Советские кинематографические стереотипы эпохи «идеологической конфронтации» (1946-1991)

Драмы


Заговор обреченных. СССР, 1950. Режиссер М. Калатозов.

Исторический период, место действия: Некая восточно-европейская страна, похожая на Чехословакию. Вторая половина 1940-х годов.

Обстановка, предметы быта: скромный быт простых людей, роскошные интерьеры квартир буржуазии и верхушки католического духовенства.

Приемы изображения действительности: квазиреалистичные, сохраняющие видимость документальной объективности.

Персонажи, их ценности, идеи, одежды, телосложение, лексика, мимика, жесты: сторонники социализма и СССР и их враги — буржуазия и религиозные деятели. Последние показаны лживыми и циничными, с витиеватой лексикой и неприятными голосами и внешностью. Приверженцы «социалистического пути», напротив, изображены сугубо позитивно — это целеустремленные, сильные, честные борцы за мир и демократию, с деловой лексикой, скупыми жестами и мимикой. Вот, к примеру, точно описанная одним из самых авторитетных советских киноведов Р.Н. Юреневым трактовка роли католического кардинала знаменитым А. Вертинским: «капризные интонации, изощрённый жест, напыщенность князя римской церкви служат прикрытием для прожжённого диверсанта и заговорщика. Вертинский подчёркивает как бы два плана психологии кардинала: изысканность, аристократизм — сверху, и злобу, трусость — внутри» [Юренев, 1951].

Существенное изменение в жизни персонажей: сторонники коммунистических идей, ориентированные на СССР (авторы даже не задумались над тем, насколько пародийно/разоблачительно звучит в фильме их лозунг: «Клянемся Сталину и советскому народу — беречь свободу и независимость нашей страны!»), стремятся отобрать власть у местной буржуазии и католической церкви, которые, опираясь на поддержку западных стран и «предавшей дело социализма» Югославии, стремятся закрепить в стране капиталистический режим.

Возникшая проблема: жизнь и свобода положительных персонажей — сторонников социализма — под угрозой.

Поиски решения проблемы: выразители интересов трудового народа и социализма вступают в борьбу с буржуазией и их союзниками.

Решение проблемы: разогнав по большевицкому образцу 1917-1918 годов местный парламент, коммунисты легко одерживают победу над «обреченными» депутатами (избранными, между прочим, путем демократических выборов)…


Жизнь и смерть Фердинанда Люса. СССР, 1976. Режиссер А. Бобровский.

Исторический период, место действия: ФРГ, конец 1960-х годов.

Обстановка, предметы быта: современные офисы немецкого оружейного концерна, роскошная обстановка быта его руководителя.

Приемы изображения действительности: реалистичные, сохраняющие видимость документальной объективности.

Персонажи, их ценности, идеи, одежды, телосложение, лексика, мимика, жесты: советский профессор (в прошлом — разведчик) и руководители немецкого концерна. Их разделяет контрастный идеологический статус. Советский профессор обаятелен, умен, честен, скромно одет, у него правильная литературная речь, мимика и жесты соответствуют канонам интеллектуала. Руководители концерна лживы, циничны, одержимы идеями атомного вооружения и подавления демократии… Их лексика примитивна, жесты и мимика вульгарны. Между ними — персонажи-жертвы: сын главы концерна Ганс, влюбленный в смертельно больную лейкемией японку, болгарский журналист и немецкий режиссер-демократ Люс.

Существенное изменение в жизни персонажей: узнав о коварных планах отца овладеть ядерным оружием, сын главы концерна передает секретные документы болгарскому журналисту и делится информацией с Люсом. Руководители концерна организуют убийство строптивого Ганса, арестовывают болгарина, а смерть Ганса сваливают на Люса.

Возникшая проблема: жизнь положительных героев, да жизнь миллионов людей (в случае осуществления ядерных планов концерна) под угрозой.

Поиски решения проблемы: советский профессор, найдя союзников, разоблачает обман, затеянный воротилами концерна, а Люс отправляется в Японию, чтобы завершить атаку на атомную сделку.

Решение проблемы: ядерная афера концерна рухнула, но Люса, слишком близко подошедшего к партнерам немцев, убивают в Японии.


