Шестидневная война. Часть II. Операция «Мокед»
Читайте ранее:
Шестидневная война. Часть I. Предпосылки конфликта
В предыдущей части мы поговорили о том, как евреи с арабами вообще дошли до жизни такой и почему война стала почти неизбежной. Также я упомянул некий план превентивного удара по арабам, который разрабатывали хитроумные рептилоиды. Давайте поговорим об этом самом ПЛАНЕ. Просто процитирую тогдашнего командующего ВВС Израиля генерала Мордехая Хода:
«Мы жили с планом, мы спали на плане, мы питались планом. Мы постоянно совершенствовали план»
Этот жизнерадостный дядька — Мордехай Ход, главком ВВС и главный разработчик плана по уничтожению арабских ВВС.
Кстати, сейчас в Израиле декриминализирован канабис, совпадение? Не думаю! Еще в конце 50-ых евреи начали разрабатывать свой ПЛАНИЩЕ на случай новой войны с арабами. Опять же, процитирую предыдущего главкома ВВС Эзера Вейцмана:
“У нас был план на каждый случай... даже для захвата Северного полюса. Планы словно кирпичи. Их можно использовать один за другим, чтобы построить здание в зависимости от развития событий. Мы не желали связывать себя предварительным и, следовательно, негибким планом”.
Первой проблемой, стоящей перед израильтянами, если не считать прогрессирующую наркотическую зависимость, было малое время подлета египетской реактивной авиации от прифронтовых аэродромов на Синае до основных израильских авиабаз (около 7 минут). В то же время, основные силы египетской авиации располагались на базах в районе Каира, до которых евреям лететь было около 20 минут. Т.е. весьма вероятен был следующий сценарий: египтяне наносят первый удар малыми силами с прифронтовых аэродромов по израильским авиабазам и средствам ПВО, а уже после этого основные силы египтян добивают уцелевшие израильские самолеты.
Насер и египетские летчики в предвкушении уничтожения израильских ВВС
Второй проблемой было значительное превосходство арабов в численности авиации (3 к 1, если учитывать иракцев). Т.е. уничтожить арабские ВВС в воздушном бою было почти невозможно.
Третьей проблемой было наличие у арабов реактивных бомбардировщиков. Они могли спровоцировать полноценно воздушное сражение над израильской территорией, а ля битва за Британию. Евреи не могли себе позволить пропустить арабские бомбардировщики к густо населенному побережью и им пришлось бы вступить в воздушный бой с превосходящими силами арабских ВВС.
Ту-16 Египетских ВВС. Эта вундервафля потенциально могла нести на борту крылатые ракеты или 9 тонн бомб.
Сверху строй египетских реактивных фронтовых бомбардировщиков ИЛ-28. Внизу египетский истребитель-бомбардировщик СУ-7
Так что израильский генштаб пришел ко вполне очевидному выводу, что первой и наиважнейшей задачей при организации превентивного удара по арабским странам будет уничтожение их ВВС в первые же часы войны. Эта операция получила название “Мокед” (фокус). Дело за малым, осталось придумать, как её провернуть.
В пустыне Негев была построена специальная тестовая ВПП, на которой евреи тренировались в бомбометании и нанесении ударов по аэродромам. Была изобретена специальная бомба для уничтожения бетонных ВПП. Евреи отказались от создания отдельной бомбардировочной авиации и сконцентрировались на многоцелевых истребителях-бомбардировщиках (на 1967 год в основном французские Мистеры, Супермистеры и Миражи), ибо маленькой стране было не потянуть узкоспециализированную технику. Израильская разведка сконцентрировалась на получении достоверной и актуальной информации о египетских ВВС и аэродромах.
