Вокальная опора   |   Миф, разрушающий голоса

Или секретная техника Итальянских маэстро



Приветствую.

Слышали об опоре голоса? Если поете или работаете в разговорных жанрах – 100% слышали.


Я вот недавно обнаружил, что эта тема – просто бич вокального поприща. А самое страшное – тысячи голосов ломаются ежегодно, пытаясь судорожно нащупать эту самую «опору»….



Вам доводилось дышать «в животик»? А поднимать рояль, силясь ощутить «опору»?

А опирать в пах, на грудь, гортань, в ПОЛ? Мне вот довелось перепробовать из этого всё.

Голос выжил чудом, как я сейчас понимаю.

Как правило, любители как следует «опереть» - cамые надёжные клиенты фониатра (тот, что лечит голос и связки).


Меня, в своё время, заставляли поднимать рояль, чтобы почувствовать опору. Клали книжки на пузо и заставляли петь с ними, лёжа на полу. Еще просили надувать живот, петь с поднятыми стульями в руках, двигать волосами, раздувать гортань и напрягать мышцы спины. Ужас просто.

Такие пытки дано выдержать не каждому, и многие голоса просто на просто ломаются в процессе обучения. Ломаются навсегда….


Давайте разбираться, откуда это взялось и почему прославленное Итальянское «Appoggio» (опора дословно) превратилось в бич всех певцов и радость врачей.



1. Современные проблемы требуют современных решений.

В начале 20 века на оперной сцене (единственной, где серьезно пели в те времена) появился

«Веризм» (от итал. Vero – настоящий).

Тип репертуара, где чувства и драматизм стали главным на сцене. Чем сильнее и мощнее страдаешь – тем ты круче певец. Дабы страдать лучше всех, певцам понадобились дополнительные обьемы дыхания и новые голосовые мощности.


Брать воздуха стали больше, выдыхать его активнее и интенсивнее. А назвали приём этот – Appoggio. А звук стали подкреплять мощным воздушным столбом внутри, как бы опирая голос на него. Буквально – опора звука на воздушный столб, который у певцов стал явно мощнее со времен рафинированного пения Моцарта и Россини.


В России в то время в моде были более мягкие и изящные голоса, на вроде Собинова и Лемешева. И об опоре никто особо не думал. Есть и есть.



2. Железный занавес и триумф Итальянской школы.

Во время войн многим было не до пения. Русская вокальная школа потихоньку варилась сама в себе, Итальянская потихоньку мигрировала в США.

После второй мировой были очень хорошие голоса и певцы, но вот вокальная школа уже успела деградировать, находясь в длительной изоляции и отрыве от итальянских истоков и маэстро.


Всё изменилось в 1959, когда состоялся триумфальный приезд Марио Дель Монако в Большой Театр. Фурор, который произвел этот певец, навсегда останется в истории Русской вокальной школы. Я подробно рассказал о фуроре на видео, и прикрепил ту самую постановку «Кармен» с Дель Монако и Архиповой. Так вот.


После приезда Дель Монако русская вокальная школа взяла курс на точное копирование его голоса. Появились Анджапарижзе, Пьявко, Атлантов и множество прочих певцов, которым это удалось на 100% и даже лучше. Так началась эпоха «суппер опертого» пения в СССР, ибо голос Дель Монако был настолько «опёртым», насколько это физически возможно человеку.



3. Лучше меньше, но лучше.

Погоня за «опорой» привела к тому, что вокальная школа дошла до абсурда. Многие певцы, которым с успехом удавалось «опирать», в дальнейшем не преподавали.

Многие педагоги, пытаясь научить «опоре», понятия не имели, как это делать, ибо сами не пели, а лишь тонули в догадках. Немного помог вокальный обмен между солистами «Большого» и «Ла Скала», куда певцы из СССР ездили на стажировки.

Но общая доступность сокровенных итальянских методик была низкой, поэтому началась отсебятина. Как итог – масса выпускников консерваторий с заваленным звуком и ужасной тремоляцией, которая обычно возникает годам к 50. Такого сорта певцы уже считались проф. непригодными, а карьера их – загубленной на корню.


