разрешите закрываться в комнате, иметь карманные деньги).

19. В этот возрастной период у подростков возрастает интерес к различным занятиям, секциям и кружкам, появляется хобби. Принимайте новые интересы и увлечения подростка.

20. Рано или поздно подросток проявит интерес к сексуальной жизни, и лучше чтобы он узнал об этом от вас.

21. Не нарушайте своих обещаний.

22. Постарайтесь найти и скорректировать ошибки воспитания, которые вы допускали в предыдущие возрастные периоды.

Статью подготовила Мяснянкина Ольга Романовна, учитель - дефектолог и педагог - психолог.

Показать полностью
28

Развиваем эмоциональный интеллект у ребёнка

Эмоциональный интеллект - это сумма навыков и способностей человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач.

Как развивать?
✅ Рассматриваем с ребёнком картинки эмоций. Обращаем внимание на лицо человека, его мимику и жесты.
✅Просим повторить эмоцию.
✅Обсуждаем с ребёнком, когда он испытывает такую эмоцию.
✅Рассказываем ребёнку, когда мама, папа и тд. испытывает определённую эмоцию.
✅Рассказываем ребёнку ситуацию и просим определить, какую эмоцию испытывает человек: показать её на картинке, назвать её, показать её своей мимикой.
✅Читаем книги или смотрим мультфильмы, обращаем внимание ребёнка на героев, которые находятся в определённой ситуации, спрашиваем у ребёнка, какую эмоцию испытывает герой, почему он так себя чувствует?
✅Вы проходите мимо и на площадке плачет ребёнок? Поговорите со своим ребёнком, почему этот малыш плачет, что он испытывает, как его можно успокоить?
✅Научите ребёнка правильно радоваться, злиться, смущаться, гордиться, обижаться и тд. "Когда злишься, можно сжать кулаки и порычать, или побить грушу. Когда радуешься, можно посмеяться и похлопать в ладоши."
✅Можно использовать шаблон "Лицо" и предложить ребёнку нарисовать определённую эмоцию или задать ему ситуацию, например : "Нарисуй, что ты испытываешь, когда остаёшься дома один."
✅Можно использовать настольные игры. На фотографиях вы можете увидеть некоторые игры.
✅ Не забывайте рассказывать детям, что иногда мы можем испытывать много разных эмоций. Например : ""Мне грустно, потому что я уезжаю и мне приходится прощаться с друзьями, но сейчас я смеюсь и радуюсь, потому что они рядом и веселят меня." А так же о том, что испытывать любую эмоцию - это нормально для человека!

➡️С помощью таких игр и упражнений вы поможете своим детям научится определять свое эмоциональное состояние, состояние других людей, обучите, как действовать в определённой ситуации, разовьете мимику и жесты.

Показать полностью 3
18

Развиваем ребенка в повседневной жизни

Для того, чтобы развивать знания ребенка вам не обязательно сидеть с ним за столом, можно в любой момент, в любом месте задать вопрос о свойствах предмета, о его функциях и применении, рассмотреть окружающую обстановку, выделить предметы по определённому признаку и так далее.

✅ Для закрепления цвета можно использовать такие игры и упражнения: найди такой же цвет; собери все красные кубики, желтые машинки и тд; разложи по цвету предметы; найди заданный цвет в комнате; раскрась круг желтым, зеленым и т.д..

✅ Для закрепления знаний о форме предмета можно использовать такие игры и упражнения: найди такую же форму; разложи по форме; назови или покажи предметы заданной формы; раскрась заданную форму нужным цветом; построй башню из кубиков; кати шар заданного цвета. Так же можно конструировать из геометрических фигур, создавать аппликации.

✅ После закрепления знаний о форме и цвете можно переходить к закреплению знаний о величине. Сначала, сравнивайте 2 предмета, например, геометрические фигуры, кубики: большой, маленький, одинаковые. После закрепления знаний большой-маленький, можно начать сравнивать 3 предмета: большой, средний, маленький. Как пример игры с ребенком, можно задать ему вопросы: что больше, холодильник или микроволновка; какое яблоко маленькое; какая кружка самая большая.

