При слове "якорь", почему-то всегда представлялось здоровенное грузило на веревке, которое бросают с пиратского корабля. Потом память напрягалась и услужливо подсовывала картинку солидной железяки, которая валялась в каком-то приморском месте ввиде украшения. Выглядела железяка допотопной и не очень настоящей. В общем скукотища...
И вдруг на глаза попалась коллекция из нескольких десятков якорей в Британском морском музее. Коллекция была частной. Не верилось, что эта вроде простая вещь, имеет так много вариантов.
Слово «якорь» можно считать интернациональным. Вот как оно пишется и произносится на нескольких современных европейских языках:
итальянскии — Ancora (анкора);
французский — Ancre (анкэр);
английский — Anchor (энкор);
испанский — Ancla (анкла);
немецкий — Anker (анкер);
норвежский — Anker (анкер);
датский — Anker (анкер);
шведский — Ankare (анкар);
голландский — Anker (анкер);
финский — Ankkuri (анкури).
Везде есть общий корень «анк».
Древние греки называли железный якорь словом «ανχνρα» — «анкура» - от корня «анк».
От древнегреческого «анкура» образовалось латинское слово «ancbora», которое позже перешло в другие языки Древней Европы.
На русский это слово переводится как «крюк», «кривой» или «изогнутый»
История якорей началась давно. Якорь, скорее всего, изобрели одновременно с водоплавающими средствами. Самым простым и самым первым типом якоря были камни, обвязанные канатом, или несколько камней уложенные в корзины, мешки, или сети. Или камни с дыркой.
Позже камни стали специально обрабатывать, в них делали желоба и отверстия, в которых крепились заострённые колья.
Цивилизация двигалась вперед с бешеной скоростью: народ начал пользоваться металлами. Продвинутой публике надоело бегать по берегу в поисках здоровенных камней с дырками. К тому же желающих было много, а подходящих камней мало.
Поумневшие моряки решили делать якоря из дерева и металлов. Произошло это знаменательное событие где-то приблизительно на рубеже 2-го и 1-го тысячелетий до н. э.
И тут предки разработали несколько прогрессивных конструкций:
В районе Южно-китайского моря появился МАЛАЙСКИЙ якорь. Его делали из твёрдого дерева, а отдельные части связывали канатом. На верху веретена привязывали груз — специально подогнанный камень. Поперечный шток находился внизу. У этого якоря был только один рог, которым он должен был цепляться за дно и держать судно.
Китайцы додумались до двурогого якоря приблизительно в конце 1-го тысячелетия до н. э. Они делали его из прочного дерева, окованного железом. Шток был расположен в нижней части.
Приблизительно конце 1-го тысячелетия до н. э. в Средиземноморье появился римский судовой якорь. Его отливали из бронзы или выковывали из железа. В верхней части, под скобой для каната, находился деревянный шток. По такому же принципу делали и деревянные якоря с тяжелым свинцовым штоком, который был нужен для затопления якорного каната. Якорь высоко ценили, и на всякий случай, снабжали разными священными надписями.
Железный якорь, который был найден аквалангистами близ Италии в 1966 году. Его вес равнялся 545 кг и принадлежал, по надписи на рогах якоря, древнеримскому купцу Асициусу. Тут видны две особенности якорей той эпохи: во-первых - отсутствие на рогах лап, а во-вторых - металлический шток, который был съемным. Также якорь был обшит деревом, чтобы не повредить острыми частями обшивку судна.
Якорь галеры римского императора Калигулы (12–41 гг.)
А дольше понеслось.. .
Предки резвились, как могли, изобретая разнообразные конструкции якорей.
Кованый двурогий железный якорь со штоками появился примерно в 7 в. до нашей эры.
В течение столетий его довели до совершенства, и с 1847 г. такой якорь стал называться адмиралтейским (якорь Паркера).
Якоря были разными, но в принципе, все имели одни и те же элементы.
В 19 веке, пыл в этой области, почему-то не угас, а совсем наоборот. Инженеры якоря любили, и не ленились их изобретать. Якоря гордо носили имена своих создателей, которых, было ну ооочень много.
Якорь Холла
Шарнирный якорь 1812 года
И это только крошечный кусочек всего разнообразия!