Tmanager

Tmanager

На Пикабу
поставил 117 плюсов и 38 минусов
186 рейтинг 48 подписчиков 1 подписка 7 постов 0 в горячем

Анализ Минто

Всем привет!


Сегодня мы рассмотрим очередной простой для понимания инструмент - «Анализ Минто». Его «полезность» в том, что он:


- позволит вам более глубже оценить окружающую среду;

- концентрирует внимание на решении конкретной задачи;

- облегчает процесс разработки стратегии;

- помогает заблаговременно выявить недостающие данные и т.д.


По факту, этот инструмент, также как и предыдущие, является текстовой визуализацией имеющихся проблем. Т.е. он делается для того, чтобы все необходимые «вопросы» были перед глазами, а не валялись кашей в голове. Поэтому не пугайтесь, если в вашей конкретной ситуации не получается сделать что-либо строго по шаблону. Меняйте этот шаблон так, как удобно Вам и так, как Вам будет потом комфортнее анализировать. Главное – добиться нужного результата.


И так… Как мы работаем с этим инструментом:


А) Начинаем мы с создания схемы S-C-Q:


1) S (Situation) - ситуация. Здесь Вам необходимо четко и кратко описать ситуацию, в которой находится Ваш бизнес в данный момент. Если Ваш бизнес только выходит на рынок, так и пишите. Например: "Мы новый, уникальный продукт входящий на слабоконкурентный рынок с потенциально большим спросом" и т.д.. Если Вы уже функционируете, пишите то, что имеете сейчас: "Мы агенство недвижемости, специализирующееся на продаже элитной недвижимости в г. Шарыпово, имеющее долю рынка в размере …" и бла-бла-бла. Главное – четкость и краткость. Не стоит писать больше одного абзаца.

2) C (Complication) – препятствия. Тут вам необходимо расписать какие ключевые проблемы имеются в данный момент или могут возникнуть. Что может препятствовать получению более высокой прибыли? И снова – четко и кратко.

3) Q (Key Question) – ключевой вопрос. Здесь вы должны сформулировать главный вопрос, на который должна ответить ваша будущая бизнес-стратегия. Здесь трудностей быть не должно. Но если они все-таки возникнут, делайте как «верещат» многоуважаемые «инфо-цыгане». Формулируйте цель для своего бизнеса по всем канонам SMART (те-же цыгане напилили тысячу разъяснений как этим пользоваться, потому не буду это расписывать), а затем превращайте её в вопрос.


Б1) Дальше есть два варианта работы. Первый вариант – классика. Он был описан в книге «Принцип Пирамиды» Барборой Минто в 70х годах (McKinsey & Company). Суть в нем достаточно проста. Ваша задача – построить пирамиду, во главе которой стоит ваш ключевой вопрос; дальше главное утверждение и т.д.

Анализ Минто Бизнес, Малый бизнес, Открытие бизнеса, Менеджмент, Длиннопост

Описывать подробную работу по этому варианту не буду, т.к. это хорошо сделано в книге и, на мой взгляд, второй вариант более удобный для работы и поиска решений.


Б2) Второй вариант. Здесь мы тоже будем строить пирамиду, только состоять она будет исключительно из вопросов. Как это делается:


1) Во главу ставится ключевой вопрос;

2) На следующем уровне выписываются вопросы, суммарные ответы на которые дадут возможность ответить на главный вопрос;

3) На следующем уровне формируем вопросы, ответы на которые помогу ответить на вопросы 2-го уровня.

4) Вопросы для 3-го уровня и т.д.

Анализ Минто Бизнес, Малый бизнес, Открытие бизнеса, Менеджмент, Длиннопост

При формулировке вопросов, необходимо соблюсти небольшое кол-во критериев:

а) Каждый вопросы должны быть выстроены в логической последовательности;

б) Вопросы должны не перекрываться друг другом, но рассматривать все возможности;

в) Вопросы должны быть закрытыми.



Таким образом, по завершении этой работы, у Вас перед глазами будет объемный список вопросов, из которых легко можно будет формулировать задачи для будущей стратегии.

В следующем посту покажу как была сделана эта работа на примере отеля.

Показать полностью 2

3 книги, перед тем как начать вести бизнес

Сегодня откатимся немного назад и обсудим тему, которую я упустил. Понять этот промах мне помогли ребята, что оставляли комментарии к предыдущим постам. В посте мы рассмотрим 3 важные книги, без которых вы можете понаделать тьму ошибок. На их прочтение уйдет 1,5-2 месяца. Но если вы копили деньги долгое время на открытие своего "чадо", то лучше не полениться и прочесть... А за это время еще и увеличить своей стартовый капитал новыми накоплениями.


Отступление: Я сам лично часто возмущаюсь, что, например, юристы живут в каком-то своем мире. Очень часто в жизни те или иные вопросы решаются так, как у них «не укладывается в голове». Иногда все делается значительно проще, чем это должно было быть по их мнению. И чаще всего это удобней по многим пунктам. Но иногда у них появляется великолепный шанс позлорадствовать над промахом, сказав - «Я же говорил тебе, кретину, что так никто не делает. А теперь мне разгребать?». В общем, после того как человек заканчивает высшее образование, у него складывается «узкоспециальная картина мира» и чаще всего он считает, что самые элементарные вещи по его специальности знают все окружающие. Потому его чрезмерно удивляет, когда кто-либо делает «неимоверно тупые» ошибки.