Израильский пилот занимается воздушной акробатикой на истребителе Dassault Mystère
Евреи заводят с толкача Dassault Super Mystère
Следующей проблемой было отсутствие точной информации о ТТХ МиГ-21, которые Советы начали поставлять арабам. В то время эта шайтан-машина доставляла изрядный дискомфорт американцам во Вьетнаме. При столкновении с равным числом Фантомов результат боя был непредсказуем, только в 1966 году американцы потеряли в воздушных боях 47 машин! Евреи не на шутку обеспокоились перспективой встречи с новейшими советскими истребителями и, как обычно, обратились в Моссад. Там проблему восприняли всерьез и выделили на ее решение целый отдел.
Египетский МиГ-21
Нужно было найти египетского летчика, пилотирующего МиГ-21 и недовольного режимом. Для этого были привлечены команда радиоперехвата, записывающая ВСЕ переговоры египетских летчиков и авиадиспетчеров и группа психологов, анализирующая полученные тексты
В итоге в 1964 году они нашли пилота-обиженку и предложили ему 1 миллион $ и гражданство за угон МиГа. Чувак согласился и вот, утро дня Х, на аэродроме собралось все руководство Моссада и ВВС Израиля, наконец в небе виднеется приближающаяся точка… БЕЗ ИНВЕРСИОННОГО СЛЕДА! Египетский пилот перегнал учебный Як-11 1945 года выпуска…
Евреи рассматривают угнанный Як-11.
Но евреи не унывают и выделяют еще денег. Операция расширяется на все арабские страны. И вот, в 1966 году то ли евреям ОЧЕНЬ повезло (официльная версия) то ли планомерная работа дала свои результаты.
По официальной версии, иракский летчик из семьи христиан то ли сам выходит на евреев через своего дядю-предпринимателя, то ли это делает слуга семьи-еврей. По другой версии, красотка-американка соблазняет иракского пилота, вывозит его потусить в Париж, где уже ему и делают предложение, от которого невозможно отказаться.
Самое главное, что в итоге иракец соглашается угнать МиГ-21, при условии, что евреи эвакуируют всю его многочисленную родню.
Операция по эвакуации семьи иракского пилота – это, возможно, самое странное, что когда-либо делал Моссад.
Тот самый угонщик Мунир Редфа в 60-е годы. Справа – он же в последние годы жизни
Семейство в полном составе уезжает на горный курорт в иракском Курдистане. Там они отправляются на пикник, где их “похищают" курдские сепаратисты из ДПК чуть ли не при личном участии самого Барзани (чего это стоило евреям и американцам – одному Б.гу известно…). Потом курды переправляют их в Иран (при условии, что курды с ним воюют!) и уже оттуда самолетом в Израиль.
Ну и вишенка на торте – разговор между главой Моссада Меиром Амитом и директором ЦРУ Ричардом Хелмсом, после которого США сняли временный мораторий на поставку вооружений Израилю, а сотрудники ЦРУ уже вечером того же дня осматривали захваченный МиГ.
Тот самый угнанный МиГ-21 в израильском музее.
Ладно, с подготовкой закончили, так что давайте перейдем к самой операции “Мокед”. Евреи имели около 200 современных самолетов, еще ~60 учебно-боевых и ~40 устаревших поршневых машин. Этими силами нужно было уничтожить 14 египетских аэродромов, на которых находилось примерно 400 самолетов, а потом еще сохранить достаточно сил, чтобы расправиться с сирийскими, иорданскими и иракскими ВВС, которые в сумме имели >200 самолетов.
Сверху Fouga СМ.170 Magister — учебно-боевой небронированный самолет. В ходе войны использовался в качестве штурмовика. Внизу самый современный самолет в ВВС Израиля — Мираж III
Израильтяне решили нивелировать численное превосходство противника за счет ускоренной подготовки самолетов к повторному вылету. Если арабам для заправки и пополнения боекомплекта требовалось около двух часов, то евреи, работая в стиле питстопов из формулы 1, умудрялись управиться за 7.5 минут. Летчики, бомбившие удаленные базы в районе Суэца, действовали по следующему графику:
• Время на полет к цели 22.5 мин
• Пребывание над целью 7.5 мин
• Возвращение на базу 20 мин
• Заправка, техосмотр 7.5 мин
Итого: 57.5 минут
Столь быстрая подготовка к повторному вылету позволяла устроить над египетскими аэродромами полноценную карусель. Первая волна, отбомбившаяся по египетским позициям, уже через час могла вернуться обратно и нанести новый удар. Учитывая, что волны шли с интервалом в 20 минут, над египетскими аэродромами почти постоянно висела хотя бы одна пара израильских самолетов.
