Спасение детства за пределами родины: История испанских детей в СССР. Часть 1

Испанская гражданская война (1936-1939) оставила неизгладимый след в истории страны, став кровопролитным столкновением между республиканскими силами, поддерживающими демократически избранное правительство, и националистами под командованием Франсиско Франко. Этот конфликт, ставший предвестником Второй мировой войны, был осложнен международным вмешательством и внутренними раздорами на обеих сторонах. В условиях, когда фронтовые линии то и дело смещались, а города подвергались бомбардировкам, цивильное население оказалось в особенно тяжелом положении.

Одним из наиболее трагических аспектов гражданской войны была судьба детей. В целях защиты самых уязвимых, республиканское правительство приняло решение об эвакуации тысяч детей из наиболее опасных регионов. Эта операция стала одной из первых в истории попыток массовой защиты детей от военных угроз путем их перемещения в более безопасные страны.

Советский Союз, выступавший в поддержку республиканского правительства, согласился принять на своей территории более трех тысяч испанских детей. Эта группа, часто упоминаемая как "дети войны", прибыла в СССР в несколько этапов между 1937 и 1938 годами. В дальнейшем они были размещены в специально организованных домах-интернатах, где им обеспечили уход, образование и возможность восстановиться после пережитых травм.

Среди эвакуированных детей были представители различных слоев испанского общества и регионов, включая детей с фамилией "Бильбао", которая стала распространенной в некоторых регионах России . Эта эвакуация стала значимым событием в истории испано-советских отношений и оставила долговременное наследие, влияние которого ощущается и по сей день.
Испанцы до сих пор вспоминают об этом с благодарностью, и именно поэтому после начала СВО, в Испании была одной из стран, где практически не было русофобских тенденций.

Спасение детства за пределами родины: История испанских детей в СССР. Часть 1 Вторая мировая война, Испания, Дети, СССР, Военная история, Длиннопост

Операция по спасению: Перемещение испанских детей в СССР
В ответ на нарастающий кризис, вызванный Испанской гражданской войной, советское правительство предложило свою поддержку республиканской Испании, в том числе согласившись принять на своей территории детей из опасных зон. Операция по эвакуации испанских детей в СССР была сложной и многогранной задачей, требующей значительных организационных усилий.

Планирование и организация

Перемещение началось в 1937 году и продолжалось до начала 1938 года. Эвакуация была организована при содействии республиканского правительства Испании, Красного Креста и других международных организаций. Детей собирали из различных регионов Испании, особенно из тех, что находились под угрозой националистических войск. Перед отправкой в СССР дети проходили медицинское обследование, а также подготовку к предстоящему переезду.

Переезд

Для транспортировки детей использовались корабли, которые отправлялись из испанских портов в направлении Советского Союза. Переезд был непростым испытанием как для самих детей, так и для сопровождающих их взрослых — врачей, учителей и воспитателей. Несмотря на трудности, связанные с длительным морским путешествием и адаптацией к новым условиям, большинство детей благополучно добралось до СССР.

Спасение детства за пределами родины: История испанских детей в СССР. Часть 1 Вторая мировая война, Испания, Дети, СССР, Военная история, Длиннопост

Прибытие и размещение

По прибытии в СССР детей размещали в специально оборудованных домах-интернатах, расположенных в различных регионах страны. Эти учреждения были оснащены всем необходимым для комфортного проживания и обучения детей. Советские власти приложили значительные усилия для обеспечения детей одеждой, питанием и медицинским уходом. Кроме того, была организована образовательная программа, включая изучение русского языка, чтобы дети могли адаптироваться к новой среде.

Спасение детства за пределами родины: История испанских детей в СССР. Часть 1 Вторая мировая война, Испания, Дети, СССР, Военная история, Длиннопост

Поддержка и образование

Дети получали образование не только на русском, но и на испанском языках, чтобы сохранить связь с культурой и традициями своей родины. Воспитание и обучение детей были направлены на развитие их интеллектуальных и творческих способностей, а также подготовку к будущей самостоятельной жизни. Для этого привлекались квалифицированные педагоги и воспитатели, многие из которых приехали вместе с детьми из Испании.

