Ездовой спорт в условиях города миллионика
4 поста
1. Все собаки невероятно разные по характеру. Не бывает не просто одинаковых, но даже похожих. Несмотря на то, что воспитывались в одних условиях.
2. В питомнике вожак - каюр. Ведь чтобы собаки смогли выяснить кто из них главный - нужно допустить драку, что неприемлемо. Каюр - главный, решает кто с кем бежит, куда бежит. Если эта иерархия не выстроена далеко вы не уедете. Для успешной работы вы должны быть авторитетом для собак, это приходит с опытом и со временем.
Драки в моем присутствии недопустимы вовсе, максимум можем поворчать. Когда с собаками Саша (моя девушка) - нет нет и началось. А я говорил ей, что надо начинать каюрить:)
3. Есть универсальные собаки, работающие в любой позиции упряжки и с любым "коллегой" в паре. А есть те, кто друг друга не переносят и могут работать только в разных упряжках. Есть бегающие только слева собаки или только сзади. Не говоря уже о позиции лидера. Пока, на 10 собак только Аризона может бежать полноценным лидером. В начале сезона, когда Ари пропускала тренировки по причине течки - одно и тоже расстояние с другим лидером(Говард, Сардар, Кында и вообще все) - мы проходили почти в два раза дольше.
4. Собаки, как и люди - все абсолютно разные. На вопросы "почему этот умнее другого?", "почему у этого карие глаза, а у этого голубые?", "почему этот пушистый, а этот короткошерстный?" и т.д. можно легко ответить, задав такие же вопросы про себя. Почему у вас карие глаза и толстые пальцы?
5. Собаки одинаково шумно-радостно реагируют на миску с едой и на тренировочную шлейку.
6. Собаки любят бег и тренировки. Но ко всему нужно подходить с умом.
7. Тренировки - это работа для собак и (опять же по аналогии с людьми) как бы они не любили свою работу, им нужен выходной. Чтобы собаки не переутомлялись крайне важно соблюдать режим труда и отдыха.
8. 80% работы занимает бытовуха: уборка вольеров, тренировки, кормежка, вычесывание собак, работы лопатой (откапывать будки, чистить территорию и т.д.), раскладывание подстилки в будки зимой, ее замена в течение сезона и уборка по весне, ремонт снаряжения, нарт, техники, куча хозяйственный работ... и только 20% - то, чем восхищаются многие - катание на слаженной упряжке по белоснежным просторам.
9. Коммерческий прокат - это не гонка. Поэтому если вы решили покататься на упряжке - не нужно ждать от собак космической скорости. На тренировках мы наоборот работаем с тормозами и замедляем скорость, чтобы собаки учились сохранять силы и энергию. Чем выше скорость - тем быстрее расход энергии и выше риск травм. Стабильная небыстрая рысь - идеальный формат долгосрочной работы.
10. Да, собаки бегут вверх медленнее, чем вниз и это не говорит о том, что они устали. Это бессердечная сука - гравитация.
11. Но да, собаки устают. Они ведь не роботы. Наверное, самая важная из задач каюра сделать так, чтобы собаки были готовы к этой нагрузке. Марафонцы тоже устают, когда пробегут 50 км, но это не значит, что они к этому не готовы
12. Собаки отлично запоминают трассы и направления. Иногда собаки лучше чувствуют по какому пути нужно идти, и здесь уже речь об абсолютном доверии к лидерам. На сколько ты понимаешь их ход мыслей и на сколько они чувствуют тебя.
13. На тренировке нельзя отпускать нарту, если ты не забил в снег якоря. Нельзя. Даже если упал. Без каюра собаки убегут вперед и бежать за ними можно очень долго. Они очень импульсивны: если рвется в бег один - побегут все.
Это ещё далеко не все пункты, но, наверное, самые основные.
Меня очень радует, что абсолютно все наши собаки прекрасно уживаются с кошкой.
Да, кто-то из них был приучен к Джини со щенячества, но кто-то, не будем показывать пальцем ̶А̶р̶и̶з̶о̶н̶а̶ , очень хотел её съесть. Всего-то пять-шесть месяцев работы и теперь все могут дружить :)
Больше моих собак и моих статей в группе в ВК - https://vk.com/heartofsaha
На Крайнем Севере собака на протяжении многих сотен лет оставалась единственным домашним животным. Она была и сторожем, и проводником в мир мертвых (но это отдельная история), и идеальным транспортом.
Наверное, ездовая собака — единственное животное, которое работает с удовольствием. Если ты хоть раз увидишь, как упряжные псы возбужденно повизгивают перед поездкой, тебе станет мучительно стыдно за дни и годы, проведенные в пучине прокрастинации.
"В езде на собаках русские и чукчи стоят выше всех, кого мне приходилось видеть." Руаль Амундсен Великий полярный исследователь
(Для экспедиции на Южный полюс в 1911 году Руаль Амундсен закупал собак в России. На фото — транспортировка груза на склады, устроенные по дороге к полюсу)
У северных народов сложилась почти совершенная система передвижения на собаках. И сама упряжь, и практика дрессировки, и нарты — все это было отточено в борьбе за выживание. Классические северо-восточные нарты до сих пор остаются лучшим решением для езды на собаках. Они сделаны без жестких креплений: все части привязаны друг к другу ремнями и поэтому практически не ломаются. Если какая-то из подпорок (копыльев) и выйдет из строя, ее легко заменить подручными материалами. А чукотские псы оказались лучшими из ездовых пород. Когда их впервые привезли на Аляску, их сначала обзывали «крысами» из-за относительно компактного телосложения, а потом они стали выигрывать одну гонку за другой. К слову, хаски были выведены как раз из тех «крыс».