Как евреи добились такого результата? Как они избежали серьезных потерь от отказа техники? Как летчики не падали в обморок, совершив по 5-8 вылетов в первый день войны? Я хз, спрашивайте Аллаха, мб он в курсе!
Итак, наступило 5 июня 1967 года. В 7:45 (по израильскому времени) первые израильские самолеты нанесли удар по египетским базам.
Почему в 7:45, а не на рассвете или хотя бы в 7:40? Для выбора этого времени существует аж 4 причины:
1) Обычно подобные удары наносятся на рассвете и именно в этот момент силы ПВО и патрульные истребители находятся в максимальной боеготовности. Почему накануне войны арабские войска не находились в повышенной боеготовности 24 на 7? Пфф, ну это же арабы!
2) Если бы удар наносился на рассвете, то еврейским пилотам пришлось бы проснуться примерно в полночь, т.е. лечь спать раньше обычного. Подобное изменение в распорядке дня не прошло бы незамеченным и существовал риск утечки информации. А так, пилоты узнали о цели операции в 4 часа утра, когда их разбудили по тревоге. И летчики выспались, и утечки не произошло.
3) По утрам над Нилом стелется туман, значительно затрудняющий обзор. Ближе к 8 утра он рассеивается.
4) Евреи знали распорядок дня на всех египетских авиабазах. Также они знали, что значительная часть офицеров проживает не в казармах, а в квартирах в черте города и приезжает на службу к 9. В Египте другой часовой пояс, т.е. в момент первой атаки там 8:45 и значительная часть персонала еще не доехала до базы.
3 МиГ-21 уничтоженных израильским Миражом. Обратите внимание на тень от пролетающего самолета, удар наносился буквально на бреющем полете.
В 7 часов взлетело звено учебных самолетов, имитируя рутинное патрулирование и ведя переговоры по открытому каналу. А уже в 7:45 евреи наносят свой первый удар по основным египетским аэродромам (смотри карту первой картинке). На каждый из аэродромов нападали по 2 пары самолетов, основной задачей которых было уничтожение ВПП и дежурных египетских самолетов, стоящих на рулежных дорожках. Египетские РЛС (расположение которых было досконально известно) были ослеплены средствам РЭБ. При этом, если прифронтовые аэродромы атаковались бесхитростно, прямо через границу (арабы все равно не успевали среагировать, подлетное время – меньше 7 минут), то самолеты, атаковавшие удаленные базы в районе Суэцкого канала и долины Нила, двигались над Средиземным морем на сверхмалой (20 метров!!!) высоте и лишь в районе Александрии они повернули в сторону египетских авиабаз. Египтяне не смогли вовремя засечь низколетящие цели в условиях сильных помех.
Израильские самолеты на сверхмалой высоте над Средиземным морем
Направление ударов авиации Израиля по основным авиабазам Египта
Итак, евреи буквально за 10 минут выводят из строя основные ВПП египтян. Сбивают в воздухе 4 патрульных истребителя и еще некоторое количество выбивают на земле. Конечно же столь малыми силами (по 4-6 самолетов на авиабазу в первой волне) полностью вывести из строя авиацию Египта было нельзя. Где-то не до конца уничтожили ВПП, где-то остались целые истребители на рулежных дорожках… Конечно же первый удар был мощным и стоил египтянам ~50 уничтоженных самолетов, но он не был смертельным. Если бы они успели поднять в воздух хоть какие-то самолеты, привести в боевую готовность силы ПВО, подготовиться ко второй волне атакующих – возможно, война пошла бы совершенно по-другому. Но это же арабы…
Результаты удара по аэродрому Бир Гифгара
Когда первая волна израильской авиации уничтожала ВПП, вторая волна была уже в пути, а третья поднималась в воздух. Эти волны были разделены интервалами в 10-20 минут, в зависимости от удаленности аэродрома. Вторая волна также не встретила существенного сопротивления. По разным данным в воздух успели подняться от 2 до 5 египетских самолетов. И только третья волна (наполовину состоящая из учебно-боевых самолетов, чья боевая мощь вызывает определенные сомнения) получила существенный отпор и то, в основном от зенитных орудий, а не от батарей зенитных ракет с-75. С ракетными комплексами у египтян вообще не заладилось, пока в Египет не приехала в полном составе 18-я особая зенитно-ракетная дивизия СА, наладить эффективную ПВО у них не получалось).
