Симфонии и опера

"Исторические этюды" Иван Иванович Соллертинский


Сборник критических статей выдающегося музыковеда и театрального критика.

И. И. Соллертинский — явление в советском искусствознании исключительное. Феноменальная начитанность. Потрясающая по емкости, силе и точности память. Необыкновенные лингвистические способности: знание до двух десятков иностранных языков. Изумительная разносторонность интересов. Большой и сильный ум, сочетающий в себе способность к проницательному анализу с даром широких обобщений и метких сравнений. Блестящий прирожденный оратор с образной, красочной, свободно льющейся, захватывающей речью. Талантливейший писатель, обладающий тонким чувством стиля и увлекательно легким изложением.

Симфонии и опера Что почитать?, Опера и оперные театры, Классическая музыка, Нон-фикшн, Видео, Длиннопост

это довольно специфический текст, предназначенный скорее всего для музыко-и-театроведов, или для советских инженеров, что некогда закончили музшколу и платили за абонемент в местную филармонию 24 рубля в год)) Но даже если у вас нет музыкального образования вам наверное будет интересно почитать о том как падали в обморок слушая 5-ю симфонию Бетховена или о том как Вагнер встречался с Бакуниным, о том как спорили вокруг оперных реформ Глюка или симфоний Брамса.

В целом после прочтения складывается такая цельная картина развития оперы и музыки в общем, начиная Глюком и Моцартом и заканчивая кратким обзором симфонической драматургии и комической оперы

Симфонии и опера Что почитать?, Опера и оперные театры, Классическая музыка, Нон-фикшн, Видео, Длиннопост

Больше всего мне понравились статьи о Вагнере и Моцарте. Оказывается в любимой опере Моцарта "Волшебная флейта" был абсолютно другой финал. Дело в том что когда почти половина работы была сделана, в другом оперном театре появляется опера популярного в своё время автора зингшпилей Венцеля Мюллера "Каспар-фаготист" текст которой был сделан по той же сказке. Отказываться от богатой эффектами темы Шикандеру (либбретисту (либретто- сюжет) Волшебной флейты) не хотелось и он просто Зарастра- злого колдуна превращает в благородного мудреца, а царицу ночи из страдающей матери в носительницу зла. При этом- что самое главное- уже написанные сцены не переделываются! Ваще очень многие недооценивают значение и глубину "Волшебной флейты", ну что за нелепица этот Зарастр в колеснице с шестёркой львов, экзотический принц и масонские посвящения в египетской пирамиде? В целом за Волшебной флейтой устоялась репутация гениальной оперы написанной на из рук вон плохое либретто. И тем не менее известно что многие авторитетнейшие имена вставали на защиту оперы а именное её драматургической части. Гегель говорил что либретто заслуживает похвалы, а Бетховен осудивший за фривольность Дон-Жуана и Свадьбу Фигаро относился к Флейте с величайшим уважением и восторгом. Гёте сравнивал Флейту с самым глубокомысленным своим созданием -второй частью Фауста и написал незаконченное продолжение Волшебной флейты.

Самое поразительное что Флейта- самое безоблачное и самое умиротворённое произведение Моцарта писалось когда на руках у него была больная жена, а совсем недавно умер ребёнок и отец композитора. Более того сам Моцарт был одержим предчувствием смерти и именно во время написания Флейты на пороге его дома появился загадочный незнакомец в чёрном, заказавший Реквием и затем исчезнувший навсегда. Сегодня это история давно разъяснена, незнакомец был слугой графа фон Вальзега, скупавшего за бесценок партитуры у нуждающихся композиторов чтобы затем выдать их за свои. Но для Моцарта незнакомец был однозначно посланником смерти.

Кстати если вы совсем не разбираетесь в опере то в одно время Operavox создала для BBC цикл мультфильмов по самым популярным произведениям.

Вагнер же работает над своей тетралогией Кольца целых 26 лет! И сам замысел абсолютно как и у Моцарта претерпел очень серьёзные изменения. Главная тема задумывалась как золото которое ломает и уродует психику человека. Вторая тема это гибель богов и Валгаллы. Германские боги не всесильны, над ними довлеет судьба. По мысли Вагнера мир может быть избавлен от власти золота простым смертным который пожертвует своей жизнью. В 40х годах огромное влияние оказывает на Вагнера философия Фейербаха- человек создаёт богов по своему образу и подобию. И главный герой тетралогии Зигфрид- человек спасает не только людей но и богов от проклятия золота. Но откуда же тогда взялся финал когда в пламени гибнут боги и всё заканчивается космической, вселенской катастрофой?


В 1854 году Георг Гервег даёт Вагнеру книгу, которая становится его евангелием. "Мир как воля и представление" Артур Шопенгауэр. Шопенгауэр считал что в основе всего мира лежит зло, непонятное человеческому рассудку, слепая, стихийная, бессмысленная воля к жизни. Как сама воля к жизни так и её воплощение в половом инстинкте иррациональны и не поддаются логическому обоснованию. Воля к жизни всегда приводит к страданию и наша жизнь глубоко трагична. Хотя человек и одарён рассудком, но разум беспомощен против воли к жизни. Жизнь человека трагична не потому что он совершает преступления или ошибки, жизнь человека трагична как сам факт его рождения. Шопенгауэр берёт два эпиграфа к своей книге. Софокл "Лучше всего быть нерождённым, а если увидел свет- думать как скорее уйти в небытие". Кальдерон "Единственное и величайшее преступление человека заключается в том, что он родился на свет".


По мере проникновения шопенгауэровской философии Вагнер всё больше отодвигает Зигфрида на второй план, показывая перед ним Вотана. Вотан расщеплён между волей к жизни, власти и сознанием (он отдал глаз за знание будущего) что эта воля есть преступление. Другое существенное изменение это соотношение слова и музыки. Когда Вагнер начинал свою тетралогию он говорил что музыка лишь краска для поэзии. Теперь Вагнер мыслит иначе (Шопенгауэр считал что музыка это объективное воплощение воли к жизни): музыка- это вселенная, стихия; из океана музыки, из стоголового оркестра должны возникать образы людей, которые чувствуют, любят, убивают. Она играет и за художника и за декоратора и за актёров.

Конечно кроме Моцарта и Вагнера в книге ещё много чего интересного о Верди, о "Кармен" Бизе, о Берлиозе и  Брамсе. Скачать можно на Флибусте в формате djvu

Книжная лига

22.5K постов78.5K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Мы не тоталитаристы, здесь всегда рады новым людям и обсуждениям, где соблюдаются нормы приличия и взаимоуважения.


ВАЖНЫЕ ПРАВИЛА

При создании поста обязательно ставьте следующие теги:


«Ищу книгу» — если хотите найти информацию об интересующей вас книге. Если вы нашли желаемую книгу, пропишите в названии поста [Найдено], а в самом посте укажите ссылку на комментарий с ответом или укажите название книги. Это будет полезно и интересно тем, кого также заинтересовала книга;


«Посоветуйте книгу» — пикабушники с удовольствием порекомендуют вам отличные произведения известных и не очень писателей;


«Самиздат» — на ваш страх и риск можете выложить свою книгу или рассказ, но не пробы пера, а законченные произведения. Для конкретной критики советуем лучше публиковаться в тематическом сообществе «Авторские истории».


Частое несоблюдение правил может в завлечь вас в игнор-лист сообщества, будьте осторожны.


ВНИМАНИЕ. Раздача и публикация ссылок на скачивание книг запрещены по требованию Роскомнадзора.