К началу 20-х годов XX века, то есть к приходу на Крайний Север советской власти, собачьи упряжки оставались самым эффективным средством передвижения в Заполярье. Они были лучше, чем олени, которым требовался ягель и которые с трудом передвигались по льду; лучше, чем лохматые якутские лошадки, — примерно по тем же причинам. И уж точно надежнее, чем тогдашняя моторная техника (но про это мы тебе в другой раз расскажем). А везти собаки могут вдвое больше собственной массы, то есть 40-50 кг на одно животное. Упряжка из двенадцати псов тянет 600 кг. И при этом никаких проблем с кормом. Собак на севере обычно кормили рыбой, часто — красной, поскольку в реках ее было полно. Что удивительно, такая диета им ничуть не вредила. Зимой, то есть примерно 7-8 месяцев в году, рыбу хранили замороженной. Оттаивали ее только перед кормлением, да и то не всегда. Собаки без вреда для себя трескали лосося и семгу и в таком виде, но мороженая пища усваивается хуже, и ее нужно больше.
Щенки ездовых собак едят от пуза, но в возрасте около восьми месяцев молодые псы сами начинают питаться умереннее
Освоение Севера в советское время шло семимильными шагами. Это была шикарная площадка для патриотических полярных реалити-шоу и перспективная сырьевая база. Помимо тех, кого везли в Арктику против воли, туда рвались еще и энтузиасты — ученые и путешественники. Это потом, при развитом социализме, народ ехал туда за длинным рублем, а поначалу — за приключениями и ради ощущения важного для страны дела. Разумеется, быстро развилась советская школа ездового собаководства. Появились курсы подготовки каюров — погонщиков. Но и до того русские купцы и охотники, жившие на Севере, пользовались собаками. Однако как отрасль народного хозяйства ездовое собаководство возникло уже после революции. Вместе с народным хозяйством.
Поскольку социализм — это учет и контроль, собак на Севере первым делом пересчитали. То есть посчитали не только их, но и их тоже. По данным переписи 1926–1927 годов получилось 54 483 лохматые головы, и дальше поголовье только увеличивалось. На собаках стали доставлять почту. На Камчатке в 1934 году письма перевозили 1200 собак. На Сахалине этим занималось около 1000 собак. Конечно, люди тоже участвовали, но в основном на руководящих должностях. Разумеется, пригождались ездовые псы и в работе полярных станций и экспедиций.
А еще оказалось, что без собак не летают самолеты. Потому что им очень нужны запчасти и горючее, которые нужно доставлять из морских портов, например. Когда в 1936 году ледокольный пароход «Челюскин» раздавило льдами в Чукотском море, а экипаж и пассажиров два месяца снимали с этих самых льдов с помощью авиации, все собачьи упряжки Чукотки (вообще все) пришлось призвать на обслуживание аэродрома.
Дальше стало еще интереснее: выяснилось, что ездовые псы незаменимы в армии. Во время советско-финской войны собак привлекли для перевозки полевых радиостанций, боеприпасов и, главное, раненых. А во время Великой Отечественной собаки так круто проявили себя в качестве санитаров, что в дело пошли практически все псы, которых удавалось поймать или купить у населения на освобожденных от фашистов территориях. Ну и в Германии в том числе. В упряжку пытались ставить даже борзых. Они, правда, проявили себя скверно, потому что возили нарты с раненым слишком быстро.
Если ты хоть что-то читал о Севере, сейчас пора спросить: а как же их успевали дрессировать на войне? Вопрос резонный, дрессировка собак по классической северной схеме требует долгих месяцев. Еще желательно, чтобы в упряжке были животные из одного помета, то есть привыкшие друг к другу с детства, чтобы им не надо было выяснять, кто кого главнее. В собачьей команде это важно, почти как у людей. А вот вожака упряжки, бывало, тренировали и год, и два. Углубленный курс, стажировка рядом с опытными товарищами. На фронте же собак готовили буквально за две-три недели. Помогали два фактора. Во-первых, погонщик упряжки находился с животными круглосуточно. Буквально спал и ел рядом с ними. Полного взаимопонимания удавалось достичь очень быстро. Во-вторых, упряжки были маленькие, по две-три собаки, так что во время учебы и они видели погонщика все время, и он контролировал каждую. В итоге псы понимали человека без слов. Он шел — они за ним, он ложился — и они ложились. Самым сложным было отучить собак лаять, чтобы не выдать местоположение, но и этого добивались (увы, не только пряником). Сколько всего санитарных ездовых собак трудилось во время войны, неизвестно, но, по приблизительным оценкам, десятки тысяч.
Магаданская область. Чукотский национальный округ. Пастух колхоза имени Жданова следит за стадом оленей. 1968 г.
Увы, эпоха ездовых собак закончилась даже раньше, чем распался Советский Союз. Вертолеты, вездеходы и «Бураны» вытеснили псов из утилитарной транспортной ниши, и теперь мы занимаемся этим для души и по зову сердца. Но это уже совсем другая история :)
Больше моих собак и моих статей в группе в ВК - https://vk.com/heartofsaha
Хоть и с небольшой задержкой, вообще день ездовых собак 2 февраля, но все же.
Статья о том, как и почему именно второго)
Айдитарод. С 1925 до наших дней.
Хоть сама гонка и берет свой отсчет с 1973 года - отсылает своим маршрутом и местом проведения именно к 1925 году. (Именно поэтому я считаю что у гонки в этом году юбилей) Но если сейчас это спортивное соревнование, то в 1925 году, так называемая гонка - критическая необходимость для спасения сотен жизней. Речь о Великой Гонки Милосердия. Гонка, не в привычном понимании этого слова. По своей сути, больше она была похоже на эстафету, ибо было 20 каюров, полторы сотни собак и 1085 километров. Но и "соревновательный момент" был. Все участники бежали наперегонки с самой смертью.
