851
pikabu GAMES
Серия Обзоры игр

«Subnautica» или кто проживает на дне океана?

Так уж получилось, что с широко известной песочницей-выживалкой Subnautica, вышедшей в 2018-м (да, я сознательно не рассматриваю период с 14-го по 18-й, ибо ранний доступ – это ранний доступ) я познакомился только в этом году, прихватив обе части по скидке от щедрот Святого Габена.

Начал проходить игру весной, летом делал большой перерыв на Death Stranding, после пытался раскрыть для себя Старфилд, параллельно проходил ещё пяток проектов (об этом как-нибудь в другой раз), и вот, в ноябре, наконец-то сподобился закрыть сюжетку.

И теперь прямо-таки горю желанием поделиться своим очень ценным и невероятно своевременным мнением насчёт этой игры.

Капелька сюжета

Сюжет в Сабнотике, конечно же, есть, но, в принципе, при желании на него можно и забить. Играть он особо не мешает.

Если же коротенько описать происходящее, получится следующее:

Далёкое будущее, космический корабль, пролетающий мимо какой-то заштатной планетки неожиданно получает мощный заряд прямо в борт и терпит крушение на поверхности. Правда, слово «поверхность» нам следует использовать крайне осторожно, потому как суши в месте падения почти что и нет.

Нам сильно везёт – космолёт падает на мелководье, а спасательная капсула протагониста приводняется вообще почти на самую верхушку местного рифа.

Вот только…

А как быть дальше?

Помощи ждать неоткуда, с планеты так просто не улететь. Мало того, что для этого нужен доступ к местному аналогу СШК высокого уровня допуска, позволяющий создать космический корабль (будущее, как-никак), так ещё и неясно, а кто это нас приземлил? И зачем.

Да и неплохо бы отыскать других выживших, не так ли?

А потому, доблестный выживший берёт руки в ноги и отправляется в водный мир, полный тайн, загадок, угроз и, конечно же, приключений!

Мир

И раз уж мы заговорили о мире, думаю, стоит сказать пару слов про место действия.

Начнём с общей информации.

По сюжету у нас далёкое будущее. Космические корабли бороздят просторы всякого, человечество расселилось по разным системам, есть фазовые врата, позволяющие совершать гиперпрыжки.

При этом денежные отношения не изжиты. Так, к примеру, наши космолётчики работали на корпорацию «Алтерра» и, если я правильно понял, в мире игры всё просто шикарно с капитализмом. Так, искусственный интеллект, время от времени говорящий фразу-другую нашему герою, сообщает, когда мы первый раз добываем алмазы, что любые ресурсы, добытые в любом из миров, принадлежат компании, и их стоимость будет автоматически зачислена в долг.

Более того, после титров всё тот же ИИ сообщает, что вернуться домой мы не сможем, потому как ГГ задолжал корпорации триллион кредитов и в соответствии с правилами «Альтерры». И что с ним будет дальше – тот ещё вопрос.

Есть мнение, что ничего хорошего. В лучшем случае – свалит куда-нибудь в космические просторы.

Можно, конечно, считать это шуткой разработчиков, но вот только мне было не слишком весело в этот момент. Ну, будем надеяться, что нашему протагонисту обнулят долг из-за важных сведений, которые он предоставил.

Ладно, с внешним миром разобрались, теперь давайте скажем пару слов непосредственно про планету 4546В, на которую нас занесло.

Что у нас тут… Пригодный для жизни мир, атмосфера соответствует Земной, имеет две луны.

Основная жизнь сконцентрирована под водой. Причём жизнь оная отличается как формами, так и размерами.

Более того, на планете мы довольно быстро находим следы высокоразвитой цивилизации, по сравнению с которой люди – всего лишь глупые детишки.

Что, почему, как? А вот на эти вопросы, дорогой потенциальный игрок, ты ответишь сам.

Персонажи

А их почти что и нет.

Ну да, есть наш протагонист, но он - заготовка без биографии, истории и личности.

Есть те, кто попал на планету раньше, или другие члены экипажа уже с нашего космолёта, но они - голоса по радио, записи на КПК и прочие сообщения.

