NikPolyakov

NikPolyakov

Никита Поляков. Художник. Реставратор. Дизайнер. polyakov@artworker.pro https://artworker.pro/
Пикабушник
Дата рождения: 14 января 1990
поставил 0 плюсов и 0 минусов
отредактировал 0 постов
проголосовал за 0 редактирований
7291 рейтинг 65 подписчиков 2 подписки 18 постов 8 в горячем

Как мы реставрировали мозаичную стелу в городе Торопец

Как мы реставрировали мозаичную стелу в городе Торопец Мозаика, Искусство, Торопец, Реставрация, Длиннопост, Мобильная фотография

Торопец- древний город с богатой и интересной историей, 2024 году городу исполнилось 950 лет. К празднованию этой даты в городе производились работы по благоустройству, в которых приняла участие и наша команда. 
На главной улице находится стела с мозаичным изображением, сделанная в советское время.  На ней изображены серп и молот, а также колос пшеницы. Изображение рельефное, фон выложен из оранжевой смальты. Края обрамлены ярко-красными плитками. С течением времени памятник обветшал, что сказалось на его экспозиционном виде.

Как мы реставрировали мозаичную стелу в городе Торопец Мозаика, Искусство, Торопец, Реставрация, Длиннопост, Мобильная фотография
Как мы реставрировали мозаичную стелу в городе Торопец Мозаика, Искусство, Торопец, Реставрация, Длиннопост, Мобильная фотография

В первый свой приезд в  Торопец я произвел визуальный осмотр повреждений а так же взял образцы. На основе наблюдений я составил заключение о состоянии сохранности памятника а так же составил программу реставрационных мероприятий. На момент первого осмотра многие фрагменты смальты были утрачены или повреждены, связь мозаичного слоя с несущей поверхностью была нарушена, из-за чего смальта держалась ненадежно. В швах повсеместно присутствовал мох, вся поверхность изображения была сильно загрязнена. Многие участки рельефа были повреждены, мелкие сколы и большие утраты портили визуальное восприятие произведения.  Взяв образцы смальты, я передал их на наше производство для изготовления смальты идентичной авторской. 

Как мы реставрировали мозаичную стелу в городе Торопец Мозаика, Искусство, Торопец, Реставрация, Длиннопост, Мобильная фотография

После изготовления образцов, мы с командой выехали на место для проведения реставрационных работ. Прежде всего мы укрепили аварийные участки мозаики и произвели очистку швов от биопоражения. Следующим этапом работ было очистка поверхности от загрязнений, оно производилось при помощи нейтральных ПАВ и щеток. После очистки мы произвели антисептирование, это было сделано для того чтобы ограничить разрастание мха и плесени в будущем. После чего, мы восполнили утраты смальты и множественные сколы на рельефе. Когда восполненные сколы и утраты рельефа высохли, их загрунтовали и тонировали, после покрыли лаком. Такие работы по реставрации  восстановили экспозиционный  вид произведения.

Как мы реставрировали мозаичную стелу в городе Торопец Мозаика, Искусство, Торопец, Реставрация, Длиннопост, Мобильная фотография
Как мы реставрировали мозаичную стелу в городе Торопец Мозаика, Искусство, Торопец, Реставрация, Длиннопост, Мобильная фотография

Я считаю что это очень важно, ведь такие небольшие памятники эпохи, сохраняют исторический контекст места и создают свою атмосферу. Наша команда выражает благодарность  всем благодаря кому получилось восстановить этот памятник. 

Как мы реставрировали мозаичную стелу в городе Торопец Мозаика, Искусство, Торопец, Реставрация, Длиннопост, Мобильная фотография

Художник- реставратор Никита Поляков

Показать полностью 7

Девчонки которых я рисовал ( часть 3)

