dashecky

dashecky

На Пикабу
2140 рейтинг 0 подписчиков 6 подписок 5 постов 1 в горячем
Награды:
5 лет на Пикабу

Метафора в текстах Монеточки, Земфиры, Оксимирона и Дайте танк

В школе я терпеть не могла унылые примеры к средствам художественной выразительности. Для исправления этого недоразумения, написала текст про метафору пару лет назад. Подумала, что сейчас он может пригодиться тем, кто сдаём экзамены, а также будет интересен далёким от гуманитарных наук пикабушникам.


Что такое метафора? Образное сравнение, как учат нас в школе. Действительно, учат правильно, но вот выбранные примеры не всегда находят отклик в подростковом сердечке. Сделала подборку примеров своей мечты из текстов современных песен.


Метафора – это когда с помощью нескольких слов автор создает такой образ, от которого нам хочется плакать, смеяться, улыбаться. Который, возможно, переворачивает наше сознанание. Заставляет задуматься.


На "Пикнике Афиши" в 2015 году Земфира назвала песню "Lightballs" лучшей из написанных за последнее время. Не будем размышлять на тему "что сказал автор", а просто возьмём одну ключевую строчку:


Время сжигать мосты, время искать ответ,

И менять сгоревшие лампочки...


Здесь использовано две метафоры: одна фразеологическая (то есть устоявшаяся в языке), а другая – авторская. Обе означают примерно одно и то же: прощаться с прошлым. При этом авторская метафора "менять лампочки" ещё и предполагает, что устаревшие ценности и установки можно поменять на новые. Это песня про переломный момент жизни и про душевные метания.

Вышедший в 2018 году альбом певицы Монеточки привлёк к себе много внимания: тексты песен не просто талантливы, они затрагивают очень широкий спектр тем. 20-летнюю Елизавету Монету волнуют вопросы не только личные, но и гражданские. В песне "Русский ковчег" наша родина представляется помещенной в плывущий (и недавно только всплывший) ковчег:


Разбитый ковчег

Всплывает со дна,

И вечно жить нам,

И вечно плыть нам.

Искать счастье там,

Где плачут даже

Иконы страшных пятиэтажек.

Образ ковчега отсылает нас к самому известному ковчегу – Ноеву. Он был построен, чтобы спастись от потопа.

Так же и у нас есть проблемы внутренние:

Мы плывем так давно, что забыли откуда мы, куда мы,

Из какой вышли пристани, и какой приз в конце


И есть проблемы внешние:


Цепи-цепи тянут на дно

В сети-в сети к осьминогам,

К браконьерам в логово, но

Много нас, а их немногоя

Говорят, что причала нет, мы обречены, и где-то

Кто-то злой на нас без конца с берега пялится,

ГМО, НЛО присылает от Сатаны с приветом...


В общем, те, кто относится к Монеточке не очень серьезно – это вы зря.

Оксимирон читает свои тексты так быстро, что иногда даже не успеваешь вдуматься в метафору. Но для того и нужна настоящая поэзия – чтобы читать и перечитывать, вслушиваться и каждый раз находить что-то новое.


Метафоры у Оксимирона проявляются даже в небольших деталях. Песня "Город под подошвой" начинается со строк:


Боль в груди — там тайничок, открытый фомкой, не ключом

Эта метафора не сразу считывается, потому что мало кто знает что такое фомка.


Фомка (разг.) – небольшой лом с загибом и гвоздодёром на конце, инструмент взломщика

Так, мы понимаем всю боль в сердце лирического героя, в которое варварски проникли с помощью лома.


Ещё из песни "Город под подошвой":


Бомбу ночью сочинял, что есть мочи начинял


Лирический герой сравнивает своё новое произведение, над которым работает, с бомбой.

Это устоявшаяся метафора: бомба – это что-то, что создаст эффект бомбы при появлении. То есть в данном случае: потенциально очень крутая песня. И так как он сочиняет бомбу, то и глагол подбирает, который используют применительно к созданию бомбы – начинять.

Дайте танк (!) – недооцененная (на мой взгляд) группа, у которой очень неплохие тексты. Возьмём вот песню "Спам":


Ты так ждал этот знак свыше,

Но отметил его как спам.


Мы часто ждем какого-то особенного знака, чтобы что-то сделать. Автор обыгрывает нежелание видеть знаки через известное нам всем простое действие: не открывая письма, отправить его в спам как что-то ненужное.


И вот еще:


Не переживай, мы сто раз делили на ноль,

В правой руке держали вилки, в левой – ножи.


То есть, мы много раз делали невозможное и нарушали правила.

Приведенные тексты очень разные, но все они доказывают, что русский язык жив, что новые метафоры придумываются. И что важно: не на устаревшем языке XIX века, а на том, который мы с вами используем каждый день.

Показать полностью 4
Отличная работа, все прочитано!