Захваченные позиции египетских ЗРК С-75.
Египтяне почти не пытались поднять в воздух уцелевшие самолеты с рулежных дорожек, а работы по починке поврежденных полос начались далеко не сразу. Самый лол в том, что евреи немножко облажались с планом и по двум аэродромам они отбомбились раньше времени (7:35 здесь и дальше указывается израильское время), а по двум особенно удаленным чуть позже (7:55). Че, думаете над этими двумя аэродромами их встретили египетские летчики, спешно поднятые по тревоге? Неа, не угадали, никто не догадался доложить о нападении наверх.
Уничтоженный на земле МиГ-21
К 9:00 египетские ВВС были фактически разгромлены, были потеряны более 250 самолетов, все базы выведены из строя, большая часть РЛС уничтожена. Потери евреев были гораздо скромнее, 10-15 самолетов.
Ладно, египетские ВВС вне игры, но ведь остаются еще сирийцы, иорданцы и иракцы (в сумме 200+ современных самолетов), и уж их-то не застать врасплох! Ах, да, это же арабы, совсем забыл. Около 12:00 до сирийцев и иорданцев доходят новости о том, что их союзника мочат, но они пока что не представляют весь масштаб происходящего пиздеца. Собственно, даже сам Насер не вполне понимал, что происходит. Сирийские и иорданские ВВС наносят удар по близлежащим израильским аэродромам силами 20 самолетов (в сумме!). Чем занимаются остальные их ВВС? Да черт его знает! Имхо, конспирологическая версия о том, что на самом деле арабы значительно завышали численность своих войск и усиленно занимались распилом на паях с советскими генералами мб и не такая уж и безумная…
Записи ударов по ВПП и воздушных боев с фотопулеметов израильских самолетов. Уникальный документ, обязательно просмотрите, чтобы прочувствовать атмосферу.
Результатом этого удара был 1 уничтоженный израильский транспортник, зато у Израиля были развязаны руки и следующий удар был нанесен по Иордании и Сирии. Только утром следующего дня в бой вступает иракская авиация. Что она делает? Правильно, бомбит мирное население в Нетании… Мб это была многоходовочка и иракцы заманивали евреев, а сами подготовили мощную ПВО на своих аэродромах? Неа, евреи уничтожают основную иракскую авиабазу с минимальными потерями, а в ходе первых двух волн налетов не было зафиксировано НИ ОДНОГО выстрела с земли, а в небе не было НИ ОДНОГО дежурного самолета…
К утру второго дня войны евреи уничтожили 416 самолетов, а сами потеряли 26.
При этом почти все потери евреев были от огня 23 мм зенитных установок и из-за технических неполадок. За всю войну зенитными ракетами было сбито 2 самолета. На это египтянам потребовалось 23 запуска! Чтобы было понятно, во Вьетнаме в то же время на 1 сбитый самолет уходило 2-3 ракеты…
Правда иногда в арабах просыпался дух старой школы и они показывали евреям, что их рано сбрасывать со счетов. Так, например, иракский пилот Ту-16 по имени Хуссейн Мохаммад Хуссейни направил свой горящий самолет прямо на израильскую военную базу. В результате взрыва погибло 14 израильских солдат и еще 8 было ранено. Фактически на счету этого иракского пилота 2% всех израильских потерь в войне. Очень неплохо!