Всё потому, что «опора» - достаточно деликатный элемент вокала, и её неправильная трактовка реально губит певца.



4. Секретная техника.

Секретной она стала ровно потому, что простую информацию люди воспринимать не хотят, им подавай невероятные сенсации и открытия. Именно по этой причине «Appoggio» обросло таким количеством бреда и мифов. Изначально этот термин лишь указывал на ощущение от процесса правильного дыхания.

Да и метод был настолько несложный, что многие педагоги обходили его стороной, дабы не разрушить своим вмешательством то, что и без того работало у многих учеников неплохо, а именно – свободное и естественное вокальное дыхание.



5. Культурный обмен.

В эпоху интернета и мирового диалога информация о правильной технике «опоры» начала активно просачиваться везде, где только можно. Но косность педагогов и каша вместо четких инструкций и упражнений берут своё. Процесс проникновения новой здравой информации протекает медленно и тонет в трясине невежества на местах.

Что же такое настоящая «опора звука», то самое “Appoggio”, и где его искать?



Во первых, никуда и ничего не нужно напирать и опирать. Само понятие - это мистификация некомпетентных педагогов и певцов. Процесс дыхания и пения должен быть физиологически естественен, иначе вас примет первый освободившийся врач-фониатр.

Чем сильнее вы углубляетесь в абсурдные поиски опоры и нечеловечески напрягаете мышцы при пении, тем процесс разрушения голоса пойдет быстрее.

Миф это еще и потому, что реально несложный процесс "опирания" извратили до абсурда, заставляя учеников и певцов мучаться, вместо наслаждения процессом звукоизвлечения.

Нет никакой опоры в пол, в рояль, на гортань или в пах, есть только физиология и знания

о ней. Так вот сейчас об этом и поговорим.



1. Опора = напор. Напор воздуха, за счет которого вы поете. Если точнее – это правильное подсвязочное давление, позволяющее делать звук в меру мощным с минимумом усилий для этого.


2. Опора находится там, где дыхание. То есть правильный напор воздушного столба внутри вас и есть та самая опора. Ничего не нужно напрягать, тужится, опирать в пол и т.д.

Достаточно правильно и активно дышать. Вот пара приёмов, чтобы разобраться:


3. «Кашель». Положите обе руки на живот, одну сверху, другую пониже.

Теперь кашляйте.

То ощущение мышц, что отследят ваши руки, есть верная работа мышц при пении.

Только кратковременные толчки кашля должны быть заменены на равномерное мягкое напряжение тех мышц.


4. Выдох на «С». Наберите воздуха как следует и выпустите его из себя на согласной «С».

Маленькой струйкой, упруго и медленно.

Вот это и есть ваша опора.


5. «Перекрыть кислород». Вдохните. Зажмите нос и рот руками, герметично. Выдыхайте.

Давление внутри вас и есть та самая опора звука. Только чувствовать её нужно немного иначе.


6. Гласная «У». Теперь вдохните и начните петь привычную распевку на звук «У», Стараясь плотно смыкать губы и чувствовать давление воздуха внутри вас, плотно смыкая связки, чтобы звук не сипел и был громкий.



На словах ты Лев Толстой…..


А на деле качественная «опора» может быть достигнута только под чутким контролем педагога или при наличии максимально четких инструкций по поиску и освоению оной.

Шутка ли, вы навсегда можете испортить голос, опирая в пол или пах.


Подробные и точные инструкции я записал на видео, так нагляднее.

А упражнения для освоения выйдут в одном из следующих постов.


Остались вопросы? Буду рад ответить и помочь в комментариях!


Еще больше информации про вокал и опору тут:

https://t.me/MorozovOpera

Заходите, будет жарко)


Всем отличной «опоры»,

Ваш MorozovOpera

Вокал и всё о нем

178 постов1.6K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Группа для любителей вокальной музыки во всех её проявлениях.

Опера, поп, джаз, рок и т.д., даже шансон))


2. Неуважение личности - бан

4. Хамство - бан


Будьте добрее друг к другу)