Спасение детства за пределами родины: История испанских детей в СССР. Часть 1 Вторая мировая война, Испания, Дети, СССР, Военная история, Длиннопост

Жизнь в изгнании: Обустройство и образование детей в Советском Союзе

После прибытия в СССР, испанские дети-беженцы столкнулись с необходимостью адаптации к совершенно новому образу жизни, языку и культуре. Благодаря продуманной системе обустройства и образования, подготовленной советскими властями, эти дети не только нашли новый дом, но и получили возможность для развития и образования.

Детей разместили в специально оборудованных домах-интернатах, где они жили, учились и играли вместе, создавая новое сообщество, своеобразную большую семью. Эти интернаты были разбросаны по различным регионам СССР, включая Москву, Ленинград (современный Санкт-Петербург), Крым и другие области. Каждый дом-интернат стремился создать комфортную и безопасную среду для детей, предоставляя им необходимое питание, одежду и медицинское обслуживание.

Образовательная программа для испанских детей была тщательно спланирована. В первую очередь, большое внимание уделялось изучению русского языка как средства интеграции в советское общество. Помимо русского, учебный план включал основные предметы, такие как математика, история и естествознание, преподаваемые на испанском языке, чтобы дети могли продолжать образование в привычном для них контексте.

Культурное образование также играло важную роль. Дети посещали музеи, театры и концерты, участвовали в художественных и музыкальных кружках, что способствовало их эстетическому и творческому развитию. Через эти активности они не только изучали русскую культуру, но и сохраняли связь с иберийским наследием, участвуя в испанских культурных мероприятиях и праздниках.

Адаптация к новой жизни в СССР не была легким процессом для многих детей, но благодаря поддержке воспитателей и друг друга, они смогли преодолеть начальные трудности. Со временем многие из них полностью интегрировались в советское общество, став его полноправными членами. Дружба и товарищество, зародившиеся в детстве, оставались с ними на всю жизнь, создавая уникальную связь между различными культурами.

Спасение детства за пределами родины: История испанских детей в СССР. Часть 1 Вторая мировая война, Испания, Дети, СССР, Военная история, Длиннопост

Испанские Фамилии в СССР

По прибытии в СССР испанские дети сохранили свои фамилии. Это было важно как для поддержания связи с их происхождением, так и для облегчения возможного воссоединения с семьями в будущем. Сохранение фамилий было частью усилий по сохранению культурной идентичности детей в условиях, когда они были оторваны от своих корней и размещены в совершенно новой культурной и языковой среде.

В условиях войны и хаоса многие дети были отделены от своих семей в очень молодом возрасте, и некоторые из них не могли точно вспомнить свои фамилии при прибытии в СССР. В таких случаях, если ребенок мог вспомнить только название города, из которого он приехал, это название иногда использовалось в качестве фамилии. Этот метод помогал создать уникальную идентификацию для каждого ребенка, обеспечивая при этом некоторую связь с их прошлым.
Например, если ребенок говорит название города "Бильбао" - то ему присваивали фамилию "Бильбао"
Именно поэтому в настоящее время в подмосковье живет много потомков с фамилией Бильбао.

Лига историков

13.5K поста50.4K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Для авторов

Приветствуются:

- уважение к читателю и открытость

- регулярность и качество публикаций

- умение учить и учиться


Не рекомендуются:

- бездумный конвейер копипасты

- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации

- чрезмерная политизированность

- простановка тега [моё] на компиляционных постах

- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты

- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)


Для читателей

Приветствуются:

- дискуссии на тему постов

- уважение к труду автора

- конструктивная критика


Не рекомендуются:

- личные оскорбления и провокации

- неподкрепленные фактами утверждения