melanf

На Пикабу
поставил 1009 плюсов и 528 минусов
отредактировал 6 постов
проголосовал за 6 редактирований
Награды:
самый комментируемый пост недели
149К рейтинг 49 подписчиков 3 подписки 461 пост 174 в горячем

Иногда на завтрак хочется чего ни будь необычного...

Иногда на завтрак хочется чего ни будь необычного... Животные, Рыба, Птицы

Кадр из фильма Blue Planet II, где показано (среди прочих чудес) как рыба гигантский каранкс охотится на летящих птиц. Всячески рекомендую посмотреть фильм

Занимательная палеонтология

Занимательная палеонтология

Почему мир Дюны не такой каким кажется

Почему мир Дюны не такой каким кажется Фантастика, Книги, Дюна, История будущего, Длиннопост

Дюна это цикл книг Френка Херберта – первый роман серии написан мастерски, и кто его не читал много потерял. Продолжения первого романа имеют интересный общий сюжет и интересные идеи, но написаны ну …очень на любителя, так что лучше ограничится первым романом цикла (это законченная вещь с четким финалом). Дальше будут спойлеры, но только для вселенной книг – в фильмах Вильнева описанного ниже нет и не будет.

Во Вселенной Дюны человечество заселило Галактику используя компьютеры, потом слишком умные машины восстали против человека, и были уничтожены в ходе всегалактической войны. Теперь компьютеры (и ряд других технологий) под строжайшим запретом – даже калькуляторов нет.

Место компьютеров заняли люди с особыми способностями (ментаты, навигаторы, джессеритки) которые с помощью наркотика спайс, могут видеть будущее. Именно способность видеть будущее позволяет совершать межзвездные перелеты (маршруты прокладывают навигаторы находящиеся под постоянным воздействием спайса). Без спайса вся цивилизация Дюны рухнет, как наша цивилизация рухнет без полупроводников.  По словам главного героя романа без спайса «Люди превратились бы в небольшие изолированные группки на изолированных планетах». А спайс нельзя синтезировать - его можно добывать только в пустынях планеты Дюна.

Почему мир Дюны не такой каким кажется Фантастика, Книги, Дюна, История будущего, Длиннопост

Способность видеть будущее (пусть и ограниченно) дает возможность манипулировать людьми.  Миром скрытно правят люди со спайсовыми сверхспособностями (гилдия Навигаторов и орден ведьм Бене Джессерит). Падишах-император и Великие Дома это лишь марионетки.  Это одна из причин, почему во вселенной Дюны так странно ведутся войны  (армии неорыцарей сражаются на мечах). Эти войны всего лишь ритуальные поединки, за которыми реальные правители мира следят из ложи в бинокль.  Настоящие конфликты происходят скрытно, и решаются иными методами (манипуляциями, убийствами, подменой людей на двойников…). Исключением стала неконвенционная война на Дюне (которая действительно решила судьбу галактики).

Главную особенность вселенной Херберта (человечество под властью пророков-манипуляторов) заимствовали Звездные Войны.  Ведь в ЗВ судьбу галактики определяет конфликт ситхов и джедаев, а те и другие используют силу, которая позволяет видеть будущее и манипулировать людьми.

Почему мир Дюны не такой каким кажется Фантастика, Книги, Дюна, История будущего, Длиннопост

Так как галактикой у Херберта правят люди со сверхспособностями, то к техническому прогрессу они равнодушны, но зато энергично трудятся над улучшением генетики человечества.  По этому техника развивается очень медленно, но человечество стремительно эволюционирует.

Как известно Пол Атрейдес - результат проводимого Бене Джессерит генетического эксперимента по выведению Квизац Хадераха: сверхчеловека способного видеть целиком прошлое, настоящее и будущее.  Сами Бене Джессерит считали появление Пола результатом ошибки (Квизац Хадерах явился преждевременно).  Но на самом деле никакой ошибки не было. В комментариях к первому роману серии Френк Херберт написал

"Это  (цепь событий которая привела к появлению Пола) было явным указанием на то, что вмешался некий фактор с измерениями высшего порядка! Вывод был очевиден: некая сила высшего порядка берёт контроль над источником спайса, однако Бене Гессерит вообще этого не поняли! В свете фактов можно прийти к неизбежному заключению: неэффективное поведение Бене Гессерит в этом деле — результат действия на более высоком плане бытия, о котором они не имели ни малейшего понятия!"

