Анализ Минто
Всем привет!
Сегодня мы рассмотрим очередной простой для понимания инструмент - «Анализ Минто». Его «полезность» в том, что он:
- позволит вам более глубже оценить окружающую среду;
- концентрирует внимание на решении конкретной задачи;
- облегчает процесс разработки стратегии;
- помогает заблаговременно выявить недостающие данные и т.д.
По факту, этот инструмент, также как и предыдущие, является текстовой визуализацией имеющихся проблем. Т.е. он делается для того, чтобы все необходимые «вопросы» были перед глазами, а не валялись кашей в голове. Поэтому не пугайтесь, если в вашей конкретной ситуации не получается сделать что-либо строго по шаблону. Меняйте этот шаблон так, как удобно Вам и так, как Вам будет потом комфортнее анализировать. Главное – добиться нужного результата.
И так… Как мы работаем с этим инструментом:
А) Начинаем мы с создания схемы S-C-Q:
1) S (Situation) - ситуация. Здесь Вам необходимо четко и кратко описать ситуацию, в которой находится Ваш бизнес в данный момент. Если Ваш бизнес только выходит на рынок, так и пишите. Например: "Мы новый, уникальный продукт входящий на слабоконкурентный рынок с потенциально большим спросом" и т.д.. Если Вы уже функционируете, пишите то, что имеете сейчас: "Мы агенство недвижемости, специализирующееся на продаже элитной недвижимости в г. Шарыпово, имеющее долю рынка в размере …" и бла-бла-бла. Главное – четкость и краткость. Не стоит писать больше одного абзаца.
2) C (Complication) – препятствия. Тут вам необходимо расписать какие ключевые проблемы имеются в данный момент или могут возникнуть. Что может препятствовать получению более высокой прибыли? И снова – четко и кратко.
3) Q (Key Question) – ключевой вопрос. Здесь вы должны сформулировать главный вопрос, на который должна ответить ваша будущая бизнес-стратегия. Здесь трудностей быть не должно. Но если они все-таки возникнут, делайте как «верещат» многоуважаемые «инфо-цыгане». Формулируйте цель для своего бизнеса по всем канонам SMART (те-же цыгане напилили тысячу разъяснений как этим пользоваться, потому не буду это расписывать), а затем превращайте её в вопрос.
Б1) Дальше есть два варианта работы. Первый вариант – классика. Он был описан в книге «Принцип Пирамиды» Барборой Минто в 70х годах (McKinsey & Company). Суть в нем достаточно проста. Ваша задача – построить пирамиду, во главе которой стоит ваш ключевой вопрос; дальше главное утверждение и т.д.
Описывать подробную работу по этому варианту не буду, т.к. это хорошо сделано в книге и, на мой взгляд, второй вариант более удобный для работы и поиска решений.
Б2) Второй вариант. Здесь мы тоже будем строить пирамиду, только состоять она будет исключительно из вопросов. Как это делается:
1) Во главу ставится ключевой вопрос;
2) На следующем уровне выписываются вопросы, суммарные ответы на которые дадут возможность ответить на главный вопрос;
3) На следующем уровне формируем вопросы, ответы на которые помогу ответить на вопросы 2-го уровня.
4) Вопросы для 3-го уровня и т.д.
При формулировке вопросов, необходимо соблюсти небольшое кол-во критериев:
а) Каждый вопросы должны быть выстроены в логической последовательности;
б) Вопросы должны не перекрываться друг другом, но рассматривать все возможности;
в) Вопросы должны быть закрытыми.
Таким образом, по завершении этой работы, у Вас перед глазами будет объемный список вопросов, из которых легко можно будет формулировать задачи для будущей стратегии.
В следующем посту покажу как была сделана эта работа на примере отеля.