После универа и пару лет практики я осознал, что и я живу в своем узком «мирке»:) «Мирке» где люди прекрасно понимают как оценивать эффективность капиталовложений и знают какие действия необходимо предпринимать, чтобы максимизировать ликвидационную стоимость к моменту выхода из бизнеса. Т.е. у всех людей есть четкое понимание конечной цели бизнеса. Только потом я понял, что все это мне, балбесу, вбивали в подкорку моего мозга, в течении первых двух лет обучения, десятки преподавателей. Таким образом, называть человека «кретином» за допущение элементарных ошибок, справедливо будет только если человек имеет высшее образование в экономической сфере или уже достаточно давно находится в сфере бизнеса. Потому мы сегодня пройдемся по, так сказать, «Business-Elementary», чтобы дальше плыть на одной «базе».


И так… Как закрыть для себя этот вопрос? Перво-наперво почитайте Адама Смита «Исследование о природе и причинах богатства» (рекомендую издание из серии книг «Великие экономисты и менеджеры»).

3 книги, перед тем как начать вести бизнес Книги, Бизнес, Малый бизнес, Открытие бизнеса, Менеджмент, Длиннопост

Понимаю, что этот вариант подойдет не для всех, т.к. в книге больше 1000 страниц. Но для того, чтобы облегчить этот момент, смотрите на книгу с немного другого ракурса. И это станет увлекательно. Многие из ныне живущих помнят времена домашних телефонов и могут легко проследить изменение нашего мировоззрения и приятие смартфонов за «обыденность». А вы понимаете, что такое же изменение, когда-то произошло в головах людей и по вопросу владения и создания богатства? Что далеко не всегда «американская мечта» была мечтой практически всех живущих? И, омг… Это произошло всего 300 лет назад (учитывая, что первые цивилизации появились больше 8000 лет назад). И есть человек, который был своего рода «Цукербергом» для своих современников в этом вопросе. И его слова можно прочесть в любом месте со своего смартфона) Помню, как сидел на первом курсе, препод рассказывал об этом шедевре, а я думал: «Что тут шедеврального? Я это с класса 2-го понимал.». А потом дошло… И теперь читать эту книгу, рассматривая ее как момент революции человечества в мышлении – действительно интересно. Читайте эту книгу, как «художку», а не как труд, который даст вам кучу инструментов для «превосходства над простыми смертными». Все что там есть, скорее всего уже влито в вашу голову через другие источники. Но, тем не менее, прочитав её вы удивитесь как много современных людей застряли в начале 18 века.


Далее… Куда без батюшки Маркса?) Из-за большой шумихи вокруг этой книги у части людей сформировалось несправедливое негативное отношение к этому труду. А еще часть считает, что имеет право критиковать его даже не читая, т.к. и без этого прекрасно понимает суть «капитализма». Поэтому рекомендую при прочтении абстрагироваться от злых экспроприаторов и сконцентрироваться на том, что может быть действительно полезно для вас: Что такое капитал? Как к нему следует относиться? Что за «теория прибавочной стоимости»? и т.д. Уберите весь негатив Маркса и ответьте на эти вопросы самостоятельно. Подумайте, как теперь извлечь из этого выгоду для себя. К этой книге уже следует отнестись более серьезно, т.к. она действительно способна принести фактическую пользу. Но, все-таки, не стоит тратить время на изучение изданий в 6-7 томов. В данный момент имеются хорошие «выжимки», которых будет более чем достаточно. Например: «Карл Маркс. Капитал»; под редакцией Курсанов П.В.; издатель «Лениздат»; 2019 г.

3 книги, перед тем как начать вести бизнес Книги, Бизнес, Малый бизнес, Открытие бизнеса, Менеджмент, Длиннопост

Ну и напоследок. Даже если вы совсем не любитель читать (хотя вы бы вряд ли добрались до этого момента), вам необходимо иметь у себя в закромах учебник по оценке бизнеса. Их огромное кол-во. Подбирайте на свой вкус, но стремитесь взять более новые. Например: «Оценка стоимости бизнеса»; автор Федотова М.А и др.; издательство Кнорус; 2020 г.

3 книги, перед тем как начать вести бизнес Книги, Бизнес, Малый бизнес, Открытие бизнеса, Менеджмент, Длиннопост

Обычно в таких книгах много трудной для усвоения/запоминания информации (формулы, законы, стандарты и бла, бла, бла). Пропускайте все это, если вам тяжело. Пробегая глазами по книге, вы легко сможете отделить зерна от плевел. «У меня служба такси – в топку оценку интеллектуального капитала», «У меня ИП – в топку оценку акционерной стоимости» и т.д. Главное понять из чего, в принципе, складывается стоимость именно вашего бизнеса. А затем уже вы поймете, как следует перестраивать нынешний или выстраивать будущий бизнес, чтобы в конечном итоге получить как можно больше прибыли на свои первоначальные инвестиции.

