В ад и обратно (10)

Заканчиваем знакомиться с книгой Яна Кершоу "В ад и обратно"


Предыдущие части можно найти по тегу "в ад и обратно".


Война оставила европейцев перед грудой развалин. Технический прогресс продвинулся и в возможностях разрушения. Поэтому и материальные и человеческие потери Второй Мировой намного превзошли вызванные Первой. Но по окончание войны мир не погрузился снова в кризис, а встал на устойчивую дорогу процветания. Почему? Ян видит в первых послевоенных годах ключ к ответу на этот вопрос.


Но до того, как начать восстанавливаться, европейцы были заняты сведением счетов. Сразу после освобождения банды бывших угнетённых занялись грабежом и избиением немцев. Если в Германии оккупационные войска быстро укротили эту вакханалию, то в исстрадавшихся странах Восточной Европы дело обстояло хуже. В Югославии бывшие партизаны Тито устроили резню усташей и коллаборантов из числа словенцев, с числом жертв порядка 70 тысяч. Подобные расправы, хотя и не в таком масштабе, были в Италии и Франции. Но эта волна насилия была краткой. Получив карт-бланш от союзного командования, руководство Польши и Чехословакии занялось депортацией этнических немцев с территории стран. Но немцами дело не ограничилось. На историческую родину депортировали и украинцев, и чехов и словаков и венгров. Удивительным образом, страдания остававшихся в Польше двухсот тысяч евреев не окончились с концом войны, и по стране прокатились погромы, вызвавшие за собой массовый исход в Палестину. Выселение немцев, сотни лет живших на территории Польши, Чехословакии, Венгрии и Румынии, сопровождалось волной насилия. Немцев унижали, убивали, выгоняли из домов и лишали всей собственности. У меня, кстати, есть один знакомый, переживший депортацию, и он говорит, что всю жизнь после этого не может нормально относиться к полякам. Всего выгнали 12 миллионов немцев, и полмиллиона из них погибло при депортации. После всех этих процессов население стран Восточной Европы стало гораздо более однородным, времена пёстрого национального состава ушли в прошлое. Это положительно повлияло на ситуацию в обществе, многие застарелые конфликты ушли в прошлое. Исключение составила Югославия (которая заплатила свою цену в более позднее время). Ян рассказал нам и о процессе денацификации в Германии. Это была трудная задача, если учесть, что в рядах НСДАП было 8 миллионов членов. У американцев, англичан и французов в зонах оккупации наиболее одиозных расстреляли или посадили на длительный срок, но подавляющее большинство было или оправдано, или отделалось лёгким наказанием. Союзники не имели средств, чтобы основательно заниматься этим делом. Они даже не смогли обработать все анкеты, которые заполняли бывшие нацисты. Уволенные со своих должностей, в том числе, например, учителя,  в большинстве своём были снова приняты на работу. В советской зоне оккупации дело было поставлено более основательно. Автор пишет о десятках тысяч погибших в лагерях и полмиллионе потерявших работу. Повезло лишь тем, кого трудно было заменить, например врачам. Я со своей стороны не могу не прокомментировать, что, несмотря на проваленную денацификацию, в ФРГ смогли хорошо поставить воспитательную работу, и новые поколения немцев вырасли в высокой степени толерантными. Чего не скажешь о тех, кто родом из ГДР. Именно Восточная Германия является сейчас опорой новых крайне правых течений сегодняшнего дня.


Сразу после войны в освобождённых странах состоялись новые выборы. На волне победы СССР предсказуемым образом выросла популярность коммунистов. Но всё равно почти повсюду они уступили социал-демократам. После разгрома фашизма исчезла важная причина держаться вместе, и старые разногласия и "фамильные дрязги" снова вышли на первый план. Коммунисты обвиняли эсдеков в оппортунизме, а те упрекали в ответ связями со сталинским режимом. Следствием победы левых сил стала политика расширения систем социального обеспечения и национализации стратегических отраслей промышленности. И если касательно первого в обществе наблюдался определённый консенсус, то по второму вопросу были конкретные споры и критика со стороны правых. Кстати, о правых. В силу полной дискредитации тоталитаризма правые избиратели, никуда не девшиеся во время войны, стали отдавать голоса новой силе, появившейся с последними залпами уходящей войны: христианским демократам. Ещё в рождественской проповеди 1944 года римский Папа замолвил добрые слова в пользу демократии, и вот уже в нескольких странах появились сходного профиля христианские партии, декларирующие приверженность демократическим принципам. На волне выросшей популярности церкви эти новые партии стали выигрывать выборы в одной стране за другой. Сформировался правый центр, быстро покончивший с засильем левых в парламентах и формировавший правительства стран Европы долгие годы послевоенного развития. И только сейчас популярность у них начинает уходить, на волне евроскептицизма и нового подъёма радикализма.