Девчонки которых я рисовал ( часть 3) Рисунок, Картинки, Девушки, Длиннопост
Девчонки которых я рисовал ( часть 3) Рисунок, Картинки, Девушки, Длиннопост
Девчонки которых я рисовал ( часть 3) Рисунок, Картинки, Девушки, Длиннопост
Девчонки которых я рисовал ( часть 3) Рисунок, Картинки, Девушки, Длиннопост
Девчонки которых я рисовал ( часть 3) Рисунок, Картинки, Девушки, Длиннопост
Девчонки которых я рисовал ( часть 3) Рисунок, Картинки, Девушки, Длиннопост
Девчонки которых я рисовал ( часть 3) Рисунок, Картинки, Девушки, Длиннопост
Девчонки которых я рисовал ( часть 3) Рисунок, Картинки, Девушки, Длиннопост
Девчонки которых я рисовал ( часть 3) Рисунок, Картинки, Девушки, Длиннопост
Девчонки которых я рисовал ( часть 3) Рисунок, Картинки, Девушки, Длиннопост
Показать полностью 10

Как мы реставрировали Помпейский зал в особняке Маргариты Морозовой

Как мы реставрировали Помпейский зал в особняке Маргариты Морозовой Реставрация, Интерьер, Живопись, Длиннопост

Особняк Маргариты Морозовой находится в центре Москвы  по адресу Смоленский б-р, 26/9. Здание было построено во второй половине 19 го века,  по проекту архитектора Александра Ивановича Резанова, ректора по архитектуре в Академии художества. После перестраивалось по проекту архитектора Виктора Александровича Мазырина.

Как мы реставрировали Помпейский зал в особняке Маргариты Морозовой Реставрация, Интерьер, Живопись, Длиннопост

После смерти владельца Михаила Абрамовича Морозова- здание досталось его жене Маргарите Кирилловне. Ее имя закрепилось в названии усадьбы по сей день. Это очень важное место для культурной жизни Серебряного века. В нем бывали: художник Серов, композитор Скрябин, певец Собинов, художник Коровин, поэт Белый и другие. 

Как мы реставрировали Помпейский зал в особняке Маргариты Морозовой Реставрация, Интерьер, Живопись, Длиннопост

Наша команда зашла на реставрацию в Помпейский зал в особняке Морозовой, осенью 2019 года. Тогда, уже в прохладное время- здание плохо отапливалось, и до нас уже были произведены попытки реставрации здания, предыдущей компанией. Помпейский зал- это помещение с выходом внутренней двор и большими окнами с одной стороны, двумя сквозными проходами в левое и правое части здания и фронтальной стеной изгибающейся полукругом.  Все стены и потолок покрывают росписи выполненные в Помпейской стилистике.

Как мы реставрировали Помпейский зал в особняке Маргариты Морозовой Реставрация, Интерьер, Живопись, Длиннопост

От сюда и название зала. 
 На момент начала наших работ на стенах присутствовали множественные трещины и утраты красочного слоя, так же присутствовали небольшие реставрационные вставки и попытки поновления поврежденных участков живописи. Некоторые фрагменты были переписаны по верх. Вероятно это делалось еще в девяностые года. Вся поверхность живописи была покрыта толстым слоем пыли, бытового и строительного происхождения. 
После визуальных и технико-химических исследований мы приступили к реставрационным работам. 
Мы произвели расчистку поверхности от загрязнений. После расчистки нам открылся подлинный колорит произведения. Так как слой пыли искажает визуальное восприятие, до расчистки цвета и тона казались более тусклыми и приглушенными уходящими в серые оттенки. Мы увидели ярко-красные цвета, насыщенны, глубокий черный, оливковые и охристые оттенки. 

Как мы реставрировали Помпейский зал в особняке Маргариты Морозовой Реставрация, Интерьер, Живопись, Длиннопост

Следующим процессом стало укрепление и заделка трещин в живописи и грунте. В местах где вокруг трещин присутствовала угроза утрат красочного слоя и основы, мы произвели укрепление. После приступили к заполнению утрат в трещинах. Когда они были заполнены и зашлифованы, мы подвели реставрационный грунт. 
Мы удалили небольшие участки поновлений, эти участки укрепили и подвели грунт в места утрат. 
Когда все работы по укреплению и заделки трещин были выполнены мы приступили к тонировкам. Самое сложное в этом- что краска после высыхания немного меняет цвет и тон, более того под лаком она тоже может поменяться. Поэтому мы долго подбирали цвета и тона тонировок, делали несколько образцов, после чего покрывали участки лаком. 