✅ Далее закрепляйте знания о величине: длинный-короткий, высокий-низкий, широкий-узкий, толстый-тонкий. Для этого можно сравнивать постройки ребенка: этот дом по своей величине - высокий, а давай мы построим низкий; сравнивать мебель: этот диван по своей величине - длинный, а этот – короткий, этот шкаф широкий или узкий. Обязательно проводите своей рукой по предмету, показывая, как находить высоту предмета, ширину, длину, толщину. На улице обращайте внимание ребенка на дома и предметы, сравнивайте их, объясняйте ребенку какая величина у предмета.

✅ Закреплять знания ребенка о счете, количестве предметов, цифрах можно так: считать ступеньки, когда спускаетесь или поднимаетесь; рассматривать цифры на этажах и озвучивать их; попросить ребенка посчитать, сколько перед ним печенья или игрушек, сколько кастрюль на плите; попросить ребенка выложить определенное количество предметов, забрать у него один предмет или добавить, озвучить это и попросить посчитать, сколько предметов стало; развесить в комнате цифры и попросить ребенка найти нужную; показать ребенку цифру, попросить назвать ее и найти столько предметов, сколько указанно на цифре. Запомните, цифры «раз» не существует, есть цифра «один».

✅ Параллельно с закреплением знаний о цвете, форме, величине и счете, закрепляются знания о предмете. Необходимо озвучивать, например: это яблоко, оно красного цвета и это фрукт; кастрюля – это посуда. На прогулке можно акцентировать внимание ребенка на машинах: проехала пожарная машина, автобус, легковой автомобиль – это транспорт; называть деревья, кустарники, цветы, животных, птиц, обобщая их одним словом. Перед прогулкой можно рассмотреть одежду, акцентировать внимание ребенка, что на улице сейчас зима, там холодно, лежит снег, поэтому мы одеваемся так (и перечислить). Выходя в коридор обратить внимание на ноги ребенка, озвучить, что дома вы носите тапки, в саду – сандалии, на улицу обуете – сапоги, ботинки и тд., это все называется обувь, так же озвучивать информацию о головных уборах.

✅ После того, как знания ребенка о предметах сформируются, можно попросить ребенка разложить предметы, картинки, по определенным группам, например: сложи все фрукты в корзину, а овощи в кастрюлю; найди все головные уборы; назови предметы одним словом; попросить ребенка, показать и назвать на сюжетной картинке всю посуду, мебель, головные уборы, одежду, деревья и тд. Так же можно поиграть с ребенком в игру «4й лишний» (сначала, со зрительным подкреплением, после озвучивать предметы на слух, просить ребенка назвать лишнее и объяснить свой выбор); в игру «Отгадайка» (например, вы описываете предмет, животное, которые знакомы вашему ребенку и просите отгадать, что это. Так же можно попросить ребенка, чтобы он вам загадал предмет или животное). Можно использовать загадки по возрасту ребенка.

✅ Для развития слухового внимания и зрительного внимания, можно использовать данные упражнения и игры: «Найди, чем мама стучала, на каком музыкальном инструменте мама играла», «Куда спрятался колокольчик», «Какой предмет пропал?», «Что изменилось?».

❗ Очень важно читать ребенку сказки, рассказы, стихотворения, потому что обогащается активный и пассивный словарный запас, развивается внимание ребенка, его воображение, мыслительные операции. Можно прочитать стихотворение или абзац сказки ребенку, узнать у него, о чем говорится в прочитанном, узнать, почему герой себя так повел, что испытывал герой, какие эмоции вызывает у ребенка прочитанное, нарисовать прочитанное, сделать аппликацию. Если ребенок смотрит мультфильм, после просмотра побеседуйте с ним, пусть расскажет, что было в мультфильме, какие герои, чем они занимались, какие эмоции испытывали герои и что чувствует ребёнок.

➡️ Для закрепления знаний и развития высших психических функций у ребенка, необходимо постоянно и регулярно повторять данные упражнения и игры.

Показать полностью
13

Игры и упражнения для развития звукопроизношения

✅ Артикуляционная гимнастика. В интернете очень много карточек с артикуляционной гимнастикой, я представляю вам лишь малую часть.