Есть голос в голове, но он - спойлер.

Так что с этим пунктом всё грустненько. Впрочем, играть сие не мешает вообще ни капли…

Геймплей

А вот о том, как именно в это всё играть, мы и поговорим прямо сейчас.

Итак, имеется вид от первого лица (что крайне важно, но об этом будет сказано позже). Мы, значит, смотрим на мир через гидроочки нашего протагониста и делаем всякое его руками.

Собственно, вот это вот «всякое» и есть основа геймплея.

Итак, мы собираем разные ресурсы, крафтим из них полезные устройства, которые позволяют дольше находиться под водой, забираться на большую глубину, быстрее перемещаться в пространстве и т.д.

Всё это нужно, чтобы собирать новые ресурсы, крафтить новые полезные устройства, и забираться ещё глубже, плавать ещё дальше, ну и всё в том же духе.

Короче говоря, в Subnautica совершенно стандартный для выживалок геймплей… И это прекрасно!

Собираем годноту, организуем первую базу, создаём разные средства передвижения, расширяем базу, добавляя разные плюшки вроде двуспальной кровати или кофе-машины…

И всё это – в чарующем подводном мире!

Плохо, что ли? Хорошо! Отлично!!!

Как я уже сказал, если забить на сюжет, то можно просто плавать, строить и развивать базу. Можно исследовать разные биомы, коих тут на удивление много. Ну а можно и заспидранить прохождение. Почему нет?

Игра не водит на за ручку (тут есть нюанс, поговорим о нём позже), позволяя играть так, как хочется.

Лично мне хотелось узнать, что же там в конце, но при этом было интересно строить всякое и исследовать, а потому я потратил на прохождение что-то около 39 часов и ничуть не устал от этого.

Помимо постройки вещей и добычи ресурсов можно собирать информацию о мире, в который нас угораздило попасть, добывать записки других выживших (или не очень) членов экипажа, разгадывать тайны планеты.

Графика и звук.

Картинка в игре приятная. Несмотря на то, что 18-й год, несмотря на то, что индюшатина.

Прям хорошей-хорошей я её не назову, но глазу есть за что зацепиться.

Море очень красиво, особенно на мелководье, где кипит жизнь и растут кораллы, плавают мелкие рыбки.

Впрочем, остальные биомы ничуть не уступают стартовому в красоте, они просто другие. Есть загадочно-таинственные, как та же подводная река, есть откровенно пугающие, как зона кровавых водорослей с её отвратным обзором и фосфорицирующими наростами, есть простенькие, но элегантные, как грибной лес, а есть откровенно инфернальные, как лавовый биом.

Они резко отличаются друг от друга, спутать одну локацию с другой решительно невозможно, а посмотреть в них всегда есть на что.

Да, графончик слегка примультяшенный, что ли, но поверьте, он не становится от этого менее красивым. И пугающим.

Музыка весьма неплоха. Да, тут не будет таких же запоминающихся композиций как в каком-нибудь Child of Light или Hollow Knight, но на атмосферу она играет будь здоров.

А уж когда к музыке добавляется ещё и остальной звук…

Вот играешь ты такой, плаваешь себе, собираешь годноту, и тут слышишь:

А потом видишь:

И вот ты уже идёшь менять нижнее белье и пить валерьянку.

Блин, я этих тварей боялся до усрачки вообще всю игру. Призрачные левиафаны и морские драконы не такие страшные, как вот эти вот орясины!

Ладно, со звуком разобрались.

Двигаемся дальше.

За и против

Итак, как вы уже поняли, игра мне понравилась.

Обрадовала картинка, приглянулась музыка, затянул геймплей. Я погрузился в атмосферу этакой робинзонады в далёком будущем и искренне наслаждался процессом.

И вот это ощущение, пожалуй, поставлю на первое место среди достоинств проекта.

Subnautica затягивает.

Ты даже не успеваешь понять, куда девается время. Казалось бы, только сел, склепал пару штуковин, сплавал в пару мест, а полтора часа времени как корова языком слизала.