То есть Бене Джессерит (организация которая тайно правит галактикой с помощью закулисных манипуляций) сама стала объектом манипуляций со стороны еще более могущественной, и еще более законспирированной силы.  Кем или чем был этот «сверхманипулятор» - об этом знал только Херберт, а он умер и унес тайну в могилу.

Наличие во вселенной «сверхманипулятора» вероятно связано с таинственным  «Кразилеком» - катастрофой которая уничтожит человечество на всех планетах Галактики.  Атрейдесы, овладев силой Квизац Хадераха, направили человечество по пути, позволявшим избежать Кразилека.  Можно предположить, что «сверхманипулятор» специально создал Атрейдесов для этой миссии, используя Бене Джессерит как орудие

Почему мир Дюны не такой каким кажется Фантастика, Книги, Дюна, История будущего, Длиннопост

В связи с этим я вспомнил пост на пикабу (не могу его найти), где была выдвинута версия, что взбунтовавшиеся машины на самом деле победили в ходе бутлерианского джихада, и человечество во вселенной Дюны, живет под тайной властью разумных компьютеров), которые сдерживают технический прогресс, но развивают недоступные машинам человеческие сверхспособности. Удивительно, но эта версия вполне логично объясняет появление "сверхманипулятора"

Показать полностью 4

Дюна II, что упустили создатели фильма

Дюна II, что упустили создатели фильма Фантастика, Космическая фантастика, Дюна, Фильмы, Литература, Рецензия, Длиннопост, Спойлер

Посмотрел вторую Дюну, и разочарован. Первая часть представляла достаточно точную экранизацию романа, и логика действий героев романа была воплощена на экране. Вторая часть Дюны, это уже не экранизация, а произведение по мотивам. В результате герои утратили логику действий прописанную в романе, а какую то иную логику их поступков сценаристы прописать не смогли.

В романе Пол Атрейдес - результат долгого генетического эксперимента по выведению Квизац Хадераха: сверхчеловека способного видеть прошлое, настоящее и будущее. Пробудить эти способности можно только с помощью наркотика спайса (другое название - меланж). Оказавшись на пропитанной спасйсом планете Дюна, Пол обретает силу пророка, и, сплотив вокруг себя фантатичные племена пустыни, ведет их к победе над галактической империей. В фильме этот сюжет решили усложнить - оказывается среди фрименов есть туповатые фундаменталисты, которые верят в приход пророка (Махди), и умные антиклерикалы которые знают, что все пророки, мессии и проч. проч. это ложь, обман, и опиум для народа. Антиклерикалов возглавляет подруга героя Чани. В романе Чани красивая, но простая девушка из племен пустыни, Пол для нее бог и господин, а за малейшие сомнения в богоизбранности Пола она готова любому глотку перезать (не фигурально, а буквально). В фильме бойкая но некрасивая Чани напротив исповедует научный атеизм, а своего любовника Пола считает фальшивым пророком и фальшивым Махди. Пол с Чани соглашается, и пытается убедить окружающих, что никакой он не пророк.

Дюна II, что упустили создатели фильма Фантастика, Космическая фантастика, Дюна, Фильмы, Литература, Рецензия, Длиннопост, Спойлер

Чани из старой (и никудышней) экранизации, благодаря тонким чертами лица, гораздо больше похожа на героиню романа у которой "лицо эльфа"

При этом скепсис Чани в фильме никак не обьяснен - она ведь не студентка университета Миннесоты, и не отличница ленинского комсомола, а простая девушка из племени бедуинов. Любопытно, что в книге Чани дочь планетолога Льета Кайнса - ученого, который относился к Атрейдесам с обоснованным скепсисом. В фильме можно было бы сделать Чани продолжательницей дела своего отца. Но как раз происхождение Чани, создатели фильма выкинули из сюжета. Чани в фильме совершенно невежественная - когда Пол ей рассказывает про моря на других планетах, она не может поверить в возможность подобного чуда. Из за этого научный атеизм Чани выглядит абсурдом.

Еще более странным выглядит Пол - уж он то точно знает, что может стать настоящим пророком, и настоящим спасителем-Махди, который вернет на Дюну воду. Когда он убеждает окружающих, что мол никакой я не Махди, Пол просто врет. Видимо он не хочет становится пророком (так как чувствует, что лично ему, ничего хорошего пророческий дар не принесет). Это можно понять, если прочесть роман Дюна и его продолджение (про трагическую судьбу Пола), но в фильме такая позиция выглядит страусиной.