Контракт века. СССР, 1985. Режиссер А. Муратов.

Исторический период, место действия: рубеж 1970-х – 1980-х годов. Западная Германия.

Обстановка, предметы быта: служебные помещения офисов советского торгпредства, рестораны, городские улицы.

Приемы изображения действительности: реалистичные, сохраняющие видимость документальной объективности.

Персонажи, их ценности, идеи, одежды, телосложение, лексика, мимика, жесты: советские торговые служащие и их западногерманские коллеги. Их разделяет контрастный идеологический статус. Руководитель советской делегации обаятелен, умен, честен, одет в аккуратный костюм, у него правильная речь, мимика и жесты соответствуют канонам советской дипломатии. Его немецкие коллеги тоже одеты в добротные костюмы, это деловитые профессионалы.

Существенное изменение в жизни персонажей: советская делегация прибывает в ФРГ для ответственных переговоров с руководством немецких банков о предоставлении СССР кредита для строительства газопровода «Сибирь - Западная Европа».

Возникшая проблема: ЦРУ стремится помешать этой сделке, а немцы хотят предоставить советским партнерам кредит под слишком высокий процент.

Поиски решения проблемы: руководитель советской делегации пытается выторговать у немцев более льготные условия предоставления кредита, но при этом не дать повода отказаться от сделки.

Решение проблемы: победа советской торговой дипломатии — «сделка века» заключена на самых льготных для СССР условиях.


Детективы


Случай с ефрейтором Кочетковым. СССР, 1955. Режиссер А. Разумный.

Исторический период, место действия: СССР 1950-х годов. Военная часть. Провинциальный советский город.

Обстановка, предметы быта: скромная служебная обстановка военного городка, солдатских казарм, дома, где живет главная героиня.

Приемы изображения действительности: квазиреалистические по отношению к положительным советским персонажам; легкий гротеск по отношению к шпионам (хотя поначалу — до разоблачения — они показаны, скорее, положительно), обстановка, интерьеры выглядят вполне реалистично.

Персонажи, их ценности, идеи, одежды, телосложение, лексика, мимика, жесты: отрицательные персонажи — западные шпионы; положительные персонажи — ефрейтор Кочетков, его сослуживцы, начальники. Все персонажи одеты скромно — в соответствии с их статусом (у Кочеткова — военная форма, у шпионов — неброская гражданская одежда). Носящие до поры до времени положительные маски вражеские шпионы в «час икс» показаны грубыми и жестокими врагами. Кочетков поначалу выглядит несколько наивным и доверчивым, но в конечном итоге оказывается морально стойким советским военнослужащим. Его лексика проста, у него улыбчивое лицо и приятный тембр голоса. Приверженность ефрейтора Кочеткова коммунистическим идеям также не подлежит сомнению.

Существенное изменение в жизни персонажей: западные шпионы стремятся выведать у ефрейтора Кочеткова военные секреты.

Возникшая проблема: притворяясь простой советской продавщицей, красивая шпионка заманивает Кочеткова к себе домой и подмешивает ему в еду какую-то отраву…

Поиски решения проблемы: пришедший в себя Кочетков делится своими подозрениями с начальством.

Решение проблемы: западные шпионы разоблачены и арестованы.


Ошибка резидента. СССР, 1968. Режиссер В. Дорман.

Исторический период, место действия: СССР второй половины 1960-х годов.

Обстановка, предметы быта: улицы и квартиры советского города.

Приемы изображения действительности: нейтрально-корректные по части изображения западного шпиона (необычность данного приема объясняется в последующих сериях о «резиденте» тем, что он переходит на сторону советской разведки); положительное по отношению к сотрудникам советской контрразведки; обстановка, интерьеры выглядят вполне реалистично.