Это органично дополняет следующее достоинство игры – она умеет пугать. По-настоящему. Покруче многих ужастиков.

Море тут далеко не так безобидно, как может показаться на первый взгляд. Оно кишит живностью, которая не имеет ничего против ужина протагонистом. Или маленьким корабликом протагониста! Или экзоскелетом протагониста!! Или чёртовой подводной лодкой протагониста!!!

Естественно, с хозяином внутри, да.

И поверьте, тут хватает тварей, способных на такой фокус!

А чтобы игрок не расслаблялся, с летальным оружием в игре всё не очень весело. Ну, оно почти отсутствует, так-то. Нож (улучшающийся до термоножа), ядовитые мешочки, которые можно собрать с одной из мелководных рыб и дальше использовать в бою, руки и бур экзоскелета. Вот в общем-то и всё.

Прочие образцы технологий будущего не предназначены для убийства (согласно техпаспорту). Стазисная винтовка, кинетическое оружие, позволяющее притягивать и отбрасывать, вихревые торпеды, приманки, электрошок…

Короче говоря, убивать врагов приходится ножом, предварительно отправив в заморозку. Вот только смысла в этом нет, потому как награды с павших противников мы не получим никакой, а они (почти все) отреспавнятся и довольно скоро.

Игра эта не про резню с воплем: «Лирой Дженкинс», она про взаимодействие с опасным, но интереснейшим миром.

И это хорошо. Когда я хочу песочницу с развитой боевой механикой, играю во что-то вроде Mount and Blade 2.

Ещё одним плюсом, пожалуй, я назову возможность полностью пройти игру. Наличие сюжета – это тоже достоинство. У нас тут не будет бесконечных приключений ради приключений.

Но есть ли что-то, не понравившееся мне в Сабнотике? Пожалуй, да.

Начнём именно что с упомянутого абзацем раньше сюжета.

Скажу честно, он не то, чтобы прям так очевиден. Ну, в смысле, тут очень легко проскочить мимо важного КПК, открывающего координаты следующей ключевой точки, в которой, к примеру, найдутся крайне нужные чертежи.

Проскочишь так, а потом иди, возвращайся, проверяй всё заново, пытайся допереть, где же ты что не заметил.

Или взять ту же первую базу пришельцев. Да, я тупой, но без подсказки в интернетах не допёр, что нужно идти на дым.

Не то, чтобы это было прямо такой уж серьёзной проблемой, но всё же.

Следующий момент, ИМХО, важнее.

Мне не хватило всякой собираемой годноты. Понимаю, речь идёт о чистой субъективщине, но говорю, как есть.

Хотелось бы больше всяких ништячков и построек.

Да и мир можно было бы сделать побольше. Убеждён, что это сделало бы игру увлекательней.

Короче говоря, вашему покорному слуге не довезли контента. Маловато будет (с)

Следующий косяк – баги. Их так и не вычистили из игры полностью, несмотря на солидный срок с даты выхода.

То жнец-левиафан материализуется в лесу водорослей неподалёку от базы, то наш доблестный герой застревает меж двух клумб, не в состоянии нормально перепрыгнуть их, то происходит ещё какая-то фигня.

Не критично, но раздражает.

И знаете, это, пожалуй, всё, что я хотел бы предъявить Сабнотике, а потому – закругляемся.

Заключение

Ну что ж. Вот и настало время подводить итоги.

Что можно сказать? Отлично!

Я знаю, что Сабнотика крайне популярна, и понимаю, почему. Фанатскую любовь игра заслужила совершенно по делу. Пять лет прошло с момента выхода, но проект ни капли не устарел.

Исследовать таинственное инопланетное море было невероятно интересно и в грядущем году я постараюсь выкроить время на знакомство с сиквелом.

Кому стоит играть в это?

Тем, кто любит выживалки и кто оказался таким же слоупоком, как я. Это без вариантов.

Тем, кто не играл в выживалки, но хочет попробовать. Однозначно!

Тем, кто не фанатеет от выживалок, но хочет попробовать что-то новое. Дерзайте.