Дюна II, что упустили создатели фильма Фантастика, Космическая фантастика, Дюна, Фильмы, Литература, Рецензия, Длиннопост, Спойлер

В фильме оказалась потерянной экологическая линия, основная для Френка Херберта. Одна из главных сюжетных линий романа - конфликт, между двумя программами по озеленению пустынь Арракиса. Фримены живут мечтой, что когда ни будь на Арракисе будут течь ручьи и расти деревья. Планетолог Льет Кайнз работает над постепенным воплощением этой мечты в жизнь - за счет медленной работы по ирригации и озеленению. Атрейдесы предлагают более быстрый и простой путь - завоевать галактику, и использовать ресурсы иных планет, для превращения Дюны в рай.Все это в фильме оказалось потерянным, а несколько сцен фильма связанных с экологической линией романа, оказываются пустой тратой экранного времени (так как не связаны с иными событиями фильма).

Дюна II, что упустили создатели фильма Фантастика, Космическая фантастика, Дюна, Фильмы, Литература, Рецензия, Длиннопост, Спойлер

Гладиаторские бои на планете Харконненов визуально изображены безупречно, но интрига внутри интриги (которую затеял Туфир Хават) исчезла из фильма. Как и вся сложная и драматическая линия Туфир Хавата - ментата Атрейдесов, который оказался на службе барона Харконена. Книжный Фейт-Раутта из хитрого (и внешне привлекательного) мерзавца, превратился в урода-людоеда. Бене Джассерит превращены в тупых как пробка стерв, готовых на любой идиотизм ради власти.

Превращение Пола из способного, но неуверенного в себе юноши, в пророка который видит прошлое и будущее обыграно слабо: Пол очнувшись от транса сообщает, что он теперь пророк который видит множественные картины будущего. И это все - варианты будущего зрителю не показывают. В корткометражке "Майор Гром" просчет героем вариантов будущего и то показан несравненно лучше.

Боевые действия выглядят в фильме красиво, но странно. В романе из за внедрения силовых полей огнестрел и лазеры перестали применять на просторах галактики. Но в пустынях Дюны силовые поля применять нельзя (они привлекают гигантских червей) и потому фримены используют старые добрые винтовки и пистолеты. Однако в фильме (при наличии винтовок, базук и прочего) боевые действия в пустыне сводятся к схваткам на ножах (при полной возможности расстрелять врага на расстоянии).

Дюна II, что упустили создатели фильма Фантастика, Космическая фантастика, Дюна, Фильмы, Литература, Рецензия, Длиннопост, Спойлер

Совсем странной выглядит финальный разгром войск императора. В книге Пол (дождавшись высадки императора на Дюну) использовал для победы свой пророческий дар. Фримены сломили врага внезапной шоковой атакой (под прикрытием пыльной бури, которую Пол предвидел), используя артиллерию (которую Пол Атрейдес заранее тайно подготовил и тайно разместил на позициях). Император до последнего считал, что ему противостят дикари под командованием дикаря, и потому был разбит и взят в плен.

В фильме все эти тонкости убрали. Фримены не имея артиллерии идут плотной толпой в лобовую атаку на заранеее предупрежденного императора (в фильме Пол послал ему вызов на бой с печатью дома Атрейдеса). Их можно расстрлять с воздуха (ведь никакой пыльной бури нет), их можно расстрелять с земли (ведь у фрименов нет защитных полей!), но имперские войска лишь тупо смотрят на атакующих. Затем начинается рукопашный бой. Сардукары (имеющие защитные поля) должны покрошить фрименов - ведь фримены не имеют защитных полей, и совершенно не готовы к такой технике боя. В книге Пол многие годы готовил фрименов к сражению с имперскими войсками. В фильме фримены без всякой подготовки превращают защишенных полями сардукаров в мясной фарш.