Но все же, этот подвиг был скорее исключением из правила. Большинство арабских летчиков буквально разбегалось с аэродромов после первых же израильских ударов.
Удар по авиабазе Абу Сувейра
Итак, диспозиция на утро второго дня войны:
1) Арабские ВВС уничтожены
2) Арабские РЛС выведены из строя и ПВО фактически ослепло, противодействовать израильским ВВС могут только малокалиберные ЗУ (сбить из которых реактивный самолет – задача весьма нетривиальная)
3) Израильские ВВС сохранили 90% своего боевого потенциала и готовы раздавать люлей в тепличных условиях
Список потерь арабских ВВС за первые 2 дня войны
При таких условиях любой здравомыслящий правитель сразу же побежит жаловаться в ООН и требовать немедленного прекращения огня. Вот только арабы еще не успели оценить всю тяжесть ситуации. Насеру вообще докладывали, что египетская авиация ночью разбомбила Тель-Авив, а израильские ВВС уничтожены… Даже когда арабам стал понятен масштаб произошедшего разгрома, они отказывались признавать, что проиграли Израилю и стали винить во всем американцев и англичан.
Так на второй день войны (вторник 6.06) состоялся примечательный разговор между президентом Египта и королем Иордании. Приведу его целиком, ибо это эпик:
— Насер: Как поживаете? Я хочу узнать у брата, продолжаются ли бои на всем протяжении фронта. Угодно ли будет Вашему Величеству сделать заявление об участии американцев и англичан?
— Хусейн: (Неясный ответ).
— Насер: Алло, упомянем ли мы США и Англию или только США?
— Хусейн: США и Англию.
— Насер: Есть ли у англичан авианосцы?
— Хусейн: (Неясный ответ).
— Насер: Ладно. Король Хусейн сделает заявление, и я сделаю заявление.
— Насер: Мы ввели в бой все свои силы, и на всех фронтах мы сражались в продолжение всей ночи, и если у нас какие-то трудности, то это ничего не значит, мы победим вопреки им. С нами Бог. Угодно ли Вашему Величеству сделать заявление об участии американцев и англичан?
— Хусейн: (Неясный ответ).
— Насер: Ей-Богу, я говорю, что сделаю заявление, и вы сделаете заявление, и мы позаботимся, чтобы сирийцы сделали заявление об участии в нападении на нас американских и британских самолетов, базирующихся на авианосцах. Мы сделаем заявление. Мы обратим внимание на это. Все будет в полном порядке.
— Хусейн: Хорошо. Я согласен.
— Насер: Тысяча благодарностей. Не падайте духом. Мы с вами всем сердцем, наши самолеты летают сегодня над Израилем, наши самолеты с утра наносят удары по израильским авиабазам.
Стоит ли говорить, что во вторник над Ближним Востоком летали только израильские самолеты? Несмотря на это арабы отказывались признавать поражение. Так что впереди еще 4 дня войны, арабам предстояло испить чашу унижений до дна.
Израильские летчики смотрят на тебя, как на арабские ВВС
Источник: Cat_Cat Автор: Соцкий Александр (@adikob, )
Личный тег автора в ВК — #Соцкий@catx2
Продолжение следует...
Читайте также:
Рождение НАТО. Разборки между красными и синими в 1950-х
Лига историков
15.1K постов51.8K подписчиков
Правила сообщества
Для авторов
Приветствуются:
- уважение к читателю и открытость
- регулярность и качество публикаций
- умение учить и учиться
Не рекомендуются:
- бездумный конвейер копипасты
- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации
- чрезмерная политизированность
- простановка тега [моё] на компиляционных постах
- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты
- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)
Для читателей
Приветствуются:
- дискуссии на тему постов
- уважение к труду автора
- конструктивная критика
Не рекомендуются:
- личные оскорбления и провокации
- неподкрепленные фактами утверждения