Васильев Андрей цикл «Ученики Ворона» или пройди свой путь, он ведь один и с него не свернуть

Васильев Андрей цикл «Ученики Ворона» или пройди свой путь, он ведь один и с него не свернуть Обзор, Рецензия, Обзор книг, Фэнтези, Героическое фэнтези, Темное фэнтези, Васильев, Длиннопост

Уже не помню, кто порекомендовал мне цикл Васильева, да это и не столь важно. Так или иначе, его произведение попало в мой список на «почитать» и летом я нашел время ознакомиться с книгами в аудиоформате.

Цикл «Ученики Ворона» включает в себя семь романов и, о диво, является полностью законченным произведением.

Вот вообще.

Целиком.

Без продолжений.

Вроде.

В нашу эпоху стотомных сёнинов встретить подобное – настоящая удача. Но автор не стал останавливаться на достигнутом. Он еще и умудрился написать этот цикл на стыке героического и дарк фэнтези с элементами магической академии.

А потому я просто не мог пройти мимо. И не прошел.

Посмотрим, что же получилось.

Капелька сюжета

Васильев Андрей цикл «Ученики Ворона» или пройди свой путь, он ведь один и с него не свернуть Обзор, Рецензия, Обзор книг, Фэнтези, Героическое фэнтези, Темное фэнтези, Васильев, Длиннопост

Крису Жучку сильно не повезло. Воришка-оборванец, помогавший бандитам заманить мелкого дворянчика туда, где того следовало исполнить, вляпался в крайне паршивую историю.

За дворянчиком пришел маг.

Пришел и вынес всех бандитов. Вот только… Мертвого уже не воскресить – колдун немножко опоздал.

А потом он увидел Криса и все стало совсем-совсем плохо.

Маг, как выяснилось, испытывал жесточайшую нехватку времени, а потому искать для своих целей еще одного аристократа не стал. Он попросту решил поставить нашего протагониста на место покойного, благо, те были примерно одного возраста (на этом, впрочем, сходства и заканчивались).

А потому, он предложил мальчишке отличный выбор: смерть или повиновение. А чтобы тот не рыпался, произвел какой-то ритуал с его кровью.

Парень, естественно, выбрал повиновение.

И умер.

Став Эрастом фон Рутом – сыном барона из Лесного Края (местной жопы мира), отправившимся через полконтинента в вольные герцогства.

Зачем?

Чтобы поступить в ученики к могучему чародею по имени Ворон. Ну и стучать на наставника, естественно.

Вот только соглашаясь на все это Крис, а точнее – Эраст – еще не знал, через что же ему предстоит пройти и чем все это обернется.

Изменил бы он свое решение в противном случае?

Сомневаюсь, если честно. Впрочем, можете не соглашаться. Свой ответ на этот вопрос дадите, прочитав все семь книг.

Мир

Васильев Андрей цикл «Ученики Ворона» или пройди свой путь, он ведь один и с него не свернуть Обзор, Рецензия, Обзор книг, Фэнтези, Героическое фэнтези, Темное фэнтези, Васильев, Длиннопост

И что ж у нас тут есть?

Ой, а у нас тут классическая дженерик фэнтезя. И эльфы у нас пасутся в своих лесах, и дварфы сидят под горами, и мудрые маги мудро магичат, и все такое…

На первый взгляд.

Однако стоит немного присмотреться, как становится понятно, что дженерика в романах сильно меньше, чем кажется на первый взгляд, а дарк фэнтези – куда больше.

Итак, действие происходит на континенте под названием Рагеллон.

Книжный мир находится где-то на этапе, близком к нашему Позднему Средневековью, как я понял.

Да, тут нет огнестрела, да дворянская вольница все еще сильна. В некоторых регионах так бароны с графьями и герцогами всякими – полноправные владыки своих карликовых государств. Но все же, централизация все заметнее поднимает голову, цеха и торговцы становятся все важнее, а города – богаче.

Короли тут уже далеко не первые среди равных и все явно движется к абсолютизму. Да, до него еще долго, но дорога в тысячу ли, как известно, начинается с первого шага.

А пока же многочисленные средневековые королевства занимаются своими средневековыми делами: воюют, торгуют, жгут магов в меру сил и возможностей.

Да-да, с магами тут все сложно, потому как местная Античность загнулась именно их стараниями.

За несколько сотен лет о описываемых событий колдуны из всяческих черных ковенов слегка попутали берега и начали творить лютую дичь. Их светлые собратья не стали урезонивать зарвавшихся, а решили подождать, пока людишки приползут на коленях за помощью.

Не приползли.

Озверевшие от вседозволенности колдунов люди взялись за оружие. Все это шло на фоне странного мора, выкосившего изрядную часть правящих династий Рагеллона и случившегося аккурат за пару лет до начала магической вольницы.

Нет, я ни на что не намекаю, но сложить два и два несложно. Аборигены тоже могли в простейшие логические и арифметические действия. Как результат – на орехи осталось всем колдунам.

При своей офигенной мощи, эти ребята отличались крайней неуживчивостью, хатаскрайностью и хитрожопием. В смысле, каждый ненавидел каждого и решил, что настал хороший момент, чтобы разобраться с оппонентом руками черни.

Как нетрудно догадаться, когда маги поняли, что запахло жареным, уже стало поздно и вонять начало горелым.

Весь этот пир духа сопровождался крахом старых государств, тотальной войной и прочими прелестями жизни смерти. Сии замечательные события вошли в историю Рагеллона, как «Век Смуты» или «Век Перемен».

По итогам его жизнь более-менее наладилась, на тронах умостились новые задницы, да и колдунов перестали жечь почем зря – все же они полезные люди, как ни крути.

Магов просто ограничили, запретив тем на километр приближаться к властным институтам и поставив над ними надзирателей в лице Ордена истины – местных инквизиторов.

Их задача – следить, чтобы колдуны не вызывали демонов, не понимали трупы, не баловались магией крови и так далее. Короче говоря, они обязаны вытравливать малефикации во всех проявлениях.

Да, безусловно, один хороший колдун спокойно вальнет несколько десятков, если не сотен орденцев, вот только после этого у него кончится мана и все. А так как чародеев осталось мало, да и деграднули они здорово после резни, то Орден вполне справлялся с поставленными задачами.

Магия и боги

Боги в этом мире есть. Однозначно.

Почему?

Потому что лишь избранные ими чародеи имеют право обучать новое поколение магов. Только так и никак иначе.

К чародею приходит таинственный посланник и вручает ему жезл, дарующий право набрать учеников. Более того, отношения мастера и студиоза выходят сильно за рамки обычной передачи знаний.

Ученик, к примеру, не может покинуть школу без разрешения мастера. Если убежит – его настигнет божественное проклятье и глупец даст дуба самым страшным и мучительным образом.

А посвящение неофитов в подмастерий осуществляется путем прикладывания жезла к голове будущего мага.

И если нечто (боги?) сочтет его недостойным, тот умрет.

Впрочем, несмотря на явное доказательство наличия трансцендентных сил, в мире Рагеллона нет того отношения к божествам, которое характеризовало Земное средневековье. После Века Смуты влияние церкви изрядно сократилось, равно как и число прихожан. Немалую часть одеяла перетянул на себя Орден, а о самостоятельной политике и говорить не приходится.

Более того, лично я даже не запомнил, сколько в этом мире вообще богов и есть ли там кто-то главный. Про имена – и не упоминаю.

С этим разобрались. Теперь – что по колдовству?

Ну, тут, в принципе, автор не изобрел ничего особо нового. Тут у нас и стихийная магия, и магия жизни, и некромантия, и магия крови и вот все вот это вот.

Некогда маги специализировались на одной стихии и достигали в ней невообразимых высот, однако после одних событий, о которых я ничего не стану говорить, боги повелели им быть многостаночниками, а потому любой полноценный маг достаточно неплох в самых разных сферах, хотя, конечно, предрасположенность никуда не исчезла и несколько любимых направлений есть у любого колдуна.

Чтобы сотворить заклинание, нужно выучить заклинание, пассы, если они требуются и т.п., однако перед этим придется угробить изрядное количество времени на штудирование теории.

Силы магов не безграничны, более того, полностью лишившись их они зачастую даже ходить толком не смогут.

Короче говоря, тут все крайне стандартно, по канонам жанра.

Отдельно хочется остановиться на вопросе обучения будущих магов. Тут все очень сурово. Из нескольких десятков (а то и доброй сотни) неофитов до заветного посоха добирается хорошо если человек шесть – семь, а ведь может быть и меньше.

Причем далеко не все убегают в первый год, когда еще можно это сделать. Нет, большая часть просто умирает в процессе обучения. Причин масса, но не последнюю роль играют добрые соученики.

Почему?

Ну как бы «мы делили апельсин, много наших полегло». В том смысле, что всех много, а свободного времени учителя – мало. Стало быть, если немного прополоть грядку, повысятся шансы пережить выпускной экзамен и стать полноправным членом магического сообщества.

Персонажи

Васильев Андрей цикл «Ученики Ворона» или пройди свой путь, он ведь один и с него не свернуть Обзор, Рецензия, Обзор книг, Фэнтези, Героическое фэнтези, Темное фэнтези, Васильев, Длиннопост

Героев в цикле очень много, а значит, как и всегда, я выберу несколько наиболее понравившихся мне людей, и остановлюсь на достигнутом.

Первым, конечно же, будет протагонист. Крис Жучок, он же Эраст фон Рут.

Мелкий карманник, волей могучего чародея примеривший на себя иную личину. Крайне любознательный и умный молодой человек с цепкой памятью и отменной приспосабливаемостью, он сумел влиться в среду аристократов и сойти там за своего.

Медленно, но верно, маска стала превращаться в настоящее лицо.

Что можно сказать про Эраста? Талантлив, осмотрителен, умен. Быстро полюбил магию и магическую науку, сумел завести настоящих друзей и продемонстрировать, что не титул определяет человека, а внутренний стержень.

В число друзей Эраста вошли в первую очередь Гарольд Монброн и Карл Фальк.

Первый – родовитый аристократ из древней семьи, умный и образованный, суровый боец и хороший лидер, прекрасный товарищ и страшный враг. Второй – мелкопоместный дворянчик из того же захолустья, что и Эраст.

Выпивоха, любитель поесть и поспать, средний в учебе, он превращается в настоящую машину смерти, стоит только делу дойти до рукопашной.

В принципе, к друзьям ГГ можно отнести и Рози де Фьюри. Эту красотку из крайне непростой семьи, распланировавшую свою жизнь на годы вперед.

Аманда. Фамилию запамятовал, но не упомянуть эту барышню не могу. Кто она? Еще одна аристократка, правда с подвохом. Нет, не тем. Другим.

Горячая и страстная натура, всецело отдающаяся делу, не принимающая оправданий и полумер, эта дочь пограничья – края, где легко можно нарваться на эльфийский отряд или банду разбойников – бросила отчий дом, дабы припасть к источнику магических знаний.

Кого еще вспомнить? Ну, можно вспомнить Мартина – простолюдина, тоже решившего стать чародеем.

Мастер боя на глефах, опытнейший и суровейший противник, ненавидящий аристократов, он сразу же сцепился с Гарольдом, потому как двум тиграм в одной клетке места всегда будет мало.

Это так, я сказал про тех, чьи имена не выветрились за полгода.

Давайте же скажем пару слов не про учеников.

Ворон. У него есть и имя, но мне так нравится больше.

Итак, кто же он такой? Сильный чародей, проживший больше сотни лет и успевший повидать немало вещей на своем веку.

Холоден, язвителен, желчен, жесток. Чем-то напоминает нашего любимого Северуса Снейпа.

При этом за фасадом беспощадного мага скрывается действительно заботливый учитель, желающий, чтобы как можно большее число его подопечных дожили до выпускного.

Гай Петрониус Туллий. Нельзя не упомянуть и колдуна, завербовавшего нашего протагониста.

Что можно сказать про него?

Первостатейная гнида! Но гнида гениальная.

Гай Туллий – это человек, лишенный каких бы то ни было комплексов и моральных ориентиров. Цель всей его жизни – забраться повыше и заграбастать как можно больше ништяков. А, и еще поубивать всех врагов. Или тех, кто хотя бы в теории может претендовать на столь высокое звание. Ворон, кстати, его одногруппник. Тонко намекаю.

Агриппа. Правая рука Туллия. Человек, выполняющий для колдуна грязную работу и убивающий по его слову.

Уж не знаю, какими посулами тот умудрился держать этого волка на поводке, но служит Агриппа не за страх, а за совесть.

Настоящий мастер меча, шпион с огромным стажем, опытнейший убийца, человек, исколесивший континент вдоль и поперек, и знающий едва ли не все углы и закоулки в нем.

Вот кто он такой.

И этого человека с Эрастом свяжет больше, чем просто служба одному господину.

За и против

Васильев Андрей цикл «Ученики Ворона» или пройди свой путь, он ведь один и с него не свернуть Обзор, Рецензия, Обзор книг, Фэнтези, Героическое фэнтези, Темное фэнтези, Васильев, Длиннопост

Итак, что же мне понравилось в цикле больше всего?

Пожалуй, начну с общей атмосферы. Мрачный и жестокий мир книг пришелся мне по вкусу. С самого начала ясно, что до хэппи энда доберутся не все, и далеко не каждый персонаж книги станет жить долго и счастливо.

И автор весьма умело нагнетает, постепенно повышая накал мрачняка и переводя все происходящее в полноценное темное фэнтези.

Это пришлось мне по вкусу. Да, у нас тут не Аберкромби и не Бэккер, конечно же, вот даже близко. Тем не менее, атмосфера вышла – мое почтение. Этот элемент книге удался на славу.

Что же еще получилось хорошо?

Герои.

Кто бы что ни говорил, а лично на мой вкус они удались автору на славу. Да, не все. Хватает и весьма проходных персонажей. Тем не менее, за основной пул – зачет.

Герои тут живые, они развиваются и меняются по ходу повествования. Их метаморфозы вызваны событиями книг, а не желанием пятки автора.

Особенно хочу отметить главного героя. Да, он – весьма одаренная личность, но блин, как же здорово снова встретить персонажа, за которым не таскается персональная армия роялей! Кажется, в отечественной развлекательной литературе подобное начало исчезать, как класс.

Как же это контрастирует с книжками какого-нибудь Шамана или Метельского! И это я не говорю по убогие высеры вроде будней директора рояльной фабрики или похождений любителя херовых палаток.

Да уж, мало мне стало нужно для счастья. Просто не Марти-Сью в главной роли, и хомяк уже сучит лапками от восторга. Печаль.

Ладно, не будем о грустном.

Что еще хочется сказать хорошего про «Учеников ворона»?

А знаете, пожалуй, я похвалю сюжет вообще и концовку в частности. Закончило семикнижье именно так, как и должно было. Все на своем месте, все правильно.

Но и без нее, в целом, было неплохо. Не все и не везде (об этом ниже), но, тем не менее, сюжет книгу не портит, а наоборот – украшает.

Ну, по большей части.

Что еще?

У автора неплохо получаются сражения и драки. Сразу видно человека, зарабатывающего на жизнь фантастическими и фэнтезийными боевиками.

Драк в книгах много, они описаны со вкусом и изрядной фантазией. Смотрятся хорошо и украшают цикл.

Также тут хватает и интриг. Местный высший свет – то еще змеиное кубло, где каждый строит какие-то свои хитрые планы.

До определенного момента нашим воронятам удается огибать их, но, как известно, если ты не интересуешься политикой, то политика рано или поздно обязательно заинтересуется тобой (с). Впрочем, мы опять встаем на зыбкую почву спойлеров. Предлагаю двигаться дальше – к недостаткам.

Что мне не понравилось?

Увы, претензий к книге хватает.

Первое, что хочу отметить – это не самый высокий уровень редактуры. А ведь автор, вроде как, издается на бумаге… Если то, что я увидел – предел для наших издательств, то неудивительно, почему они подыхают.

Нет, в целом, написано более-менее приемлемо, но то здесь, то там в глаза (а в моем случае – в уши) бросается речевая избыточность, проскакивают слова-паразиты, встречаются прочие мелкие недоработки, которые не убивают текст, но все-таки портят его и мешают наслаждаться авторской работой в полной мере.

Впрочем, это – так, придирка.

Серьезной на мой взгляд проблемой является то, что книги крайне разнородны по темпу и динамике. Некоторые пролетают за часы, другие же тянутся, тянутся и тянутся неделями! Сложилось впечатление, что какие-то главы автор буквально выдавливал из себя по капле, а в каких-то его посещало вдохновение, но из-за отсутствия достаточного количества времени на доработку пришлось выдавать в продакшен то, что получилось, не причесав результат.

Более того, в книге есть, в принципе, вообще необязательные сцены. Убери их – повествование ничего не потеряет. А их наличие (как, к примеру, эпизод с дварфами), наводит на мысль, что автор, то ли хотел продолжить цикл, то ли добивал объем до 10 а.л.

Да что, сцены! Там целые сюжетные ветки уходят в пустоту или появляются ВНЕЗАПНО потому, что так надо. Чекак там с историей Агриппы? А с яблоками эльфов? А че с харей у древнего мага Виталия? Нет, через него, конечно, кое-что рассказали, но убери все упоминания сего гражданина из текста и не изменится ровным счетом ничего!

Некоторые сцены, такое ощущение, делались во славу ДРАМЫ. Удивительно, что в них никто никого не облил водой, потребовав оставить ее сына в покое. Но даже без этого кое где чувствовалась некоторая искусственность, что ли?

Концовка, хоть и была логичной, мне показалась несколько скомканной, но утверждать это не готов, тут уж чистое ИМХО.

Автору неплохо было бы также проверить некоторые свои речевые обороты на повторяемость, потому как на третьем-четвертом десятке итераций «пластания» мяса/сыра/хлеба/пр. хомяка начало отчетливо потряхивать.

Что еще?

Опять же, сугубое ИМХО, но ряд сюжетных линий следовало расширить и углубить, потому что некоторые эпизоды выглядели так, словно автору надо было закончить и он закончил.

Плюс, мне показалось, что в какой-то момент география мира помахала автору ручкой и отправилась на Мальдивы. Может быть, я что-то путаю, но, вроде как, некоторые географические объекты в последних книгах расположены несколько иначе, чем в первых. Пруфов не будет, сам не уверен, но есть такое воспоминание.

Также я не согласен с некоторыми сюжетными поворотами, впрочем, вот это уже – чистая вкусовщина, не имеющая никакого отношения к качеству книг.

А потому, ставим точку и заканчиваем.

Заключение

Васильев Андрей цикл «Ученики Ворона» или пройди свой путь, он ведь один и с него не свернуть Обзор, Рецензия, Обзор книг, Фэнтези, Героическое фэнтези, Темное фэнтези, Васильев, Длиннопост

Пора закругляться.

Что можно сказать напоследок?

«Ученики Ворона» — это редкая в наши дни птица. Просто неплохое фэнтези без уровней, системы, попаданцев, культивации и вот этого вот всего.

Старое недоброе героическое дарк фэнтези, по которому я изрядно соскучился за время проведения своего дурацкого челленджа.

Да, к циклу есть претензии. ИМХО, он получился неровным, можно было бы сделать лучше.

Но назвать его плохим или посредственным у меня не повернется язык.

Автор проделал хорошую работу, и я благодарю его за это.

Книжная лига

22.5K пост78.4K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Мы не тоталитаристы, здесь всегда рады новым людям и обсуждениям, где соблюдаются нормы приличия и взаимоуважения.


ВАЖНЫЕ ПРАВИЛА

При создании поста обязательно ставьте следующие теги:


«Ищу книгу» — если хотите найти информацию об интересующей вас книге. Если вы нашли желаемую книгу, пропишите в названии поста [Найдено], а в самом посте укажите ссылку на комментарий с ответом или укажите название книги. Это будет полезно и интересно тем, кого также заинтересовала книга;


«Посоветуйте книгу» — пикабушники с удовольствием порекомендуют вам отличные произведения известных и не очень писателей;


«Самиздат» — на ваш страх и риск можете выложить свою книгу или рассказ, но не пробы пера, а законченные произведения. Для конкретной критики советуем лучше публиковаться в тематическом сообществе «Авторские истории».


Частое несоблюдение правил может в завлечь вас в игнор-лист сообщества, будьте осторожны.


ВНИМАНИЕ. Раздача и публикация ссылок на скачивание книг запрещены по требованию Роскомнадзора.