Второе русско-татарское училище в Адмиралтейской слободе, г. Казань [1878 – 1960] Часть 2

Второе русско-татарское училище в Адмиралтейской слободе, г. Казань [1878 – 1960] Часть 2 СССР, Российская империя, История города, Казань, Краеведение, Татарстан, Преподаватель, Интеллигенция, Училище, Школа, Длиннопост

Школа №17 имени Нариманова, 1924 год. Фото из личного архива Н. Рафиковой.

Приветствую. Вторая часть исследования о втором городском русско-татарском училище в Адмиралтейской слободе, в которой преподавал герой труда Г. Рафиков завершит повествование о возможной судьбе училища, кирпичного здания по улице Большая, 85 с клеймом "ПЖ".

Второе русско-татарское училище в Адмиралтейской слободе, г. Казань [1878 – 1960] Часть 2 СССР, Российская империя, История города, Казань, Краеведение, Татарстан, Преподаватель, Интеллигенция, Училище, Школа, Длиннопост

«Здание 2-го русского начального училища находилось по улице Большая, 85. По данным справочника «Вся Казань за 1915 год» к этому времени попечителем училища являлся известный татарский предприниматель и купец Габдулла Юсопович Апанаев (1883 – 1937) …»

«После революции 2-е русско-татарское училище было переименовано сначала в школу второй ступени №13, затем в советскую мусульманскую школу №17 им. Н. Нариманова. В 1924 году по ходатайству Г. Рафикова школа-девятилетка переехала в здание бывшего речного техникума, и условия здесь были намного лучше, чем в старом здании».

Второе русско-татарское училище в Адмиралтейской слободе, г. Казань [1878 – 1960] Часть 2 СССР, Российская империя, История города, Казань, Краеведение, Татарстан, Преподаватель, Интеллигенция, Училище, Школа, Длиннопост
Второе русско-татарское училище в Адмиралтейской слободе, г. Казань [1878 – 1960] Часть 2 СССР, Российская империя, История города, Казань, Краеведение, Татарстан, Преподаватель, Интеллигенция, Училище, Школа, Длиннопост

Так же в книге отмечен дом, в котором проживало семейство Рафиковых, он до сих стоит по адресу ул. Большая, 77

Второе русско-татарское училище в Адмиралтейской слободе, г. Казань [1878 – 1960] Часть 2 СССР, Российская империя, История города, Казань, Краеведение, Татарстан, Преподаватель, Интеллигенция, Училище, Школа, Длиннопост

На ноябрь 2023 год дом выглядел так:

Второе русско-татарское училище в Адмиралтейской слободе, г. Казань [1878 – 1960] Часть 2 СССР, Российская империя, История города, Казань, Краеведение, Татарстан, Преподаватель, Интеллигенция, Училище, Школа, Длиннопост

«В августе 1918 г. Казань временно оказалась под властью белочехов. Я. Шейнкман, возглавлявший оборону Казани, был захвачен белогвардейцами, а затем расстрелян. Рафиков же был арестован и помещён в тюрьму, а его дом отдан на разграбление. Как пишет Ф. Амирхан, вскоре белочехи вынуждены были освободить Г. Рафикова, так как жители слободы встали на защиту своего учителя». Стр. 15

«А с Насыхом Камаловичем Мухутдиновым они к тому времени были уже в приятельских отношениях. В 1913 – 1916 гг. Насых преподавал во 2-ой русско-татарской начальной школе под руководством Г. Рафикова». Стр. 25

«Мансуров Шагит Шакирович после получения начального образования во 2-ом русско-татарском училище, окончил казанскую татарскую учительскую школу и стал преподавать с первых же дней Октябрьской революции в родной школе. Среди молодежи Бишбалты он стал известен ещё и как артист драмкружка, организованного при клубе завода № 40 Зареченского района». Стр. 27