В Восточной Европе коммунисты, пользуясь широкой поддержкой СССР, всё равно не смогли добиться полного доминирования на политической арене. В советской зоне оккупации для получения желаемого эффекта пришлось силой объединить в одну партию коммунистов и социал-демократов в СЕПГ, которая правила в ГДР вплоть до сноса Берлинской стены. Кершоу пишет про тактику давления и запугивания, приведшую к тому, что политический ландшафт стран будущего социалистического лагеря был зачищен. В Чехословакии в 1948 году произошёл "коммунистический мятеж" (здесь с автором согласны далеко не все историки), причём там советских оккупантов не было. Коммунисты в "странах народной демократии" были тесно связаны со Сталиным. И только Тито в Югославии добился независимости, пользуясь заслуженным во время авторитетом в своей стране, которую по большей части освободил самостоятельно. Соответственно, отношения между СССР и Югославией быстро ухудшились. Кершоу пишет ещё о голодных послевоенных годах в Союзе, о надеждах на расслабление политического климата после войны (где он вообще прочитал об этих надеждах?), которых не суждено было сбыться. Но, несмотря на голод и трудности, страна быстро восстанавливалась. Автор сообщает, в каком году отменили карточки в европейских странах, не упоминая, что первым был СССР. То, что коммунисты в Восточной Европе пользовались поддержкой СССР, было, с точки зрения Кершоу, конечно плохо, ну а поддержка их противников в Западной со стороны США - хорошо. Впрочем, удивляться не приходится.


В результате войны в политическом пространстве Европы образовался вакуум, вызванный окончательным поражением Германии и ослаблением Британии и Франции. И в этот вакуум вошли США и СССР. Автор, не забыв сказать о колоссальном ущербе, причинённом Союзу войной, не задаёт вопрос, почему СССР всё-таки остался в числе мировых держав. Но факт был налицо: в течение войны СССР удалось построить мощную военную машину, и эта машина, этот паровой каток, способный без особых проблем прокатиться до Атлантики, внушала страх бывшим мировым европейским державам. США стали неоспоримым флагманом мировой экономики. Новые супердержавы разделили Европу по своему вкусу и неизбежно должны были столкнуться друг с другом (империализьм, друзья мои, империализьм). В этом противостоянии у США изначально были лучшие карты: арена его находилась гораздо ближе к Москве, нежели к Вашингтону. Европе, и прежде всего Германии, предстояло быть будущим полем сражения. Уже в 1946 году в политике США появились признаки, говорящие о стремлении "сдерживания" СССР (заметьте, автор пишет уже о СССР, а не "большевистской угрозы"). Первым опытом такого противостояния была гражданская война в Греции 1946-49 годов. Коммунистическое восстание, поддерживаемое не столько Сталиным, сколько Тито другими соседями, не оставило американцев в стороне, и они оказали военную помощь монархистскому режиму, которые подавили восстание. Автор лапидарно сообщает о 45 тысячах жертв. После такого успеха Трумэн и объявил свою доктрину поддержки "свободных людей" против "тоталитаризма".