Подведем итог. Прочитав эти книги, как минимум, вы сможете:

1) Понять и объяснить, что «хорошим» нужно считать тот бизнес, который приносит/принесет ежегодный доход на капитал выше среднерыночной банковской ставки на вклады. А не тот, где, например, покупаешь пиратский DVD диск за 50 рублей, а продаешь за 100. И сможете аргументированно ответить соседу на фразу: «Погнали замутим, 100% навара гарантированно…».

2) Четко понимать структуру своих издержек. Даже если вы открываете небольшой бутик по продаже шарфов.

3) Понять, что если вы не вели амортизационные отчисления, то они никуда не делись и все равно всплывут к вам так или иначе. Потому лучше изначально взять их под свой контроль.

4) «Видеть» наиболее выгодные для бизнеса пути развития, учитывая конечную ликвидационную стоимость.

5) Грамотно выстроить свой бизнес, или обосновать свои решения перед инвестором.

6) Спокойно относиться к нападкам, вроде: «Ты балбес, «Хотел парикмахерскую, изучил рынок, а нет открываю магазин зоотоваров, а нет, лучше пивную!» (комментарий под одним из моих постов). Ведь именно так это и должно быть.

Ну и т.д.

В общем, всем приятного прочтения!)

Показать полностью 3

Открываем парикмахерскую Pikabu (продолжение "бизнес-сегментирования)

Открываем парикмахерскую Pikabu (продолжение "бизнес-сегментирования) Малый бизнес, Менеджмент, Управление, Сова, Открываем, Бизнес, Длиннопост

Заканчиваем разбирать «Бизнес-сегментирование». В этот раз мы будем смотреть на инструмент так, как будто только решили открыть «собственное дело».

Предложений по конкретному бизнесу не поступило, потому возьму тот, который будет легче разобрать:)

И так… Предположим у нас есть небольшой стартовый капитал для открытия собственного бизнеса. Мы нашли хорошее место для аренды. Например, только что отстроенный жилой комплекс, который уже начали сдавать. И мы решаем открыть там парикмахерскую.

Перед тем, как определиться со своими целевыми сегментами, мы должны, как минимум, запарить своего риелтора, чтобы он:

1) Собрал информацию о том, что еще открывается в этом ЖК. Таким образом мы узнаем есть ли у нас конкуренты и может быть увидим другие свободные ниши для бизнеса.

2) Рассказал о средней квадратуре квартир в этом доме, средней стоимости за кв.м., а также типе квартир. Это поможет нам примерно понимать, что за люди будут жить в этом доме.

Пускай риелтор отрабатывает свои комиссионные. Это их работа – убедить вас снять/купить. Потому не стесняйтесь чуть «жестче» требовать ее исполнять.

Открываем парикмахерскую Pikabu (продолжение "бизнес-сегментирования) Малый бизнес, Менеджмент, Управление, Сова, Открываем, Бизнес, Длиннопост

Но, если вышла ситуация такая, что нам очень понравилось помещение, а риелтор - мудель,  эту информацию легко будет найти самостоятельно.

Теперь перейдем к самому сегментированию. Идем по нашим пунктам:

А) Расписываем предполагаемый ассортимент. Обычно, открывая свое дело, человек имеет в этом опыт и с этим пунктом не должно возникнуть трудностей. Если «лезете» во что-то новое – слава всезнающему гуглу. Предположим, что в нашем случае вышло так: Стрижка; Окрашивание; Укладка; Создание причесок; Детская стрижка; Массаж головы; Лечение волос; Ламинирование, Кератиновое выпрямление волос; Наращивание волос; Плетение кос, афрокосичек, создание дред и др.

Б) Определяем потребительские группы. Здесь вам поможет информация, которую нам передал риэлтор и обычная логика. Например, если это спальный район с недорогим жильем – ориентируемся молодые пары с детьми. Элитный комплекс – ждем в гости людей типа «У меня есть 4 минуты. Работай.» и т.д. Остановимся на не дорогом спальном районе и выделим: Молодые женщины с детьми; Молодые мужчины; Дети.

Теперь мы должны посчитать наше кол-во сегментов. Просто перемножить не выйдет, т.к. вряд ли, к примеру, детям понадобится наращивание волос и т.д. Потому расписываем ручками:

Открываем парикмахерскую Pikabu (продолжение "бизнес-сегментирования) Малый бизнес, Менеджмент, Управление, Сова, Открываем, Бизнес, Длиннопост

*извиняюсь, если чего-то сунул не туда. Я так себе модник:)

Подсчитав все, получаем 16 бизнес-сегментов. Этого слишком много для анализа. Потому пользуемся инструментом Коха (см. предыдущий пост) и объединяем схожие. Получаем следующий результат:

Открываем парикмахерскую Pikabu (продолжение "бизнес-сегментирования) Малый бизнес, Менеджмент, Управление, Сова, Открываем, Бизнес, Длиннопост

8 сегментов уже то, с чем можно работать.

