Тойота – управляй войной! Часть 4

Часть 1

Часть 2

Часть 3

Отрывок из иранского х/ф "Дамасское время"

Снова начну с краткого экскурса в историю:

Самодельные взрывные устройства на основе транспортных средств используются на войне уже очень давно, например всем известные начинённые порохом и горючими веществами корабли-брандеры, которые с зафиксированными парусами устремлялись к вражескому флоту и взрывались, террористы-смертники тоже не новое явление – многие знают о сикариях и ассасинах, правда, в те времена они не взрывались, а просто выполняли задание наплевав на свою жизнь. Во время покушения Александра II народоволец Игнатий Гриневицкий бросил самодельную бомбу, начинённую гремучим студнем – растворённом в нитроглицерине пироксилином, убил императора и погиб сам (причём неизбежность своей смерти он осознавал заранее, однако неизвестно, предполагал ли Гриневицкий умереть от бомбы или от петли). Ну а в 1905 году в Новой Зеландии фермер по имени Джозеф Сьюэлл вёл судебную тяжбу со своим соседом, и во время одного из заседаний заорал: "Я взорву всё к дьяволу, у меня достаточно динамита для этого!", после чего был немедленно выпровожен из зала суда, и, когда на улице полицейский попытался его арестовать, Сьюэлл реализовал обещанное и подорвал спрятанную под одеждой взрывчатку, правда, фермер обманул суд – у него был не динамит, а тот же самый гремучий студень, но в любом случае ему можно присвоить почётное звание первого террориста-смертника с "поясом шахида" в истории.

Но мы же вроде о машинах говорим?

... О наземных и импровизированных! И желательно "Тойотах"

Итак, одну из первых в истории атак с использованием начинённого взрывчаткой автомобиля провели ВНЕЗАПНО евреи – 12 января 1947 года члены радикальной сионистской организации "Лехи" ("Борцы за свободу Израиля") взорвали грузовик рядом с полицейским участком в Хайфе, убив 2 британских и 2 арабских полицейских. Видимо, это увидели арабы и подумали: "А чё, так можно было?", и немедленно взяли эту тактику на вооружение.

С 1975 по 1990 г. в Ливане бушевала гражданская война, в ходе которой подрывы начинённых взрывчаткой автомобилей стали использоваться враждующими сторонами на регулярной основе, самый известный случай – взрыв казарм американских и французских миротворцев. 23 октября 1983 года начинённый по разным данным от пяти до десяти тоннами тротила грузовик въехал на территорию американской базы, миновал штаб, ускорился по направлению к казармам, прорвал ограждение и взорвался, спустя минуты второй грузовик взлетел на воздух вместе со зданием, в котором располагались французы. Погибло более 300 солдат и несколько гражданских.

Облако дыма над казармами в Бейруте

Тойота – управляй войной! Часть 4 Война, Toyota, Сирия, Ирак, ИГИЛ, Мат, Видео, Длиннопост

Ответственной за эти атаки считают связанную с Ираном шиитскую организацию "Исламский джихад", которую называют предтечей боевого крыла Хезболлы, так что ЦРУ решило отомстить, и в 1985 году попыталось взорвать при помощи заминированного автомобиля дом основателя Хезболлы Мухаммада Фадлалла, но как-то упустило тот факт, что он как обычно отправится на пятничную молитву, в результате Фадлалла не пострадал, зато погибло 83 мирных жителя.

Терроризм – это всё-таки не тот случай, когда клин клином вышибают...

