Законы звукоизоляции или как это работает (Часть1.)

В предыдущем посте я описал как найти слабые места по звукоизоляции в квартире и как их исправить. Возникло много вопросов и я решил запилить посты, где постараюсь объяснить, как это всё работает, физику процесса и как отличить эффективное решение от неэффективного.


1. Шум и его виды.


Чтобы понять как бороться с шумом, нужно в первую очередь определить какой шум вам причиняет боль.

Потому что, как мы все знаем, есть два стула вида шума. Первый вид шума - ВОЗДУШНЫЙ (Музыка, лай собаки, крики, телевизор, т.е. любой шум, который распространяется от источника соответственно по воздуху)

Законы звукоизоляции или как это работает (Часть1.) Звукоизоляция, Шумоизоляция, Квартира, Строительство, Ремонт, Длиннопост

Второй вид шума – СТРУКТУРНЫЙ (топот, стук, сверление дрелью, т.е. шум, который передается от источника непосредственно на конструкции)

Законы звукоизоляции или как это работает (Часть1.) Звукоизоляция, Шумоизоляция, Квартира, Строительство, Ремонт, Длиннопост

Пример. Мы слышим шум драки у соседей. Чьи-то надрывные песни, крики, плач – это воздушный шум. Если кто-то в процессе действа упал или мы слышим, что кого-то бьют головой об стену – это структурный шум. А вот если кто-то запустил в оппонента бутылку, но не попал, и она ударилась об стену – здесь уже у шума будет и структурная и воздушная составляющая. Структурная – это стук удара бутылки об стену и стук осколков об пол, а воздушная – это звон её осколков в воздухе.


Также не стоит забывать, что и обычный воздушный шум может перейти в структурный, если значения звукового давления высоки, а масса ограждающих конструкций наоборот – мала. В качестве такого примера можно привести домашние кинотеатры или акустические системы Hi-Fi/Hi-End класса. Под воздействием звукового давления ограждающие конструкции начинают колебаться и эти колебания хорошо распространяются по всему зданию, но об этом чуть позже.


2. Как распространяется шум.


Таким образом, важно знать. У воздушного шума средой распространения является воздух и когда он сталкивается со стеной, она для него является преградой, а у структурного шума средой распространения и является сама стена, ну и все остальные конструкции, с которыми эта самая стена жестко связана.


Самый дотошный спросит: «а почему это именно так?»

Отвечаю. Звук – это продольная волна

Законы звукоизоляции или как это работает (Часть1.) Звукоизоляция, Шумоизоляция, Квартира, Строительство, Ремонт, Длиннопост

И чем громче звук, тем большей энергией обладает эта волна. Точки на рисунке можно принять за молекулы. И чем дальше молекулы находятся друг от друга, тем больше энергии требуется затратить чтобы раскачать молекулы и пройти звуку от источника до вашего уха.


Пример. Вы сидите в комнате и слушаете радио. Соответственно, от динамика возникает волна, которая начинает раскачивать каждую молекулу воздуха, находящуюся между вами и радио, молекулы находятся далеко, постоянно в броуновском движении и волне надо затратить много энергии чтобы она достигла вашего уха.

Помещаем комнату с вами и с радио под воду. Т.к. плотность воды выше, соответственно расстояние между молекулами меньше, то передать энергию от одной молекулы к другой звуковой волне легче. Соответственно звук до вас дойдёт быстрее и с меньшими потерями.

Если же комнату с вами залить бетоном и подождать, то звук будет распространяться в ней почти мгновенно по кристаллической решетке бетона. Но! динамик то не сможет колебаться в застывшем бетоне. Поэтому, нужен более мощный источник, который сможет передать звуковую волну бетону. Для этих целей отлично подойдёт перфоратор.


Что мы теперь знаем.


1. Энергия звуковой волны перфоратора в бетоне значительно выше энергии волны от динамика радио.

2. На первом этаже вы отлично слышите, как кто-то делает ремонт на девятом, потому что звук отлично разливается по всему монолитному массиву дома.

3. Касатки очень хорошо слышат друг друга в воде на далеких расстояниях потому что они в воде.

4. В космосе звук не распространяется


3. Переход звука из одной среды распространения в другую


Когда звуковая волна, двигаясь по воздуху, достигает какой-от преграды, часть энергии этой волны отражается обратно, часть гасится благодаря массе и толщине ограждения, т.к. для того чтобы передать волну из менее плотной в более плотную среду нужно затратить энергию чтобы «раскачать» эту плотную среду. И третья часть энергии звука, которая не отразилась от преграды и не поглотилась её телом, может выйти (переизлучится) с обратной стороны стены. Собственно говоря, количество звуковой энергии, которое «потерялось» при прохождении и есть показатель его ЗВУКОИЗОЛЯЦИИ.

Законы звукоизоляции или как это работает (Часть1.) Звукоизоляция, Шумоизоляция, Квартира, Строительство, Ремонт, Длиннопост

ВСЁ ПРОСТО! Чем толще и плотнее тело, тем тяжелее его «раскачать» звуковой волне. Звук, который отражается от поверхности никак не влияет на звукоизоляцию и мы его не учитываем, потому что…

Законы звукоизоляции или как это работает (Часть1.) Звукоизоляция, Шумоизоляция, Квартира, Строительство, Ремонт, Длиннопост

И ещё! Есть в акустике такой закон «удвоения массы»: При удвоении массы звукоизоляция конструкции увеличивается на 6 дБ. Тоесть +6 дБ – это увеличение звукоизоляции конструкции в 2 раза. Таким образом, когда мы к кирпичной стене (толщиной 120 мм) собираем ещё одну такую же, мы увеличиваем звукоизоляцию в 2 раза (и толщину стены до 250 мм). А если мы захотим увеличить ещё в 2 раза, придется собирать ещё 2 такие стены (увеличивать толщину стены до 0,5 м). Почему? – Не спрашивайте, просто запомните.

На практике, имеет смысл удваивать массу/толщину конструкции только 1-2 раза, далее, если не достаточно конструкция эффективна, применяют другой принцип – «МАССА-Пружина-масса», но об этом как-нибудь в другой раз…


Что мы теперь знаем:

1. Бетонная стена имеет лучшие звукоизоляционные свойства, чем кирпичная такой же толщины, потому что она плотнее;

2. Толстая бетонная стена лучше тонкой бетонной стены;

3. Если на стену повесить ковер, звукоизоляция стены не изменится, потому что ковер имеет ничтожную массу по сравнению со стеной;

4. Почему мин. плита, приклеенная к стене это не звукоизоляция? Потому же почему и ковёр.

5. Почему не стоит заделывать отверстия между помещениями минватой, монтажной пеной и пенопластом? Потому что получается два сообщающихся сосуда, в одном из которых источник звука, а во втором вы. И чем тяжелее будет перегородка между сосудами (читай отверстие в стене) тем лучше звукоизоляция.

Строительство и ремонт

8.4K постов45.8K подписчика

Добавить пост

Правила сообщества

Правила оформления постов.

Посты видеоролики должны обязательно иметь описание о чём видео. Если видео длинное, то крайне желательно указать время, когда и о чём рассказываете.


В случае нарушения пост выносится из сообщества.


Правила общения.

Запрещено регулярное хамское и неуважительное обращение к другим участникам сообщества в рамках общения в комментариях. В случае первого нарушения бан в сообществе на 2-3 недели. В случае повтора постоянный.


Только для профессиональных участников рынка строительных услуг. (публикующихся регулярно)


Пост должен быть основан на личном опыте.


Должен быть информационно-познавательным (разъясняет/ объясняет что-то связанное с материалом/работой/организацией/и.т.д.) или  пищей для ума (Взгляд на проблему, с другой стороны)

Запрещается публикация видео длиной более 5 минут  без текстового таймлайна. ( надо указать где и о чём вы рассказываете в видео)

Не злоупотребляйте тэгами. Количество своих тэгов не более 4х шт. Тэги проставляемые системой не учитываются. (Длиннопост, видео, и.т.д.)

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
8
Автор поста оценил этот комментарий

Полный бред по шумоизоляции... По логике автора чем тяжелее, однороднее и толще перегородка, тем лучше... По факту лёгкие перегородки, выполненные с шумоизоляцией из тех же базальтовых плит небольшой плотности (до 35й) толщиной от 100 мм значительно снижают распространение шума. Всё дело в структуре и плотности шумоизоляционного материала. По этой причине пенопласт не смотря на свою пористость имеет отвратительную шумоизоляцию.

И кстати те же студии звукозаписи отделывают лёгкими пористыми материалами не только с целью снизить отражение звука, но и с целью предотвратить поступление звука извне.

раскрыть ветку (4)
6
Автор поста оценил этот комментарий

1. В посте рассмотрены ОДНОСЛОЙНЫЕ конструкции. Т.е. то, как звук себя ведет в той или иной среде. То, о чём вы говорите, это многослойные конструкции.

2. В многослойных конструкциях больше переменных, которые влияют на звукоизоляцию. Там влияет плотность каждого материала, относ материалов друг от друга, герметичность, отсутствие/наличие жестких связей.

3. В студиях звукозаписи лёгкие пористые материалы должны использоваться только для снижения гулкости и понижения общего уровня шума. Для предотвращения поступления звука извне это будет абсолютно неэффективно.

раскрыть ветку (3)
2
Автор поста оценил этот комментарий

1. В посте рассмотрены ОДНОСЛОЙНЫЕ конструкции.

Но именно вы и пытаетесь эти принципы распространить на многослойные, что неверно.

3. Если на стену повесить ковер, звукоизоляция стены не изменится, потому что ковер имеет ничтожную массу по сравнению со стеной;

4. Почему мин. плита, приклеенная к стене это не звукоизоляция? Потому же почему и ковёр.

Вот если бы написали, что ковер или минплита вместо стены (как в п.5), тогда да. А так нет.

2
Автор поста оценил этот комментарий

Хорошо, что это только (Часть1.) Иначе был бы бессмысленный пост ниочём, ну кто будет в панельке доставлять ОДНОСЛОЙНУЮ бетонную стену к существующей?

Автор поста оценил этот комментарий
КАКОЕ самый плотный звукоизолирующий материал?
где обзор?
Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку