В бой с открытым забралом. Реальность или выдумки художников ?

«Он шёл в бой с открытым забралом, а спустя неделю его ноги ещё торчали из придорожной канавы, пугая прохожих…»

Забрало как элемент рыцарского доспеха появилось примерно в XIV веке. Оно представляло собой подвижную часть шлема, предназначенную для защиты лица и глаз воина. Усиленная защита лица, достигалась в ущерб обзору. Основной тактикой рыцарской конницы был прямой таранный копейный удар, не требующий пристального наблюдения за полем боя. Нужно было разогнаться и ударить всей мощью в строй неприятеля, выкосив наибольшее количество врагов.

В бой с открытым забралом. Реальность или выдумки художников ? Средневековье, Рыцари, Доспехи, Военная история, Длиннопост

В то же время, когда конная масса завязла в строю врага (либо, в ближнем бою, при фехтовании), обзор часто имел критическое значение, поэтому рыцари нередко сбрасывали шлем или предпочитали идти в бой с открытым забралом.

Поэтому, на средневековых и современных изображениях, можно увидеть воинов с поднятым забралом. В этом случае рыцарь более адекватно оценивал окружающую обстановку и своё место в строю, за счёт увеличения сектора обзора. Действия воина становились максимально эффективными. Кроме того, поднятое забрало обеспечивало лёгкость дыхания, что конечно имело некоторое значение в бою, но вряд ли было критически важным.

В бой с открытым забралом. Реальность или выдумки художников ? Средневековье, Рыцари, Доспехи, Военная история, Длиннопост
В бой с открытым забралом. Реальность или выдумки художников ? Средневековье, Рыцари, Доспехи, Военная история, Длиннопост

Фрески художника Спинелло Аретино написаны в 1407-1408 г.г. Посвящены морской битве при Пунта Сан-Сальваторе между гвельфами и гибеллинами и возвращению Папы в Рим. События 12 века, но художник, как это часто случалось, изобразил воинов в современных ему доспехах. Обратите внимание на поднятое забрало военачальника.

Выделяют ещё одно крайне спорное преимущество поднятого забрала - возможность для военачальников громко и чётко отдавать команды, так как приказы, отданные с опущенным забралом, воины могли не услышать. Здесь хочется заметить, что рыцарскому баннеру на поле боя можно было отдать только одну команду – «В атаку!!!», после чего забыть о его существовании. Ни на какие серьёзные маневры рыцарское формирование было неспособно. Средневековые армии, как правило, не отступали – потери войска в ходе отступления часто были сравнимы с потерями в самом кровавом сражении. Солдаты просто разбегались: «Зачем нам такой командир, который убьет нас одними маршами».

Управление голосом на поле боя в грохоте сражения было невозможно (воины ничего не услышат, имея на голове толстый подшлемник и шлем (а особые оригиналы носили по два шлема – бацинет, а сверху горшковый шлем. Защиты много не бывает!!!). Сигналы на поле боя могли подаваться флагами, сигнальными трубами, посылкой гонцов, но зычный голос не имел серьёзного значения. Конечно, если не брать в расчёт мелкие стычки.

Основным минусом ведения боя с поднятым забралом является открытие критической зоны поражения. Удар в лицо мечом, копьём, кромкой щита или латной перчаткой, как правило, приводил к фатальным последствиям. Считается, что рыцарь, зная, о своих слабых местах будет готов к отражению удара в лицо, построив на этом стиль ведения боя, стиль фехтования. Правда, это чисто умозрительное, притянутое за уши утверждение.

В бой с открытым забралом. Реальность или выдумки художников ? Средневековье, Рыцари, Доспехи, Военная история, Длиннопост

Обратите внимание на стиль ношения забрала - по сути защитный козырёк, прикрывающий лицо от стрел, летящих по пологой траектории

Кроме того, существовала ещё одна опасность - поражение лица стрелой, арбалетным болтом или камнем (пулей), выпущенным из пращи (в Столетнюю войну широко применялись пращники). Всем известна история шестнадцатилетнего Генриха Уэльского (будущего короля Англии Генриха V) получившего в сражении при Шрусбери стрелу в лицо. Неопытный в военном деле молодой принц попытался самостоятельно извлечь стрелу, но выдернул только древко, наконечник, так и остался голове. Королевскому врачу с помощью специального изготовленного зонда удалось расширить рану и вытащить остатки стрелы. Принц выжил, но шрамы на лице, в память о событии, остались с ним на всю жизнь, а с удивительным жизнеописанием короля могли ознакомиться многие воины.

Подводя некоторый итог, можно сказать, что военное снаряжение средневековья было рассчитано не на тотальную защиту воина, а обеспечивало такую защиту, в которой он будет максимально эффективен. Выбор вариантов ношения доспеха был за самим рыцарем, исходя из его военного опыта и конечно же кошелька (многим приходилось донашивать праотеческое защитное вооружение и о модных забралах оставалось только мечтать).

Лига историков

13.8K постов50.8K подписчика

Добавить пост

Правила сообщества

Для авторов

Приветствуются:

- уважение к читателю и открытость

- регулярность и качество публикаций

- умение учить и учиться


Не рекомендуются:

- бездумный конвейер копипасты

- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации

- чрезмерная политизированность

- простановка тега [моё] на компиляционных постах

- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты

- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)


Для читателей

Приветствуются:

- дискуссии на тему постов

- уважение к труду автора

- конструктивная критика


Не рекомендуются:

- личные оскорбления и провокации

- неподкрепленные фактами утверждения