Думаю, если вы опробуете игру, то не разочаруетесь, она действительно стоит того.

А на сегодня всё. Хомяк устал и уходит спать в кубло. Всем до новых встреч!

pikabu GAMES

5.2K пост8.9K подписчиков

Правила сообщества

Коротко: никаких "кулвидосиков" с нарезкой геймплеев и смешных моментов, никаких комиксов, артов, косплея и т.д. Только полезная и важная информация для геймеров.

Помни!

- Новостные/информационные публикации постим в pikabu GAMES
- Развлекательный контент в
Лигу Геймеров

За неэтичное использование сообщества - бан. Если ты выкладываешь пост в наше сообщество и получаешь стартовые плюсы от наших подписчиков, не думай, что вытаскивать потом пост в своё личное сообщество будет умным поступком.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
3
Автор поста оценил этот комментарий

Скопирую свой отзыв из стима про вторую сабнавтику (немного спойлеров):



Наконец прошёл игру в релизной версии сюжета, т.к. до этого играл в 2 других варианта сюжета... очень смешанные чувства оставила игра. И вроде неплохо, но плохо. С первой ни в какое сравнение. В итоге игра очень быстро проходится, т.к. сюжетка очень-очень короткая по сути. Я специально сначала собирал ресурсы и делал технику и не трогал сюжетку. В результате 15 часов ленивых ковыряний(специально не запоминал что и где, ну кроме где достать краба, но долго искал ребризер в итоге) и исследований мира вокруг, а потом сюжетка за 2 часа из которых плаваешь туда-сюда 1.5 часа. В общем такой себе сюжет, первые варианты выглядели интересней.

А в целом подведу основные раздражающие моменты:
- Карта стала реально маленькой и "плоской", т.к. пещер выходящих сразу в 3-4 точки через всю карту здесь нет, в основном почти где заплыл, то там и выплывешь. Пещеры достаточно узкие и в них мало уникальных вещей, потому сложно ориентироваться. В той же кристальной пещере, чтоб добраться до пещер с красными кристалами - просто вчера ходил по стенке, т.к. впень пытаться запомнить одинаковые разломы и кристаллы. Кинули бы хоть пару-тройку костей левиафанов или ещё какой хтони
- Нет Мотылька и Циклопа(ну ему негде здесь плавать), заменив мореходом.... очень спорной решение, т.к. у него нет скорости мотылька и до циклопа, как до земли с 4546B
- Удалили даже стазис винтовку... а бесполезные торпеды сами крафтите :P
- Термореактор краба по сути и не нужен, т.к. горячих мест в игре реально мало, а при температуре ~40 он будет заряжаться часами
- Враждебные существа по сути имеют один и тот же алгоритм, потому скучные и однообразно раздражающие, а не вызывающие ощущение опасности. Ну и нет эффекта, как был с Циклопом - когда мелочь тебя уже игнорирует, но вот все эти действия, чтоб не столкнуться с левиафаном(замереть, выключить свет и т.д.) как раз и дают ощущение атмосферы. Здесь же продолжаешь переть до победного, пока не начнёт проигрываться анимация "захвата" - жмешь разряд(раньше не имеет смысла, т.к. радиус мелкий).
- Растения с воздухом... очень спорно, т.к. насос воздуха с поверхности перестаёт иметь смысл(да и почти не имеет, потому что в небольшую пещерку даже не тащится трубка, да и глубина максимальная мелкая), но опять же из-за однообразности пещер(в них можно запутаться легко) и глубины на которую запихали Пластинчатый коралл - на первое время норм, но наличие их везде, даже на 600+ глубине оставляют вопросы
- Бесполезный ховербайк - первый раз я его крафтил в далёкой бете на льдине возле основной базы, после чего он сразу же утонул(в релизной он всё ещё не может над водой? я просто его игнорировал полностью, как и пингвина-робота), от чего я словил мегафейспалм. По поверхности в результате ходил и хожу в крабе, мелкими подпрыжками. Червь ни разу даже не смог меня тронуть :D
- МОРСКИЕ ОБЕЗЬЯНЫ. Кто придумал сделать их такими? По идее они должны были быть "миленькими", но это вылилось в то, что я начал их дубасить крабом каждый раз когда вижу, чего не делал никогда даже против враждебных существ