Заминированные автомобили продолжали взрываться по всему миру, хотя смертники на машинах встречались довольно редко, но всё начало меняться после вторжения международной коалиции в Ирак в 2003, одним из поводов для которого стала якобы поддержка Саддамом Хусейном аль-Кайеды, совершившей 11 сентября 2001 года самый страшный теракт в истории.
Хусейн был свергнут, но, как оказалось впоследствии, никакой поддержки аль-Кайеде он не оказывал. Более того, Хусейн опасался роста исламистских настроений и противодействовал попыткам аль-Кайеды и Хезболлы влиять на суннитов и шиитов соответственно, и, хотя сам он был тем ещё говнюком, лишь Саддам мог держать приверженцев двух не терпящих друг друга течений ислама в узде.
Хусейн был впоследствии казнён, а в разрушенной стране на благодатную почву из слабообразованного населения и униженных и оставшихся без работы военных теперь уже по-настоящему попали семена религиозного экстремизма – когда у тебя не осталось никаких перспектив, твой дом разрушен, а имам нашёптывает что в этой жизни тебя ничего не ждёт, но если ты станешь шахидом (мучеником, погибшим за веру), то тебя ждут райские кущи и гурии...

Использование смертников на машинах со взрывчаткой стало расти экспоненциально, атакам подвергались американские военные (или другие из стран-членов международной коалиции), иракская полиция, но больше всего доставалось мирным жителям (как правило за то что они шииты).

В 2004 году действующая в Ираке террористическая организация "Джамаат ат-таухид валь-джихад", ответственная за большинство атак смертников на автомобилях (да и в целом за большинство других терактов), залезла под крыло аль-Кайеды и сменила название с одной тарабарщины на другую, но все её стали называть "аль-Кайедой в Ираке". В 2006 году американцы наконец смогли уничтожить лидера АКИ Абу Мусаба аз-Заркави, за которым охотились с 2003, но, как водится, отрубишь одну голову гидре – вырастет две: при том, что АКИ продолжила своё чёрное дело, от неё отпочковалась другая организация под руководством бывшего генерала полиции саддамовских времён Абу Умара аль-Багдади, объединилась с рядом других бабахов, провозгласила своей целью строительство мирового халифата и взяла название Исламское государство Ирака.
И всё заверте...

Боец курдской Пешмерги готовится выстрелить из установленного на "Хамви" ПТРК по несущемуся на полном ходу шахид-мобилю, Сирия

Тойота – управляй войной! Часть 4 Война, Toyota, Сирия, Ирак, ИГИЛ, Мат, Видео, Длиннопост

Одной из причин, по которой ИГ (ИГИЛ, ДАИШ, запрещённая в РФ террористическая организация, ихилы ебаные – называйте как угодно) набрало такую мощь, была сильнейшая пропаганда, она попадала в неокрепшие умы в головах с зачастую меньшим чем у нормальных людей количеством извилин, и вот на службе террористов оказываются тысячи бабахов, считающих за честь взлететь на воздух, главное – забрав с собой побольше кяфиров (игиловские пропагандисты даже рассказывали охуительные истории про то что джихад-мобилей не хватает и бабахи встают в очередь на "амалию истишхадию" – операцию по принятию ислама второй и последний раз с впечатляющими спецэффектами), так что нет ничего удивительного в том, что в войнах в Сирии и Ираке их использование стало чуть ли не рутиной – только в 2016 году в Сирии и Ираке было проведено 815 атак! Это лишь немногим меньше чем за всё время полномасштабного американского присутствия в Ираке (2003-2011).

Что они из себя представляют и как используются?

На Западе они известны как SVBIED – suicide vehicle-borne improvised explosive device ("автомобильное самодельное взрывное устройство"), читается как "сви-бид", в русскоговорящей же среде их просто называют шахид-мобилями или джихад-мобилями, как их метко нарекли российские военные, впервые встретившиеся с подобным оружием в Чечне. Если в качестве основы для вооружённой технички бабахи предпочитают использовать крепкие пикапы типа "Лэнд крузеров" и "Хайлаксов", то в качестве основы для шахид-мобилей подойдёт что угодно – отправляются они всё равно в один конец, главное чтобы побольше взрывчатки унесли. Классифицируют два типа SVBIED – скрытые (внешне не отличающиеся от обычного автомобиля):

Тойота – управляй войной! Часть 4 Война, Toyota, Сирия, Ирак, ИГИЛ, Мат, Видео, Длиннопост

...и бронированные – если предполагается открытая атака, то для того чтобы шахид-мобили не взорвались раньше времени от первой же удачно попавшей пули их покрывают грубой кустарной бронёй из стальных листов, оставляя безголовке самонаведения небольшое окошко:

Обратите внимание – броня покрашена в цвет машины, сделано это по всей видимости для того чтобы обмануть операторов БПЛА, ведущих разведку с воздуха

Тойота – управляй войной! Часть 4 Война, Toyota, Сирия, Ирак, ИГИЛ, Мат, Видео, Длиннопост

Как они используются?


Скрытые предназначены для атаки на территориях, далёких от зон непосредственных боевых действий, их целями являются блокпосты, штабы, полицейские участки... За счёт своего внешнего вида они вызывают меньше подозрений и легко растворяются среди обычных машин на дорогах, и, как правило, одну цель атакует одна машина – приехал, взорвался, всё.

Бронированные же используются непосредственно на "фронте", как пример приведу типовую атаку ИГИЛ: один или несколько шахид-мобилей прорываются под огнём к укреплениям их противников, взрываются, уничтожая брустверы и заграждения, поражая ударной волной и осколками защитников, а также деморализуя их, и сразу за этим следует непосредственная атака бабахов – под прикрытием огня с техничек пехота врывается на укрепления, расстреливает выживших, режет головы и совершает другие непотребства, снимая всё это на видео чтобы потом склеить пропагандистский ролик под заунывные нашиды.

... Если получится, конечно.

Запись, изъятая с трофейной нашлемной камеры игиловца, демонстрирует похождения бравого бабаха Абу Хаджара, мгновенно ставшего мемом, и его коллег. Такого по ИГИЛ-TV не покажут! Бронированные джихад-мобили, технички-бронетранспортёры, гранаты для людей и тактические перекаты в наличии

Сирийцы и иракцы (и курды в их числе) довольно быстро адаптировались к массированному использованию джихад-мобилей (не исключаю что во многом благодаря пиздюлям американских и российских советников) – вместо того чтобы дружно всем вместе курить кальян, стали выставлять посты с наблюдателями, начали иметь в наличии один или несколько ПТРК, а при появлении на горизонте покрашенной в чёрное с намалёванной печатью пророка и похожей на коробку на колёсиках машины все концентрировали огонь именно на ней.


Американец, воюющий вместе с курдами (советник или доброволец), находит борьбу с шахид-мобилями очень увлекательным делом

Так что ИГИЛ ответил ещё вариациями, в частности смесью двух предыдущих типов – броня теперь устанавливалась под кузовными элементами, рисовались или закреплялись фальшивые фары и решётка радиатора, таким образом бронированный шахид-мобиль стало сложнее отличить от обычного гражданского автомобиля:

Тойота – управляй войной! Часть 4 Война, Toyota, Сирия, Ирак, ИГИЛ, Мат, Видео, Длиннопост

Стали сувать стрелка-смертника, для того чтобы тот вёл огонь на подавление (ну а чё, у них же там очередь, говорят):

Тойота – управляй войной! Часть 4 Война, Toyota, Сирия, Ирак, ИГИЛ, Мат, Видео, Длиннопост

И, наконец, стали наращивать бронирование джихад-мобилей. Разумеется, гражданские автомобили уже не выдерживали массу толстой брони, так что появились джихад-БМП:

Тойота – управляй войной! Часть 4 Война, Toyota, Сирия, Ирак, ИГИЛ, Мат, Видео, Длиннопост

Джихад-трактора:

Иракцы повесли флаг уже после того как поразили трактор

Тойота – управляй войной! Часть 4 Война, Toyota, Сирия, Ирак, ИГИЛ, Мат, Видео, Длиннопост

Джихад-танки:

Это Т-55 (или Т-62, с такого ракурса и в таких шакалах различить сложно), пусть вас не смущает отсутствие башни – скорее всего она не функционировала и её сняли