Персонажи, их ценности, идеи, одежды, телосложение, лексика, мимика, жесты: по-настоящему отрицательными персонажами выглядят только сотрудники западных спецслужб, пославшие «резидента» (выходца из среды русских эмигрантов). Сам же «резидент», благодаря стопроцентному актерскому обаянию Г. Жженова, выглядит, скорее, привлекательно (здесь ощутимы новые веяния эпохи: прежде советские сценаристы не отваживались наделять положительными чертами западных шпионов); Положительные персонажи — советский агент «Бекас» и сотрудники советских спецслужб. Все персонажи – стройны, подтянуты, одеты примерно одинаково — в добротную одежду. Объединяет их и сдержанность проявления чувств и мыслей. Правда, «Бекасу» позволено быть более эмоциональным (он даже исполняет под гитару вольную по смыслу песенку).

Существенное изменение в жизни персонажей: западные спецслужбы поручают своему опытному резиденту в СССР выполнить важное задание.

Возникшая проблема: государственные секреты СССР оказываются под угрозой.

Поиски решения проблемы: советская контрразведка посылает одного из своих лучших агентов нейтрализовать западного резидента.

Решение проблемы: советские спецслужбы разоблачают и арестовывают западного резидента.


Смерть на взлете. СССР, 1982. Режиссер Х. Бакаев.

Исторический период, место действия: СССР, Москва начала 1980-х годов.

Обстановка, предметы быта: лаборатория НИИ, московские улицы, интерьеры квартир и загородного особняка.

Приемы изображения действительности: бытовая обстановка и все персонажи изображены вполне реалистично, без гротеска.

Персонажи, их ценности, идеи, одежды, телосложение, лексика, мимика, жесты: отрицательный персонаж — западная шпионка (стройная, симпатичная, хорошо одетая, целеустремленная, умная, обеспеченная, умело маскирующаяся под советскую интеллектуалку); положительный персонаж — молодой амбициозный физик.

Существенное изменение в жизни персонажей: шпионка знакомится с советским физиком и вскоре заманивает его на дачу «знакомых» — в логово резидента западных спецслужб.

Возникшая проблема: западные шпионы пытаются завербовать советского физика.

Поиски решения проблемы: советский физик отказывается от «заманчивого предложения» и пытается уехать.

Решение проблемы: физик погибает в автокатастрофе, представители советских спецслужб разоблачает и арестовывает шпионов.


Боевики


Тревожный вылет. СССР, 1983. Режиссер В. Чеботарев.

Исторический период, место действия: территориальные воды СССР, начало 1980-х годов.

Обстановка, предметы быта: вражеское судно, кабина советского вертолета.

Приемы изображения действительности: фактуры, интерьеры, военная форма и пр. выглядят вполне реалистично.

Персонажи, их ценности, идеи, одежды, телосложение, лексика, мимика, жесты: положительные персонажи — мужественные и умелые пограничники; отрицательные персонажи — их западные противники. Лексика всех персонажей незамысловата. Мимика и жесты часто утрированны.

Существенное изменение в жизни персонажей: вражеский шпионский катер нарушает советскую границу.

Возникшая проблема: нарушение закона о государственной границе СССР.

Поиски решения проблемы: советские пограничники пытаются обезвредить экипаж вражеского катера.

Решение проблемы: шпионский катер обезврежен, попутно советские пограничники спасают мирных рыбаков, попавших в беду.


Одиночное плавание. СССР, 1985. Режиссер М. Туманишвили.

Исторический период, место действия: Акватория тихого океана. Середина 1980-х годов.

Обстановка, предметы быта: Советские и американские корабли. Военный быт моряков.

Приемы изображения действительности: фактуры, интерьеры, костюмы и пр. изображены в реалистическом ключе.

Персонажи, их ценности, идеи, одежды, телосложение, лексика, мимика, жесты: положительные персонажи — простые симпатичные советские моряки; отрицательные персонажи — американские моряки. И те, и другие одеты в военную форму, отличаются сильной физической подготовкой, пользуются простой и понятной лексикой коротких фраз. Советские моряки, естественно, выглядят, симпатичнее.

Существенное изменение в жизни персонажей: во время военных маневров советской и американской эскадр ЦРУ затевает опасную провокацию.

Возникшая проблема: угроза катастрофы.

Поиски решения проблемы: советские пытаются предотвратить катастрофу.

Решение проблемы: угроза катастрофы успешно ликвидирована.