Но зачем?
Потерять собак, обморозить конечности, да и умереть в конце концов. Риски вполне себе реальные и если каюры не погибли, то собак по разным источником погибло от 5 до 12.
Все ради спасения жителей поселка Ном. Именно в нем, разгоралась эпидемия опасной на тот момент болезни. Но ниже - обо всем по порядку.
20 января 1925 года доктор Уэлч ставит диагноз дифтерии трёхлетнему ребёнку, на этот раз правильно. Дифтерия — очень опасная бактериальная инфекция, возбудителем которой выступает дифтерийная палочка Corynebacterium diphtheriae. Доктор знал, что в подобном случае следует ввести больному дифтерийный антитоксин, формирующий пассивный иммунитет против дифтерии. Необходимая иммунная сыворотка имелась в местной больнице, но проблема состояла в том, что партия антитоксина датировалась 1918 годом, и была просрочена. Также просроченный антитоксин имелся в недостаточном количестве, всего лишь 75 тыс. единиц, а в случае разразившейся дифтерии необходимо было иметь запас сыворотки в не менее чем 1 млн единиц.
Летом 1924 года Уэлч заказывал свежую сыворотку в необходимом количестве, но к комиссару здравоохранения заказ поступил уже после закрытия порта Нома на зиму, и сыворотка не была доставлена пароходом. Доктор не рискнул вводить ребёнку просроченный антитоксин, и на следующий день ребёнок умер. 21 января 1925 года дифтерия на последней стадии была диагностирована у семилетней девочки, и доктор ввёл ей просроченный антитоксин в количестве 6 тыс. единиц. Девочка умерла в тот же день.
Уэлч связался с мэром Нома Джорджем Мейнардом и заявил, что грядёт эпидемия, в группе риска находятся ранее не переболевшие дифтерией дети, а также взрослые. Чтобы остановить распространение заболевания, необходима свежая сыворотка. Городской совет при мэре Нома немедленно объявил карантин. Вечером 22 января доктор Уэлч радиотелеграфом известил все крупные города Аляски и губернатора Скотта Корделла Боуна в административном центре штата Джуно о сложившемся положении, и одновременно потребовал от Службы общественного здравоохранения США в Вашингтоне (структурного подразделения Министерства здравоохранения и социальных служб США) свежий антитоксин.
24 января умерли ещё два ребёнка, диагноз дифтерии поставлен уже 20 детям, а 50 находились в группе риска. В тот же день, на заседании Совета по здравоохранению суперинтендант (управляющий) горнодобывающей компании Hammon Consolidated Gold Fields Марк Саммерс предложил организовать эстафету на собачьих упряжках, организовав две команды. Одна команда, с партией антитоксина, должна стартовать в городе Ненана (где находилась железнодорожная станция), а другая отправиться ей навстречу из Нома, чтобы в точке встречи, городе Нулато, забрать сыворотку. Каждой из двух упряжек предстояло пройти свою часть маршрута на пределе своих возможностей, чтобы вовремя доставить сыворотку. Движение по маршруту предполагалось безостановочным, без перерывов на ночь и невзирая на погодные условия. Общее расстояние от Ненаны до Нома составляло 1085 км, а в поселении Калтаг, на расстоянии 454 км от Нома, трасса из Ненаны выходила на трассу Айдитарод. (Вот откуда современное название гонки)
Расстояние от Нома до Нулато составляло 512 км, и пробег «туда и обратно» должен был совершить заводчик сибирских хаски норвежец Леонард Сеппала, 8-летняя дочь которого Сигрид также находилась в группе риска. Рассматривался и альтернативный вариант доставки антитоксина по воздуху, самолётами так называемой «огородной авиации», предложенный мэром Мейнардом. Но вариант был отвергнут, в распоряжении имелись лишь бипланы времён Первой мировой войны J-1, но при открытой кабине и водяном охлаждении двигателя они признавались ненадёжными для зимних полётов. Вдобавок, опытные пилоты этих самолётов находились зимой в США, поскольку на зиму самолёты разбирались и отправлялись на хранение.
Карта исторической трассы Iditarod Trail и современной Национальной исторической трассы Iditarod на Аляске (США)
Маршрут современной гонки. Маршруты гонки чередуются, по чётным годам — «северный», нечётным — «южный». Через сам Айдитарод гонка проходит только по «южному» маршруту. Часть «исторического маршрута» от поселка Ненана до послека Руби - отсутствует.
Решение было принято в пользу эстафеты на собачьих упряжках, и Сеппала начал готовить команду из 20 собак с вожаками Того и его сводным братом Фритцем к предстоящему пробегу. Того уже был стар по собачьим меркам, ему 12 лет, но Сеппала был уверен, что пёс сможет провести упряжку на невероятное расстояние.
Ближайший дифтерийный антитоксин в количестве 300 тыс. единиц находился в Анкоридже, городе в южной части Аляски, куда партии сыворотки свезли из близлежащих больниц и аптек. Главный хирург больницы (что соответствует главному врачу российской больницы) отправил партию сыворотки по железной дороге из Анкориджа в Ненану, куда она прибыла 27 января.
