С чего начинается моя работа, как учителя - дефектолога, с детьми с РАС?

➡️Начну с того, что все дети с РАС, с которыми я работаю, разные и к каждому я нашла свой индивидуальный подход, чтобы построить коррекционный процесс правильно.

➡️Из общий признаков, присущих детям с РАС это: непродолжительный зрительный контакт, чаще всего они не ориентируются в своём теле и пространстве, не умеют выстраивать коммуникацию, не осознают себя, свое хочу, и других людей, не понимают близкородственные связи, не впускают в свою деятельность других людей.

✅ С чего я начинаю свою работу с детьми с РАС?

1. С установления зрительного контакта.
В своей работе я использую не только звучащие игрушки, но и любые предметы, которыми можно создать звук. Я привлекаю ребёнка, чтобы развить способность следить за звучащей игрушкой. После этого, я побуждаю ребёнка смотреть на свое лицо. С некоторыми детьми играю в Ку-ку: ребёнок прячется в домике, в яйце - коконе или под пледом, я называю его имя и спрашиваю, где же он? После этого открываю ребёнка и говорю "Ку-ку". Чаще всего ребёнок реагирует на звук и смотрит на меня. Мне приходится быть очень эмоциональной, чтобы у ребёнка появился интерес посмотреть на меня.

2. Параллельно я отрабатываю с детьми указательный жест и жест "дай". Чаще всего дети с РАС не используют указательный жест, а если они что-то хотят - они это просто берут или забирают из рук. Если их не понимают, они могут начать кричать или проявлять агрессию. В такие моменты я объясняю ребёнку, что он злится и почему он злится. А так же объясняю, что нужно попросить, показываю, как нужно попросить: разворачиваю руку ребёнка ладонью вверх, аккуратно сжимаю его руку своей, и разжимаю. После хвалю его за данные действия и отдаю предмет, который он просил. Иногда я привлекаю к занятию родителей или работаю в паре с педагогом - психологом. Ребёнку предлагается какой-то предмет, если ребёнка этот предмет заинтересовал, мы объясняем, что нужно попросить. Один человек предлагает, второй контролирует выполнение жеста "Дай".

После формирования жеста "Дай", задание усложняется. Ребёнку предлагается несколько предметов на выбор. Если малыш начинает хватать какой-то предмет, я начинаю объяснять, что нужно попросить и показать, что ты именно хочешь. Беру руку ребёнка, прошу его показать жест "Дай", после помогаю ребёнку сформировать указательный жест и докасаюсь его пальчиком до предмета, который ребёнок хотел забрать.
Начинаю формировать указательный жест, используя два предмета. После этого колличество предметов для выбора увеличивается.

3. Развиваю знания детей о цвете и форме. Начинаю с основных цветов: красный, синий, жёлтый, зелёный, и форм: круг, квадрат, треугольник. Ориентируюсь на ребёнка. С одним малышом можно взять сразу все цвета или формы для закрепления, с другим нужно начинать с одного цвета или формы. Использую разные пособия с определённым цветом или формой, пособия, где необходимо разложить по цвету или форме, в общем все, что поможет мне в формировании знаний ребёнка о цвете и форме.

5. Формирую ориентировку в своём теле и в пространстве. Изучаю с ребёнком, части лица и тела на себе, на куклах, на другом человеке. Рассматриваю картинный материал с частями лица и тела. Побуждаю ребёнка показать на себе эту часть. Работаю перед зеркалом, чтобы малышу было легче ориентироваться в своём теле.

Работаю с ортопедическими ковриками, мячами, батутом. Выполняю с ребёнком упражнения, объясняю малышу, что сейчас он движется вперёд, назад, вправо, влево, прыгает вверх, сидит внизу.

6. С каждым ребёнком я работаю над формированием местоимения "Я". Ребёнок находится в какой-то деятельности, я задаю вопрос: "Что ты делаешь?", побуждаю его ответить: "Я играю, я сижу, я прыгаю и тд" и указать на себя. Безречевых детей я побуждаю указать своей рукой на себя, действия ребёнка я поговариваю.

Так же вначале занятия я использую приём, который увидела у других специалистов центра, в котором я работаю: я здороваюсь с ребёнком, а после задаю вопрос: "Кто ко мне пришёл?", беру руку ребёнка, указываю ей на него и говорю: "Я (имя)". После этого задаю вопрос:" К кому ты пришёл?", докасаюсь рукой ребёнка до себя и говорю: "К Оле". После этого мы начинаем наше занятие.

7. Занимаюсь формированием близкородственных связей. Использую в работе с детьми фотографии его семьи : мама, папа, братья и сестры. Стараюсь вести с некоторыми детьми диалог, задаю вопросы о его семье, о том, как зовут маму, папу, бабушку, дедушку, братьев, сестёр, узнаю, с кем он пришёл и тд.

8. Развиваю знания ребёнка об овощах, фруктах, домашних, диких животных и птицах, посуде, мебели, грибах, ягодах, временах года и частях суток.

9. Формирую математические знания ребёнка: один - много, прямой и обратный счёт до 10, решение задач, величина предметов: большой-маленький, средний, высокий - низкий, длинный - короткий, широкий - узкий.

➡️Для каждого ребёнка необходимо подбирать разный материал по одной и той же теме. Потому что не каждое пособие может понравится малышу.

✅Работа продолжительная. Потому что ребёнок с РАС очень чувствительный малыш. Сегодня он может прийти в прекрасном настроении на занятие и выполнить все задания, которые я ему предлагаю. А в следущий раз может отказаться от выполнения любого задания, даже его любимые игрушки и предметы его могут не заинтересовать. В такие моменты я стараюсь использовать в работе : балансиры, разные дорожки, ортопедические коврики, утяжелители, батут, яйцо - кокон, спортивные мячи, параллельно выполнять поставленные задачи.

✅Мне очень нравится работать с детьми с РАС, мне нравится разбирать "стену" между нами, хотя это физически и морально очень сложно, но когда я вижу результат своей деятельности, я понимаю, что работаю в нужном направлении.

❗Из счастливых моментов моей практики: один безречевой ребёнок на занятии начал говорить: "Дай", после этого начал повторять за мной звуки и некоторые слова. Второй ребёнок в эмоциональном состоянии выдал мне целый текст: "Я больше не хочу. Я домой. Всё, Оля, пока пока". Третий ребёнок начал интересоваться окружающими предметами, у него сформировался указательный жест, и теперь он показывает на предмет и ждёт, когда ему скажут название предмета. А недавно мальчик с РАС сказал мне:" Оля, я тебя люблю". Если честно, я прослезилась от его слов. В эти моменты я была безумно счастлива! Я очень хочу помочь этим ребятам, поэтому прикладываю все свои силы в работе с ними!

Хотелось бы дополнить, что работа с детьми с РАС очень эмоциональная и подвижная. На фотографии к статье вы можете увидеть количество калорий, которые я теряю за 3 занятия с детьми с РАС. Но это того стоит!

Статью подготовила Мяснянкина О.Р., учитель - дефектолог и педагог - психолог

С чего начинается моя работа, как учителя - дефектолога, с детьми с РАС? Родители и дети, Умственная отсталость, Аутистические расстройства, Длиннопост

Аутистические расстройства

698 постов2.4K подписчика

Добавить пост

Правила сообщества

Запрещается эйблизм, то есть, любая форма дискриминации по признаку психического или соматического здоровья.