Как мы реставрировали Помпейский зал в особняке Маргариты Морозовой Реставрация, Интерьер, Живопись, Длиннопост

Когда предварительные работы по тонировкам были закончены, мы приступили к живописному восстановлению. 
После выполнения тонировок и их полного высыхания, мы покрыли стены защитным, реставрационным лаком. 
Когда лак высох мы вернулись к уточнению тонировок поверх защитного слоя что бы уточнить колорит. 

Как мы реставрировали Помпейский зал в особняке Маргариты Морозовой Реставрация, Интерьер, Живопись, Длиннопост

P.S. Во время работ над реставрацией зала, меня сфотографировали в интерьере. Недавно наткнулся на портрет Михаила Морозова кисти Валентина Серова. На заднем плане там совершенно точно просматривается интерьер Помпейского зала.

Как мы реставрировали Помпейский зал в особняке Маргариты Морозовой Реставрация, Интерьер, Живопись, Длиннопост
Как мы реставрировали Помпейский зал в особняке Маргариты Морозовой Реставрация, Интерьер, Живопись, Длиннопост

Вот так и получилось что я сам, того не зная находился в том же месте где и эти великие люди, с разницей в сто лет. Забавная рифма. 

Художник- реставратор Никита Поляков

Более подробно на нашем сайте: https://artworker.pro/restoration/morozova

Показать полностью 9

Как мы проводим работы по сохранению и восстановлению мозаики «Выше, быстрее, сильнее!»

UPD:

Более подробно на нашем сайте: https://artworker.pro/mosaic/bystree_vushe_silnee

Как мы проводим работы по сохранению и восстановлению мозаики «Выше, быстрее, сильнее!» Мозаика, Искусство, Нижний Новгород, Монументалистика, Видео, YouTube, Длиннопост

Часть 1 (Каталогизация. Демонтаж. Сохранение.)

Как мы проводим работы по сохранению и восстановлению мозаики «Выше, быстрее, сильнее!» Мозаика, Искусство, Нижний Новгород, Монументалистика, Видео, YouTube, Длиннопост

В Московском районе Нижнего Новгорода по адресу ул. Березовская, д.118  на фасаде жилого здания была выполнена одна из самых больших мозаик Нижнего Новгорода , созданная коллективом художников-монументалистов Горьковского творческого производственного комбината под руководством В.В. Любимова. В бригаду, работавшую над этой мозаикой, входили художники А. Швайкин, Б. Холоденко. А. Русин, А. Любимов.

Как мы проводим работы по сохранению и восстановлению мозаики «Выше, быстрее, сильнее!» Мозаика, Искусство, Нижний Новгород, Монументалистика, Видео, YouTube, Длиннопост

Мозаика была создана  специально к олимпиаде 1980 года, на ней изображены сюжеты на спортивные темы. Панно отличается интересной централизованной композицией, яркими цветовыми пятнами, немного в плакатном стиле. Изображение очень точно раскрывает заданную тему.  Фасад здания на котором расположена мозаика очень хорошо просматривается со стадиона «Старт» который расположен поблизости, что объединяет все пространство в одну архитектурную композицию с оформленной концепцией. Произведение стало неотъемлемой частью района и важным городским визуальным символом. 
 Мозаика была выполнена с использованием экспериментальных технологий, клей на который выполнялся монтаж мозаичного слоя был изготовлен на основе полимеров.  За долгие годы связь мозаики и несущего слоя ослабла- и смальта начала осыпаться. Это создало аварийную ситуацию, опасную не только для сохранности произведения но и для человеческой жизни- под стеной с изображением стало опасно ходить. Тогда местной администрацией было принято решение демонтировать наиболее аварийные участки. Что вызвало большой общественный резонанс.  Сложилась сложная ситуация - правовой базы как поступать с такими объектами нет, мозаика сыпется и оставить решения вопроса до лучших времен нельзя.

В рамках пилотного проекта по сохранению монументальных  художественных произведений советского периода, было принято решение отреставрировать произведение. 