В) Определяем самые прибыльные. Для этого нам нужно:

1) Определить уровень цен. На этом этапе мы с вами должны определиться с «прогнозируемым средним чеком». Я думаю, вы и так знаете среднюю стоимость услуг в вашем городе, потому не будем разбирать как это можно сделать. Для нашей «виртуальной» парикмахерской мы возьмем уровень цен, скажем, Иркутска.

2) Спрогнозировать поток покупателей по каждому сегменту. В этом нам снова поможет информация от нашего риелтора. Тут, пожалуйста, будьте реалистами. Если в нашем ЖК живет 10000 человек, из них, приблизительно, 40% мужчины, то мы не должны брать в свой прогноз 4000 ежемесячно. Также, учитывайте свою максимальную производственную мощь. У нас, грубо, это будет выглядеть так: 4 (кол-во рабочих мест для мастеров) х 2 (кол-во обслуживаемых клиентов в час) х 9 (кол-во рабочих часов в день) * 30 (кол-во рабочих дней) = 2 160 (максимальное кол-во клиентов, которое мы можем обслужить в месяц). В расчеты возьмем 50% от этой суммы.

Теперь всю предположительную информацию распределяем по сегментам:

Открываем парикмахерскую Pikabu (продолжение "бизнес-сегментирования) Малый бизнес, Менеджмент, Управление, Сова, Открываем, Бизнес, Длиннопост

И, наконец, определяем самый прибыльный:

Открываем парикмахерскую Pikabu (продолжение "бизнес-сегментирования) Малый бизнес, Менеджмент, Управление, Сова, Открываем, Бизнес, Длиннопост

Для того, чтобы было легче «осмысливать», лучше всегда переводить информацию в графический вид:

Открываем парикмахерскую Pikabu (продолжение "бизнес-сегментирования) Малый бизнес, Менеджмент, Управление, Сова, Открываем, Бизнес, Длиннопост

Г) Анализируем, делаем выводы. Очевидно, что наиболее привлекательным для нас сегментом становится – оказание услуг, нацеленных на женщин. Если риэлтор нам сообщил о четырех салонах красоты, открывающихся в этом комплексе, нам нужно рассмотреть следующий вариант. Давайте сделаем барбершоп. Там и цены будут повыше. Но если и эта ниша оказалась занятой, или совсем не привлекательной для нас, смотрим в последнюю сторону. Тут уже нужно понимать, что количество потреблений будет значительно меньше, а значит необходимо изменять некоторые наши вводные значения (кол-во мастеров, квадратура помещения и т.д.). Также при выборе сегмента стоит учитывать себестоимость при создании продукта; индивидуальные особенности и затраты; сложности при проведении рекламных мероприятий; целесообразность капиталовложения (об этом кратко в следующем посте) и т.д.


После того, как мы определились с выбором сегмента нам необходимо начать планировать наш продукт, продумывать «упаковку» и т.д. Но это совсем другая история) Ее мы проделаем с вами в следующих постах.


P.S.: Ремарка для тех, кто подготовил свой минусомет из-за: «слижком уж простой портрет потребителя», «слабый анализ ЦА», «цифры с неба» и пр. Этот пост для тех, кто от всего этого далек. Как написал @Migtar : «Какой анализ? Тут у соседа знакомый 100 раз так делал, навара 100% че сидим, айда замутим бизнес.». Более глубокие вещи мы опишем позже. И, если человек захочет, он их найдет и сделает. А пока лучше уметь делать хотя-бы лайт-вариант, нежели вовсе «мутить» наобум.

Показать полностью 7

Бизнес-сегментирование

Всем привет!

В прошлый раз мы прошлись по SWOT-анализу. Тогда я сказал, что это не самый актуальный инструмент для анализа внешней и внутренней среды. Его проблема в том, что он слишком уж «обобщенный» и не позволяет более глубоко погрузиться в тему вопроса. Вместо него обычно пользуются рядом других инструментов. Сегодня рассмотрим один из них – «Выявление ключевых сегментов».


Цель сего деяния:

а) Определить, где вы конкурируете (кому и что вы продаете);

б) Какие из этих сегментов приносят/принесут вам больше прибыли.


Профит, который вы можете вытащить из этой работы:

1) Более точное понимание требований и выгод покупателей;

2) Выявляются конкурентноспособные достоинства продукта;

3) Формируется понимание, каким именно образом следует действовать на том или ином сегменте;

4) Облегчается процесс целеполагания;

5) Упрощается процесс мотивирования сотрудников разных подразделений для выполнения главной цели предприятия;

6) Облегчается процесс оценки эффективности предлагаемых маркетинговых мероприятий.
И т.д.


По сравнению с прошлым инструментом – этот значительно проще и также подходит как для крупного, так и для малого бизнеса.


Как этим пользоваться.

А) Расписываем полный ассортимент ваших товаров и услуг;

Б) Выписываем все потребительские группы, которые их покупают;

В) Определяем какие из них приносят больше всего прибыли;

Г) Анализируем, делаем выводы, составляем план действий.


Вот и все) Всем спасибо!))


Ну а если все-таки нужны пояснения, то давайте разберем на примере.


