Ответ на пост «Краткий экскурс в диалектику Гегеля»
Ха! Планирование? Серия постов? Внезапное многобуков не хотите? Пока образованный человек мнёт в руках шляпу, чумазое быдло, засучив рукава, берётся за дело и делает с присказкой "и так сойдёт".
И вот я такое быдло. Мне не понравилось, что автор исходного поста рассказывает про диалектику, но делает это недиалектично.
Вы тоже в школах встречали в учебниках раздел "история предмета", который был непонятно зачем нужен и раздражал? А он нужен, чтобы, как говорят диалектики, взять явление в его развитии. Предупреждаю: дальше идёт некоторое количество анахронизмов, упрощений и (гомеопатически) отсебятины.
Итак, диалектика началась у древних греков, они любили спорить ниачом и пытались придумать способ доказать что угодно о чём угодно. И преуспели! Дошло до того, что из одного изначально верного суждения они, рассуждая верно, выводили два прямо противоположных друг другу вывода и смеялись над оппонентом, рыгая пивным перегаром себе в бороду. Сократ пытался направить диалог в положительное русло, издеваясь над всеми при помощи бесконечных вопросов, чтобы из противоречий родилась истина, но его затравили токсики в комментах.
И вот пришёл Иммануил Кант и рассказал всем, что это получалось не случайно, что антиномии случаются всегда, закономерно и обязательно, и не деться от них никуда.
А ещё потом пришёл уже наш Гегель и догадался, что если есть два противоположных, но при этом одновременно истинных суждения, то это не баг, а фича, и придумал спекулятивный метод мышления.
Что это? Ох, приготовьтесь все, кто шарит, от моих объяснений у вас загорится стул. Итак, как рассуждали раньше? Вот есть два суждения, они называются посылками. В посылки запаковано нечто какое-то, то есть каждая посылка состоит из двух частей: что послано и какое оно, субъект и предикат. И что с ними делать?
Берём две такие посылки, у которых субъект одной является одновременно предикатом другой. Мотоцикл без бензина не поедет. Мотоцикл Сократа без бензина. Дальше мы отбрасываем эти повторяющиеся части (без бензина), у нас остаются опять субъект и предикат, и мы их беззастенчиво сливаем: apple-pen! Pineapple-pen! Мотоцикл Сократа не поедет!
Это всё здорово и замечательно, и если простой смертный (не Сократ) будет внимательно следить за собой, то в течение дня с ужасом множество раз осознает, что не всегда он рассуждает верно, а исходит иногда из ложных посылок, которые в рассуждениях не осознаёт. Короче, логика вещь полезная.
Но Гегелю этого было мало, и он решил из самого существования противоречий выводить новое суждение, надстраивая его над двумя противоречивыми и верными. Заправляйте огнетушители в штаны я начинаю:
Космический корабль Сократа не меняется, когда мы меняем ему запчасть: он остаётся космическим кораблём Сократа. Космический корабль Сократа меняется каждый раз, как мы меняем ему запчасть: поменяем всё, и гаишники отгонят его на штрафстоянку, потому что номера шасси и двигателя не соответствуют указанным в документах, и вообще, теперь это мотоцикл без бензина.
Оба утверждения верны, но противоречат друг другу. Что же в итоге? Какое третье?
Космический корабль Сократа есть нечто изменчивое и преходящее, его когда-то не было и когда-нибудь не станет, а значит на своём пути от колыбели до могилы он будет претерпевать множество изменений, а вопрос, остаётся ли он собой, будет решаться при каждом изменении, и решается он исходя из того, космический ли это корабль или уже мотоцикл без бензина во-первых, и успел ли Сократ переделать документы, подтверждающие право собственности во-вторых.
То есть из противопоставления двух суждений о космическом корабле Сократа мы сделали вывод о свойствах, делающих разные вещи тем, что они есть, конкретно о кораблях, конкретно о вещах Сократа. Но этот способ мышления порождает новый взгляд на все вещи, а не только его. Взгляд сквозь время. Взгляд на изменчивую, движущуюся от рождения к гибели вещь. Диалектический взгляд.
В числе таких обсмотренных вещей оказалась и сама логика, то есть правила мышления. В наследство от греков (особенно Аристотеля) достался нехилый такой понятийный аппарат, и Гегель достал этот аппарат, и стал натягивать его на глобус диалектики, стараясь при этом быть особенно честным с собой и окружающими.
Он рассуждал так: вот эти вот все, нечестные и не такие умные, начинают изложение, заранее примеряясь, к чему это изложение приведёт. Мол, если ты целишься из лука в лягушку на болоте, так ты в неё и попадёшь, то есть начало выстрела и его итог есть нечто целое, единое. В философии при построениях это резонёрство и фуфуфу, надо брать истинное суждение и танцевать от него, куда кривая вывезет.
И он начинает построение понятийного аппарата, сдирая кожуру конкретики с любой возможной точки начального изложения, потому что если ты какую-то конкретику оставляешь, то выбираешь (быть может, неосознанно) ту, которая лучше ложится на заранее известный тебе и желаемый итог рассуждений. А это резонёрство и фуфуфу. В итоге он устраняет вообще всякую определенность: вот были у нас субъект и предикат (Сократ есть человек), а он убирает и то, и другое (ъуъ есть ъуъ), и остаётся только голое "есть", чистое бытие, с которого он и начинает "строить" понятийный аппарат, то есть выводить известные понятия логики из этого бытия при помощи спекулятивного мышления.
Вот изложенное выше – пусть нестрогое, но диалектично изложение диалектики. И, кстати, это самое начало такого изложения.