Для произведения этих работ правительство Нижегородской области связалась с нашей командой. 
 Во время предварительного осмотра нами было выявлены следующие повреждения: многие участки мозаики на момент осмотра уже осыпались или были демонтированы, около 35% от общей площади поверхности; оставшиеся мозаика держится довольно слабо и в скором времени тоже осыпется. Слэбы, на которых выложена мозаика, так же плохо держатся на стене: металлическая конструкция которая крепит их к стене, проржавела и местами утрачена. На основе этих наблюдений мы сделали следующие заключения. 

Как мы проводим работы по сохранению и восстановлению мозаики «Выше, быстрее, сильнее!» Мозаика, Искусство, Нижний Новгород, Монументалистика, Видео, YouTube, Длиннопост

Для того что бы мозаика крепко держалась на слэбах, необходимо переложить ее на новый клей. Большинство слэбов имеют повреждения: сколы, трещины утраты. Такие слэбы подлежат замене. Несущая металлическая конструкция будет заменятся на новую ввиду своего износа.  Утраченные участки мозаики будут восстановлены из сохранившийся оригинальной смальты и новой, специально созданной, идентичной авторской. Благодаря сохранившимся фотоматериалам возможно создать картоны и восстановить утраченные моменты. Поэтому работы мы решили  разделить на 3 этапа: 

Как мы проводим работы по сохранению и восстановлению мозаики «Выше, быстрее, сильнее!» Мозаика, Искусство, Нижний Новгород, Монументалистика, Видео, YouTube, Длиннопост

Демонтаж. В него входит фотофиксация сохранившейся мозаики. Каталогизация элементов. Каждому слэбу присвоен номер и обозначение. С помощью которых мы можем атрибутировать местонахождение  каждого участка. Демонтаж участков мозаики . Упаковка каждого слэба и перевоз в место хранения в наших мастерских. 

Реставрация и реконструкция. Сохранившиеся слэбы раскладываются в нашей мастерской. Мозаика перекладывается на новый реставрационный клей. Отсутствующие участки изображения в останавливаются заново. Поврежденные слэбы заменяются на новые идентичные авторским. 

Как мы проводим работы по сохранению и восстановлению мозаики «Выше, быстрее, сильнее!» Мозаика, Искусство, Нижний Новгород, Монументалистика, Видео, YouTube, Длиннопост

Монтаж мозаики. Перед возвращением изображения на фасад, мы утеплим стену, для удобства эксплуатации дома. После чего поставим новую несущую конструкцию для мозаики, на которую укрепим слэбы с изображением. 

После этих мероприятий мозаика будет полностью восстановлена и прослужит еще долгое время. 
Осенью 2023 года мы приступили к первому этапу работ.

Как мы проводим работы по сохранению и восстановлению мозаики «Выше, быстрее, сильнее!» Мозаика, Искусство, Нижний Новгород, Монументалистика, Видео, YouTube, Длиннопост

Необходимо было уложится в срок до первых сильных холодов. Нам удалось каталогизировать и демонтировать мозаику, и после упаковки, транспортировали к нам в мастерские и смальтоварню в Ульяновскую область. На момент написания статьи мозаика находится у нас на сохранении, по планам мы приступим ко второму и третьему этапу работ в первой четверти 2024 года, если нам удастся согласовать наши работы с администрацией города. Окончание работ по полному восстановлению произведения мы планируем на начало осени 2024 года. 

Как мы проводим работы по сохранению и восстановлению мозаики «Выше, быстрее, сильнее!» Мозаика, Искусство, Нижний Новгород, Монументалистика, Видео, YouTube, Длиннопост

Художник- реставратор Никита Поляков. 

Показать полностью 8 2

Как мы реставрировали скульптурный декор на фасаде Института Государства и Права РАН, ГУ (г. Москва улица Знаменка 10)

Как мы реставрировали скульптурный декор на фасаде Института Государства и Права РАН, ГУ (г. Москва улица Знаменка  10) Скульптура, Реставрация, Архитектура, Длиннопост

Институт Государства и Права находится в историческом здании городской усадьбы принадлежавшей некогда почетной гражданке Варваре Яковлевне Лепешкиной. Сооружение было построено в 1888-1890 годах, по проекту архитектора Бориса Фрейденберга. 
 Усадьба выполнена в стиле эклектики и является интересным архитектурным памятником своей эпохи. 

Как мы реставрировали скульптурный декор на фасаде Института Государства и Права РАН, ГУ (г. Москва улица Знаменка  10) Скульптура, Реставрация, Архитектура, Длиннопост

Нашу команду пригласили поучаствовать в реставрации части фасада осенью 2022 года. 
К этому моменту здание уже достаточно долго реставрировалось и как я понимаю, работы пережили смену подрядчика, впрочем в реставрации такая ситуация обычное дело.  

Как мы реставрировали скульптурный декор на фасаде Института Государства и Права РАН, ГУ (г. Москва улица Знаменка  10) Скульптура, Реставрация, Архитектура, Длиннопост

Нам предложили заняться восстановлением скульптурной композиции которая обрамляет угловое окно.   Было видно что лепнину по всему фасаду пытались очищать от красочного слоя механически: при помощи зубил и возможно топоров.  Конечно такие попытки неблагоприятно сказались на сохранности лепнины, мало того что тщательно краску таким способом снять нельзя, так это очень вредит сохранности лепнины: повсеместно были утрачены скульптурные элементы, местами разбиты целые скульптурные орнаменты.

Как мы реставрировали скульптурный декор на фасаде Института Государства и Права РАН, ГУ (г. Москва улица Знаменка  10) Скульптура, Реставрация, Архитектура, Длиннопост

В части которую нам предстояло реставрировать особенно пострадала одна из женских фигур. У нее была повреждена рука и отсутствовала значительная часть стопы. 

Как мы реставрировали скульптурный декор на фасаде Института Государства и Права РАН, ГУ (г. Москва улица Знаменка  10) Скульптура, Реставрация, Архитектура, Длиннопост

Мы преступили к работе, начав с расчистки скульптуры от наслоений краски. Это делается что бы восстановить первоначальную геометрию и четкость форм произведения. Так как красочный слой имеет свою толщину, со временем, после множественных окрашиваний, наслоений краски, скульптурные формы как бы оплывают, теряют свою четкость. 
Для этого мы использовали растворитель, предварительно подобрав концентрацию. После нанесения раствора с компрессором, состав удалялся механически при помощи скальпелей, шпателей и щеток.

Как мы реставрировали скульптурный декор на фасаде Института Государства и Права РАН, ГУ (г. Москва улица Знаменка  10) Скульптура, Реставрация, Архитектура, Длиннопост

После участок  дополнительно промывался. 
 Когда наш участок был полностью расчищен, мы детально осмотрели скульптуру на предмет утрат, трещин, эррозии. 

Как мы реставрировали скульптурный декор на фасаде Института Государства и Права РАН, ГУ (г. Москва улица Знаменка  10) Скульптура, Реставрация, Архитектура, Длиннопост

Мелкие повреждения скульптуры мы восстановили при помощи специального состава, так же расшили и заделали трещины. Параллельно мы занимались реконструкцией крупных утрат, например наши скульпторы заново реконструировали часть стопы аналогичной авторской. 

Как мы реставрировали скульптурный декор на фасаде Института Государства и Права РАН, ГУ (г. Москва улица Знаменка  10) Скульптура, Реставрация, Архитектура, Длиннопост

Так же наша команда почистила и восстановила узорчатую металическую решетку и табличку с датами создания здания, которые тоже являются частью композиции обрамления углового  окна. 
После восстановления утрат, скульптуры были покрыты грунтом и специальной краской. Это делается для восстановления экспозиционного вида и защиты от внешних воздействий.  Всего работы заняли около четырнадцати дней. 

Как мы реставрировали скульптурный декор на фасаде Института Государства и Права РАН, ГУ (г. Москва улица Знаменка  10) Скульптура, Реставрация, Архитектура, Длиннопост
Как мы реставрировали скульптурный декор на фасаде Института Государства и Права РАН, ГУ (г. Москва улица Знаменка  10) Скульптура, Реставрация, Архитектура, Длиннопост
Как мы реставрировали скульптурный декор на фасаде Института Государства и Права РАН, ГУ (г. Москва улица Знаменка  10) Скульптура, Реставрация, Архитектура, Длиннопост

На данный момент реставрационные работы на фасаде здания окончены и фрагмент который мы реставрировали хорошо виден с улицы Знаменка. 