Тойота – управляй войной! Часть 4 Война, Toyota, Сирия, Ирак, ИГИЛ, Мат, Видео, Длиннопост

Ну и наконец джихад-карьерные самосвалы:


Утверждается, что подобных было минимум три и что они успешно были использованы по прямому назначению (в смысле не породу возили, а бабахнули), однако видео, которые так любят снимать игилки, так и не всплыло

Тойота – управляй войной! Часть 4 Война, Toyota, Сирия, Ирак, ИГИЛ, Мат, Видео, Длиннопост

Но ничего из этого им не помогло. К 2019 году ИГ в Сирии и Ираке было загнано под шконку, и использование ими шахид-мобилей практически полностью сошло на нет, однако в самой Сирии флаг эстафеты взрывающейся техники оказался в руках их конкурентов по джихаду – группировки Хайят тахрир аш-Шам (бывш. Джебхат ан-Нусра, филиал аль-Кайеды в Сирии): так, в мае прошлого (чуть не сказал "этого") года смертник ХТШ подорвал свой скрытый джихад-мобиль рядом с российским БТР-82А.
Получилось так себе: трое легко раненых, БТР был оперативно отремонтирован и возвращён в строй.

И недавно в сентябре пошли слухи о том что ХТШ сворачивает использование джихад-мобилей – в связи с тем, что сирийские войска научились эффективно им противостоять, что продемонстрировали в ходе контрнаступления в Идлибе, и с тем что воздух Сирии контролируется российскими самолётами и разведывательными БПЛА, эффективность джихад-мобилей на поле боя свелась к нулю.
Означает ли это что с ними покончено? Разумеется нет, у ИГ остаются франшизы (в частности в Африке), да и если в зонах боевых действий противостоять шахид-мобилям научились, то атаки смертников против мирного населения к сожалению будут случаться и дальше.

Но пока вернёмся к "классическим" техничкам.


Как мы узнали из предыдущих частей, основным преимуществом техничек после их доступности являются скорость и запас хода – лёгкие пикапы могут быстро преодолевать большие расстояния, но ради этого приходится жертвовать защитой, и если техничка играет роль транспортёра пехоты, то один близкий разрыв снаряда или хорошая очередь из пулемёта превратят десант в плавающую в собственном соку кильку, так что такие технички незамедлительно стали покрываться бронёй.

Нет, это не ржавый БТР-40

Тойота – управляй войной! Часть 4 Война, Toyota, Сирия, Ирак, ИГИЛ, Мат, Видео, Длиннопост

Судя по рессорам и характерным колёсам на пяти болтах, этот игиловский самопал сделан на основе того же "Лэнд крузера" 70 и, несмотря на довольно убогий внешний вид, конструкция бронекорпуса выглядит вполне рациональной – расположенные под углом плиты толщиной 8 мм скорее всего соответствуют классу защиты Бр5, т.е. могут противостоять бронебойным винтовочным пулям, но тут сложно сказать однозначно – неизвестно, из какой стали сделана броня.

Курдский "Орёл"

Тойота – управляй войной! Часть 4 Война, Toyota, Сирия, Ирак, ИГИЛ, Мат, Видео, Длиннопост

К снижению радиололкационной заметности наклонной броне курды подошли с большим энтузиазмом, шасси для этого БТРа послужил, кажется, "Урал", а броня в 50 мм способна выдержать 14,5-мм пулю из КПВТ. Уж не знаю как он попал в Кубинку – видимо, от курдов достался бабахам, а уже от них – правительственным войскам Сирии.

Но больше всего "любви" в плане доп. бронирования и финтифлюшек получили "Хамви" иракских войск:

Тойота – управляй войной! Часть 4 Война, Toyota, Сирия, Ирак, ИГИЛ, Мат, Видео, Длиннопост

Множество иракских "Хамви" досталось в качестве трофеев игилкам, и те решили не отставать:

Тойота – управляй войной! Часть 4 Война, Toyota, Сирия, Ирак, ИГИЛ, Мат, Видео, Длиннопост


А в начале прошлого года обнаружилось, что ХТШ кажется поставили на поток производство весьма неплохо сконструированных БТРов на базе "Лэнд крузера":

Тойота – управляй войной! Часть 4 Война, Toyota, Сирия, Ирак, ИГИЛ, Мат, Видео, Длиннопост

Сделанные по единому образцу (они даже получили порядковые номера – судя по ним, таких машин было сделано аж несколько десятков), они чем-то напоминают игиловские джихад-мобили третьего, объединённого типа, но выполнены гораздо аккуратнее, вы только посмотрите на эти толстенные бронестёкла, элегантно вписывающиеся в квадратные стойки! Ну молодцы бабахи, правда?

Ставлю косарь на то, что всё это добро было сделано в Турции.

Сразу поехав в бой на всём этом в ходе наступления в Идлибе годичной давности, тахрировцы пришли к неожиданному для них выводу – штурмовать хорошо укреплённые позиции на "Тойотах", пусть и бронированных, больше не получится:

Тойота – управляй войной! Часть 4 Война, Toyota, Сирия, Ирак, ИГИЛ, Мат, Видео, Длиннопост

Наступление захлебнулось, правительственные войска перешли в контрнаступление, захватив трофеями несколько подобных бронетойот, Путин с Эрдоганом что-то там порешали и с тех пор в Сирии наступило относительное затишье. Надолго ли?

Ну и напоследок расскажу об весьма интересных техничках. Во второй части упоминалось, как советский спецназ в Афганистане использовал трофейные технички в целях конспирации, не знаю, было ли известно об этом опыте их заокеанским коллегам, или они сами пришли к такой мысли, однако пару лет назад в сети стали появляться фото "Тойот" с неожиданным экипажем:

Оператор SOCOM (командования специальных операций США) на "Лэнд Крузере" 70

Тойота – управляй войной! Часть 4 Война, Toyota, Сирия, Ирак, ИГИЛ, Мат, Видео, Длиннопост

Удивительно, но это не трофей. Это специально построенная машина на нестандартном (для вооружённых сил) коммерческом шасси, сделанная по одноимённой программе PB-NSCV:

Тойота – управляй войной! Часть 4 Война, Toyota, Сирия, Ирак, ИГИЛ, Мат, Видео, Длиннопост

Изменения по сравнению с обычной "Тойотой" включают в себя полное бронирование, установку специальных средств связи и навигации, усиление подвески, установку шин, позволяющих продолжать движение при пробитии, и другие модификации, а главное – внешне такие машины практически неотличимы от обычных самых распространённых на Ближнем востоке (а также в Африке) пикапов. Использовать гражданские машины для скрытности американцы начали ещё в Афганистане в 2004 году, а сейчас идёт программа по созданию унифицированного шасси, эдакого силуэт-прототипа, к которому можно будет цеплять различные панели, имитируя ту или иную машину.

Как видите, мир техничек богат и разнообразен, при их создании используются самые разные шасси и самое неожиданное оружие, а при попытке забронировать – редко получаются одинаковые результаты, каждый самодельный броневик это практически шедевр! Жаль, конечно, что такие хорошие и надёжные машины используются зачастую очень нехорошими людьми, но увы – люди есть люди...
Если вам есть что добавить, например увидели ещё какую-нибудь безумную техничку с нелепым оружием – пишите в комментариях, а также предлагайте какую ещё тему можно раскрыть в серии постов с тупорылыми смехуёчками, ну а на этом мой рассказ про технички завершается. Спасибо за прочтение и комментарии!

Тойота – управляй войной! Часть 4 Война, Toyota, Сирия, Ирак, ИГИЛ, Мат, Видео, Длиннопост

Авиация и Техника

9.9K постов17.8K подписчика

Правила сообщества

Правила Пикабу