На своём опыте скажу, что правильное и регулярное выполнение артикуляционной гимнастики с детьми помогает в постановке звуков.

✅ Формирование правильного выдоха:
Игра "Футбол": можно взять теннисный мяч, кусочек ваты или сделать самостоятельно мяч из фольги. Игра заключается в том, чтобы забить друг другу гол, но с помощью выдоха.
Упражнение "Свеча". Необходимо задуть свечу.
Игры с вертушками, с дисками-вертушками, с мыльные пузырями, Аэробол.

Можно предложить ребенку более сложную задачу: произносить на одном выдохе звукоподражания, имеющие разную ритмическую структуру ( аааа, би-би, а-ууу, и-го-го).

Главное следить за правильным выполнением упражнения: вдох через нос, на выдохе щеки не надуваем, выдох плавный и длительный, направленный.

✅Игры для закрепления звука.
"Шипим, как гуси", "Жужжим, как пчелы", "Рычим, как львы" и т.д.

✅Выделение звука на слух.
Ребёнку даётся задание: "Хлопни в ладоши, когда слышишь звук, например, "З". Взрослый перечисляет слова, в которых есть нужный звук, а так же слова, в которых нужного звука нет. Например: "Зонт, хлеб, жаба, заря и тд."

✅ Упражнение" Один - много".
" Одна тарелка, а много? Одна чашка, а много?". С помощью такого упражнения можно отрабатывать лексические темы: животные, птицы, мебель, посуда, грибы, ягоды, транспорт и тд.
Можно использовать картинный материал, где будет изображён один предмет и много. С помощью этого закрепляется математические знания ребёнка: один - много.

✅Упражнение "Один, два, пять".
"Одно яблоко, два яблока, пять яблок". Так же можно использовать раздаточный материал или картинки с разным количеством предметов. Закреплять знания ребёнка о цифрах и лексических темах, учить ребёнка считать.

✅ Упражнение "Мой, моя, мои"
Ребёнку предлагаются карточки или предметы. Необходимо подготовить: "Мои игрушки, мой самолёт, моя посуда и тд."

✅Упражнение "Назови ласково"
" Это тарелка, а давай назовём ее ласково? (тарелочка)".

✅Упражнение "Большой - маленький"
Здесь необходимо использовать картинный метериал с маленьким предметом и большим.
"Это стул, а это? Стульчик"

✅ Игра "Мамы и их детёныши"
"Это мама медведица, а как зовут её малыша? (медвежонок)" Белка - бельчонок.

✅ Необходимо обогащать звукоподражательные игровые упражнения образным содержанием, при этом воспроизводить звуки то с разной громкостью (вертолет летит высоко, поэтому его слабо слышно, грузовик едет близко, поэтому гудит громко), то с разной высотой голоса ( цыплята пищат «пи-пи-пи», а курочка зовет их «ко-ко-ко»), то в разном темпе ( щенок бежит быстро «топ,топ,топ», а мама – собака идет медленно «топ—топ—топ»).

❗Желательно, чтобы ваша речь всегда была четкой и правильной, без «сюсюканья» и искажения слов.

Если у ребенка, не смотря на все старания взрослых, звукопроизношение не улучшается, его необходимо показать отоларингологу. Не исключено, что ребенка тугоухость (из-за нее не формируются правильные речевые навыки). Ребенку в этом случае нужна срочная помощь специалиста.

Стоматолог поможет выяснить, есть ли недостатки у речевого аппарата: короткая уздечка языка; неправильный прикус; узкое, очень высокое или плоское небо.

Если ребенок до пяти лет не осваивает звук «р», необходимо обратиться за помощью к логопеду. Звук «р» считается самым трудным для произношения и в норме к пяти годам он ставится сам по себе.

▶️ На фотографиях представлены книги и игры, которыми я пользуюсь для развития речи детей. Книги помогают в работе по лексическим темам, а в играх есть не только задания для развития речи, но и для развития мышления.