Художник-реставратор Никита Поляков.

Более подробно на нашем сайте: https://artworker.pro/restoration/sculpture_ran

Показать полностью 11

«Свинья и ружье» глава 1

«Свинья и ружье» глава 1 Комиксы, Авторский комикс, Пенза, Длиннопост

Несколько лет назад рисовал комикс о двадцатых годах в городе Пенза. Меня очень впечатлил этот период в жизни города, так как он пропитан мистикой, героизмом и очень напоминает классический вестерн. Это время когда в витрине на главной улице могли выставить заспиртованную человеческую голову. Когда подземные ходы под городом были открыты и когда смерть, любовь, предательство и другие романтические вещи ходили рядом.
Естественно, все персонажи вымышлены и основаны на городских легендах. Некоторых я выдумал с нуля, некоторых срисовал со своих предков и дальних родственников, живших в Пензе сто лет назад.
Однако, в процессе я исписался и забросил историю в долгий ящик. Сейчас выкладываю то что сделал тогда, хоть это уже и кажется мне наивным. Прошу прощения за ошибки и некоторые неточности, прошу списать их на мою неопытность в жанре. Рисовал эту историю из-за большой любви к своему городу ( в котором почти, к сожалению, не бываю)и его непростой истории.
Спасибо.

«Свинья и ружье» глава 1 Комиксы, Авторский комикс, Пенза, Длиннопост
«Свинья и ружье» глава 1 Комиксы, Авторский комикс, Пенза, Длиннопост
«Свинья и ружье» глава 1 Комиксы, Авторский комикс, Пенза, Длиннопост
«Свинья и ружье» глава 1 Комиксы, Авторский комикс, Пенза, Длиннопост
«Свинья и ружье» глава 1 Комиксы, Авторский комикс, Пенза, Длиннопост
«Свинья и ружье» глава 1 Комиксы, Авторский комикс, Пенза, Длиннопост
«Свинья и ружье» глава 1 Комиксы, Авторский комикс, Пенза, Длиннопост
«Свинья и ружье» глава 1 Комиксы, Авторский комикс, Пенза, Длиннопост
«Свинья и ружье» глава 1 Комиксы, Авторский комикс, Пенза, Длиннопост
«Свинья и ружье» глава 1 Комиксы, Авторский комикс, Пенза, Длиннопост
«Свинья и ружье» глава 1 Комиксы, Авторский комикс, Пенза, Длиннопост
«Свинья и ружье» глава 1 Комиксы, Авторский комикс, Пенза, Длиннопост
«Свинья и ружье» глава 1 Комиксы, Авторский комикс, Пенза, Длиннопост
«Свинья и ружье» глава 1 Комиксы, Авторский комикс, Пенза, Длиннопост
«Свинья и ружье» глава 1 Комиксы, Авторский комикс, Пенза, Длиннопост
«Свинья и ружье» глава 1 Комиксы, Авторский комикс, Пенза, Длиннопост
«Свинья и ружье» глава 1 Комиксы, Авторский комикс, Пенза, Длиннопост
«Свинья и ружье» глава 1 Комиксы, Авторский комикс, Пенза, Длиннопост
Показать полностью 19

Как мы реставрировали мозаику на особняке Шехтеля

Как мы реставрировали мозаику на особняке Шехтеля Мозаика, Реставрация, Архитектура, Искусство, Модерн, Длиннопост

Мозаика с изображением ирисов исполненая художником Владимиром Александровичем Фроловым в конце 19 - начале 20 го века украшает портал над входом в особняк Шехтеля.
Само здание известно не только своей самобытной архитектурой но и людьми которые его посещали.  Михаил Врубель, Леонид Собинов, Исаак Левитан, Савва Морозов  бывали в  этих стенах. Так же в мозаичной среде очень известно имя автора мозаики: Владимира Фролова.  Его мастерская трудилась над оформлением храма Воскресения Христова (Спас на Крови) в Санкт-Петербурге, Морской собор в Кронштадте, Свято-Николаевский собор в Ницце, Киевский вокзал в Москве, а так же мозаики на станции метро Маяковская, Новокузнецкая, Автозоводская в Москве. Реставрацией произведения этого автора нам посчастливилось заняться.

Как мы реставрировали мозаику на особняке Шехтеля Мозаика, Реставрация, Архитектура, Искусство, Модерн, Длиннопост


Мозаика по форме представляет из себя деформированный полукруг с размерами 835 на 1540 мм. В ней изображены цветок и стебли ирисы на золотом фоне, который обрамлен темной окантовкой в нижней части изображения переходящий в шахматный узор. Помимо ирисов изображены число «96» и буква «S» шрифтом в стиле модерн. Произведение выполнено из множества оттенков смальты с большой реалистичностью и тонкой градацией цветов.  Со временем изображение претерпело разрушения разного характера : многочисленные утраты смальты в виде сколов и повреждений, локально прослеживались отслоения наборов смальты с образованием трещин. На деструктивных поверхностях обнаруживалась отсутствие или осыпание затирочных швов. Так же по всей поверхности прослеживались различные загрязнения: лакокрасочные слои, высолы, копоть и грязь.
Перед началом работ нами было выполнены предреставрационные исследования: фотофиксация произведения, снятие картона изображения, были взяты образцы смальты для изготовления новых в замен утраченных, идентичных авторским.

Как мы реставрировали мозаику на особняке Шехтеля Мозаика, Реставрация, Архитектура, Искусство, Модерн, Длиннопост


После чего мы преступили к реставрационным процессам. Была выполнена промывка поверхности едким натром, после водой, далее выполнялась очистка поверхности при помощи резиновой крошки и протирка мягкой ветошью.

Как мы реставрировали мозаику на особняке Шехтеля Мозаика, Реставрация, Архитектура, Искусство, Модерн, Длиннопост


После мы производили очистку от трудноудаляемиых загрязнений: высолов и лакокрасочных слоев. Делалось это при помощи специального состава и механической расчистки щеткой и скальпелем. Остатки раствора и загрязнения удалялись ватным тампоном смоченным в спирте.

Как мы реставрировали мозаику на особняке Шехтеля Мозаика, Реставрация, Архитектура, Искусство, Модерн, Длиннопост

Вырубка разрушенной смальты производилась с особой осторожностью- что бы не повредить соседние участки мозаики. Далее производилась зачистка основания.
Фрагменты мозаики чья связь с основой была неудовлетворительной подлежали переклейке.

Как мы реставрировали мозаику на особняке Шехтеля Мозаика, Реставрация, Архитектура, Искусство, Модерн, Длиннопост

Мозаика отделялась от основы, далее фрагмент расчищался от раствора, производилась расчистка основания, и мозаичные тессеры устанавливались на прежнее места, на специальный реставрационный раствор.
Устранение трещин на поверхности мозаики проходило по следующему алгоритму: трещина расшивалась, разрушенный шов промывался водой, далее заполнялся специальным реставрационным раствором.
Далее мы восстановили участки  в местах утрат  мозаичного слоя. На нашей смальтоварне
ArtWorker, мы изготовили смальту по авторским образцам идентичную оригинальной, сохраняя не только цвет и тон но и фактуру мозаичных тестеров. Ими были выложены недостающие участки с авторским размером и шагом.
После чего была произведена зачистка швов на всей поверхности изображения.
После этих мероприятий были устранены аварийные участки, а произведению был возвращен экспозиционный вид.

Как мы реставрировали мозаику на особняке Шехтеля Мозаика, Реставрация, Архитектура, Искусство, Модерн, Длиннопост

Наблюдать мозаику можно по адресу г. Москва Ермолаевский переулок д. 28 стр. 1. Прямо над дверью главного входа, где она, я надеюсь, будет украшать здание ещё много-много веков.
Художник-реставратор Никита Поляков.

P.S. Более подробно на нашем сайте: https://artworker.pro/mosaic/shehtel

Показать полностью 6

Как мы реставрировали живописное панно «Консилиум Великих врачей мира» в РНИМУ им. Н.И.Пирогова

Как мы реставрировали живописное панно «Консилиум Великих врачей  мира» в РНИМУ им. Н.И.Пирогова Реставрация, Искусство, РНИМУ, Архитектура, Интерьер, Краски, Длиннопост

В холле университета РНИМУ им. Н. И. Пирогова находится живописное панно «Консилиум Великих Врачей Мира». Монументальное произведение создано народными художниками России  Леонидом Полищуком и Светланой Щербининой в 1980 году, и является главным украшением холла здания без которого невозможно представить интерьер учебного заведения.

Как мы реставрировали живописное панно «Консилиум Великих врачей  мира» в РНИМУ им. Н.И.Пирогова Реставрация, Искусство, РНИМУ, Архитектура, Интерьер, Краски, Длиннопост

Холл учебного заведения

В процессе бытования на произведении появилось множество неизбежных повреждений. Многочисленные механические повреждения: потертости, трещины красочного слоя от внешних воздействий, царапины случайные и преднамеренные, мелкие утраты.

Так же на высоту человеческого роста по всей длине панно находились всевозможные поверхностные загрязнения: брызги от кофе и лимонадов, следы маркеров; сказывалась специфика здания - учебное заведение. Так же в верхней части панно присутствовали белесые  следы , вероятно от конденсата и протеков потолка. Стоит отметить что в панно предусмотрена техническая дверь, благодаря которой можно рассмотреть несущую конструкцию панно, это деревянные рамы на которых крепится холст на основе из гипса и дсп. Состояние несущей конструкции можно оценить как удовлетворительное,  так как на основе визуальных исследований повреждений и критического износа не выявленно.

Фрагменты панно до реставрации

Первым пунктом мы укрепили аварийные участки: места вокруг трещин, царапин, других механических повреждений, вокруг которых присутствовали угрозы осыпей красочного слоя и грунта.

Далее мы восстановили утраты основы: в основном по краям  и у двери внутри панно. Мы подобрали холст идентичный авторскому а после восстановили грунт.

Так же грунт был подведен в местах царапин и трещин.

После мы подклеили холст на участках где связь основы и холста были не удовлетворительная.

Как мы реставрировали живописное панно «Консилиум Великих врачей  мира» в РНИМУ им. Н.И.Пирогова Реставрация, Искусство, РНИМУ, Архитектура, Интерьер, Краски, Длиннопост

Так как на произведении присутствовали поверхностные загрязнения разного характера, удалялись они тоже по-разному. Пылевые хорошо отжатым ватным тампоном, затеки и высолы в зависимости от состава, иногда с водой с небольшой долей бычей желчи.

Как мы реставрировали живописное панно «Консилиум Великих врачей  мира» в РНИМУ им. Н.И.Пирогова Реставрация, Искусство, РНИМУ, Архитектура, Интерьер, Краски, Длиннопост

После производились тонировки в местах утрат и потертостей, это наиболее долгий и трудоемкий процесс, так как художнику-реставратору необходимо попасть в цвет и тон произведения. Важно что бы после нанесения покровного лака цвет тонировок не отличался от авторского красочного слоя, поэтому во время нанесения тонировок их проверяют нанося на них пинен.

Как мы реставрировали живописное панно «Консилиум Великих врачей  мира» в РНИМУ им. Н.И.Пирогова Реставрация, Искусство, РНИМУ, Архитектура, Интерьер, Краски, Длиннопост

После тонировок на панно был нанесен покровный лак который будет защищать живописный слой от поверхностных загрязнений в будущем.

Теперь произведению был возвращен экспозиционный вид и были устранены угрозы разрушений.

Как мы реставрировали живописное панно «Консилиум Великих врачей  мира» в РНИМУ им. Н.И.Пирогова Реставрация, Искусство, РНИМУ, Архитектура, Интерьер, Краски, Длиннопост

Мы благодарим администрацию РНИМУ им. Н. И. Пирогова за доверие к нашей работе и возможность поучаствовать в сохранении этой самобытной и знаковой работы.

Художник-реставратор: Никита Поляков.

P.S. Более подробно на нашем сайте https://artworker.pro/decor/restoration_med

Показать полностью 19
Отличная работа, все прочитано!