Авиация и Техника

"У нас отключились все двигатели, мы снижаемся!" Опасный полёт над вулканом

15 декабря 1989 года.
Аляска, США

Авиалайнер Boeing 747-406M авиакомпании KLM, в тот момент находящийся в эксплуатации менее 6 месяцев, выполнял рейс по маршруту Амстердам - Анкоридж - Токио. На борту находились 231 пассажир и 14 членов экипажа. Маршрут проходил в районах сильной вулканической деятельности.

"У нас отключились все двигатели, мы снижаемся!" Опасный полёт над вулканом Авиация, Самолет, Полет, Аэропорт, Гражданская авиация, Происшествие, США, Вулкан, Пилот, Авария, Длиннопост

Тот самый борт

Оживленные воздушные коридоры мира проходят над сотнями вулканов, способных к внезапным взрывным извержениям. Только в Соединенных Штатах самолеты ежедневно перевозят над вулканами многие тысячи пассажиров и грузы на миллионы долларов. Вулканический пепел может представлять серьезную опасность для авиации даже за тысячи миль от места извержения. Находящийся в воздухе пепел может ухудшить видимость, повредить системы управления полетом и вызвать отказ реактивных двигателей.

Самолет KLM находился на высоте около 8000 метров и примерно в 120 километрах к северо-западу от Анкориджа, снижаясь с крейсерской высоты, когда КВС увидел по курсу то, что он принял за темное облако. Это было облако пепла от вулкана Редаут, извержение которого началось на 10 часов раньше, утром 15 декабря 1989 года.

Пилот: KLM 867 достиг эшелона 250, курс 140
Диспетчер: Хорошо, вы видите шлейф пепла?
Пилот: Да, просто облачно, может пепел. Оно чуть более коричневое, чем обычное облако.

"У нас отключились все двигатели, мы снижаемся!" Опасный полёт над вулканом Авиация, Самолет, Полет, Аэропорт, Гражданская авиация, Происшествие, США, Вулкан, Пилот, Авария, Длиннопост

Извержение вулкана Редаут, 1990 год

Самолёт влетел в облако и через 10-15 секунд все четыре двигателя остановились. С неработающими двигателями лайнер начал терять высоту. Дым и запах серы наполнял салон и кабину самолёта. Лайнер за 5 минут потерял 4000 метров высоты. Когда все четыре генератора отключились из-за отказа двигателей, произошло кратковременное отключение питания и бортовые приборы перешли на резервное питание. Резервное питание на 747-400 обеспечивается двумя батареями и инверторами (преобразователями).

КВС пытался перезапустить двигатели. При некоторых попытках запуска снова включался главный генератор. Это приводило к неоднократным прерываниям подачи питания на бортовые приборы. Временное отключение приборов создавало впечатление отказа резервного питания. Ниже приведены выдержки из расшифровки переговоров:

Пилот: KLM 867, у нас отключились все двигатели, мы снижаемся!
Диспетчер: KLM 867, Анкоридж?
Пилот: KLM 867, мы сейчас снижаемся: мы падаем!
Пилот: KLM 867, нам нужна ваша помощь, сэр. Дайте нам радиолокационные векторы, пожалуйста!

КВС после нескольких попыток наконец смог запустить двигатели 1 и 2 на левом крыле. Благодаря появившейся мощности экипаж смог выровнять самолет. Спустя некоторое время заработали два других двигателя. Всего падение продолжалось около 12 минут. Экипаж благополучно посадил самолет в аэропорту Анкориджа. Никто из 245 человек на борту не пострадал.

"У нас отключились все двигатели, мы снижаемся!" Опасный полёт над вулканом Авиация, Самолет, Полет, Аэропорт, Гражданская авиация, Происшествие, США, Вулкан, Пилот, Авария, Длиннопост

После посадки

В отчете о расследовании говорится, что причиной остановки двигателей стало превращение пепла в стекловидное покрытие внутри двигателей, которое инициировало ложное срабатывание датчиков температуры и привело к автоматическому отключению всех четырех двигателей. Пепел нанес самолету ущерб на сумму более 80 миллионов долларов США.

При расследовании инцидента было указано, что фактором, связанным с аварией, стало отсутствие доступной информации об облаке пепла у всего задействованного лётного и наземного персонала.

Расследования авиакатастроф в Телеграм

https://t.me/rumayday

Авиация и Техника

9.8K поста17.7K подписчика

Правила сообщества

Правила Пикабу