Когда мы еще планировали наш отель, мы начали расписывать все по пунктам. Писали «на коленке», т.к. суть этой работы в её результатах и именно его уже стоит оформлять. Как это, примерно, выглядело у нас:


А) Ассортимент. Тут все просто: комфортабельные номера с различными комбинациями заселений; набор стандартных услуг (завтрак, бассейн, тренажерный зал, помощь людям с ограниченными возможностями и т.д.); специализированные услуги (тут много всего, писать не буду. Сами поймете почему, когда будем вести речь о создании концепции бизнеса) и т.д..


Б) Потребительские группы. Прежде чем читать дальше, попробуйте ответить сами на вопрос – кто является потребителем услуг отеля?
Если у Вас получилось чуть больше вариантов, чем просто «путешественники» - поздравляю! У Вас есть понимание того, что не каждый прохожий подойдет вам в качестве клиента, а значит Вам будет проще понять, что по каждому направлению надо работать индивидуально.

Перебрав все возможное варианты, мы выделили (чуть ниже расскажу как) четыре ключевых:

OTA (Online Travel Agency, например Booking.com);

GIT (групповые туры (90% от туристических агенств));

FIT (независимые путешественники);

Corp. (корпоративные клиенты).

После того, как вы это сделали соотнесите кому и какой продукт вы продаете. Достаточно часто, можно просто умножить кол-во «ассортимента», на кол-во «потребительских групп». Это и будет количество ваших бизнес-сегментов. Если так сделать нельзя, как в случае с отелем, вы это сразу увидите и поймете.


В) Определяем, какие бизнес-сегменты приносят больше прибыли. Здесь более важны не абсолютные цифры, а соблюдение пропорций. Поэтому не бойтесь заниматься этой работой, если у вас нет очень точных данных о себестоимости, ценах, спросе и пр. Но держите на заметке, что как только они появятся, необходимо будет внести корректировки и перепроверить.

Вот результаты одного из анализов наших сегментов:

Бизнес-сегментирование Бизнес, Малый бизнес, Открытие бизнеса, Менеджмент, Управление проектами, Длиннопост

По графикам наглядно видно, что наиболее привлекательным направление для нашего бизнеса является – ОТА. Если честно, без этого анализа я бы до этого не допер и боролся бы за «общепринятый» прибыльный сегмент. Дошло бы до меня это только тогда, когда я бы сел анализировать результаты деятельности к концу отчетного периода. Но к тому моменту: была бы принята чреда решений, препятствующих переориентации бизнеса; упущено огромное количество времени; вложено в «менее прибыльное направление» огромное кол-во финансовых средств и т.д.


Г) Анализируем, делаем выводы, составляем план действий. Тут уж у каждого свое. Но в нашем случае, очевидно, мы спланировали все наши шаги так, чтобы они позволили нам конкурировать в интересующем нас бизнес-сегменте. При этом мы не исключили из внимания второй (и самый популярный) по важности сегмент и откорректировали наш план так, чтобы GIT страховал нашу … В конечном итоге, это позволяет нам сейчас (пока?) не закрывать наш отель при полной пропаже нашего целевого сегмента.


Как видно по пункту «Г» эта работа будет очень полезна на протяжении всего планирования, а также при принятии определенных решений. Делается она очень быстро и легко. Потому не брезгуйте:)


Дополнение к инструменту:


Если у вас после выполнения пунктов А и Б получилось большое множество бизнес-сегментов, то пропустите их через фильтр, чтобы отсеять идентичные или просто схожие. Благо, придумывать критерии фильтра не нужно, ибо это уже сделал британец Ричард Кох. В России с ним, по большей степени, знакомы за счет книги «Принцип 80/20». Но, помимо этого, он является консультантом по управлению, венчурным инвестором и, собственно, менеджером)


Он предлагает, при сравнении двух сегментов, ответить на ряд вопросов, каждому из которых присвоен определенный балл. Если по окончанию сумма баллов положительная – сегменты стоит считать разными. Соответственно, отрицательная сумма баллов – сегменты можно объединить в один.

Бизнес-сегментирование Бизнес, Малый бизнес, Открытие бизнеса, Менеджмент, Управление проектами, Длиннопост

Также к этой оценке стоит прибегать, если вы сможете получить дополнительные преимущества при более структурированном подходе.


P.S.: Планировал показать как этот инструмент будет выглядеть на малом бизнесе. Хотел это сделать для тех, кто считает все это там не уместным или очень сложным. Но, как выяснилось, говорить кратко я не особо мастак, потому пост и без того получился длинным). Сделаю это в следующем посте. Да и вообще, есть предложение… Давайте запилим бизнес-план, "шаг за шагом", для какой-нибудь воображаемой парикмахерской «Pikabu». Все равно нужно разбирать все инструменты. На примере нашего отеля можно смотреть на практические результаты и для «пошаговой» инструкции он не очень подходит. В общем, жду ваших предложений, что мы будем «открывать»:)

Показать полностью 2

Анализ среды, перед открытием бизнеса

Ну вот и настала очередь конкретики)
Как я и говорил в прошлом посте - анализ окружающей среды необходим больше не "для красоты и серьезности", а для расширения вашего кругозора в той сфере, в которую вы планируете втиснуться. Цель сего деяния - захватить в ваше внимание как можно больше факторов, которые могут повлиять на вашу деятельность и продумать конкретные шаги по работе над ними. Так что, даже если у вас уже есть что-то "рабочее" и вы этого не делали - провести подобный анализ будет очень полезно. Потратите вы на это до 10 часов рабочего времени, а результаты стоят того.