Из хорошего:
- У нас всё ещё есть краб!
- Общий дизайн многих мест очень хорош(но проработки уникальности деталей не хватает, увы)

Итог:
К сожалению почти ничего реально нового эта игра не привнесла, а только отобрала удобное старое. Реально минус для меня(потому и выделяю), это убитая атмосфера одиночества и молчаливого выживания. Но с другой стороны делать самоповтор НА СТОЛЬКО тоже было бы плохо.
Если уж создатели и захотят делать ещё одну игру в серии, то, во первых избавиться уже от 4546B, т.к. Below Zero своим сюжетом просто не оставила простора для каких-то выживалок на 4546B, ну разве что игра будет про "Дагези", но это, увы, будет скучно и провально. Нужна новая планета. И если мы опять будем с оборудованием "Альтерра", то мне кажется неплохой задумкой игра-выживалка, которая начиналась комично. К примеру, что руководство Альтерры, основываясь на опыте выживальщика из первой части, пришло к выводу что для начальной разведки планет достаточно всего одного человека, поэтому нас, в лице усталого, недотёпистого мужичка-работяги средних лет(типа того что в промо ролике below zero) закидывают в одиночку на новую планету, где можно очень комично обыгрывать его встречи со сложностями. А потом уже закрутить сюжет, да хоть найти кладбище древних космических кораблей неизвестных рас(многих при чём. а загадка как они попали сюда и почему), да или хоть погибшую затонувшую цивилизацию, с каким-нибудь городом ушедшим под воду в результате катаклизма(не обязательно чтоб это были развитые цивилизации даже, можно просто уровня ацтеков, но поклоняющихся какому-нибудь "чёрному монолиту")

раскрыть ветку (5)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Согласен. Вторая часть почти во всём хуже. Атмосферы - нет, исследовательского духа - тоже нет (всё уже открыто до нас, а ведь в первой части было большим сюрпризом найти Дегази), выживание условное. Т. е. если в первой части мы разбились на дикой планете и не знаем, что делать, то тут ГГ сама голову в пасть акуле сунула, задачи "выжить и сбежать" нет. Чего-то радикально нового нет. Разве что обезьян я не трогал и они через какое-то время перестали гадить, и даже начали приплывать с подарками. Тоже выкинул байк, поставил на краба два троса, и летал с бешеными скоростями (физика вышла из чата). Эта игра изначально не была создана для исследований суши, и я считаю, смысла добавлять её особо и не было

раскрыть ветку (1)
0
Автор поста оценил этот комментарий

И да, если делать новую сабнавтику, то только на другой планете, эту уже угробили

0
Автор поста оценил этот комментарий

По второй части вашего обзора про новую часть - советую Planet Crafter от других разрабов. Игра начинается примерно так же как вы предложили, ощущение одиночества как в первой Сабнавтике(даже сильнее), свои сюжетные загадки имеются.

раскрыть ветку (2)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Спасибо, попробую. Так-то, конечно, именно сабнавтику охото(подводную). Помню пробовал NMS, Planet Explorers и Planet Nomads.


И NMS в целом нравится, но, там куда ни плюнь, везде пришельцы кишмя-кишат и космос слабо сделан. Основные претензии в космосе к постоянным астеройдным полям (с такой платностью и частотой звёзд было бы не видно), невозможность долететь до звезды, отсутствие различных интересностей в космосе, которые можно было бы сделать (типа "туманностей" из пылевых частиц, где пробегает статика и перетекают туда-сюда электро разряды), газовые планеты, миниатюрные планеты(а скорее кометы какие-нибудь радиусом в километр-десяток), физика гравитации(звезда тянет, или планета), системы с множеством звёзд / черных дыр и т.д.

0
Автор поста оценил этот комментарий

Благодарю. Нужно будет попробовать.

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку