«Шлем хана Джанибека» в музее Нью-Йорка
В фондах Музея искусств Метрополитен хранится железный шлем, датированный сотрудниками музея XIV–XVII вв. Согласно данным американских исследователей, шлем был вывезен европейскими путешественниками из Тибета и длительное время хранился в одном из частных оружейных собраний. Впоследствии он был приобретен известным коллекционером А.О. Зульцбергером, который в 2007 г. передал его Музею искусств Метрополитен.
Нижняя часть шлема покрыта надписями на арабском языке, выполненными в технике серебряной насечки по металлу. Именно надпись послужила основой для первичной датировки
и атрибуции рассматриваемого наголовья. Переводившие текст американские ученые установили, что в основную надпись вплетено посвящение, которое в переводе звучит как «Победоносный султан Махмуд Джанибек Хан». Сотрудники музея соотнесли данное имя с правителем Золотой Орды ханом Джанибеком (1342–1357) и предположили, что шлем был изготовлен мастерами Центральной Азии или Среднего Востока в первой половине XIV в.
Однако, хан Золотой Орды не был единственным правителем Дашт-и Кипчак, носившим имя Джанибек. Так, например, его тезкой был султан (впоследствии хан) Джанибек Абу Саид (до 1429 – после 1473), ставший одним из основателей Казахского государства. Также известен Джанибек-султан (? – 1529) – сподвижник знаменитого Мухаммеда Шейбани-хана, правитель Ферганы и участник походов в Иран и Моголистан. Наконец, имя Джанибек носил один из крымских ханов, происходивший из рода Гиреев (1568–1636).
На наш взгляд, ситуация прояснится при более точном прочтении надписи на тулье шлеме: «Победоносный султан Махмуд ибн Джанибек Хан», то есть султан Махмуд, сын хана Джанибека. И действительно, среди сыновей основателя Казахского государства Джанибек-хана мы находим правителя и военачальника, носившего данное имя и титул. Махмуд-султан, живший в последней трети XV в., являлся правителем крепости Сузак (в среднем течении Сырдарьи) и был прославлен среди современников как выдающийся воин и батыр-поединщик (возможно отсюда «победоносный» на куполе шлема) [Материалы по истории…,1969, с. 21, 74–77, 105–107, 367; Султанов, 2006,с. 275, 276].
Соблазнительно также связать повреждения на тулье шлема (разбитый наносник, пробитый купол) с реальными ранениями Махмудсултана, полученными в ходе боевых действий.
В письменных источниках сохранились сведения о битве на перевале Согунлук, в ходе которой казахский Махмуд-султан сошелся в поединке со своим тезкой узбекским султаном Акибат
Махмудом (братом Мухаммеда Шейбани-хана). В ходе данного боевого столкновения казахский батыр лишился носа и губы: «Наконец со стороны противника выступил против Султан Акибат Махмуда [узбека] Махмуд-султан [казах], который был зачинщиком всей смуты; они обрушили друг на друга мечи и [брат Мухаммеда Шейбанихана] так рубанул мечом того Махмуд казаха, что судьба выбила через нос рассудок, который был у него в голове… В той битве Махмуд-султан, сын Шах Будаг-хана, достал мечом до лица Махмудсултана, сына Джанибек-султана, и одним взмахом отсек ему нос и губу» [Материалы о истории…, 1969, с. 106, 107, 367].
Если после смерти Махмуд-султана его шлем продолжал сохраняться наследниками в качестве родовой реликвии (что было типично для казахов позднего Средневековья и Нового времени), то проясняются наиболее вероятные условия попадания наголовья в Тибет. В конце XVII – первой половине XVIII в. территория Юго-Восточного Казахстана являлась объектом экспансии западных монголов (ойратов/джунгар). Будучи буддистами, джунгары нередко отправляли наиболее ценных пленников и трофеи ко двору своего духовного лидера – Далай-Ламы в Тибет. Не исключено, что в число этих подношений был включен и богато украшенный шлем знаменитого казахского правителя.
Л.А. Бобров
Лига историков
13.7K пост50.6K подписчик
Правила сообщества
Для авторов
Приветствуются:
- уважение к читателю и открытость
- регулярность и качество публикаций
- умение учить и учиться
Не рекомендуются:
- бездумный конвейер копипасты
- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации
- чрезмерная политизированность
- простановка тега [моё] на компиляционных постах
- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты
- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)
Для читателей
Приветствуются:
- дискуссии на тему постов
- уважение к труду автора
- конструктивная критика
Не рекомендуются:
- личные оскорбления и провокации
- неподкрепленные фактами утверждения