«Шлем хана Джанибека» в музее Нью-Йорка

В фондах Музея искусств Метрополитен хранится железный шлем, датированный сотрудниками музея XIV–XVII вв. Согласно данным американских исследователей, шлем был вывезен европейскими путешественниками из Тибета и длительное время хранился в одном из частных оружейных собраний. Впоследствии он был приобретен известным коллекционером А.О. Зульцбергером, который в 2007 г. передал его Музею искусств Метрополитен.

Нижняя часть шлема покрыта надписями на арабском языке, выполненными в технике серебряной насечки по металлу. Именно надпись послужила основой для первичной датировки
и атрибуции рассматриваемого наголовья. Переводившие текст американские ученые установили, что в основную надпись вплетено посвящение, которое в переводе звучит как «Победоносный султан Махмуд Джанибек Хан». Сотрудники музея соотнесли данное имя с правителем Золотой Орды ханом Джанибеком (1342–1357) и предположили, что шлем был изготовлен мастерами Центральной Азии или Среднего Востока в первой половине XIV в.

Однако, хан Золотой Орды не был единственным правителем Дашт-и Кипчак, носившим имя Джанибек. Так, например, его тезкой был султан (впоследствии хан) Джанибек Абу Саид (до 1429 – после 1473), ставший одним из основателей Казахского государства. Также известен Джанибек-султан (? – 1529) – сподвижник знаменитого Мухаммеда Шейбани-хана, правитель Ферганы и участник походов в Иран и Моголистан. Наконец, имя Джанибек носил один из крымских ханов, происходивший из рода Гиреев (1568–1636).

На наш взгляд, ситуация прояснится при более точном прочтении надписи на тулье шлеме: «Победоносный султан Махмуд ибн Джанибек Хан», то есть султан Махмуд, сын хана Джанибека. И действительно, среди сыновей основателя Казахского государства Джанибек-хана мы находим правителя и военачальника, носившего данное имя и титул. Махмуд-султан, живший в последней трети XV в., являлся правителем крепости Сузак (в среднем течении Сырдарьи) и был прославлен среди современников как выдающийся воин и батыр-поединщик (возможно отсюда «победоносный» на куполе шлема) [Материалы по истории…,1969, с. 21, 74–77, 105–107, 367; Султанов, 2006,с. 275, 276].

Соблазнительно также связать повреждения на тулье шлема (разбитый наносник, пробитый купол) с реальными ранениями Махмудсултана, полученными в ходе боевых действий.

В письменных источниках сохранились сведения о битве на перевале Согунлук, в ходе которой казахский Махмуд-султан сошелся в поединке со своим тезкой узбекским султаном Акибат
Махмудом (братом Мухаммеда Шейбани-хана). В ходе данного боевого столкновения казахский батыр лишился носа и губы: «Наконец со стороны противника выступил против Султан Акибат Махмуда [узбека] Махмуд-султан [казах], который был зачинщиком всей смуты; они обрушили друг на друга мечи и [брат Мухаммеда Шейбанихана] так рубанул мечом того Махмуд казаха, что судьба выбила через нос рассудок, который был у него в голове… В той битве Махмуд-султан, сын Шах Будаг-хана, достал мечом до лица Махмудсултана, сына Джанибек-султана, и одним взмахом отсек ему нос и губу» [Материалы о истории…, 1969, с. 106, 107, 367].

Если после смерти Махмуд-султана его шлем продолжал сохраняться наследниками в качестве родовой реликвии (что было типично для казахов позднего Средневековья и Нового времени), то проясняются наиболее вероятные условия попадания наголовья в Тибет. В конце XVII – первой половине XVIII в. территория Юго-Восточного Казахстана являлась объектом экспансии западных монголов (ойратов/джунгар). Будучи буддистами, джунгары нередко отправляли наиболее ценных пленников и трофеи ко двору своего духовного лидера – Далай-Ламы в Тибет. Не исключено, что в число этих подношений был включен и богато украшенный шлем знаменитого казахского правителя.

Л.А. Бобров

«Шлем хана Джанибека» в музее Нью-Йорка Шлем, Археология, Длиннопост

Лига историков

13.7K пост50.6K подписчик

Добавить пост

Правила сообщества

Для авторов

Приветствуются:

- уважение к читателю и открытость

- регулярность и качество публикаций

- умение учить и учиться


Не рекомендуются:

- бездумный конвейер копипасты

- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации

- чрезмерная политизированность

- простановка тега [моё] на компиляционных постах

- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты

- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)


Для читателей

Приветствуются:

- дискуссии на тему постов

- уважение к труду автора

- конструктивная критика


Не рекомендуются:

- личные оскорбления и провокации

- неподкрепленные фактами утверждения