Сегодня расскажу о внутренней организации и АЧХ новой акустической системы M-300BT – это модернизированный вариант системы M-300. Кроме этого, в обзоре поделюсь своими впечатлениями о звучании.
Если кто-то также стал обладателем такой АС или имел удовольствие тестировать – пишите в комментариях своё мнение, подписывайтесь на канал, ставьте лайки! =)
Сабвуфер
Материал короба: МДФ (5 мм).
Рамка с большой металлической решёткой. Крепится к корпусу на защёлках очень плотно.
Внешний диаметр магнита - 6 см, толщина - 1 см
Корзина динамика металлическая, с внутренней стороны уплотнительная прокладка для снижения вибрации.
Сопротивление - 4 Ом (обозначено на нижнем фланце).
Диаметр диффузора динамика – 11,5 см, материал – бумага (внешне и тактильно похоже на ткань). Подвес из полипропилена.
Фазоинвертор реализован с помощью плотной картонной трубы. Дребезжания и вибрации нет – труба приклеена плотно, к тыльной стенке (изнутри) фиксируется дополнительной плитой из МДФ.
Внутренний диаметр трубы 5 см: чем выше этот показатель, тем более низкий диапазон частот усиливает фазоинвертор.
Подходящий размер трубы в купе с пропорциональным внутренним объёмом резонатора (коробки сабвуфера) выдаёт приличный звук: он не «гуляет».
Усилитель
Усилитель низких частот (УНЧ) реализован на популярной интегральной микросхеме IC TDA2030 от фирмы UTC, класс усилителя - АВ. Три микросхемы данного класса прилегают к алюминиевой пластине – радиатору. Подозреваю, что по одной на сателлиты и один на сабвуфер (работа по мостовой схеме). Один электролитический конденсатор возле радиатора емкостью 4,7 uF номиналом 50 В
Один конденсатор 10 uF 50 В возле съёмного разъёма-прищепки с провода, идущего от блока с USB/картридера.
Между микросхемами и радиатором – термопаста для эффективного отвода тепла.
Гарантированная выходная мощность (при нагрузке 4 Ом) – 12 Вт (по паспорту – 14 Вт).
Данный класс усилителя, как правило, отличается тем, что на выходе выдаёт более чистый сигнал (в сравнении, например, с классом D), но потребляет больше энергии. В то же время класс АВ – это альтернативное решение - смешанный режим (в отличии от класса А или В), когда транзисторам обеспечивается лишь небольшое смещение, гораздо меньшее, чем в чистом классе А, но уже достаточное для того, чтобы избежать заметной ступеньки в выходном сигнале.
Микросхемы класса А – сильно греются, класс В – хороший КПД, но больше нелинейных искажений. Microlab выбрал путь наименьшего сопротивления – это компромисс, чтобы получить хороший звук, высокую мощность, но при этом вывести на нормальный уровень КПД.
Ещё можно добавить, что микросхема TDA2030 включает в себя оригинальную систему защиты от короткого замыкания и автоматически ограничивает рассеиваемую мощность. Также включена защита от перегрева: микросхема автоматически отключается при высоком нагреве корпуса. Вообще микросхема достаточно популярная, отличается надёжностью и высокими показателями – в сети немало отзывов и статей, вот одна из них: http://cxem.net/sound/amps/amp136.php
Схема с надёжной электрической устойчивостью: в центральной части платы расположен импульсный трансформатор с маркировкой TOPOW (A), 1-12 В (USB). Он обеспечивает потребители током необходимой мощности и частоты, стабилизирует значения напряжения при работе оборудования. Импульсный трансформатор отличается от других элементов подобного назначения более высокой надёжностью: устойчивость к механическим и температурным воздействиям, высоким перегрузочным порогом. Кроме этого, импульсный трансформатор имеет расширенный диапазон напряжения, что логично: ведь система помимо всего прочего оснащена дополнительными элементами-потребителями (USB, картридер). Также стоит отметить, что при использовании импульсного блока питания сокращаются потери энергии, увеличивается УПД.
Если кто-то хочет узнать больше про ИТ (импульсный трансформатор) – вот интересная статья:
https://protransformatory.ru/vidy/impulsnyj-transformator
Четыре диода, которые образуют диодный мост для выпрямления переменного тока и четыре электролитических конденсатора (емкость и номинал не удалось рассмотреть) - по два на каждый канал диодного моста. Как известно, конденсаторы в данном случае обеспечивают сглаживание сильно пульсирующего тока после диодного моста.
Вокруг элементов блока питания – керамические высоковольтные конденсаторы (синие).
На входе питания – сдвоенный дроссель: две встречно намотанных катушки индуктивности исполняют роль входного фильтра блока питания (такой тип дросселя считается наиболее эффективным за счет встречной намотки и взаимной индукции). Здесь же сглаживающий электролитический конденсатор 47 µF, параллельно с которым установлен керамический конденсатор малой емкости, т.к. электролитический не достаточно хорошо справляется с ВЧ помехами, а импульсный блок питания, как известно, отличается появлением ВЧ помех.
Здесь же – ещё четыре диода (выпрямитель).
Также в нижней части платы - пара полипропиленовых конденсаторов (жёлтые) для защиты от электромагнитных помех.
В нижней части платы все элементы достаточно плотно прилегают друг к другу, обильно промазаны клеем.
Два переменных резистора (контроллеры громкости и уровня НЧ) – рядом, напротив каждого по одному электролитическому конденсатору емкостью 100 uF номинального напряжения 25 В
Плата выполнена аккуратно – без замечаний.
Сателлиты
Пластик – не лучший резонатор и вполне логично, что он, мягко говоря, не добавляет естественности и теплоты звучания СЧ и ВЧ
Внутри корпуса сателлита динамик с сопротивлением 4 Ом (прикручен 4 болтами к корпусу). Диаметр диффузора (бумага) – 6,8 см. Подвес, фиксирующий диффузор – из полипропилена, сверху он дополнительно прижат кольцом из плотной резины.
Пылезащитный колпачок держится неплохо, он приклеен.
Защитные сетки из металла.
Самое интересное: АЧХ Microlab M300 BT
Как и ранее, я бы не относился к графику АЧХ как приговору: в нём есть нюансы, например где и как произведены замеры. Кроме этого, любое восприятие имеет психоакустическую природу, и каждый из нас может слышать одни и те же звуки по-разному.
Диапазон воспроизводимых частот НЧ-головки сабвуфера: от 50 до 200 гЦ - эффективный отрезок, который можно оценивать. Кстати, в документации производитель обозначил диапазон от 40 Гц, чего на графике не видно. Но! Я более чем уверен, что влияние порта фазоинвертора способствует расширению нижней границы диапазона как минимум до 40 Гц. В нашем же распоряжении лишь АЧХ динамиков.
Обнадёживает тот факт, что диапазон НЧ не смещен в среднечастотную область сателлитов, что привело бы к неестественному звучанию сабвуфера «на не своей территории».
Теоретически, в качественной АС можно особо не задумываться, басит она от 30 Гц или нет. Для меня важнее мидбас (музыкальный бас – барабаны, бас-гитара) – отрезок от 50 до 100 Гц и верхний бас (100-200 Гц) – мужской голос, вокал.
В идеале бас должен одинаково звучать и внизу и повыше, главное относительно прямая линия.
Как видно из измерений, неравномерность составляет ±8 дБ в диапазоне частот 50 – 200 Гц (относительно среднего – нулевого показателя). Не идеальный результат, если обращаться к требованиям стандарта Hi-Fi (+-/-3 дБ). Для бюджетной же акустики - это норма, на мой взгляд.
Кроме этого, шкала децибелов на графике является логарифмической, поэтому усиление, допустим, на 10 дБ (от 0) означает, что звук будет вдвое громче (а не в десять раз, как при линейных графиках). В нашем случае усиление не превышает 8 дБ, значит, звук будет громче раза в полтора.
При прослушивании мной было отмечено отсутствие чёткости баса и небольшое бубнение (периодически), и АЧХ этот недостаток подтверждает.