Заряженные смертью. СССР (при участии кинематографистов США), 1991. Режиссер В. Плотников

Исторический период, место действия: Дальний восток. Прибрежная морская зона. Начало 1990-х годов.

Обстановка, предметы быта: корабли, военные принадлежности (форма, оружие и пр.).

Приемы изображения действительности: фактуры, интерьеры, костюмы и пр. выглядят квазиреалистично. Если бы подобный фильм снимался в Америке, то на первый план, несомненно, вышли бы головокружительные трюки, поражающие воображения кадры с горящими вертолетами и кораблями, четко отрепетированные драки, компьютерные спецэффекты... У советского режиссера «Заряженных смертью» не было привычных для среднего американского боевика 30-40 миллионов долларов, поэтому все происходящее на экране носит характер некой картонной условности...

Персонажи, их ценности, идеи, одежды, телосложение, лексика, мимика, жесты: Сбежавшие из тюрьмы опасные преступники, контрабандисты, пограничники, американские летчики... Главное отличие характеристик персонажей в том, что, благодаря перестроечным временам рубежа 1990-х, положительными мужественными персонажами здесь стали как советские пограничники, так и американские парни из береговой охраны, сражающиеся с бандитами. Лексика персонажей проста и связана с армейской спецификой. Мимика и жесты персонажей часто утрированны. Одежда большинства персонажей — военная форма. Их физическое развитие явно выше среднего.

Существенное изменение в жизни персонажей: из лагеря строго режима бегут опасные преступники, а на борту американского сейнера организуется транспортировка наркотиков.

Возникшая проблема: нормальная жизнь положительных персонажей находится под угрозой.

Поиски решения проблемы: советские пограничники объединяются с американцами, чтобы одолеть бандитов.

Решение проблемы: победа положительных персонажей над бандитами.


Мелодрамы


Роман и Франческа. СССР, 1960. Режиссер В. Денисенко.

Исторический период, место действия: Италия, 1940-е – 1950-е годы.

Обстановка, предметы быта: улицы и интерьеры итальянского приморского города, советский корабль.

Приемы изображения действительности: акцентировано позитивные по отношению к положительным персонажам, гротеск по отношению к персонажам отрицательным. Итальянская среда подана в условном ключе.

Персонажи, их ценности, идеи, одежды, телосложение, лексика, мимика, жесты: советский моряк и простая итальянская девушка. Романа и Франческу разделяет контрастный идеологический статус их стран. Оба отличаются стройным телосложением и симпатичной внешностью. Лексика персонажей проста. Мимика и жесты эмоциональны.

Существенное изменение в жизни персонажей: накануне 22 июня 1941 года советский корабль пришвартовывается в итальянском порту. Моряк Роман знакомится с итальянкой Франческой. Они влюбляются…

Возникшая проблема: на следующий день началась война между СССР и Германией, нацисты топят советский корабль…

Поиски решения проблемы: советскому моряку удалось спастись, выплыть на берег и даже вступить в движение сопротивления. Но Роман по-прежнему мечтает о встрече с Франческой… А она тоскует по Роману…

Решение проблемы: Вернувшись после войны в СССР, Роман снова становится моряком. И однажды его корабль опять пришвартовывается в итальянском порту. Роман ищет Франческу. Но ему суждено увидеть ее на берегу только с борта уходящего в море корабля…


Медовый месяц в Америке. СССР, 1981. Режиссер А. Грикявичюс.

Исторический период, место действия: США, СССР, рубеж 1980-х годов.

Обстановка, предметы быта: интерьеры квартир, городские улицы.

Приемы изображения действительности: позитивные по отношению к положительным персонажам, реалистичные по отношению к изображению жизни в США.

Персонажи, их ценности, идеи, одежды, телосложение, лексика, мимика, жесты: мужчина (Юргис, вот уже 13 лет проживающий в США под именем Джордж Стикер) и женщина (Морто). Это литовцы, одетые в добротную одежду, симпатичные.

Существенное изменение в жизни персонажей Юргис и Марто женятся.

Возникшая проблема: вскоре после свадьбы Юргис и Морто разлучаются на целых 13 лет, за это время Юргис становится гражданином США.

Поиски решения проблемы: Морто находит Юргиса (Джорджа Стикера) в США.