«В 1905 г. в сентябре в возрасте 8 лет Хабиб начинает учиться в трёхклассной русско-татарской школе у своего отца. Занятия в школе проходили с полудня до 3-х часов дня, а до обеда Хабиб занимался в медресе». Стр. 32

Из всех вышеперечисленных аргументов и собранной информации из книги на данный момент мы имеем несколько исторических персон, имевших отношение к объекту исследования. Дальнейшим моим шагом стала просьба Рустему Ахунову о получении информации о судьбе здания у потомков Рафикова, важно понимать, что было со зданием училища после 1924 года и как оно дошло до состояния ветхости, которое впоследствии почти разобрали. Самым логичным действием скорее всего будет диалог с жителями деревянного дома Большой, 87, так как здание буквально сплетено с бывшим городским училищем. Ответ Рустема Ахунова на мой вопрос был таким:

«Здание школы еще стоит, но бесхозное и рушится. В остальном попробую связаться с Наилей Хабибрахмановной. Но не могу обещать, что очень скоро. Дозвониться им сложно, а эти дни я занят, что вносит сложности с учетом моей невысокой мобильности».

По соображениям вежливости и канонам воспитания не имею права торопить и буду ожидать информацию, которую можно дополнить возможно следующей частью исследования. В завершении истории о династии Рафиковых не могу не упомянуть найденную ссылку о связи потомков сквозь время. Статья «Сила рода» КИУ г. Нижнекамск содержит:

«Повезло нашему студенту Инсафу Насибуллину, чья родословная описана с 1795 года его родственниками.

Его двоюродный пра-пра-прадед со стороны отца Габдрахман Рафиков из семьи кустарей стал замечательным учителем и посвятил этому всю свою жизнь. Его друзьями были такие татарские писатели и поэты,как Габдулла Тукай, Фатих Амирхан, Хасан Туфан.

Его сын Хабибрахман Рафиков стал первым татарским профессиональным судоводителем. Его называли речником от Бога. В 1931 году отец и сын Рафиковы стали организаторами первого техникума Казанского водного транспорта. О знакомстве и дружбе Хабибрахмана с М.П.Девятаевым и многих других исторических событиях из родословной Инсафа ребята узнали на практическом занятии по курсу "Родная литература" (преподаватель Г.Ф.Хабибуллина)».

Глава III (1924 – 1960)

«Дом Габидуллина, дом Жукова, дом Халитова, мектеб и начальное училище»

Как я и обещал данная глава наполнена перечислением учебных заведений и соответствующих номеров, принадлежащих им. Загадки и завесы тайн помог развеять заслуженный архитектор республики Татарстан – Сергей Павлович Саначин. В личной беседе он дал развернутую историческую справку по учебным заведениям по улице Большая и что самое важное он отметил, что порядковые номера зданий менялись в течении времени. Список зданий и нумерация будут приведены ниже в хронологическом порядке начиная с 1892 года, но список родит ещё больше вопросов, ответы на которые возможно найдутся в будущем.

Второе русско-татарское училище в Адмиралтейской слободе, г. Казань [1878 – 1960] Часть 2 СССР, Российская империя, История города, Казань, Краеведение, Татарстан, Преподаватель, Интеллигенция, Училище, Школа, Длиннопост

Ул. Большая, 85, 2008 год (фото Ильи Евлампиева).

1892 год – дом Габидуллина.

1905 год – Большая, 85

1910 год – дом Жукова.

1915 год – русско-татарская школа, Большая, 83

1920 год – 6 школ по улице Большая, в том числе №13 и №17 в доме Халитова.

1940 год – 71 школа, Большая 91, школа 95 (№14), Большая 101

1959 год – две татарских мектебе при мечетях. Второе училище.

Чтобы собрать весь паззл в единую картину нужно снова обратиться к фотографии французского офицера Мари-Поль-Матьё Ланкренона, который в 1891 году посетил Казань и сделал единственную фотографию улицы Большая, на которой ещё не было того самого здания, в 1892 возводится двухэтажное здание из кирпича производственника Павла Тимофеевича Жуковского, скорее всего становится собственностью некого Габидуллина, в 1893 в этом здании обучается 23 ученика, в 1896 году свою учительскую деятельность начинает Габдрахмнан Валеевич Рафиков, по сведениям на 1900 год здесь городская русско-татарская школа, в 1905 году адрес этого здания – улица Большая, 85, в 1910 году здание становится собственностью некого Жукова, на 1915 год всё та же школа, но цифра здания 83, в 1920 году школа приобретает номер, что совпадает с данными биографии Рафикова и видимо здание переходит к некому Халитову. Дополнить хронологию помогают всё те же адрес-календари Казани:

Год 1893

Второе русско-татарское училище в Адмиралтейской слободе, г. Казань [1878 – 1960] Часть 2 СССР, Российская империя, История города, Казань, Краеведение, Татарстан, Преподаватель, Интеллигенция, Училище, Школа, Длиннопост

Год 1901

Второе русско-татарское училище в Адмиралтейской слободе, г. Казань [1878 – 1960] Часть 2 СССР, Российская империя, История города, Казань, Краеведение, Татарстан, Преподаватель, Интеллигенция, Училище, Школа, Длиннопост

Год 1905

Второе русско-татарское училище в Адмиралтейской слободе, г. Казань [1878 – 1960] Часть 2 СССР, Российская империя, История города, Казань, Краеведение, Татарстан, Преподаватель, Интеллигенция, Училище, Школа, Длиннопост

Год 1915

Второе русско-татарское училище в Адмиралтейской слободе, г. Казань [1878 – 1960] Часть 2 СССР, Российская империя, История города, Казань, Краеведение, Татарстан, Преподаватель, Интеллигенция, Училище, Школа, Длиннопост

Год 1915 (дом Халитова, предположение, что это был Кадыр Халитов)

Второе русско-татарское училище в Адмиралтейской слободе, г. Казань [1878 – 1960] Часть 2 СССР, Российская империя, История города, Казань, Краеведение, Татарстан, Преподаватель, Интеллигенция, Училище, Школа, Длиннопост

Год 1915

Второе русско-татарское училище в Адмиралтейской слободе, г. Казань [1878 – 1960] Часть 2 СССР, Российская империя, История города, Казань, Краеведение, Татарстан, Преподаватель, Интеллигенция, Училище, Школа, Длиннопост

Год 1916

Второе русско-татарское училище в Адмиралтейской слободе, г. Казань [1878 – 1960] Часть 2 СССР, Российская империя, История города, Казань, Краеведение, Татарстан, Преподаватель, Интеллигенция, Училище, Школа, Длиннопост

На 1915 год, как и на 1920 со слов Сергея Павловчиа Саначина по улице Большая действительно находится целых шесть учебных заведений:

Второе русско-татарское училище в Адмиралтейской слободе, г. Казань [1878 – 1960] Часть 2 СССР, Российская империя, История города, Казань, Краеведение, Татарстан, Преподаватель, Интеллигенция, Училище, Школа, Длиннопост

Глава IV (1960 – 2023)

«Жизнь после школы, инвентарные дела, руины современности».

Повторюсь, если со зданием русско-татарского училища, школы, мектеба и прочего перечисляемого по ул. Большая, 85 до 1924 года вопросов практически нет, то, что же было и чем стало оно после того, как учебное заведение здание покинуло. Видимо не сохранилось и фотографий, однозначно ясно одно, что часть здания разобрана на кирпич и каким оно было в целости к сожалению, понять в данный момент не дано, однако проект типовой застройки училищ существовал.