Триста тысяч единиц антитоксина — это меньше трети от необходимого для обуздания эпидемии количества медикамента, но этого достаточно на первый случай. Тем временем Служба общественного здравоохранения США отправила хранящийся в больницах западного побережья страны дифтерийный антитоксин в количестве 1,1 млн единиц в Сиэтл, откуда его предполагалось перевезти на пароходе в порт Сьюард на Аляске, недалеко от Анкориджа, с прибытием не раньше 7 февраля 1925 года. 27 января Сеппала выехал из Нома в Нулато с упряжкой из 20 собак. Губернатор Боун изменил первоначальный план и приказал вместо одной упряжки из Ненаны организовать эстафету до Нулато. Дополнительные каюры нашлись без проблем: почта между Фэрбанксом и Уналаклитом доставлялась каюрами компании Northern Commercial Company, высокооплачиваемыми почтальонами Почтовой службы США, в основном потомками коренных жителей Аляски — индейцев и эскимосов, и их известили по телефону и телеграфу о необходимости дежурить в своих придорожных стоянках в ожидании прибытия эстафеты, чтобы провезти сыворотку по своему участку маршрута. Из Нулато до Нома сыворотку по-прежнему должен был доставить один Сеппала.
Но погода, набирающая обороты эпидемия, а так же каюры внесли свои коррективы.
27 января каюр первой упряжки из Ненаны Уильям Шэннон по прозвищу «Дикий Билл» и с репутацией горького пьяницы, получил на вокзале в 23:00 упаковку медикамента и отправился в путь на упряжке из девяти собак при очень низкой температуре воздуха, несмотря на совет дождаться утра. Зима 1925 года выдалась на Аляске самой суровой за последние 20 лет, да и световой день длился в это время года на широте Нома всего семь часов. Температура воздуха в районе гонки все дни составляла порядка −35 °C, но при ураганных ветрах эта температура ощущалась как убийственные −65 °C.
Ампулы с драгоценной сывороткой помещены в стеклянные флаконы, обёрнуты в тёплые одеяла и окончательно упакованы в металлический цилиндр весом чуть более 9 кг, завёрнутый в меха. Существовала опасность порчи антитоксина на морозе, и каюрам вменено на каждой стоянке подогревать антитоксин, а чтобы они не забывали это делать, к упаковке прилагалась подробная письменная инструкция. Собаки в упряжке неопытны, их вёл 5-летний вожак Блэки. Собаки тянули сани по гладкому льду притока Юкона реки Танана, Шэннон бежал трусцой рядом с санями, чтобы не замерзнуть. До придорожной станции в Минто Шэннон прибыл в 3 часа ночи с обмороженным лицом. После 4-часового отдыха он оставил на стоянке на попечение смотрителя трёх собак, которые не смогли подняться на ноги, и продолжил путь с оставшимися шестью собаками. 28 января в 23:00 Шэннон прибыл на стоянку в Толоване и передал драгоценный груз каюру Эдгару Калландсу, а сам после отдыха возвратился в Ненану, забрав в Минто своих трёх собак, две из которых умерли на обратном пути. В следующий пункт маршрута, Мэнли-Хот-Спрингс на расстоянии 50 км от Толованы, Калландс прибыл без особых происшествий в 16:00, если не считать, что примёрзшие к рулевой дуге саней руки каюра пришлось обливать горячей водой.
Эстафета перешла к следующим двум каюрам, Дэну Грину и Джонни Фолджеру, которые доставляют в два приёма груз из Мэнли-Хот-Спрингс до Тананы через Фиш-Лейк за оставшуюся часть дня и ночи. В ходе эстафеты 29 января сыворотку доставили ещё шесть каюров (Сэм Джозеф, Титус Николай, Дэйв Корнинг, Гарри Питка, Билл Маккарти и Эдгар Ноллнер), преодолев расстояние от Тананы до Галены в 274 км. В Галене самый молодой из каюров, 21-летнй Эдгар Ноллнер, загнав по дороге семь собак аляскинской породы маламут, 30 января передал посылку своему брату Джорджу Ноллнеру. Эдгару Ноллнеру было суждено пережить всех принимавших участие в гонке каюров, он умер 18 января 1999 года в возрасте 95 лет.
Принявший от своего брата эстафету Джордж Ноллнер только что женился, но ради участия в гонке оставил жену дома и отправился в путь на упряжке Эдгара. Тем временем в Номе сообщается ещё о двух случаях дифтерии, ситуация обсуждается по всей стране в СМИ и по радио. На всей территории США царит рекордно низкая температура, под Нью-Йорком замёрзла река Гудзон, а территория Аляски практически парализована. 30 января антитоксин продолжает перемещаться по маршруту эстафеты, вожаки собачьих упряжек теряют сознание от обморожения, и 12-му каюру в эстафете Чарли Эвансу, внуку одного из последних великих вождей атабасков, приходится встать на их место и вести за собой тянущих сани ездовых собак; к моменту прибытия в Нулато две собаки из упряжки загнаны насмерть. Эстафета второго этапа гонки перешла к каюру Томми (или «Пэтси») Патсону.
Тем временем в Номе уже 27 заболевших, и ещё один смертельный случай, город выглядит заброшенным, из-за карантина, запасы антитоксина исчерпаны, и жители Нома надеются лишь на героизм везущих спасительную сыворотку каюров и собак. Вновь муссируется идея доставки антитоксина в Ном авиацией, но опытные пилоты её отвергли.
Пресса, комментируя ситуацию с доставкой антитоксина, разражается потоком едких статей, и губернатор Боун принял решение увеличить число каюров с упряжками на участках второй половины маршрута от Нулато к Ному. Число движущихся на восток навстречу сыворотке упряжек было увеличено, передача сыворотки Сеппале перенесена на 177 км ближе к Ному, из Нулато в Шактулик, и на оставшихся от Головина до Нома 125 км размещались ещё три упряжки, с каюрами Чарли Олсоном, Гуннаром Каасеном и Эдом Роном на станциях Головин, Блафф и Порт-Сейфти.