Решение проблемы: Марто надеется, что «медовый месяц» вернет ей прежнюю любовь, но, увы, уже слишком поздно…


Американский шпион. СССР, 1991. Режиссер Л. Попов.

Исторический период, место действия: США, 1945 год.

Обстановка, предметы быта: советский корабль, американский портовый город.

Приемы изображения действительности: вполне реалистичные (в рамках жанра), основные персонажи показаны с симпатией.

Персонажи, их ценности, идеи, одежды, телосложение, лексика, мимика, жесты: обаятельные и симпатичные советский морской офицер Николай и американская девушка Мэри; их разделяет контрастный идеологический, социальный статус. Оба отличаются стройным телосложением. Он одет в военную форму. Лексика персонажей проста. Мимика и жесты — в рамках, присущих обычным людям.

Существенное изменение в жизни персонажей: советский офицер спасает тонущую американку, вспыхивает взаимная влюбленность.

Возникшая проблема: на пути влюбленных возникает серия препятствий, моряк по несправедливому обвинению попадает в тюрьму…

Поиски решения проблемы: советский моряк и американская девушка пытаются преодолеть препятствия на пути их любви.

Решение проблемы: В борьбе за свое счастье моряк совершает побег из тюрьмы…


Комедии


Русский сувенир. СССР, 1960. Режиссер и сценарист Г. Александров.

Исторический период, место действия: Москва и Сибирь рубежа 1960-х годов.

Обстановка, предметы быта: салон авиалайнера, лучшие здания Москвы, масштабные сибирские стройки и лесные массивы. Простой, но добротный быт советских людей.

Приемы изображения действительности: условные, гипербола. Советские персонажи показаны с акцентированной симпатией, западные персонажи изображены в духе откровенной карикатуры. Иностранных и советских персонажей разделяет контрастный идеологический, социальный и материальный статус.

Персонажи, их ценности, идеи, одежды, телосложение, лексика, мимика, жесты: иностранцы одеты «по заграничному», советские персонажи одеты в добротную одежду, без изысков. Иностранцы щеголяют «буржуазной» лексикой, фальшивыми улыбками, у них часто неприятные тембры голосов; советские персонажи обаятельны, жизнерадостны, патриотичны, заряжены социалистическими лозунгами.

Существенное изменение в жизни персонажей: самолет с иностранцами на борту совершает вынужденную посадку в Сибири.

Возникшая проблема: от столкновения с реалиями советской жизни иностранцы испытывают «культурный шок»…

Поиски решения проблемы: приноравливаясь к советскому образу жизни, иностранцы пытаются преодолеть возникшие трудности.

Решение проблемы: вопреки своей первоначальной предвзятости, иностранцы, убеждаются в том, что советские люди хотят мира и, действительно, добиваются огромных успехов в строительстве гидроэлектростанций и космических полетов.


Иностранцы (новелла из фильма «Совершенно серьёзно»). СССР, 1961. Режиссер Э. Змойро.

Исторический период, место действия: Москва начала 1960-х годов.

Обстановка, предметы быта: московские улицы, интерьеры гостиницы, интерьеры советской квартиры, хозяева которой одержимы всем иностранным.

Приемы изображения действительности: условные (в рамках жанра), главный герой – журналист, выдающий себя за иностранца, показан с симпатией; принимающие его за иностранца молодые москвичи (и мать одного из них) поданы карикатурно.

Персонажи, их ценности, идеи, одежды, телосложение, лексика, мимика, жесты: советские граждане и псевдоамериканец. Одежда советских персонажей-«стиляг» пестра и вульгарна, они дружно восхищаются всем иностранным, т.е., в полном согласии с названием фильмов берут на себя стереотипные сюжетные функции, обычно отданные в советских фильмах иностранцам.

Существенное изменение в жизни персонажей: советский журналист, увидев в холле гостиницы «стиляг», решает выдать себя за американца, чтобы написать разоблачительный репортаж о моральном разложении поклонников западного образа жизни.

Возникшая проблема: «стиляги», наивно поверив в искренность своего нового «американского» знакомого, приглашают его к себе домой, где пытаются наладить с ним примитивный бизнес (обмен сувениров ‘a la russe на заграничные вещи). Главная задача журналиста — не «проколоться», чтобы потом подготовить сатирический репортаж о «стилягах».

Поиски решения проблемы: журналист умело дурачит «стиляг», с каждой минутой набирая все больше материала для своей будущей статьи.

Решение проблемы: выполнив свою задачу, журналист открывает «стилягам» свое истинное лицо, поклонники Запада посрамлены…


Путешествие миссис Шелтон. СССР, 1975. Режиссер Р. Василевский.

Исторический период, место действия: Лондон, советский круизный теплоход.

Обстановка, предметы быта: палубы и интерьеры советского теплохода.

Приемы изображения действительности: условные (в рамках жанра), вся советская обстановка и советские персонажи показаны с симпатией. Западные персонажи (миссис Шелтон и некий молодой эмоциональный англичанин, с которым ее сводит судьба на корабле) показаны несколько карикатурно, но это не злая, а, скорее, добродушная карикатура.

Персонажи, их ценности, идеи, одежды, телосложение, лексика, мимика, жесты: англичане — симпатичный молодой мужчина и портниха Шелтон, выдающая себя за богачку; плюс капитан и врач советского корабля. Советских моряков и английских пассажиров разделяет контрастный идеологический, социальный статус. Советские персонажи патриотичны, обаятельны, вежливы, предупредительны, готовы помочь иностранцам, хорошо одеты, их речь проста по лексике, мимика и жесты зависят от ситуации. Англичанка Шелтон одета в богатые наряды, часто и активно жестикулирует, эмоционально неуравновешенна (что, впрочем, свойственно и молодому человеку, неожиданно оказавшемуся в ее номере).

Существенное изменение в жизни персонажей: англичанка Шелтон решает совершить морской круиз на советском теплоходе...

Возникшая проблема: западная конкурирующая фирма готовит провокацию, чтобы добиться отмены круизного контракта с советским теплоходом.

Поиски решения проблемы: в серии смешных/эксцентрических ситуаций советские персонажи и англичанка Шелтон и эксцентричный молодой человек преодолевают препятствия на пути взаимопонимания.

Решение проблемы: пройдя через цепь комических приключений, Шелтон находит свою новую любовь, а провокация западной конкурирующей фирмы терпит крах…


Фантастика


Планета бурь. СССР, 1961. Режиссер А. Клушанцев.

Исторический период, место действия: относительно недалекое будущее.

Обстановка, предметы быта: советский космический корабль, планета Венера.

Приемы изображения действительности: квазиреалистическое изображение событий.

Персонажи, их ценности, идеи, одежды, телосложение, лексика, мимика, жесты: экипаж космического корабля: советские космонавты и американский астронавт, плюс американский робот. Они одеты в специфические костюмы, скафандры. Их лексика скупа, деловита. Советских космонавтов и американца разделяет идеология. Американец прагматичен, мрачноват. Советские космонавты доброжелательны, готовы всегда помочь коллеге.

Существенное изменение в жизни персонажей: космонавты высаживаются на Венеру.

Возникшая проблема: из-за начавшегося извержения вулкана жизнь космонавтов находится под угрозой.

Поиски решения проблемы: космонавты пытаются выжить, добраться до корабля.

Решение проблемы: несмотря на все трудности, персонажи находят в себе силы попасть на космический корабль и улететь на Землю…


День гнева. СССР, 1985. Режиссер С. Мамилов.

Исторический период, место действия: одна из западных стран 1980-х годов, запретная зона.

Обстановка, предметы быта: мрачная, депрессивная обстановка, скудные предметы быта.

Приемы изображения действительности: квазиреалистические.

Персонажи, их ценности, идеи, одежды, телосложение, лексика, мимика, жесты: положительный персонаж — телережиссер, сильный, смелый человек и отрицательные персонажи — нелюди/"отарки". Последние, созданные злой волей профессора-маньяка, бездушны, жестоки, а свои невероятные способности направляют к одной цели — превратить всех людей в оборотней - послушных роботов...

Существенное изменение в жизни персонажей: телережиссер в сопровождении лесничего и малообщительного бородача отправляется в опасное путешествие в запретную зону, где происходят загадочные события.

Возникшая проблема: жизнь положительного персонажа находится под угрозой: на каждом шагу его подстерегает опасность — крики и угрозы из лесной чащи, волчьи ямы. Люди, которых он встречает, ведут себя более чем странно — прячутся, уклоняются от разговоров. Они напуганы, озлоблены, враждебны…

Поиски решения проблемы: положительный персонаж пытается разгадать тайну запретной зоны.

Решение проблемы: профессор-маньяк разоблачен…


Письма мертвого человека. СССР, 1986. Режиссер К. Лопушанский.

Исторический период, место действия: Недалекое будущее. Одна из западных стран.

Обстановка, предметы быта: разрушенный ядерной катастрофой город, подземные бункеры.

Приемы изображения действительности: реалистические. Авторы показывают действие, словно снятое скрытой камерой, не страшась натуралистических деталей. А эти детали порой производят шоковое воздействие (как, к примеру, в сцене детского госпиталя).

Персонажи, их ценности, идеи, одежды, телосложение, лексика, мимика, жесты: положительный персонаж — старый профессор — и отрицательные персонажи: бездушные, жестокие, циничные, обладающие неприятной внешностью. Некое официальное лицо, которое отказывается принять в спасительный бункер детей, обрекая их на неизбежную гибель… Лексика и одежда персонажей проста.

Существенное изменение в жизни персонажей: на Земле произошла ядерная катастрофа…

Возникшая проблема: жизнь людей, как, впрочем, и само существование всего живого на Земле находится под угрозой.

Поиски решения проблемы: старый профессор, мысленно обращаясь к своему, наверное, давно погибшему сыну, пытается выяснить, как выдающиеся ученые смогли превратить гениальные научные открытия в орудия смерти. Сквозь запотевшие стекла старомодных очков профессор печально смотрит на бывших немногочисленных сослуживцев, которые то произносят громогласные разоблачительные речи, то обреченно пытаются приспособиться к новым «условиям существования».

Решение проблемы: Мотив безысходности набирает силу в сценах, когда по затопленным подвалам неспешно плывут разбухшие рукописи старинных книг… И даже трудно сказать, чего больше в эпизоде, где профессор с детьми встречает новый год у елки из проводов и старых радиодеталей, — трагической печали, или душевного тепла. Камера вглядывается в лица профессора и детей, а в них словно застыл невысказанный вопрос к зрительному залу: "Неужели вы допустите, чтобы это случилось?"...


Александр Федоров, 2010-2017
Советские кинематографические стереотипы эпохи «идеологической конфронтации» (1946-1991) Фильмы, Холодная война, СССР, Запад, Иностранцы, Комедия, Фантастика, Детектив, Мелодрама, Боевики, Длиннопост

Всё о кино

20.8K постов59K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

1. Запрещено нарушать основные правила Пикабу (нет спаму, оскорблениям, вбросам, рекламе, политике).

2. Запрещены посты не по теме, посты о поиске фильмов и неинформативные посты. В случае несоответствия тематике сообщества или неинформативности пост будет удален в общую ленту.

3. Категорически запрещены спойлеры без специального тега или предупреждения как в постах, так и в комментариях.

4. Ставьте корректные теги при создании поста и указывайте в названии суть. Для постов с видеообзорами обязательно указывать тег "видеообзор". Для постов с видео c Youtube рекомендуется указывать название канала в тегах и небольшое описание, чтобы было понятно о чём это видео.

5. Запрещено целенаправленное разжигание негатива с отсутствием всякой аргументации. Авторы регулярных токсичных и агрессивных комментариев будут блокироваться. Давайте поддерживать дружественную атмосферу и уважать друг друга.

6. Будьте грамотны при составлении поста. В случае множественных ошибок в тексте пост будет удален в общую ленту, а автор, в случае неоднократного несоблюдения правил, заблокирован.

7. В сообществе не приветствуются фэйки, вбросы, теории заговора, конспирология и параноидальные бредни.

8. Запрещены посты о ТВ-шоу и реалити-шоу сомнительного качества в очевидно рекламных целях.