Показать полностью 9
19

Психолого - медико - педагогическая комиссия (ПМПК)

▶️ПМПК - это организация, которая проводит консультирование родителей, диагностику детей, а так же выдаёт заключение, в котором указываются специальные условия для обучения ребёнка с ОВЗ.

В состав ПМПК входят: педагог - психолог, учитель - дефектолог, учитель - логопед, социальный педагог, психиатр и невролог. В некоторых городах в ПМПК могут входить и другие специалисты.

❗Только после прохождения ПМПК ребёнок получает статус ребёнка с ОВЗ. Это значит, что если после диагностики у психиатра в поликлинике ребёнку ставят диагноз, например, ЗПР (задержка психического развития), этот ребёнок без заключения ПМПК не может получать коррекционную помощь в саду.

➡️Родителям необходимо обратиться в ПМПК для записи на приём, предварительно пройти медицинскую комиссию и собрать пакет документов, список которых можно уточнить в ПМПК.

➡️Во время прохождения ПМПК, специалисты проводят консультацию с родителями, а так же диагностику ребёнка, знакомятся с документами, выдают заключение родителям и разъясняют им все по заключению.

✅В заключении ПМПК указывается:
Программа, по которой будет обучаться ребёнок с ОВЗ.
Специалисты, которые будут заниматься с ребёнком.
Направления работы специалистов.
Тьютор /ассистент при необходимости.
Специальные учебники, Специальная техника и тд.
Срок, на который выдано заключение ПМПК.

➡️После получения заключения ПМПК родители могут обратиться в детский сад или в школу, в которых есть нужная группа или класс для ребёнка, или уточнить в Комитете образования, где они могут получить помощь.

❗Дети с ОВЗ до 3 лет могут получать бесплатную помощь в Службах ранней помощи. Подобные службы у нас в городе находятся в МБУ ДО г. Мурманска "ППМС - Центр", так же в некоторых садах в области. Это значит, что вам не нужно ждать 4-5 лет для того, чтобы получить коррекционную помощь.

▶️Если вы видите, что у ребёнка есть какие-то проблемы, вы можете обратиться в ПМПК для консультации. Во время консультации вы рассказываете о том, что вас беспокоит, специалисты проводят диагностику, в завершении консультации специалисты дают вам свои рекомендации по дальнейшей работе с ребенком.

▶️Так же в некоторых ПМПК есть индивидуальные занятия с детьми до 18 лет. То есть, если у ребёнка, например, повышенная тревожность, вы можете обратиться за помощью в ПМПК. Для начала проводится консультация родителей и диагностика ребёнка. После этого специалист, в данном случае педагог - психолог, пишет краткосрочную программу для ребёнка и проводит занятия.

❗Прохождение ПМПК только по желанию родителей. Так же, предоставление заключения в сад или в школу только по желанию родителей. ❗❗❗Но родители должны понимать, что без заключения ПМПК, ребёнок не будет получать нужную коррекционно - развивающую помощь.

➡️В моей практике были случаи, когда родители осозновали, что ребёнку нужна помощь только в 9 классе, перед экзаменами, чтобы получить специальный условия для прохождения ГИА. В этой ситуации возникает вопрос, куда все это время смотрели родители и педагоги, работающие с ребёнком? В данном случае даже после прохождения ПМПК ребёнок будет сдавать экзамены без специальных условий. Специальные условия для сдачи ГИА ребёнок с ОВЗ может получить, только если обучается больше 6 месяцев по Адаптированной основной общеобразовательной программе.

✅Для того, что бы специалистам сада или школы обезопасить себя, необходимо собрать Психолого - педагогический консилиум (ППк), на который приглашают родителей ребёнка, где им рассказывают о трудностях ребёнка и рекомендуют пройти ПМПК для получения специальных условий обучения. Заключение ППк необходимо заверить подписью родителей, о том, что они знают, что ребёнку нужна помощь.

В дальнейших статьях я расскажу подробнее о АООП по всем уровням образования, а так же коснусь темы о снятии диагнозов у детей с ОВЗ.

Статью подготовила Мяснянкина Ольга Романовна, учитель - дефектолог и педагог - психолог.

Показать полностью
7

Кто такие дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)?

По «Закону об образовании в РФ» существует две категории детей с Особыми Образовательными Потребностями (ООП) :

➡️ Дети – инвалиды

"Инвалид – это лицо, имеющее нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты"

Федеральный закон №181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ"

❗Статус ребёнка - инвалида присваивает бюро медико - социальной экспертизы.

➡️ Дети с ОВЗ

"Дети с ОВЗ (Ограниченными возможностями здоровья) - это дети, имеющие недостатки в психическом или (и) физическом развитии, подтвержденные психолого - медико - педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальный условий."

Федеральный закон №273 "Об образовании в РФ"

❗Статус ребёнка с ОВЗ присваивается после прохождения Психолого - медико - педагогической комиссии (ПМПК). В заключении ПМПК указывается программа, по которой ребёнку необходимо обучаться, условия для обучения, специалисты, которые должны заниматься с ребёнком, а так же направления их работы, срок повторного прохождения ПМПК.

❗Родители могут не предоставлять результаты ПМПК в школу или сад, но они должны понимать, что тогда для их ребенка не будут созданы специальные условия обучения (например, не будет тьютора), с ним не будут работать специалисты, рекомендованные ему ПМПК ( педагог - психолог, учитель - дефектолог, учитель - логопед).

➡️ Различают следующие категории детей с ОВЗ :
1. Дети с нарушением слуха (Глухие, слабослышащие, ранооглохшие и позднооглохшие)
2. Дети с нарушением зрения (Слепые, слабовидящие)
3. Дети с нарушением речи
4. Дети с нарушением интеллекта ( дети с умственной отсталость разной степени)
5. Дети с задержкой психического развития (ЗПР)
6. Дети с нарушением опорно - двигательного аппарата (ДЦП)
7. Дети с нарушением эмоционально - волевой сферы (расстройство аутистического спектра)
8. Дети с множественные нарушениями ( сочетание 2х и более нарушений: дети с умственной отсталостью и ДЦП).

➡️Категория "Обучающийся с ОВЗ" определена не с точки зрения ограничения по здоровью, а с точки зрения создания специальных условий для получения образования, исходя из решения ПМПК

В чем разница статусов? Обучающийся с ОВЗ - это ребенок, который нуждается специальных условиях для доступного и качественного образования. Например, у слабослышащего ребенка может быть статус ребенка с ограниченными возможностями здоровья, так как он нуждается в специальном техническом приспособлении и в специальных пособиях для обучения. Приу такого ребенка нет таких ограничений жизнедеятельности, в соответствии с которыми присваивается статус инвалид.

И не каждому ребенку - инвалиду требуются специальные условия для получения образования. Например, ребенок с сахарным диабетом не нуждается в специальных условиях для обучения. Следовательно он не имеет статус ребенка с ОВЗ.

Статус ребенка с ОВЗ и ребенка – инвалида может быть и у одного ребенка. Например, глухой ребенок получает статус - инвалид и статус ребенка с ОВЗ.

▶️Причины возникновения нарушений:

- Эндогенные - генетические, наследственные ( болезнь Дауна, синдром Тернера и тп)

- Экзогенные - факторы среды:

* Внутриутробные (пренатальные) факторы (нарушение функций плаценты, применение некоторых лекарственных препаратов на ранних сроках беременности, несовпадение резус факторов матери и ребенка, инфекционные болезни матери во время беременности, физические и психические травмы, вредные и противозаконные привычки, интоксикации токсичными веществами, инфекционные заболевания),

* Родовые (натальные) факторы ( асфиксия, гипоксия, травмы во время родов, стремительные или затяжные роды),

* Послеродовые (постнатальные) факторы ( черепно - мозговые травмы, инфекционные заболевания, интоксикации, воздействие запрещенных препаратов, а так же никотина и алкоголя).

▶️ Формы обучения детей с ОВЗ:

✅ в инклюзивном классе или инклюзивной группе общеобразовательного сада или общеобразовательной школы,

✅ в коррекционной группе или коррекционном классе общеобразовательного сада или общеобразовательной школы,

✅ в коррекционном саду или коррекционной школе,

✅ надомное образование (организация учебного процесса на дому или в медицинском учреждении),

✅ семейное образование.

Дети с ОВЗ обучаются в садах и школах по Адаптированным основным общеразвивающим программам. По тем программам, которые указаны в заключении ПМПК. Если, конечно, родители предоставили заключение ПМПК в образовательную организацию.

❗Подробнее про ПМПК и про Адаптированные основные общеобразовательные программы для детей с ОВЗ по всем уровням обучения я расскажу в отдельной статье.

Статью подготовила Мяснянкина Ольга Романовна, учитель - дефектолог и педагог - психолог.

Показать полностью
29

С чего начинается моя работа, как учителя - дефектолога, с детьми с РАС?

➡️Начну с того, что все дети с РАС, с которыми я работаю, разные и к каждому я нашла свой индивидуальный подход, чтобы построить коррекционный процесс правильно.

➡️Из общий признаков, присущих детям с РАС это: непродолжительный зрительный контакт, чаще всего они не ориентируются в своём теле и пространстве, не умеют выстраивать коммуникацию, не осознают себя, свое хочу, и других людей, не понимают близкородственные связи, не впускают в свою деятельность других людей.

✅ С чего я начинаю свою работу с детьми с РАС?

1. С установления зрительного контакта.
В своей работе я использую не только звучащие игрушки, но и любые предметы, которыми можно создать звук. Я привлекаю ребёнка, чтобы развить способность следить за звучащей игрушкой. После этого, я побуждаю ребёнка смотреть на свое лицо. С некоторыми детьми играю в Ку-ку: ребёнок прячется в домике, в яйце - коконе или под пледом, я называю его имя и спрашиваю, где же он? После этого открываю ребёнка и говорю "Ку-ку". Чаще всего ребёнок реагирует на звук и смотрит на меня. Мне приходится быть очень эмоциональной, чтобы у ребёнка появился интерес посмотреть на меня.

2. Параллельно я отрабатываю с детьми указательный жест и жест "дай". Чаще всего дети с РАС не используют указательный жест, а если они что-то хотят - они это просто берут или забирают из рук. Если их не понимают, они могут начать кричать или проявлять агрессию. В такие моменты я объясняю ребёнку, что он злится и почему он злится. А так же объясняю, что нужно попросить, показываю, как нужно попросить: разворачиваю руку ребёнка ладонью вверх, аккуратно сжимаю его руку своей, и разжимаю. После хвалю его за данные действия и отдаю предмет, который он просил. Иногда я привлекаю к занятию родителей или работаю в паре с педагогом - психологом. Ребёнку предлагается какой-то предмет, если ребёнка этот предмет заинтересовал, мы объясняем, что нужно попросить. Один человек предлагает, второй контролирует выполнение жеста "Дай".

После формирования жеста "Дай", задание усложняется. Ребёнку предлагается несколько предметов на выбор. Если малыш начинает хватать какой-то предмет, я начинаю объяснять, что нужно попросить и показать, что ты именно хочешь. Беру руку ребёнка, прошу его показать жест "Дай", после помогаю ребёнку сформировать указательный жест и докасаюсь его пальчиком до предмета, который ребёнок хотел забрать.
Начинаю формировать указательный жест, используя два предмета. После этого колличество предметов для выбора увеличивается.

3. Развиваю знания детей о цвете и форме. Начинаю с основных цветов: красный, синий, жёлтый, зелёный, и форм: круг, квадрат, треугольник. Ориентируюсь на ребёнка. С одним малышом можно взять сразу все цвета или формы для закрепления, с другим нужно начинать с одного цвета или формы. Использую разные пособия с определённым цветом или формой, пособия, где необходимо разложить по цвету или форме, в общем все, что поможет мне в формировании знаний ребёнка о цвете и форме.

5. Формирую ориентировку в своём теле и в пространстве. Изучаю с ребёнком, части лица и тела на себе, на куклах, на другом человеке. Рассматриваю картинный материал с частями лица и тела. Побуждаю ребёнка показать на себе эту часть. Работаю перед зеркалом, чтобы малышу было легче ориентироваться в своём теле.