Ну а потом был план Маршалла, который, несмотря на пропагандистскую шумиху, не восстановил Европу, а, скорее, накормил её, позволив фермерам и промышленникам США нарастить экспорт. Сталин справедливо опасался роста влияния Штатов на страны-получатели помощи (бесплатный сыр сами знаете, где) и, не приняв сам этот план, принудил отказаться от него и будущие страны социалистического лагеря. План позволил послевоенной разрухе смениться интенсивным строительством, и мир стал свидетелем послевоенного экономического чуда в Западной Европе. Автор признаёт, что соцстраны тоже впечатляюще росли, но я думаю, стоит признать, что финансовая и технологическая помощь США не была сравнима с той помощью, которой оказывал полуразрушенный Советский Союз своим новым союзникам - странам СЭВ. Важно, что планом была предусмотрена экономическая интеграция стран Западной Европы, но европейцы, по крайней мере поначалу, были слишком заняты своими узконациональными интересами, и только потом жажда Франции до рурского угля побудила бывших врагов пойти на сближение. Организация ФРГ на территории "западных" зон оккупации зацементировало раздел Европы на два враждебных блока. Кершоу не распространяется насчёт оснований такого решения (думаю, они поняли, что без состоятельной Германии послевоенное восстановление Европы не удастся), но по факту была введена немецкая марка. Советы ответили тоже новой валютой и блокадой Берлина, которую пришлось отменить после успешной организации воздушного моста. Потом было создание ФРГ и ГДР. Параллельно было организовано НАТО против советской угрозы. Эту угрозу даже Кершоу признаёт маловероятной. Думаю, угрозу представлял Советский Союз своей мощью, своим существованием. Это у них всегда так: кто-то большой и сильный воспринимается как потенциальный агрессор независимо от его настоящих намерений. Раньше был СССР, теперь янки забоялись Китая. Создав НАТО, страны Запада подумали, наверно, что всё в шоколаде, но не прошло и полгода, как СССР взорвал свою первую атомную бомбу, и страх снова поселился в европейских домах. Надо сказать, чувство страха является сильнейшим движущим мотивом западного человека. Месье, мистеры, сеньоры и герры знают толк в ужасах. Я до сих пор с трудом понимаю эту их мотивацию, но могу уверенно сказать, что главное отличие "нашего" человека от западного - что наш не боится. Впрочем, я отвлекаюсь. Железный занавес, как ни парадоксально, послужил основой стабильного существования. Автор приводит пять оснований последующих трансформаций:

- конец великодержавных амбиций Германии,

- очищение от военных преступников и коллаборационистов,

- раздел Европы,

- экономический рост и

- угроза атомной войны.



Ну вот и перевёрнута последняя страница. В турбулентном водовороте первой половины двадцатого века Европа священных камней горела в двух мировых войнах, потеряв в итоге мировое лидерство и разделившись между новыми сверхдержавами. Обе войны были в моих глазах империалистическими, вторая при этом носила ещё и антикоммунистический и расистский характер. Убедившись в неспособности победить Советы силой, Западная цивилизация приняла правильный выбор победить не военным, но мирным, экономическим путём в условиях холодной войны.  США стали помогать своим европейским союзникам, взяв их при этом под ядерный зонтик (и только сейчас Трамп пытается прикрыть это дело, ставшее откровенно убыточным). И стратегия сработала в условиях разрушающей экономику гонки вооружений и обнажения утопизма социалистического пути развития. Но это уже совсем другая история.


Кершоу выпустил в этом году продолжение своей истории, достигающее сегодняшних дней. Я, попробовав пару страниц "на вкус", решил всё же сделать паузу и не покупать книжку: написано явно слабее (в конце концов Ян специалист по Гитлеру сотоварищам), да и вычурный его английский мне порядком надоел. Будем что-то другое "посмотреть". Всем спасибо за внимание, до встречи.

Книжная лига

22.4K поста78.4K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Мы не тоталитаристы, здесь всегда рады новым людям и обсуждениям, где соблюдаются нормы приличия и взаимоуважения.


ВАЖНЫЕ ПРАВИЛА

При создании поста обязательно ставьте следующие теги:


«Ищу книгу» — если хотите найти информацию об интересующей вас книге. Если вы нашли желаемую книгу, пропишите в названии поста [Найдено], а в самом посте укажите ссылку на комментарий с ответом или укажите название книги. Это будет полезно и интересно тем, кого также заинтересовала книга;


«Посоветуйте книгу» — пикабушники с удовольствием порекомендуют вам отличные произведения известных и не очень писателей;


«Самиздат» — на ваш страх и риск можете выложить свою книгу или рассказ, но не пробы пера, а законченные произведения. Для конкретной критики советуем лучше публиковаться в тематическом сообществе «Авторские истории».


Частое несоблюдение правил может в завлечь вас в игнор-лист сообщества, будьте осторожны.


ВНИМАНИЕ. Раздача и публикация ссылок на скачивание книг запрещены по требованию Роскомнадзора.