АЧХ динамика Сабвуфера
СЧ от 200 Гц до 500 Гц: ровная линия без резких провалов и скачков с плавным повышением. На отметке 200 Гц СЧ несколько завалены (относительно всей линии).
СЧ от 500 до 2 кГц: практически идеальная линия без скачков и провалов.
ВЧ от 2 кГц до 5 кГц: линия ровная, без провалов и скачков.
ВЧ от 5 кГц до 10 кГц: ровная линия без провалов и скачков с плавным повышением.
На отрезке от 10 до 20 кГц (на отметке 15 кГц) наблюдается скачок на ±6 дБ (от 0), но это звуки, которые способны расслышать далеко не многие (особенно мало шансов у лиц мужского пола).
В целом, шкала СЧ и ВЧ (от 0) превышена на ±6-8 дБ, но линия на всём диапазоне относительно прямая, без всплесков и скачков, соответственно на слух не особо ощутимо.
Общий график АЧХ
Линия НЧ по отношению к остальному сигналу (СЧ и ВЧ) находится примерно на одном уровне. Это говорит о том, что в общей картине звучания ни одна из воспроизводимых частот резко не выбивается и не проваливается.
Басовая линия на отметке примерно 150 – 200 Гц «проваливается» - на слух, при тестировании, замечено не было. Но это индивидуальное восприятие, кто-то, возможно, воспримет провал более «болезненно».
Прослушивание:
Альбом-магнит этого года Muse "Simulation Theory".
Работа этих мастеров свежая, яркая и действительно космическая: звучанием системы остался доволен: вся электроника, гитара (этот сочный "фирменный" фуз) и вокал звучит отчётливо и детально.
«Низы» бас-гитары и барабана плотные - не теряются.
Я никогда не был поклонником этого коллектива, но мне нравится прогрессивный рок. На мой взгляд, коллектив приближается (если уже не там) к этому стилю, при этой сама музыка не окрашена в черный или депрессивный цвет. Говоря проще, всем, кто сто считает что Muse - де-факто унылый, - эти времена в группе давно прошли.
"Algorythm" - центральная композиция альбома на мой взгляд. Всем рекомендую, как минимум, к ознакомлению.
Следующий "источник сигнала": Sniper "Personnalite suspecte" - тоже 2018 года.
Это особый вид "уличной" музыки. Во-первых, потому что сделано во Франции (да-да), а во-вторых, потому что это все подано под вкусным афроамериканским "соусом".
Характеристик системы хватает для прослушивания низких, вокала и деталей, при этом композиции не смешиваются в общую кашу.
Я не подкручивал эквалайзер, хотя, говоря честно, низких (в таких направлениях) хочется прибавить еще.
Более всего мне понравилась Sablier - красивая песня о минувшем и о скоротечности времени.
Если вы поклонник направления, и ищите еще что-то новое в этом стиле при этом романтик - Sniper "Personnalite suspecte" придётся вам по вкусу.
«Почему рок-музыка более выгодно звучит в данной акустике» - спросите вы? Считаю, что это самый «гибкий» жанр, который охватывает как электрические инструменты, так и живые, вокал в разном диапазоне - весь частотный диапазон находит себе место и не «глушит» другие. Таким образом, звуковая картина воспринимается как нечто цельное и гармоничное.
В качестве вывода:
Конструкция:
Прочные материалы (МДФ, металл, пластик, резина)
Качественная сборка (ничего не гремит, не отваливается, аккуратная плата, антивибрационные ножки)
Надёжная схемотехника:
- Микросхема IC TDA2030 класс АВ, обеспечивающая неплохой звук, высокую мощность, нормальный уровень КПД, с защитой от короткого замыкания и перегрева
- Надёжная электрическая устойчивость за счёт импульсного трансформатора
- Система защиты от электромагнитных и ВЧ помех, сглаживание пульсирующего тока
По заявленным АЧХ и личным ощущениям: звук Microlab M-300BT без претензий, явных перекосов в высокие или низкие нет. Все для меня необходимое внутри: отдельный сабвуфер для баса, блютус для ПК и ТВ (ставить рядом), радио для работы.
В своей цене - можно приобретать.