Второе русско-татарское училище в Адмиралтейской слободе, г. Казань [1878 – 1960] Часть 2 СССР, Российская империя, История города, Казань, Краеведение, Татарстан, Преподаватель, Интеллигенция, Училище, Школа, Длиннопост
Второе русско-татарское училище в Адмиралтейской слободе, г. Казань [1878 – 1960] Часть 2 СССР, Российская империя, История города, Казань, Краеведение, Татарстан, Преподаватель, Интеллигенция, Училище, Школа, Длиннопост

«Здания начальных городских училищ Казани последней трети XIX – начала XX веков». Надырова Д. А., Известия КГАСУ, 2011, № 3 (17)

Второе русско-татарское училище в Адмиралтейской слободе, г. Казань [1878 – 1960] Часть 2 СССР, Российская империя, История города, Казань, Краеведение, Татарстан, Преподаватель, Интеллигенция, Училище, Школа, Длиннопост

Руины второго городского училища на 31.03.2017

С получением справочных данных может помочь архив БТИ, они могут предложить ознакомиться с инвентарными делами, после заполнения заявки. На основании заявки архив посмотрит на наличие инвентарных дел, но все-таки первоочерёдным делом стоит диалог со старожилами, которые скорее всего прольют свет на историю здания.

Со слов бывшего местного жителя слободы Сергея Шакурова, в 60-ых это был жилой дом. Что же касается этого здания, то скорее всего оно изначально строилось как жилой дом для зажиточного горожанина, а уже потом сменился владелец и сменилась функция, таково мнение Сергея, так же он отмечает, что ходили слухи, что там проживал местный криминальный авторитет, слободского масштаба, это было в конце 60-ых. Довольно часто там собирались шумные компании и устраивали застолья с песнями через открытые окна. Про Халитовский дом, слышал, но где он был не помнит. И может быть женская мактабе и могла бы быть в том здании, которое на фото выше, но в его время там точно был жилой дом на несколько квартир.

Общий вывод и заключение исследования:

Очередное хождение по истории кирпичных клейм оказалось плодотворным. Рад, что на уже забытое учебное заведение, которому 132 года (предположительно) удалось найти информацию, поведавшую нам о становлении учения русско-татарских училищ, мектебов и медресе. Приятно и одновременно грустно осознавать, что перед нами ещё отчасти живой памятник школы, в котором вели трудовую и ученую деятельность видные и уважаемые личности татарской интеллигенции. В поле две основные даты: 1878 и 1892 годы, за это время с объектом напрямую или косвенно были связаны такие личности как: Билялетдин Габитович Габитов, Камалютдинъ Тазютвиновъ Абдулкинъ, Юсуф Муртазин, Ибрагим Юнусов, Яхьин Ибрагим Музафарович, Ахметзян Яхьич Сайдашев, Мухаметсадык Шагиахметович Иманкулов, Халиулла Хабибуллович Галеев, Ибрагим Музафарович Яхьин Абдрахман Валеевич Рафиков Хабибрахман Абдрахманович Рафиков, Мухамед Актямов, Кадыр Халитов, Абдулла Насретдинович Амирханов, Абдулла Юсупович Апанаев, Насых Камалович Мухутдинов, Мансуров Шагит Шакирович.

Учебное заведение по современному адресу – Большая, 85, построенное в 1892 году несло на себе разные статусы, начиная с русско-татарского училища, далее став русско-татарской школой, магометанской школой и медресе или мектебом при мечети и завершило свой исторический путь скорее всего в 1924 году, далее став жилым домом, которым и было в течении долгих лет с годами приходя в упадок.

Спасибо за внимание к моей работе!

В. Левин, февраль 2024 г.

Заброшенка

2.6K постов16.4K подписчика

Добавить пост

Правила сообщества

В сообществе действует система тегов. Добавляя посты вносите соответствующие теги:


*[урбанфакт] - Информативный пост с обильным количеством информации и фотографий

*[урбанфото] - Пост содержащий исключительно эффектные/интересные снимки

*[забугорныйурбан] - Пост содержащий информацию о иностранных объектах

*[урбанслучай] - Случаи, курьезы, происшествия из личного опыта урбан-туристов


*Также желательно добавлять тег с названием города/населенного пункта местонахождения объекта