В число вновь привлечённых каюров второго этапа эстафеты оказался включён коллега Сеппалы каюр и бывший золотодобытчик норвежец Гуннар Каасен, также служащий компании Hammon Consolidated Gold Fields. Выехавший ранее из Нома Сеппала об изменениях плана не знал ввиду отсутствия с ним связи — его маршрут пролегал мимо станций с телефонной и телеграфной связью.
Самым опасным участком второй половины эстафеты считался кратчайший путь через замёрзший паковый лёд залива Нортон в Беринговом море на западном побережье Аляски — «спрямление» пути позволяло выиграть день. Опасность пересечения залива по льду состоит в наличии во льду трещин, непостоянстве толщины льда и опасности провалиться в воду. Этот самый сложный участок трассы предложено пройти Сеппале как самому опытному из каюров, тем более, что ранее он уже неоднократно пересекал залив по льду. Доверить драгоценную сыворотку другому участнику гонки на этом участке организаторы эстафеты не решились.
В некоторых источниках приводится невероятная история о том, что в ходе Великой гонки милосердия при пересечении упряжкой Сеппалы залива Нортон по льду льдину с упряжкой оторвало от ледяного поля и носило по заливу, а когда её вновь прибило к берегу, Того с постромками в зубах выплыл на берег, куда ранее уже выпрыгнул Сеппала, что позволило Сеппале подтянуть льдину с санями и собаками к берегу. При всей неправдоподобности истории нечто подобное, если верить изданной в США в 2005 году книге The Cruelest Miles. The Heroic Story of Dogs and Men in a Race Against an Epidemic авторов Гей Солсбери и Лейни Солсбери, произошло в действительности, но не в 1925 году, а ранее, при одном из неоднократных и подтверждённых пересечений Сеппалой залива по льду.
Тем временем Пэтси преодолел 58 км своего участка маршрута по Юкону, и в городе Калтаг передал посылку каюру Джеку Ни́́колаю, последнему атабаску в эстафете и легенде Юкона, низкорослому человеку необычайной физической силы по прозвищу «Джекскрю», который после преодоления Калтагского перевала длиной 300 метров доставил 31 января сыворотку в «Приют престарелых женщин». Через несколько лет Джека ждала нелепая и ужасная смерть — его загрыз медведь гризли. Далее посылку до города Уналаклит на побережье Берингова моря доставил каюр Виктор Анагик; эстафету в условиях безнадёжно испорченной погоды, упавшей температуры и усилившегося до штормовой силы ветра подхватывает каюр эскимос Майлз Гонангнан, который доставил сыворотку до города Шактулика.
Сыворотку должен принять Сеппала, но его в Шактулике не было, он ещё не прибыл. На станции Гонангнан застал лишь подменного каюра эскимоса Генри Иваноффа (потомка первых русских поселенцев на Аляске). Сеппала, о местонахождении которого к этому времени не имелось никаких вестей, уже приближался к Шактулику с севера. Генри подогрел сыворотку и отправился с антитоксином на поиски Сеппалы, в условиях понизившейся температуры. Через примерно километр пути увидевшие одинокого оленя собаки запутались в упряжи и встали. Страшно ругаясь и распутывая собак, Генри, к счастью, заметил проходящую неподалёку и направляющуюся в Шактулик упряжку Сеппалы. Сеппала видит Иваноффа, но не зная об изменениях в плане гонки и не предполагая, что Иванофф имеет какое-то отношение к ней, проехал мимо. Генри бежит за упряжкой Сеппалы, истошно крича «Сыворотка, у меня здесь сыворотка!» Сеппала услышал крик, остановился, принял сыворотку, развернул сани и без отдыха отправился в обратный путь.
Сеппале предстоит пройти по маршруту 146 км, от Шактулика до Головина. Чтобы срезать дорогу и сэкономить день, Сеппала принял решение пройти 32-километровый участок маршрута между мысами Деби и Декстер по льду залива Нортон. Он пытался на слух уловить звуки трескающегося льда, но всё заглушал рёв ветра. Было уже темно, и вся надежда Сеппалы на вожака упряжки Того. И Того не подвёл; после преодоления 135 км Сеппала привёл упряжку к 20:00 к Айзекс-Пойнту. Сеппала с собаками согревался и отдыхал в течение шести часов в эскимосском иглу с семьёй эскимосов, и в 2 часа ночи вновь в метель отправился в путь. Залив, который ему в труднейших условиях удалось пересечь накануне, за ночь полностью освободился ото льда.
Когда до Головина оставалось 80 км пути, ветер дул уже со скоростью 29 метров в секунду, и Сеппала направил упряжку вновь на паковый лёд залива. Путь по льду вдоль береговой линии был связан с огромным риском ввиду начавшего раскалываться льда, но Сеппала пошёл на осознанный риск, чтобы избежать необходимости обходить скалистые утёсы на берегу. Гребень длиной 13 км вёл на вершину горы Литтл-Маккинли — это был последний отрезок маршрута Сеппалы. В Головин Сеппала прибыл в 15 часов 1 февраля, до Нома оставалось 125 км. Кроме вожака Того, лидирующей собакой в его упряжке был и Скотти.
Число случаев дифтерии в Номе достигло 28, а каюры везут партию антитоксина, достаточную для лечения 30 человек. В условиях усилившегося до скорости 36 метров в секунду ветра мэр Мейнард и доктор Уэлч приняли решение приостановить эстафету, взвесив риск задержки прибытия антитоксина с риском полной его потери в пути. Сыворотке предстоит после прибытия с упряжкой каюра Гуннара Каасена в город Соломон переждать непогоду. Но распоряжение о приостановке гонки удаётся передать по телефону лишь до двух ближайших станций, Порт-Сейфти и Соломон, самая дальняя из которых находится на расстоянии всего 48 км от Нома, с остальными станциями на пути сыворотки связь оборвалась.
Чарли Олсон, получив в Головине посылку от Сеппалы, сбился с тропы, при экстремально низкой температуре начал укрывать собак одеялом и обморозил себе руки. В таком состоянии он прибыл в Блафф в 19:00. Каюр следующего этапа Гуннар Каасен решил переждать бурю, для чего дождался 22 часов. Но ветер только усиливался, и Каасен отправился в путь, опасаясь, что трассу вскоре полностью занесёт. Ветер встречный, упряжку ведёт собака Балто. Видимость настолько плоха, что каюр временами даже не видит запряжённых ближе всего к саням собак, а это буквально 4-6 метров.
Преодолевать приходится не только снежные заносы, но и разливы рек. Путь пролегал в темноте на высоте 183 метра через гору Топкок. В трёх километрах от города Соломон, последнего пункта передачи эстафеты в 48 км от Нома, ветер перевернул сани, и посылка с сывороткой оказывается в глубоком снегу. Каюр останавил упряжку и голыми руками начал нащупывать в темноте пропажу. Ценой обморожения рук сыворотка была найдена, и упряжка вновь отправилась в путь. В Соломоне Каасен не получил распоряжения о приостановке эстафеты, и отправился дальше по маршруту, к пункту передачи эстафеты Порт-Сейфти, куда прибыл раньше назначенного времени, в 2 часа ночи уже нового дня, 2 февраля.
Каюр последнего этапа эстафеты Эд Рон спал в уверенности, что Каасен остановился в Соломоне. Рон, как и Сеппала, участвовал в собачьих гонках и побеждал, именно на этом основании он был выбран в качестве каюра для последнего финишного броска эстафеты. Не увидев в окне почтовой станции света, Каасен продолжил путь без остановки. Погода несколько улучшилась, и Каасен принял решение преодолеть оставшийся до Нома участок в 21 км самому. Исходил он из того, что своя упряжка собак готова к движению, а уснувшему Рону потребуется время на снаряжение упряжки. Верность принятого решения доставляла Каасену беспокойство до конца жизни.
Руки Каасена, после розыска в снегу упаковки с сывороткой голыми руками, настолько обморожены, что он не в состоянии управлять санями, обессиленно ложится в них и полностью доверяется Балто, который благополучно приводит упряжку в Ном. Сани в 05:30 утра подъехали по пустынной в это время улице Фронт-стрит к Банку горняков и торговцев Аляски; жители Нома выбежали на улицу, Каасен на их глазах споткнулся и упал в обморок, успев до погружения в забытье произнести фразу, что «Балто чертовски хороший пёс». Но в упряжку ко времени прибытия в Ном были впряжены одновременно две лидирующие собаки — Балто и Фокс. Вышедший из больницы доктор Уэлч был шокирован, увидев, кто доставил сыворотку — по плану это должен был быть Рон.
Весь путь от Ненаны до Нома был преодолён за 5 дней 7 часов и 30 минут, при том, что обычно почта по этому маршруту доставлялась за 25-30 дней. Все ампулы с сывороткой уцелели, к полудню того же дня доктор Уэлч их разморозил и немедленно стал использовать. Весть о благополучной доставке сыворотки в Ном мгновенно облетела всю страну, вызвав всеобщее ликование. Эпидемия дифтерии была полностью остановлена спустя пять дней после поступления сыворотки в Ном; сообщения о дальнейших смертях не поступали, а 15 февраля в Ном была доставлена ещё одна партия сыворотки, в 500 тыс. единиц.
Всего же с момента начала эпидемии было зарегистрировано 64 заболевших ребёнка, шесть из которых умерли. Фактически, число погибших в округе детей было гораздо больше — у коренных жителей Аляски не было иммунитета от дифтерии, и родители не всегда регистрировали смерть своих детей. Есть все основания полагать, что число погибших приближалось к сотне.
За эстафетой, благодаря современным тому времени средствам связи (телеграфу и радио), затаив дыхание следила вся Америка, на первых полосах газет появлялись фотографии героев гонки — собак и их каюров. Суммарно все упряжки преодолели при экстремальных отрицательных температурах в условиях снежной бури и ураганного ветра расстояние в 1085 км за 127,5 часов, установив мировой рекорд и побив прежний, равнявшийся девяти дням. Эстафета стоила жизни нескольким собакам, а каюрам пришлось восстанавливаться после обморожений.
Тем кто осилил до конца - большое спасибо, очень жду ваши лайки)
В течении всего февраля будут публиковаться тематические статьи на тему большой гонки милосердия, гонку Айдитрод и другие, в том числе и российские.
Моя группа Вконтакте - https://vk.com/heartofsaha
Тут я показываю своих ездовых собак, а так же пишу обо всяком :)
Немного отвлечемся от общей тематики и расскажу о том, как мы добираемся до гонок и как они проходят, на примере гонки "Гиперборея-2023" прошедшую в Омске.
Едем на обычной машине, с необычным прицепом. Всего в прицепе 9 отделений. 8 для собак (по 2 собаки в отдел) и 1 технический ( там корм, снаряжение и тому подобные вещи). Ну и место для перевозки нарт на крыше прицепа. Вот так он выглядит. Внутри каждого отделения для собак сено + прицеп утеплен по кругу (материал не знаю, врать не буду). В общем собаки всегда в тепле и в целом довольно удобно (как человеческий плацкарт, только что без столика)
И так, пятница, 10 утра мы выезжаем из Челябинска, до Омска ехать почти 1000км. Собак предварительно выбегали и выгуляли.
В целом едем без приключений, расчетное время прибытия 00:00-01:00 местного. Но для вечернего выгула и кормежки мы съезжем с трассы на проселочную дорогу километров на 5, неподалеку от Ялуторовска. Гуляем, кормим собак и начинаем рассаживать всех по боксам, но 2 щенка убегают чуть дальше по снегоходной дороге для обслуживания ЛЭП и приходится срочно догонять их на машине. Собак догнали, но приходится ехать только вперед, что бы найти место для разворота. Прицеп стягивает машину со снегоходки и машина садится на оба моста. 5 часов копания саперной лопаткой и машина освобождена, расчищаем дорогу в сугробах и разворачиваем её. Остался только прицеп, весом в 800кг с 17 собаками от 25кгдо36кг каждая. Развернут руками не выходит, но тут на помощь нам приходит Джипер из Тюмени, оказавшийся неподалеку в придорожном кафе. С его помощью разворачиваем прицеп и едем дальше. Приезжаем в Омск только к 7 утра... Ну не умеем мы без приключений :)
Гонка проходит на б.о. Политотдел, что невероятно здорово, ведь гонка двухдневная и мы естественно заказываем проживание с питанием. Руководство базы специально по просьбе организаторов сдвигают время завтрака для "ездовиков" на час раньше, дабы спортсмены успели на открытия гонки. В итоге завтрак не с 8 до 9, а с 7 до 8. И вроде здорово, успели как раз к нему, но из песни слов не выкинешь. Первым делом самолеты, ну а девушки потом. Вот так и у нас. Только первым делом собаки, а сами на второй план. Выгуливаем всех собак, разминаем мышцы и только после этого идем завтракать. Успеваем. Ждем открытия и стартов в номере, засыпаем... Будет нас другие участники за час до наших стартов, бежим готовится. Далее серия фото с трассы.
Я ехал в классе "Нарта шесть собак 7.1км СЕС-2" Но ввиду того, что собак у меня допущенных по возрасту только 5, выступаю на пятерке. Весь сезон мы тренировались на полноценной шестерки с арендованной собакой, но в последний момент отказываюсь от уже сработанной команды и решаю ехать только на своих. По схеме 1-2-2-нарта. Один лидер и сильная колесная пара. В итоге получаю проблему с лидером который не хочет бежать, приходится терять время на трассе меняя лидера на резервного, и все равно проходим трассу очень медленно финишируя последними в первый день, с отрывом почти 6 минут от первого места.
Но сдаваться не про нас - поэтому на второй день на старт выходим по схеме 2-1-2-нарта. Получаю двух лидеров, но ослабленную колесную пару т.к. сильный и рослый кобель уходить в лидеры и вместо него встает сука. Приходится сильно больше работать самому в поворотах, но результат улучшаем почти на 10 минут, но в общем зачете за два дня оказываемся только вторыми. Вот что бывает если поменять стратегию за пару часов до старта:))
Но мы не отчаиваемся и будем стараться и улучшать результаты дальше. Всем привет!
Рассказываю сугубо о своем опыте и видении, на правду в последней инстанции не претендую.
Выступать нам приходилось на разных соревнованиях, в разных частях России, об этом и поговорим. Но вначале немного теории.
Гонки делятся на три типа. Спринт, Мид и Лонг. Как понятно из названия - разница в расстоянии. Есть еще несколько делений, вроде линейная или этапная, но это не настолько важно в контексте нашей истории.
Мы участвовали в спринт гонках и в мид. Лично мне больше нравится мид, мечтаю о лонг дистанциях. Не успеваешь за 15-20 минут насладится всем прекрасным что есть в этом спорте.
Вот мы стартуем на гонке "По седому Алтаю-2022" Первая и пока единственная мид гонка. 30км. Финишировали первыми из 3 участников в нашей категории.
Готовились к ней почти весь год. Гонка была в конце февраля, и вот мы с ноября месяца катались по лесам и полям Челябинской области, постепенно наращивая расстояние, а затем скорость. Готовились мы к 50км, но к сожалению, не прошли по требованиям к возрасту собак. На момент гонки им было 17 месяцев и 26 дней, а можно только с 18 месяцев на момент гонки. Пришлось ехать меньше. Но тем не менее я получил невероятное удовольствие. Горы, много снега и большое количество участников. С трассой случилось беда, и часть трассы были со встречным движением. Такое бывает редко, но именно это разбавило моменты скуки, когда ты просто едешь вперед. Все 30км был какой-то экшен, встречи и обмен фразами с участниками. Весело. Вот например видео одного из таких противоходов. За мат прошу прощения, очень стараюсь от него избавится, но бывает всякое.
Кстати, собаку действительно зовут Бес - прям по документам. Тоже якутская лайка. Заводчик и хозяйка Решетова Любовь, на эту гонку именно у неё я и "арендовал" двух кобелей, что едут на "колесах" (последней парой). А беда с трассой - в том числе подобные ледники. Но очень красиво все таки.
Если смотрели видео со звуком - то слышали как именно упряжка управляется. Собак-лидеров - учат командам - право, лево, правее, левее, мимо. Все остальные собаки знают команду вперед, ждать и мимо. Отрабатываем подобное с детства, бегая только с одной собакой и стандартным методом после команды право - поворачиваем право и закрепляем вкусняшкой. Если не пошло, то слово НЕТ и повторяем до успешного результата)
Лидеры моей упряжки Говард и Аризона. Одно из важнейших качеств лидера - шпарить вперед как не в себя, именно они и задают темп всей упряжке. У Говарда этого качества нет, зато он отлично слышит. А вот Аризона.. Аризона бежит и рвет как не в себя, но с поворотами очень туго. Знает команды, слышит, но когда начинает бежать все резко забывает и бежит куда глаза глядят. Пару раз переворачивала упряжку, а однажды спрыгнула с обрыва в горах Шории. (Никто не пострадал, собаки крепко связаны и я успел оттормозится и поставить якоря.) Но в паре работают идеально. Говарду хватает сил и скорости бежать в темп с Аризоной, и так же хватает сил затянуть ее куда надо, или не дать ей увести упряжку куда не надо.
Раньше бегали как на фото ниже, лидер Ари И Юта, так как обе зажигалки и бегут как надо. Но Юте не хватало сил утягивать Ари и пришлось её поменять
Бить собак - категорически запрещено. За это положена дисквалификация. Но бывает всякое. Лично я - очень редко прибегаю к данному методу, только если поведение собаки совсем выходит из под контроля - к примеру зооагрессия. Из-за того что на тренировках такое было полностью исключено - собаки отлично ладят с другими упряжками и могут лишь ответить нападающим, но опять же, 99% ездовиков очень адекватные люди и драки очень быстро прекращаются.
Собаки во время гонок находятся под огромным спектром эмоций, и иногда выход этих эмоций бывает деструктивным. Важно быстро вернуть все в нужное русло. И когда я пишу про бить собак - речь идет об одном-двух ударах по жопе ладонью, а не избиение ногами и так далее, думаю это тоже важно понимать.
Сам я кстати, к такому прибегал очень редко. Мои собаки покупались в проверенных питомниках, у родителей были сданы все тесты по здоровью, в том числе тест на психику. Благодаря этому и корректному воспитанию - зооагрессия у нас отсутствует полностью. Да и собаки с характером. Если из-за плохого поведения я позволю себе ударить одного из якутов - дальше мы не поедем. Вообще никак. Характер такой у собак)
Теперь вернемся к тренировкам.
Я провожу как силовые, так и скоростные тренировки. На силовых - максимально загружаем собак либо доп грузом в нарты, либо пассажиром (да бывает и такое). В них главное не скорость, а самостоятельная работа собак (в плане того, что бы они затягивали самостоятельно в горку, бежали без какой либо помощи с моей стороны).
На скоростных тренировках - по минимуму веса, сам работаю на пределе своих возможностей (они конечно не очень большие, но все же) в горки - забегаю сам, на плоском участке толкаюсь ногой.
В последнее время мы больше готовимся именно к мид дистанциям (150км) поэтому от скоростных тренировок отказались. Что не могло не сказаться на спринт гонках.
В спринтах мы все время занимает 2-3-4-5 места, так как собаки что бегают мид отличаются от тех, что бегают спринт. В спринте борьба идет за каждые секунды, поэтому всю дорогу бегут галопом. Но если вы готовитесь на мид - собаки бегают только рысью, что бы экономить силы и выдержать всю дистанцию. Вот и получилось - что в спринтах мы так же бежим рысью и не можем показать должных скоростей.
Но помимо этого побеждать на спринт гонках нам мешает еще один фактор. Этот фактор Я)
Думаю серия следующих фото и видео вся объяснит))
Но не смотря на все не удачи, как и в любом спорте - главное работать над собой и стремиться к победе. Тогда все обязательно получится!
P.S И нет, я тут не обогнал ребенка, просто он вышел на награждение вместо мамы)
P.P.S в следующем посте о снаряжении, сколько оно стоит, какие призовые и как мы транспортируем себя и собак на гонки, до которых 2000 км.
В этом посте немного расскажу о своих собаках, как живем и уживаемся, в следующем - как проходят наши тренировки и о нашем опыте в соревнованиях с другими упряжками)
В настоящий момент у меня 6 собак - 2 самоеда и 4 якутские лайки. Самоедам по 3 и 3.5 года, двум ялайкам по 2.5, одному 14 месяцев и 8 последней.
Ниже будут фото собак по хронологии их появления в нашей семье)
Это Юта - моя первая собака. На фото ниже Аляска - вторая
Ниже Аризона, первая якутская лайка в нашей семье.
А вот Говард, брат Аризоны, на заднем плане. На переднем Ари, под Говардом - Аляска)
А вот толстый человек, который делает вид что умеет бегать - я. Впереди Сардар - тут ему около 12 месяцев. В "настоящих гонках" ему участвовать еще нельзя, по возрасту, и мы с ним бегаем в "Happy Dog". (подобие веселых стартов, всего 1000 метров и особо без нагрузки)
И самая маленькая девочка, на момент фото ей 5 месяцев, сейчас 8, почти 9. Кындыкан
Живем мы в квартире, в центре города миллионика. Гуляем по 2 часа в день минимум, утром минут 20-30, 1.5-2 часа вечером, если тренировки - то больше.
Дома ничего не разрушают и соседей не пугают. Собак воспитываем, что гавкать и выть нельзя, даже если остаются дома одни. Не гадят. Места хватает всем, дома им особо много не нужно. Расходятся каждый по своему месту и спят. Периодически выезжаем к друзьям за город, где приходится жить в вольере. Им не нравится, все хотят домой и поскорее в кроватку.
Вот например Говард отдыхает.
Кормим только сухим кормом + вкусняшки. Royal Canin Giant Adult. Корм для собак с весом 45+, но! с большим содержанием белка и жиры, т.к. у северных ездовых отличный жиробелковый обмен, это не проблема. Корм достаточно калорийный + с хондропротекторами для суставов, что является определяющим для меня, в виду постоянных нагрузок. Скептически отношусь к натуральному питанию, собаки уже давно не те, что ели копальхен и подобные вещи в прошлом. А достижения научных открытий в области кормления домашних животных отрицать сложно.
В месяц на 6 собак уходит 60-65кг корма.
Перед основным ездовым сезоном (зима) пропиваем дополнительно курс витаминов. В целом все)
На вопросы отвечу в комментариях) Следующий пост завтра про тренировки и опыт в гонках)