Дальше начинается самый большой логический и смысловой провал фильма. В оригинальном романе межзвездные перевозки осуществляет гильдия навигаторов, на огромных кораблях которые никогда не опускаются на поверхность планет. Лихтеры (с войсками, техникой и всем прочим) поднимаются с поверхности планеты грузятся на корабли навигаторов, пересекают на этих кораблях межзвездное пространство, а потом высаживаются на нужную планету. Это единственный способ межзвездных путешествий. Навигаторы строго нейтральны, потому во вселенной Дюны нет звездных войн - войска великих домов за деньги перевозят через нейтральный космос, а сражаются они на поверхности планет. В реальности навигаторы из за кулисы правят галактикой, а всемогущий падишах-император, просто марионетка. Но, ключевой момент! навигаторы могут прокладывать путь между звезд только за счет спайса (который дает мозгу сверхчеловеческие способности). А единственный источник спайса в галактике - планета Дюна. Не будет спайса - межзвездные перелеты станут невозможны, и цивилизация рухнет (а навигаторы просто вымрут - они без меланжа не могут жить). Захватив Дюну, Пол Атрейдес может диктовать свою волю навигаторам - и становится фактическим властелином галактической империи.

В фильме навигаторов из вселенной убрали, так что финал фильма превращается в бессмыслицу. Пол Атрейдес угрожает уничтожить поля спайса, но угрозу он адресует не навигаторам (их в фильме нет), а великим домам, боевой флот которых окружил планету Дюну. Но великим домам на спайс в сущности глубоко наплевать, не нужно быть пророком, чтобы понять это! В романе навигаторы капитулируют перед угрозой Атрейдеса, в фильме великие дома посылают Атрейдеса пустыней. В фильме, ответ на такой облом, Атрейдес объявляет начало звездного джихада, и грузит своих фрименов в космолеты ( захваченные у император?). Что он собирается делать - решительно непонятно. Ведь толпа фрименов в космосе бесполезна - корабли будут просто расстреляны. В романе этой проблемы нет (перевозки осуществляют только навигаторы, а бои идут на поверхности планет, где фрименам нет равных). В фильме навигаторов выкинули, и в результате скатились до совсем убогой космической оперы в стиле янг-эдальт. Получился аналог сериала "Иные" - красивое зрелище при околонулевой логике.

И еще одна мелочь - фримены сжигают в финале сваленные кучами тела врагов. Сцена абсурдная, так как каждая тушка это вместилище драгоценной для фрименов влаги. Сожжение трупов, это для фрименов святотатство и потеря драгоценного ресурса.

P.S. Комментаторы почему то решили, что мои претензии сводятся к отходу от сюжета книги. Но мои претензии иные - сценаристы убрали логический стержень сюжета, так что действия героев фильма выглядят бесмысленными . Снимать фильмы "по мотивам" можно, но при этом должна соблюдатся логика действия (как пример - в фильме "Вспомнить все" радикально изменили сюжет рассказа Ф.Дика, но логика действий персонажей там безупречная)

Показать полностью 4

Мезозойская лягушка взглянула в небо

Мезозойская лягушка взглянула в небо

автор Bill J. Unzen (Orribec)

Попался

Попался Юмор, Мамонт, Первобытные люди, Картинка с текстом
Показать полностью 1

Диалог сегодня

Диалог сегодня Искусство, Жизнь

Я разглядываю фотографию на мобильнике девушки - девушка лежит в джакузи откинув голову на край.

Я - Это Смерть Марата, женский вариант

Собеседница - Это из слова пацана?

Я после паузы - Да

Собеседница - А там точно Марат, а не Адидас?

Я после паузы - Это художник Давид, по мотивам второго сезона нарисовал. Марата зарежут подельники которых он сдал.

Собеседница - А знаю, сейчас это снимают. Ну собственно ничего удивительного, к этому все и шло...

Показать полностью 1

Старшее поколение о жанре фэнтези

"— Что ты, мой батюшка, там за страсти читаешь? Уж не вздумал ли ты пугать нас, отец мой?
Семён Семёнович Теляев мигнул бригадирше и, повернувшись на стуле, сказал:
— Это должна быть ... гм! фантазия!..
— То-то, фантазия! — проворчала старуха. — В наше время фантазий-то не писали, да никто бы их и читать не захотел! Вот что вздумали! — продолжала она с недовольным видом.
"
А.К.Толстой "Упырь" 1841

Старшее поколение о жанре фэнтези Фэнтези, Раньше было лучше, Классика, Текст
Показать полностью 1

Око Творца

Око Творца Натуральные камни, Геология, Крипота

Око Творца - одно из названий глакового агата, полудрагоценного камня, удивительно напоминающего глаз. Хотя данный образец, правильнее было бы назвать око демона

Любитель кошек

Отличная работа, все прочитано!