Самым "заезженным" инструментом для этого является ""SWOT-анализ". Им очень любят "бросать пыль в глаза" инфоцыгане, т.к. он:

а) очень прост для понимания (в первую очередь для них самих:)); 

б) способен достаточно быстро продвинуть человека от точки "0" к приблизительному пониманию рынка; 

в) позволяет с легкостью перекинуть ответственность за результат работы на плечи исполнителя. Аля: "Если Вам это не помогло - значит Вы недостаточно уделили этому внимания. Купите следующий курс и мы Вам .... ".


В общем, информации о нем тьма и найти подходящую для вас форму "объяснения" не составит труда. Потому мы проговорим его кратко.

Анализ среды, перед открытием бизнеса Менеджмент, Бизнес, Малый бизнес, Длиннопост

Впервые этот инструмент начали применять в 60-х годах прошлого века (потому он "заезженный" и не совсем актуальный), благодаря гарвардскому профессору К. Эндрюсу. В данный момент имеется множество других инструментов, позволяющих значительно эффективней рассматривать окружающую среду. Но знать "батьку" важно. Особенно важно тем, кто не готов тратить много времени на скрупулезную работу, считая что их бизнес "недостаточно большой" для таких вещей.
Как видно из картинки выше, название "SWOT" -  акроним от наименований категорий, куда вы будете помещать все возможные факторы. А сама картинка - готовый шаблон.


Как им пользоваться:


1) Строки.
"Внутренние факторы" (внутренняя среда предприятия). Это те факторы, которые находятся непосредственно внутри вашей организации: сотрудники, маркетинг, оборудование, издержки и пр. Т.е. все то, на что вы можете непосредственно повлиять своим словом "Совы Эф.М.".

"Внешние факторы" (внешняя среда). Это те факторы, которые находятся вне сферы вашего влияния. Например: поставщики, спрос, законодательные акты, политические факторы и т.д.


2) Столбцы.
Тут все просто. В способствующие вы будете записывать все ваши плюсики; в препятствующие - негативные.


3) Квадраты.

"S" (Strengths) - ваши сильные стороны. Сюда записываем все то, что является вашими преимуществами. Не скромничайте. Пишите все, что придет в голову: качественная упаковка продукта, сильный отдел маркетинга, высокий уровень автоматизации, чистые и ухоженные туалеты и т.д. Заранее не известно что именно сможет принести вам пользу в конечном итоге. Если вы только планируете свой бизнес и пока не знаете что сюда вписать - супер! Открываем гугл и нагло собираем для себя те "ништяки", которые вы гарантированно сможете реализовать у себя на предприятии.

"W" (Weakness) - слабые стороны. Тут два варианта: либо вы будете предельно честны сами с собой и сможете всё выписать самостоятельно; либо зовите "спеца" из окружения (сотрудники, недовольные покупатели и прочие личности, способные критиковать вашу нынешнюю деятельность или будущую "золотую жилу").

"O" (Opportunities) - возможности. Пожалуй самый сложный квадрат для заполнения. Сюда необходимо записать все, что может помочь вашему бизнесу в будущем: рост спроса на услуги; возможные технологические ноу-хау, которые понизят себестоимость; поддержка государства (вы удивитесь, когда начнете разбираться с этим вопросом. Может быть запилю на эту тему отдельный пост); снижение стоимости продукции от поставщиков и т.д.

"T" (Threats) - угрозы. Тут особенно записать каждую промелькнувшую мысль: появление новых конкурентов, появление товаров-заменителей (субституты), эпидемии, восстания планеты обезьян и прочие будущие сюрпризы этого года.


Таким образом, SWOT анализ дает вам наглядную картинку того пространства, в котором вы находитесь. Например (нагло стыбренно из интернета):

Анализ среды, перед открытием бизнеса Менеджмент, Бизнес, Малый бизнес, Длиннопост

Не бойтесь потратить на это много времени. Делайте это хоть неделю, но соберите максимально развернутый пазл. По опыту скажу, что спустя 2 часа кажется что все закончено, но потом спешка становится боком.
После того, как эта работа будет законченна, необходимо сесть и все тщательно проанализировать. По каждому пункту, постараться разработать конкретные задачи:
S - задачи по усилению преимуществ
W - задачи по устранению недостатков

O - задачи по реализации возможностей
T - задачи по "прикрытию тылов".

А также задачи, в связке факторов (SO, WO, ST, WT).


Скорее всего, если вы подошли к этой задаче ответственно, к моменту выставления задач у вас уже будет четкое понимание что можно сделать с тем или иным пунктом. Как закончите, выдохните, оглянитесь назад и оцените сколько пользы вам принес этот инструмент)))

Небольшая ремарка:
Если у вас получилась "огромная куча" и вы не знаете что с этим делать - ранжируйте) Чаще это применяют в среднем и большом бизнесе, когда факторов огромное множество. Каждый фактор оценивается по бальной системе (ну или что вы сами придумаете), затем сумма баллов суммируется и выявляются основные направления деятельности. Выглядит это примерно так:

Анализ среды, перед открытием бизнеса Менеджмент, Бизнес, Малый бизнес, Длиннопост

В общем, если что-то непонятно, информации по этому инструменту в интернете тьма. Но, все таки, если будут вопросы - с радостью отвечу и помогу чем смогу))

P.S.: Для отеля я не использовал "SWOT", а воспользовался другими инструментами. Их я выложу в следующих постах и буду показывать уже на конкретном примере. В будущем вы сами увидите как именно эта работа принесла практическую пользу и каким образом она монетизируется)

Показать полностью 3

Особенности ведения бизнеса во Вьетнаме

Особенности ведения бизнеса во Вьетнаме Менеджмент, Бизнес, Вьетнам, Видео, Длиннопост

Не большое отступление:
Анализ окружающей среды - одна из первых задач, которых необходимо сделать, перед тем как приступить к планированию своего проекта. Это нужно не для того, чтобы предназначенные для этого инструменты придали вашему бизнес-плану "серьезности"(именно так их и юзают "псевдомаркетологи" и "инфоцыгане"), а для того, чтобы расширить ваше понимание той сферы, в которую вы планируете вложить "ваши кровные". Потратив несколько часов на эту работу, вы сможете понять, как минимум, как улучшить свой продукт при будущей конкурентной борьбе, либо как не допустить глупейших ошибок. В общем... В этой работе больше "пафосности", чем "сложности". Она нужна в равной степени любому бизнесу, при любом стартовом капитале. И проделав ее вы начнете видеть огромное количество плюшек, пользу от которых будете получать на протяжении всех этапах жизненного цикла вашего бизнеса. Как и обещал, разбор инструментов по этой теме выложу в следующих постах. А пока давайте взглянем, что упустил я, при своем анализе, и как это аукнулось)

Первая трудность, с которой мы столкнулись, приехав сюда – поиск квалифицированного персонала. Уровень развития интернет технологий во Вьетнаме, в данный момент, находится на уровне как в 2000х-2010х г. в России. Забудьте о том, что Вы можете себе найти профессионала с большим опытом в 2 клика. Здесь отсутствуют такие масштабные проекты, как hh.ru или superjob (ну или каким-то чудом они ускользнули от нашего внимания). Поиском высококвалифицированных сотрудников занимаются рекрутинговые компании. И берут они за свои услуги достаточно дорого – 20% от суммы годового оклада найденного сотрудника (но не менее 1500$). Они отправляют к Вам на собеседование кандидатов, согласно выставленным требованиям и обязуются найти нового, если Вы уволите предыдущего в течение трех месяцев.


Следующая трудность, которая является и плюсом, и минусом одновременно, - «блатавство». Народ Вьетнама веками жил клановой системой. До сих пор в их полных именах отображается принадлежность к тому или иному клану (например Nguen или Vu). Поэтому нет ничего удивительного, что в бизнес они предпочитают приводить «своих людей». С одной стороны — это облегчает поиск персонала в чужой стране. Найдя для себя главу отдела продаж, мы смогли, больше не обращаясь к рекрутинговым агентствам, найти всех остальных сотрудников. С другой стороны – готовьтесь что у Вас могут начаться перебои в поставках. Как это случилось у нас: жена (глава одной компании) поссорилась с мужем (главой другой компании) и больше будут не готовы совместно. О их связи мы узнали постфактум. И вот у нас встали колом две взаимосвязанные задачи ¯\_(ツ)_/¯
Избежать этого возможно, но для этого необходимо выделять больше ресурсов (как времени, так и денег).

А еще вьетнамцы считают себя, и всех окружающих, абсолютно неуязвимыми. Это знает каждый, кто хоть раз садился за руль и выезжал на дороги Вьетнама (ну или просто переходил дорогу:)). Честное слово, создается впечатление, что те кто помоложе - желает твоей смерти; а те кто постарше - хотят забрать тебя вместе с собой. В работе это отражается в соблюдении правил техник безопасности. Но и тут есть свои плюсы) К примеру, вы спокойно можете выйти на крышу еще строящегося здания и насладиться видом:)

Да, да... Нет мне оправдания за вертикальное видео...


Огромным плюсом является то, что вьетнамцы очень ориентированы на туристов. Поэтому найти хорошего переводчика не составит труда. А учитывая что Вьетнам очень давно дружит с Россией - Вы легко найдете себе помощника, который знает Ваш язык лучше чем свой.


Ну и главное правило – даже не думайте требовать от вьетнамцев работать в одном с Вами темпе.

«Обед 2 часа?! – Конечно! Иначе, как мы можем успеть поспать?». (Если поймаю на видео, выложу кадры их фиесты. Это действительно очень забавно:) ). С 12.00 и до 14.00 звонить по рабочим вопросам здесь считается «не красивым».

«Пунктуальность? Что это за странное заморское слово?». В том числе это касается выставленных сроков по сдачам объектов; работ; отчетов… Наш отель мы ждали больше полугода, от установленной даты. Если вы договорились о встрече на 10 утра - рекомендую приходить к 10.30 и немножко обождать) Или наоборот, быть готовым что вам сообщат о приходе в назначенное место за 2 часа до назначенного времени.

Также, они очень обидчивы. Поэтому, тщательно контролируйте себя, когда высказываете претензии за нарушенные сроки. Иначе рискуете вовсе остаться без рабочей бригады (как это случилось у нас).


А в общем и целом, вьетнамцы очень добродушные и улыбчивые люди. Среди них очень много профессионалов, готовых качественно делать свою работу. Главное помнить – Вы здесь гость и это Вам необходимо адаптироваться. Если Вы сможете это сделать, для Вас не будет препятствий в создании собственного бизнеса в этой стране (а простор для этого просто огромен).

P.S.: Есть еще куча моментов, но об этом уже в следующих постах. Ибо итак получилась "простыня":)

Показать полностью 1 1

Пост "эффективного менеджера"

Привет, Pikabu!
Насколько я вижу, Вы тут любите попинать "эффективных менеджеров". Даже образ запилили) Но я без обид) Готов "заспорить на сотку", что в большинстве случаев претензии обоснованы, и руководители кретины.  На самом деле это является проблемой, в большей степени, даже не для линейного персонала, а для владельцев бизнеса и, собственно, специалистов в этой сфере. Эти самые "эффективные менеджеры" создают абсолютно неблагоприятную среду для нашего развития. Особенно нас раздражают "инфоцыгане", которые выкидывают на рынок труда таких ребят пачками. А они, в свою очередь, прикладывают максимум усилий, для того чтобы исковеркать  впечатление о нашей специальности.
Т.к. "лига справедливости" активно закрывает на это глаза, я решил вмешаться и попробовать хотя-бы чуть-чуть изменить положение дел. Но, согласно канонм У.Э. Деминга - "Нет пустым лозунгам!", показывать нужно на своем примере. Так мы и поступим.


"Небольшое отступление"


Моя жена постоянно подшучивала надо мной, что я как-будто специально берусь за те проекты, которые находятся в "трэшевом" состоянии: "-Тебе бы переквалифицироваться в антикризисного менеджера...", "-Поздравляю с новой работой! Бензин и спички на балконе" и все в таком роде. Поэтому я был очень рад, когда меня пригласили открывать отель "с нуля", да еще и за границей (Вьетнам). И тут...

Пост "эффективного менеджера" Менеджер, Менеджмент, Управление, Отель, Бизнес, Длиннопост, Эффективный менеджер

Коронавирус. Закрыты все границы во всем мире. Сильнейший мировой экономический кризис . Главный поставщик туристов находится в шоковом состоянии. Из-за огромной конкуренции каждый отель решил заняться демпингом и бла, бла, бла... Лицо моей жены было еще ярче, чем у это паренька с мема:)

Пост "эффективного менеджера" Менеджер, Менеджмент, Управление, Отель, Бизнес, Длиннопост, Эффективный менеджер

Но... Она верит в меня... Я верю в себя... Потому продолжаем)

В течении n-го количества времени я буду рассказывать о том, как мы планировали этот отель; как принимались те или иные решения; какие инструменты (и как?) использовались при бизнес-планировании (да и вообще, что важно сделать до того как начать свой бизнес); где брать информацию и т.д. С определенного момента я начну рассказывать о том, что происходит сейчас на предприятии. Какие трудности возникают, какие решения принимаются (и главное - почему?). Отель только через неделю полноценно откроет свои двери для гостей. Таким образом, у вас будет возможность понаблюдать за всем в режиме "онлайн". Да и глядишь, вы мне поможете выкрутиться из той или иной ситуации, ибо их хоть пруд пруди:) Все посты постараюсь бить на 2 части:

а) для тех, кому важно "просто увлекательное чтиво"
б) для тех, кто хочет получить конкретные инструменты без сухого и тяжело воспринимаемого языка. Инструменты буду стараться отбирать те, которые будут полезны как бизнесу на миллионы долларов, так и малому предпринимательству. Если будет необходимость, буду рекомендовать практичную литературу (обещаю обойтись без "Как разбогатеть за неделю" и тому подобное).
В общем, надеюсь вам это будет интересно, т.к. для меня это ново и волнительно:)))


P.S: Русский язык - это не наша тема:) Потому сильно не серчайте за орфографию и пунктуацию.


P.S.S.: Если местные кандидаты экономических наук будут находить какие-либо ошибки в моих постах - буду очень рад вашим поправкам. Я думаю,вы и сами знаете о том, что подобные вещи воспринимаются нормальными людьми с распростертыми объятиями.


P.S.S.S.: Название отеля не отдам, дабы не было рекламой:)))

Показать полностью 2
Отличная работа, все прочитано!