Работаю с ортопедическими ковриками, мячами, батутом. Выполняю с ребёнком упражнения, объясняю малышу, что сейчас он движется вперёд, назад, вправо, влево, прыгает вверх, сидит внизу.

6. С каждым ребёнком я работаю над формированием местоимения "Я". Ребёнок находится в какой-то деятельности, я задаю вопрос: "Что ты делаешь?", побуждаю его ответить: "Я играю, я сижу, я прыгаю и тд" и указать на себя. Безречевых детей я побуждаю указать своей рукой на себя, действия ребёнка я поговариваю.

Так же вначале занятия я использую приём, который увидела у других специалистов центра, в котором я работаю: я здороваюсь с ребёнком, а после задаю вопрос: "Кто ко мне пришёл?", беру руку ребёнка, указываю ей на него и говорю: "Я (имя)". После этого задаю вопрос:" К кому ты пришёл?", докасаюсь рукой ребёнка до себя и говорю: "К Оле". После этого мы начинаем наше занятие.

7. Занимаюсь формированием близкородственных связей. Использую в работе с детьми фотографии его семьи : мама, папа, братья и сестры. Стараюсь вести с некоторыми детьми диалог, задаю вопросы о его семье, о том, как зовут маму, папу, бабушку, дедушку, братьев, сестёр, узнаю, с кем он пришёл и тд.

8. Развиваю знания ребёнка об овощах, фруктах, домашних, диких животных и птицах, посуде, мебели, грибах, ягодах, временах года и частях суток.

9. Формирую математические знания ребёнка: один - много, прямой и обратный счёт до 10, решение задач, величина предметов: большой-маленький, средний, высокий - низкий, длинный - короткий, широкий - узкий.

➡️Для каждого ребёнка необходимо подбирать разный материал по одной и той же теме. Потому что не каждое пособие может понравится малышу.

✅Работа продолжительная. Потому что ребёнок с РАС очень чувствительный малыш. Сегодня он может прийти в прекрасном настроении на занятие и выполнить все задания, которые я ему предлагаю. А в следущий раз может отказаться от выполнения любого задания, даже его любимые игрушки и предметы его могут не заинтересовать. В такие моменты я стараюсь использовать в работе : балансиры, разные дорожки, ортопедические коврики, утяжелители, батут, яйцо - кокон, спортивные мячи, параллельно выполнять поставленные задачи.

✅Мне очень нравится работать с детьми с РАС, мне нравится разбирать "стену" между нами, хотя это физически и морально очень сложно, но когда я вижу результат своей деятельности, я понимаю, что работаю в нужном направлении.

❗Из счастливых моментов моей практики: один безречевой ребёнок на занятии начал говорить: "Дай", после этого начал повторять за мной звуки и некоторые слова. Второй ребёнок в эмоциональном состоянии выдал мне целый текст: "Я больше не хочу. Я домой. Всё, Оля, пока пока". Третий ребёнок начал интересоваться окружающими предметами, у него сформировался указательный жест, и теперь он показывает на предмет и ждёт, когда ему скажут название предмета. А недавно мальчик с РАС сказал мне:" Оля, я тебя люблю". Если честно, я прослезилась от его слов. В эти моменты я была безумно счастлива! Я очень хочу помочь этим ребятам, поэтому прикладываю все свои силы в работе с ними!

Хотелось бы дополнить, что работа с детьми с РАС очень эмоциональная и подвижная. На фотографии к статье вы можете увидеть количество калорий, которые я теряю за 3 занятия с детьми с РАС. Но это того стоит!

Статью подготовила Мяснянкина О.Р., учитель - дефектолог и педагог - психолог

С чего начинается моя работа, как учителя - дефектолога, с детьми с РАС?
Показать полностью 1
30

О стадиях принятия родителями ребёнка с ОВЗ

➡️ В 1969 году Элизабет Кюблер - Росс в своей книге "О смерти и умирании" описала 5 стадий горя: отрицание, гнев, торг, депрессия, принятие.

Через эти стадии проходят не только люди, потерявшие близких, но и люди, столкнувшиеся с неизбежным, в том числе и родители детей с ОВЗ.

🚫 Отрицание

К этой стадии относятся родители, которые узнали, что у их ребёнка нарушение. Родители не верят, что такое может быть, они не замечают особенностей в развитии их ребёнка, они пытаются доказать всем окружающим, что у них все хорошо с ребёнком и они совершают ошибку: отказываются от помощи специалистов.

Они задают завышенные требования к ребёнку, водят его на всевозможные развивающие занятия, не подходящие ребёнку по уровню развития, а отрицательные результаты ребёнка на занятиях объясняют его физическим состоянием : "Он все знает, просто устал", или условиями воспитания :"Это его мать разбаловала". Ещё можно услышать такую фразу : "Будьте настойчивее с ним на занятии, он может больше, просто ленится!"

Они ходят по врачам, чтобы добиться нужного им статуса.

⚠️ Гнев

На этой стадии родители обращаются к специалистам, но могут не придерживаться курса лечения, прописанного врачами, и намеченной коррекционно - развивающей программы. При этом обвиняя специалистов, что именно они неправильно помогают: "Дома мой ребёнок все показывает и называет!"

Так же у родителей может наблюдаться гнев, по отношению к ребёнку: "Ты что, не можешь спокойно посидеть?!" (ребёнок с расстройством аутистического спектра) или: "Ну, повторяй ты уже слово! Что ты молчишь!" (ребёнок с ЗПР и нарушением речи).

Может проявляться гнев по отношению к супругу / супруге : "Это ты виноват, что у нас родился такой ребёнок, это все потому что я нервничала во время беременности, ты меня доводил! " или: "Это ты виновата, это ты мне родила такого ребёнка!".

🔁 Торг или сделка

Родители уверены, что если они приложат максимум усилий в реабилитации ребёнка, то он излечится. Они пытаются договорится с ребёнком: " Ты сейчас сделай вот эту процедуру, и сразу поправишься!" Это излечение должно быть" наградой" за приложенные усилия и старательную работу.

Родители пытаются договорится со Вселенной, Богом: "Я сейчас сделаю хорошее дело, а ты сделай моего ребёнка нормальным".

На этой стадии родители могут обратиться за помощью к шаманам, гадалкам, бабушкам, чтобы они" излечили" ребёнка.

❌ Депрессия

Всё попытки родителя не увенчались успехом : вселенная не сделала ребёнка "нормальным", шаманы и гадалки не смогли излечить его, а лечение и коррекционно - развивающие работа не помогли. Родитель впадает глубокую печаль, не хочет ни с кем видеться и говорить. Будущее выглядит мрачным. Ощущается безнадёжность.

В этот момент может произойти следующее : отказ от ребёнка, развод.

В некоторых семьях это кратковременное явление, после которого родители принимают диагноз ребёнка и обращаются за помощью к специалистам.

👨‍👩‍👧‍👦 Принятие.
Родители приняли своего ребёнка таким, какой он есть. Они ищут помощи у специалистов, как для ребёнка, так и для себя. Они следуют рекомендациям врачей, консультируются с психологами, дефектологами, логопедами, участвуют в коррекционно - развивающей работе.

Проходят Психолого - медико - педагогическую комиссию для определения условий обучения ребёнка, после получают помощь от специалистов в центрах, садах, школах.

Родители могут спокойно поговорить о диагнозе ребёнка. Они способны что-то запрещать ребёнку и при этом не испытывать вину. У родителей есть личные интересы, не связанные с ребёнком.

Они пытаются помочь своему ребёнку на столько, на сколько это возможно.

▶️В моей практике, были случаи, когда родители находились на разных стадиях принятия ребёнка с ОВЗ.

Так же были случаи, когда родители принимали статус ОВЗ, но не принимали особенности ребёнка, предъявляли к нему завышенные требования.

✅Специалисту, работающем с семьёй, ребёнка с ОВЗ, важно понимать, на какой стадии находятся родители, чтобы эффективно оказать помощь ребёнку.

Статью подготовила Мяснянкина О. Р., учитель - дефектолог и педагог - психолог

Показать полностью
Отличная работа, все прочитано!