Золотая баба

Драсьте, котаны и котанессы. Что объединяет викинга Торира Собаку, казацкого атамана Никиту Пана, шведского офицера Иоганна Филиппа фон Страленберга и простого свердловского студента Игоря Дятлова? Кроме, естественно, любви к турпоходам по землям Приуралья – сказания об изваянии некой приуральской богини, отлитой в золоте и сокрытой глубоко в тайге. Настоящее имя этой богини сокрыто в веках, как и реальность её существования, однако, то, что её капище до сих пор не найдено, совершенно не говорит о том, что сказания о Золотой Бабе – лишь досужая история для развлечения туристов. Ведь, как говорится, чтобы доказать, что район пуст – надо работать в два раза дольше.

Золотая баба Cat_Cat, Мифология, История России, Длиннопост

История эта берёт начало в лесах некой северной земли, которую скандинавские саги именуют Бьярмия.

Одно из самых первых упоминаний некоего идола, которому приносят богатые дары, и чьё святилище местные жители ревностно охраняют, мы читаем у Снорри Стурлусона. Лидер северян в своём походе в Бьярмию. Тогда отряд Торира Собаки во время своего похода в эти далёкие и труднодоступные земли наткнулся на святилище богини, которую местные прозвали Йомали. Её идол скрывался в надёжно охраняемом острожке и выглядел, как деревянная статуя с золотой короной и богатым ожерельем на шее. У подножья идола стояла чаша, доверху наполненная серебряными монетами. Несмотря на увещевание местных о том, что грабить Йомали не следует, викинги напали на святилище, захватили сокровища и поспешно отбыли восвояси, попутно срубив идол этой самой Йомали. Нет, не во славу Тора, а просто иначе нельзя было снять ожерелье со статуи – всё прозаично.

Казалось бы, ну, разграбили и разграбили – чего бухтеть, да и мало ли идолищ поганых и не очень в Приуралье того времени было обнаружено, пущай и не только викингами, но вот европейцам эта история пришлась настолько по-душе, что сначала Ульрих фон Рихенталь в Хронике Констанцкого собора пишет о каком-то неведомом городе у Золотой Старухи, лежащий за Русью на востоке. Затем Матвей Меховский в Трактате о двух Сарматиях помещает похожего идола за Вяткой на востоке. А уже Сигизмунд Герберштейн – ещё дальше в неизведанную глубину Азии, в устье Оби.

И казалось бы, кто б этих людей разбирал – для них какое-то идолище, пусть даже и из золота, было чем-то навроде царства Пресвитера Иоанна – далёким мифом где-то за краем Ойкумены, где явно-таки водились чудовища. Но об этой же золотой бабе появляется сообщение в Софийской летописи времён освоения Прикамья. Чудо дивное, пересказывать небылицы, скажете вы? Но если бы всё было так просто.

После того, как Ермак шагнул за Камень и отбил у Кучума столицу Сибирского ханства, к нему обратился лояльный русским остяцкий князь Бояр, на которого пошли войной соседи: князьки Демьян и Роман. И вот на помощь двинулся казацкий отряд Никиты Пана. Противник, заслышав о приближении русского войска, отступили в крепость на холме, где, вот это чудо, располагался золотой идол, сидящий в чаше. Два дня казаки безуспешно штурмовали остяцкий острожек, однако, на третий день во время решительного штурма неприятель оставил крепость, забрав вместе с собой и идол из святилища. Потери русских были велики, в том числе сложил голову и казацкий атаман Никита Пан, так и не поняв, что практически прикоснулся к легенде – золотой уральской бабе.

Самое близкое к нам упоминание об этом идоле помещает его капище в окрестности города Берёзов, то бишь – в низовья Оби, именно там располагает это остяцкое идолище Николай Спафарий.

Так кто же она, и насколько распространён был её культ? Ведь от Вятки до Оби путь не близкий, да и упоминания о нём разнесены на несколько столетий. Насколько долго он просуществовал? И самое главное – существовало ли само золотое изображение этой богини в реальности?

Шведский офицер и путешественник Иоганн Филипп фон Страленберг, пробывший 13 лет в русском плену, и от того, что ему надо было на досуге чем-то заниматься, среди прочего, пытался исследовать и этот вопрос – он отождествил Йомали скандинавских саг с Золотой Бабой Великой Перми. Географическую претензию об огромных расстояниях между точками, в которых упоминаются эти культы, пытается развеять русский учёный Иван Иванович Лепёхин в конце того же XVIII столетия, что творил и Страленберг. По его мнению, некое древнее зырянское божество (Йомала?) было перенесено с западных склонов Уральских гор в Приобье во время крещения Прикамья. Ему же вторил Герхард Фридрих Миллер в Истории Сибири, где описывал Золотую Бабу, как некую богиню, которой остяки поклонялись и приносили различные жертвы.

К сожалению, саму статую никто никогда так и не увидел – после взятия ермаковцами Демьяновского городка даже сам её след исчезает в таёжной тьме. Даже её реконструированное имя – Сорни-Най, является лишь её реконструкцией, не более. Документальных свидетельств об её культе до нас не дошло. Дошла лишь легенда, которая получила неожиданный отклик в середине XX века.

В ночь с 1 на 2е февраля 1959 года группа из девяти туристов под руководством Игоря Дятлова в окрестностях горы Холатчахль таинственным образом гибнет, в полном составе. И тут же возникают во множестве досужие домыслы о том, что же стало причиной их гибели. Одной из основных мистических гипотез стало то, что дятловцы потревожили духов с “Горы Мертвецов” – Холатчахля. И не кого-то, а саму Сорни-Най! Которая, пробуждённая ото сна, явилась в своём гневе перед взорами свердловских студентов и умертвила их самым жестоким образом!

К сожалению во время следствия ни какого-либо капища богини, ни тем более самого золотого идола найдено не было. Легенда продолжает наблюдать за нами из темнеющего на склонах гор ельника, но не желает показываться. Нам остаётся довольствоваться лишь рассказами из далёких времён, когда ещё живы были те, кто нёс дары на поклон своей богине в святилище, окружённое частоколом.

Лига историков

15.9K поста52.5K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Для авторов

Приветствуются:

- уважение к читателю и открытость

- регулярность и качество публикаций

- умение учить и учиться


Не рекомендуются:

- бездумный конвейер копипасты

- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации

- чрезмерная политизированность

- простановка тега [моё] на компиляционных постах

- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты

- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)


Для читателей

Приветствуются:

- дискуссии на тему постов

- уважение к труду автора

- конструктивная критика


Не рекомендуются:

- личные оскорбления и провокации

- неподкрепленные фактами утверждения

Чтобы оставить комментарий, необходимо или