Анализ среды, перед открытием бизнеса

Ну вот и настала очередь конкретики)
Как я и говорил в прошлом посте - анализ окружающей среды необходим больше не "для красоты и серьезности", а для расширения вашего кругозора в той сфере, в которую вы планируете втиснуться. Цель сего деяния - захватить в ваше внимание как можно больше факторов, которые могут повлиять на вашу деятельность и продумать конкретные шаги по работе над ними. Так что, даже если у вас уже есть что-то "рабочее" и вы этого не делали - провести подобный анализ будет очень полезно. Потратите вы на это до 10 часов рабочего времени, а результаты стоят того.


Самым "заезженным" инструментом для этого является ""SWOT-анализ". Им очень любят "бросать пыль в глаза" инфоцыгане, т.к. он:

а) очень прост для понимания (в первую очередь для них самих:)); 

б) способен достаточно быстро продвинуть человека от точки "0" к приблизительному пониманию рынка; 

в) позволяет с легкостью перекинуть ответственность за результат работы на плечи исполнителя. Аля: "Если Вам это не помогло - значит Вы недостаточно уделили этому внимания. Купите следующий курс и мы Вам .... ".


В общем, информации о нем тьма и найти подходящую для вас форму "объяснения" не составит труда. Потому мы проговорим его кратко.

Анализ среды, перед открытием бизнеса Менеджмент, Бизнес, Малый бизнес, Длиннопост

Впервые этот инструмент начали применять в 60-х годах прошлого века (потому он "заезженный" и не совсем актуальный), благодаря гарвардскому профессору К. Эндрюсу. В данный момент имеется множество других инструментов, позволяющих значительно эффективней рассматривать окружающую среду. Но знать "батьку" важно. Особенно важно тем, кто не готов тратить много времени на скрупулезную работу, считая что их бизнес "недостаточно большой" для таких вещей.
Как видно из картинки выше, название "SWOT" -  акроним от наименований категорий, куда вы будете помещать все возможные факторы. А сама картинка - готовый шаблон.


Как им пользоваться:


1) Строки.
"Внутренние факторы" (внутренняя среда предприятия). Это те факторы, которые находятся непосредственно внутри вашей организации: сотрудники, маркетинг, оборудование, издержки и пр. Т.е. все то, на что вы можете непосредственно повлиять своим словом "Совы Эф.М.".

"Внешние факторы" (внешняя среда). Это те факторы, которые находятся вне сферы вашего влияния. Например: поставщики, спрос, законодательные акты, политические факторы и т.д.


2) Столбцы.
Тут все просто. В способствующие вы будете записывать все ваши плюсики; в препятствующие - негативные.


3) Квадраты.

"S" (Strengths) - ваши сильные стороны. Сюда записываем все то, что является вашими преимуществами. Не скромничайте. Пишите все, что придет в голову: качественная упаковка продукта, сильный отдел маркетинга, высокий уровень автоматизации, чистые и ухоженные туалеты и т.д. Заранее не известно что именно сможет принести вам пользу в конечном итоге. Если вы только планируете свой бизнес и пока не знаете что сюда вписать - супер! Открываем гугл и нагло собираем для себя те "ништяки", которые вы гарантированно сможете реализовать у себя на предприятии.

"W" (Weakness) - слабые стороны. Тут два варианта: либо вы будете предельно честны сами с собой и сможете всё выписать самостоятельно; либо зовите "спеца" из окружения (сотрудники, недовольные покупатели и прочие личности, способные критиковать вашу нынешнюю деятельность или будущую "золотую жилу").

"O" (Opportunities) - возможности. Пожалуй самый сложный квадрат для заполнения. Сюда необходимо записать все, что может помочь вашему бизнесу в будущем: рост спроса на услуги; возможные технологические ноу-хау, которые понизят себестоимость; поддержка государства (вы удивитесь, когда начнете разбираться с этим вопросом. Может быть запилю на эту тему отдельный пост); снижение стоимости продукции от поставщиков и т.д.

"T" (Threats) - угрозы. Тут особенно записать каждую промелькнувшую мысль: появление новых конкурентов, появление товаров-заменителей (субституты), эпидемии, восстания планеты обезьян и прочие будущие сюрпризы этого года.


Таким образом, SWOT анализ дает вам наглядную картинку того пространства, в котором вы находитесь. Например (нагло стыбренно из интернета):

Анализ среды, перед открытием бизнеса Менеджмент, Бизнес, Малый бизнес, Длиннопост

Не бойтесь потратить на это много времени. Делайте это хоть неделю, но соберите максимально развернутый пазл. По опыту скажу, что спустя 2 часа кажется что все закончено, но потом спешка становится боком.
После того, как эта работа будет законченна, необходимо сесть и все тщательно проанализировать. По каждому пункту, постараться разработать конкретные задачи:
S - задачи по усилению преимуществ
W - задачи по устранению недостатков

O - задачи по реализации возможностей
T - задачи по "прикрытию тылов".

А также задачи, в связке факторов (SO, WO, ST, WT).


Скорее всего, если вы подошли к этой задаче ответственно, к моменту выставления задач у вас уже будет четкое понимание что можно сделать с тем или иным пунктом. Как закончите, выдохните, оглянитесь назад и оцените сколько пользы вам принес этот инструмент)))

Небольшая ремарка:
Если у вас получилась "огромная куча" и вы не знаете что с этим делать - ранжируйте) Чаще это применяют в среднем и большом бизнесе, когда факторов огромное множество. Каждый фактор оценивается по бальной системе (ну или что вы сами придумаете), затем сумма баллов суммируется и выявляются основные направления деятельности. Выглядит это примерно так:

Анализ среды, перед открытием бизнеса Менеджмент, Бизнес, Малый бизнес, Длиннопост

В общем, если что-то непонятно, информации по этому инструменту в интернете тьма. Но, все таки, если будут вопросы - с радостью отвечу и помогу чем смогу))

P.S.: Для отеля я не использовал "SWOT", а воспользовался другими инструментами. Их я выложу в следующих постах и буду показывать уже на конкретном примере. В будущем вы сами увидите как именно эта работа принесла практическую пользу и каким образом она монетизируется)